Конспект урока по математике Противоположные числа. Модуль числа. (6 класс)


ТЕМА УРОКА: Противоположные числа. Модуль числа.
ТИП УРОКА: урок изучения нового материала с применением информационных технологий.
Оборудование: доска, проектор, компьютер.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
Предметные ввести и определить понятия «модуль», «противоположные числа»;
ознакомить со свойствами модуля; свойствами противоположных чисел; отрабатать умение находить модуль и применять свойства модуля.
Познавательные извлечение необходимой информации из прослушанного материала;
структурирование информации в виде записи выводов и определений.
Коммуникативные эффективное сотрудничество и умение способствовать продуктивной кооперации.
Личностные умение правильно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи.
Ход урока:
Организационный момент.
Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. И обращает внимание учащихся на доску, на которой написаны следующие слова:
«Я сегодня  быстро встал,
В школу рано прибежал.
Очень я хочу учиться,
Не лениться, а трудиться»
Учащиеся готовы к началу работы. Настраиваются на успех.
Этап актуализации знаний.
Учитель: Новые знания нам будет очень трудно осваивать без повторения уже добытых знаний, поэтому начнем урок с повторения того, что мы уже знаем.
Учащиеся внимательно слушают учителя и отвечают на вопросы.
Определим какие координаты имеют точки А ,В и С?
Называют координаты точек

Какая прямая называется координатной прямой?
Дают определение координатной прямой.
На каждом уроке вы, ребята, приобретаете новые знания, которые когда-то открыли великие математики. Знания, полученные сегодня, помогут вам в дальнейшем при изучении многих тем не только в курсе математики, но и при изучении нового курса, который называется алгебра. Чтобы узнать тему урока, решите ребус.

Учащиеся решают ребус и называют тему урока.
Исходя из названия темы, давайте сформулируем цель нашего урока.
Учащиеся формулируют цели урока:
узнать, что такое модуль; 
изучить свойства модуля;
научиться использовать эти понятие при решении задач.
Для того чтобы достичь цели урока, какие задачи нам надо поставить?
Учащиеся ставят задачи:
изучить материал учебника по этой теме;
внимательно слушать учителя;
делать необходимые записи в тетрадях.
Где можно узнать информацию по данной теме?
Учащиеся называют источники информации: учебник, учитель.
Этап изучения нового материала.
Построим координатную прямую; что нужно, чтобы такая прямая существовала? (начало отсчета, положительное направление, единичный отрезок).
Строят координатную прямую и отмечают на ней точки.
Задание 1. Отметим на координатной прямой точки А(9), В(-7). Найдем расстояние от начала отсчета до каждой из точки.
точка координата отрезок расстояние (в единичных отрезках)
А 9 ОА 9
В -7 ОВ 7
Находят расстояние от начала отсчета до каждой точки.
Для такого расстояния придумано специальное название - модуль.
На странице 47 учебника найдите определение модуля и прочитайте
Модулем числа a называют расстояние (в единичных отрезках) от начала отсчета до точки А(a).
Пишут: |-7|=7; |13|=13,|-27|=27, |-55|=55. Читают: "Модуль числа 13 равен 13. Модуль числа -7 равен 7 и т.д. ".
Задание 2. На координатной прямой, изображенной на доске, найдите модули чисел 3 и -3. Сделайте вывод.
|3|=3, |-3|=3
Ученики выполняют задание. Делают вывод. Записывают вывод в тетрадь.
Число 3 положительное, а его модуль? (Модуль положительного числа равен самому этому числу, т.е. если a - положительное, то |a|=а).
Число -3 – отрицательное, а его модуль? Сделайте вывод? (Модуль отрицательного числа равен числу без знака, т.е. если a - отрицательное, то |a|= - а).
А чему равен модуль нуля? |0|=0. (Модуль нуля равен нулю.)
Задание 4. Брейн-ринг:
Каким числом не может быть модуль числа?
Чему равен модуль положительного числа?
Чему равен модуль отрицательного числа?
Чему равен модуль 0?
Задание 5. Даны числа:

Назовите отрицательные, положительные, натуральные, дробные числа, целые числа.
Учащиеся выполняют задание самостоятельно в тетрадях.
Задание 6. Пусть нам надо выйти из точки и пройти путь в 6км, начиная с точки 3 в обратную сторону (1км = 1 ед.отрезку). В какую точку мы попадём? (ответ: -3) Почему? (от точки начала движения отсчитали влево 6 ед. отрезков)
Как вы думаете как же мы назовем такие числа? (учащиеся предлагают свои варианты)
Значит, числа 6 и -6 будут противоположными. Попробуйте сформулировать определение, какие же числа называются противоположными.
Найдем в учебнике определения противоположных чисел (стр. 48)
Определение: Два числа, отличающиеся друг от друга только знаками, но имеющие одинаковые модули называются противоположными.
Этап закрепления знаний.
Работа с учебником. Стр. 49 №222, 224
Этап физминутки.
Учитель. Какие вы все сегодня красивые, нарядные? Дайте-ка, я на вас погляжу в полный рост. Встаньте, пожалуйста. Я называю число. Если оно отрицательное, вы приседаете. Если оно положительное, вы подпрыгиваете.
Учащиеся выполняют упражнение.
Этап закрепление изученного материала
Заполните пустые клетки в таблице
а 4 0 6
-а -3 -5 -2 -1 Учащиеся осмысливают и приступают применять новый способ решения на практике.
Делают записи в тетрадь. После выполнения задания сверяют с доской. Один из учеников решает у доски с комментарием.
Этап подведение итогов. Домашнее задание.
18. Учитель: Итак, наш урок подходит к концу, сначала запишем домашнее задание, затем подведем итоги.
- На доске: Домашнее задание: п. 2.29(стр. 47-48), выучить правила. № 218, 223.
Ребята записывают домашнее задание в дневниках.
- А теперь подведем итоги:
Что мы хотели узнать?
Что мы узнали?
На все ли вопросы мы получили ответы?
19. Выставление оценок.
Всем спасибо за урок!