Мастер-класс Воспитание патриотизма и гражданственности на уроках в начальной школе


Мастер – класс
Добрый день, уважаемые члены жюри и коллеги!
Хочу начать своё выступление с поздравлений с праздником! Спросите с каким?
Я отвечу…
Слайд 2.
- Сегодня Всемирный день супруга;
- В этот день празднуют именины Иван, Афанасий, Василий.
Слайд 3.
«Праздник нужно всегда носить с собой», - говорил всем известный Хемингуэй. Что мы и делаем с вами, уважаемые коллеги.
Я чувствую, что кабинет наш наполнен хорошим настроением и положительной энергией. Солнце светит сегодня для каждого, кто собрался в этом зале, несмотря на то, что на улице морозно, погода нас не балует, у каждого из нас есть своя погода, погода нашей души. Давайте посмотрим, какой прогноз на сегодняшний день у нас,если на душе солнечно и без осадков, то улыбнитесь мне. А теперь улыбнитесь друг другу.
Вижу поддержку в ваших глазах, нас сегодня объединяют общие цели,то есть смело могу сказать: «Нам по пути».
Этой мысли мы будем придерживаться в течение всего мастер-класса.
Говоря о разных странах перед нами всплывают разные образы.
Слайд 4
Называя Японию представляем себе пагоды, цветущую сакуру, священную гору Фудзияму, говоря о Мексике – сомбреро, ковбоев и весёлый карнавал. А мы живём в замечательной стране - России. В чём вы видите образ России ?Для меня это русская берёза,а для вас………( медведь, матрёшка,платок, снег, самовар, трели соловья, ромашки и многое другое )
Чувство гордости за нашу прекрасную Родину переполняет сегодня сердце каждого учителя. Воспитание гражданина в современной школе реализуется, прежде всего, через систему форм и методов гражданского образования и воспитания. В ходе нашей работы я раскрою тему :Слайд 5.
«Воспитание патриотизма и гражданственности на уроках в начальной школе», поделюсь с вами теми приёмами и методами, которые формируют патриотическое чувство у подрастающего поколения.
Насладитесь просторами нашей родной страны, перед вами сейчас предстанут ещё несколько образов России.
Слайд 6.
А теперь , представьте , что вы смотрели не просто иллюстрации, а слушали песню. Какую вы слышите песню?………..
Слайд 7
А я предлагаю прослушать песню «Над Россией солнце светит» (Музыка:В.Локтев Слова: О.Высотская) На уроках музыки в начальной школе всегда есть возможность не просто разучивать сухой текст, а именно так, через образы , картинки, видеть смысл и содержание. Иногда даю своим ребятам самостоятельно подобрать пейзажные зарисовки и картинки по содержанию песни.
Всё это необходимо делать просто потому, что чудодейственная сила искусства влияет на чувства, через них прокладывая путь к разуму, к пониманию, выводам. Разве можно быть равнодушным к тому, что огромные духовные богатства, накопленные человечеством в области музыки, остануться хоть кому- нибудь недоступными.
Ребёнок будет любить свою Родину, все её сокровища, в нём разовьётся драгоценная способность воспринимать прекрасное, если дать ему возможность познавать этот мир.
Литературное чтение один из предметов , который позволяет формировать чувства патриотизма и гражданственности у детей. Я бы рекомендовала оформить уголок юного читателя. Назвать его можно по-разному: «Земля- моя родная» или «Нет Отчизны милей», если у ребёнка всегда перед глазами будут произведения, повествующие о прекрасных просторах земли, о её богатствах, о её красоте, то такой образ навсегда останется в памяти. Среди множества книг всегда можно найти те, которые расскажут о родной земле.
Слайд 8
Современному обществу нужны мыслящие люди, но люди перестают мыслить, когда перестают читать - говорил ещё Дени Дидро- французский философ и писатель.
Уроки жизни можно получить и из старых мультфильмов и художественных фильмов. Не бойтесь ребятам на уроках несколько минут уделить просмотру. Я вам сейчас предлагаю вернуться в детство.
Слайд 9
( Мультфильм «Весенняя сказка» отрывок)
Как гусь называет свою родную сторону? ( превосходной). Каким прилагательным вы выразили своё отношение к родной земле?.........(необъятная, великая, могучая, родная…)
Ответы ребят тоже разнообразны, но наполнены уважением и любовью к России.
После просмотра мультфильма я проводила анкетирование. На вопрос: хотел бы ты жить за границей, двое моих учащихся написали,что хотели бы просто повидать мир, один хотел побывать в Париже, а другой в Нью-Йорке,и то на время, а потом вернуться к маме и папе. Ведь для них родители – сейчас это тоже образ Родины.
Слайд 10.
Нужно давать детям возможность чаще писать письма кому угодно, да хоть русской матрёшке, да той же ёлочке в русском зимнем лесу, солнышку, которое улыбается каждое утро и радует нас. На листе бумаги дети без стеснения , с лёгкостью строят свои мысли. Давайте вместе напишем письмо русской берёзке.
Слайд 11
Я начну - Здравствуй, белоствольная берёзка. Предлагаю вам продолжить своё письмо. …. (слайд) ( Я жду с нетерпением весны, когда появятся первые листочки на твоих ветвях. А летом я буду отдыхать , если ты не против, в прохладе от тени твоих ветвей.)
Существует истина: всё начинается с детства-мысли, поступки, дела. Мы готовим детей к самостоятельной жизни,ребёнок должен перешагнуть порог совершеннолетия с уже развитыми духовными потребностями с гражданской позицией. Второго варианта ведь жизни не будет и это должен понимать любой человек. И мы - взрослые должны сделать всё, чтобы внутренний мир растущего человека одухотворял каждый день и каждую минуту его жизни.
Слайд 12
Общение детей в семье, в группе сверстников, их увлечения, внеурочная деятельность, кружковая работа, внеклассные мероприятия, спортивные секции- всё это не просто времяпрепровождение, а деятельность – развивающая, приносящая радость открытий. Теперь не только школа -источник знаний, вне её стен ребёнок получает всё больше информации.
Человек меняется и помогают ему в этом увлечения.Если , конечно в этих увлечениях,главное, исследовательский интерес. Исследовать можно всё ,даже биографию одного слова. Биографию какого бы слова мы с вами исследовали, относительно темы нашего мастер- класса…………. (Родина, Россия, патриот..)
Слайд 13
Такие задания помогают сблизиться с русской речью, что немаловажно в воспитании гражданина и патриота Родины.
Слайд 14
Празднование таких государственных праздников , как 12 июня, 12 декабря,23 февраля,9 мая не обходятся без чествования наших символов, без воспоминаний исторических событий , без красивых стихов и много другого.
Поучительными для детей могут быть притчи, которые сейчас благодаря интернет ресурсам не составляет труда найти на любую тему. К нашему мастер – классу я приготовила притчу «О Родине»
Слайд 15

Притча о Родине
 Слайд Жил Человек там, где родился. И, вот, захотелось ему взглянуть на белый свет, найти райскую страну, где всем живется весело и богато.Слайд Отправился он за тридевять земель. Прибыл в страну, о которой мечтал и стал там жить.Жилось ему там не хуже, чем в родных краях, а в чем-то может и лучше. Слайд Места там были красивые, хоромы прекрасные, одежды носил он царские, за столами сиживал богатыми…  Но для счастья ему всегда чего-то не хватало.Просила его душа, о чем-то, но понять Он ее не мог и не знал, чего же ему не достает в тридевятом царстве. Слайд Как-то лунной ночью не спалось ему, думы думались, ответы на вопросы все искались, да в душе своей разобраться хотелось.Вдруг, слышит Он тихий, серебристый звук колокольчика. Прислушался.- «Ба! Да, это ж не колокольчик! Это ж голос чей-то!» - осенило Его. Еще лучше стал вслушиваться в эти звуки:- «Где родился – там сгодился», - пел тонкий серебристый голосок.Слайд Задумался Человек над словами этой незатейливой песенки. И понял Он, что это его Земля родная к себе зовет, души предков о себе  напоминают.Затосковал Человек по отчей земле, но бросить свой дом, хоромы прекрасные не мог.А тоска все дольше и больше.
Слайд Ничего не хотелось ему с тех пор, кроме родной земли, где могилка его матушки родимой и отца его, где растет рябинка им посаженная, где стоит дом, им построенный…
Бросил Человек тридевятое царство богатоеи отправился туда, куда звала его душа, в родную сторонушку.И зазвенели радостным звоном голоса в душе его, и Солнце ярко освещало его путь, и дорога, словно звала за собой, а сердце радостно билось, как птица, трепеща в груди его, словно предвкушая Счастье, которое не купишь ни за какие богатства мира.Слайд Это был путь на Родину, дорога к себе самому!
После знакомства с притчей необходим анализ, дети начинают задавать вопросы: Почему человеку плохо жилось в тридевятом царстве? Почему он хотел на Родину?А вы, уважаемые коллеги, считаете себя патриотами своей страны? Почему? .............
Слайд 16Только впитав в себя весь накопленный людьми внутренний свет можно рассмотреть лежащую перед тобой дорогу. А какая это будет дорога решать каждому из нас.Я бы предложила , что это дорога к счастью . Как бы вы назвали свою дорогу……………….( дорога в будущее, дорога добра…..)
Главное , чтобы это были шаги в постоянной работе ума и сердца!
И ответ на вопрос в какой стране я хотела бы жить и быть гражданином для меня прост, конечно же - Россия. Мои ученики со мной солидарны, они передают вам всем привет(видео)
Слайд 17
Слайд 18А закончить мастер- класс , хочу словами:
Я так люблю простор страны своей,
Хоть далека она от совершенства,
Хочу, чтоб испытали люди в ней
Любовь большую ,счастье и блаженство.
Спасибо за внимание!