разработка урока Растения и животные пустынь


Тема урока: Растения и животные пустынь
Цель: познакомить с видами пустынь, животным и растительным миром пустынь Казахстана.
Задачи урока:
- углубить знания о природных объединениях живых организмов и жизнедеятельности растений и животных в пустынных и засушливых зонах;
-развивать познавательную активность память, мышление, связную речь, кругозор;
-воспитывать бережное отношение к природе, к животному и растительному миру.
Тип урока: объяснение материала
Методы, приемы: наглядный, поисковый, репродуктивный, игровой
Оборудование: проектор, компьютер, экран, учебник, тетрадь, цветные тюльпанчики (для оценивания своего настроения). Ход урока.
1. Орг. момент.
Сообщение темы и цели урока
- Сегодня на уроке мы будем говорить о пустынях; какие бывают пустыни; какие животные обитают в пустынях, а также будем говорить о растительности пустынь. И все наши наблюдения будем вносить в таблицу, которая начерчена у вас в тетради.
- Но перед тем, как начать работу, я попрошу вас всех выйти к доске и взять один из тюльпанчиков (цвет выберите сами, тюльпаны трёх цветов: красный, оранжевый и жёлтый. Каждый цвет означает определённое настроение). 2. Проверка домашнего задания (фронтальный опрос).
- О какой природной зоне идёт речь в стихотворении С. Никитина? Послушайте.
На все стороны путь:
Ни лесочка, ни гор!
Необъятная гладь!
Неоглядный простор! (Степь)
- По каким признакам вы определили, что это степь?
-Что такое степь?
-Каким цветом закрашена степь на карте? (тёмно- жёлтым)
- Как называются голые места в степи? (такыры)
-Какого размера бывают растения в степи? (низкорослые и редкие)
-А почему? (из-за того, что талые воды и дождевая вода не скапливаются, степь быстро высыхает).
-А что можете сказать о животных? (Быстро бегают, обладают защитной окраской, делают норы в земле, гнёзда птиц расположены на земле).
Б) Индивидуальная работа по карточкам.
3. Работа по теме
1) Итак, мы начинаем своё путешествие по пустыням.(учитель читает стихотворение)
Солнечный, жаркий
Жёлтый поток.
Льётся в пустыне
На жёлтый песок.
В воздухе жёлтом и плотном, как мёд,
Жёлтая птица неслышно плывёт.
-Какой цвет в этом стихотворении использует автор? (жёлтый)
-Почему жёлтый? (Потому что солнце жёлтое, песок жёлтый, и всё отражается в жёлтом цвете)
2) ПУСТЫНЯ - это жёлтое и голубое.
Жёлтое - пески под ногами, вокруг, сколько видит глаз.
Голубое- это небо, оно в пустыне такое же неоглядное, как пески.
ПУСТЫНЯ- это пространство, где из-за недостатка воды, воздух и почва сухие, а растительность редкая и скудная.
Самые большие пустыни в мире - это ГОББИ (в Азии), САХАРА (в Африке), КАРАКУМЫ (в Туркмении). Каракумы в переводе означает «Чёрные пески».
В Казахстане есть две крупные пустыни - это КЫЗЫЛКУМ и МОИНКУМ, они относятся к песчаным пустыням. Пустыня КЫЗЫЛКУМ находится в долине Сырдарьи, а МОИНКУМ в долине реки Чу.
3) На карте пустыня изображена жёлтым цветом точками. (показ на карте)
4) Существует 4 вида пустынь.
Первый вид - это ПЕСЧАННАЯ пустыня. Поверхность песчаных пустынь холмистая. Часто встречаются холмы высотой от 3 до 8 метров, такие холмы называются БАРХАНАМИ. Образуются барханы при движении песков под действием ветра. Одна сторона бархана пологая, другая- крутая. Барханы постоянно передвигаются, засыпая деревья, кустарники. Но растения оказавшиеся под песком, выпускают новые корни и продолжают расти. Поэтому движение барханов можно остановить, если посадить много деревьев.
Второй вид- это ГЛИНИСТАЯ пустыня. Её поверхность в основном ровная. Намокшая от зимних и весенних дождей, летом глина от жары растекается на отдельные плитки, которые настолько тверды, что даже не ломаются под ногами такого крупного животного, как верблюд.
Третий вид - это СОЛОНЧАКОВАЯ пустыня. Словно белые снежные поля, чудом сохранившиеся среди зноя, лежат под жарким солнцем пустыни солончаки. В этих местах не глубоко залегают грунтовые воды. Постоянно испаряясь, они и выносят на поверхность земли соль. Но сквозь белую корку соли кое-где пробиваются живущие пустынные растения- солянки.
И ещё об одном виде пустынь - это КАМЕНИСТАЯ. В ней лишь чёрные камни, рассыпавшиеся скалы. Но и в такой пустыне растут растения.
5) Работа в тетрадях (заполняем в таблицу названия пустынь, затем записываем отличия).
6) Следующий вопрос, это климатические условия (погода).
Лето в пустыне продолжается 5 месяцев, оно безоблачное и жаркое. Средняя температура +30 градусов, местами жара доходит до +50 градусов в тени. Днём земля прогревается до +70 градусов (в раскалённом песке можно испечь яйцо). Зима по сравнению с летом суровая, длится она 2-3 месяца. Средняя зимняя температура – 12 градусов. Снега практически нет.
7) Работа в тетрадях (запись о климатических условиях).
8) Чтение текста в учебнике по теме стр. 54 - 55
9) Вопросы по восприятию о прочитанном.
-Что такое пустыня?
-Что могут делать пески при движении?
10) А вот как вы думаете, много ли растений произрастает в пустыне? (ответ)
Только ранней весной пустыня (как и степь) покрыта яркими, цветущими растениями, т.к. в это время года повышается уровень воды в реках, за счёт осадков, таяния снега. Пока не исчезла весенняя влага и не наступила сильная жара, цветут тюльпаны, ирисы, маки. Но вся эта красота длится около месяца. В пустыне можно встретить только растения, способные переносить длительную засуху.
- А можете ли вы сказать, за счёт чего живут растения? (их корни уходят глубоко в землю, и за счёт приспособляемости). Листья этих растений мелкие, что уменьшает испарение влаги, у некоторых растений вместо листьев - колючки.
Самое распространённое дерево- саксаул, песчаная акация и верблюжья колючка.
Выборочное чтение текста в учебнике (о растениях)
11) С некоторыми животными пустынь я думаю, что вы уже знакомы.
- О ком, как вы думаете, я веду речь? (верблюды)
-А почему в пустыне могут жить сайгаки и джейраны? (очень быстро бегают и добираются до водоёма).
4. Рефлексия.
-Что вам понравилось сегодня на уроке?
-С каким настроением вы подошли к концу урока?(на другой стороне доски дети снова приклеивают тюльпанчики).И можно будет сравнить, каких стало больше, а каких меньше.
5. Д/З стр. 54 – 55 читать, готовить сообщение:
1 вариант – растение пустыни
2 вариант – животное пустыни