Разработка урока по познанию мира на тему Пустыни. Растения и животные пустынь


Тема: «Пустыни. Растения и животные пустынь»
Цель: познакомить с видами пустынь, животным и растительным миром пустынь Казахстана. Задачи:
- знать виды пустынь, особенности животного и растительного мира пустынь;
- уметь давать характеристики особенностям растительного и животного мира пустынь; уметь показывать зону пустынь на карте Казахстана;
- научиться называть приспособленности растительного и животного мира пустынь, называть их отличительные особенности;
- развивать познавательную активность память, критическое мышление, связную речь, кругозор;
- воспитывать бережное отношение к природе, к животному и растительному миру, умение работать в группе и паре.Оборудование: компьютер, учебник, энциклопедия, карточки с дополнительным материалом, задания для групп, тесты, тетрадь, листы самооценки.
№ Этапы Деятельность учителя Деятельность учащихся
1 Вызов Психологический настрой.
Давайте создадим на уроке доброжелательную атмосферу. У вас на партах лежат цветы «радости». Это не просто цветочки, они с секретом. Возьмите их в руки, переверните их, и увидите, в чём секрет. А заключается он в том, как нужно сегодня поприветствовать друг друга.
-У кого нарисована улыбка – улыбнитесь другу.
- У кого нарисовано сердечко – обними друга.
-У кого нарисовано солнышко – скажите доброе слово.
Спасибо! Молодцы! Теперь мы можем с хорошим настроением работать на уроке.
 
Деление на группы.
- Сегодня я предлагаю вам разделиться на группы следующим образом. " Разрезные открытки" (природные зоны)
Раздайте части картинок и собрав целые вы сможете найти друг друга и объединиться в группы. Слушают притчу, анализируют, желают своим товарищам удачи на уроке.
Собирают разрезную картинку, объединяются в три группы, рассаживаются по местам.
Проверка д/з 1.А) - О какой природной зоне идёт речь в стихотворении С. Никитина? Послушайте. На все стороны путь: Ни лесочка, ни гор! Необъятная гладь! Неоглядный простор! (Степь)
1. «Горячий стул» 2- Прочитайте утверждения.
- Обведите ответ.
1. В сухой степи талая и дождевая вода не скапливается, и степь быстро высыхает. Да. Нет.
2. Степь –ровное, безлесное пространство, покрытое растительностью . Да. Нет.
3. Наиболее распространённое растение степей – саксаул. Да.  Нет. ковыль
4. Растения в степи низкорослые и редкие.  Да. Нет.
5. Самое лучшее время года в степи – лето. Да. Нет.
6.Сухие степи используют в основном для пастбищ, пахотные –для выращивания зерновых. Да. Нет.
7.В степи нет ящериц и змей. Да. Нет.
8. Степные птицы обычно вьют гнёзда на деревьях. Да. Нет.
9. Самые многочисленные представители животного мира степей -насекомые Да. Нет.
10. В степи обитают грызуны Да. Нет.
Ответы на вопросы, баллы за каждый правильный ответ.
Дети задают тонкие и толстые вопросы, подготовленные дома.
Самостоятельная работа, взаимопроверка в парах, сравнение ответа с доской, выставление оценок по критериям.
2. Осмысление.
А) мотивация к деятельности
Б) усвоение содержания темы
Организация самостоятельного усвоения учащимися новой теме
В) работа в группе
Первичная проверка понимания
1.-Сегодня мы продолжим наше путешествие по природным зонам, интересно куда мы попадем сегодня?
Сейчас, я предлагаю разгадать вам ребус

Правильно ребята, а
вот так выглядят пустыня (показ слайдов).
Давайте обратимся к карте. Что она расскажет нам о пустыне?
(карточки - «помогайки»:
Географическое положение зоны пустынь.
В каком тепловом поясе расположена зона пустынь.
Поверхность земли в пустыне.)
Найдите где на карте расположились пустыни Казахстана? Верно, в Казахстане есть две крупные пустыни- это КЫЗЫЛКУМ и МОИНКУМ, они относятся к песчаным пустыням. Пустыня КЫЗЫЛКУМ находится в долине Сырдарьи, а МОИНКУМ в долине реки Чу.
-Как вы думаете, что мы должны будем знать в конце нашего урока?
«Снежный ком»
Задание для группы А
Прочитай текст в учебнике. Обсудите в группе . На листах запишите определение :что такое пустыня? Определите виды пустынь.
Задание для группы Б
Прочитайте текст в учебнике о растительном мире пустынь, обсудите в группе. Определите группы растений, которые произрастают в пустыне и представьте ее на листе. Выяви их особенности.
Задание для группы В
Прочитайте текст в учебнике о животном мире пустынь и определите группы животных, которые обитают в пустынях и представьте ее на листе. Назовите их особенности
-

Посмотрим, как мы запомнили новый материал. Графический диктант (+,-) на обратной стороне таблицы.
Графический диктант:
Пустыня – это пространство, где из-за недостатка воды воздух и почва сухие, а растительность редкая и скудная. (+)
Весной пустыня усыпана разнообразной растительностью (+)
Места с довольно пышной растительностью называются барханы. (-)
Зимой в пустыне никогда не выпадает снег. (-)
Растения пустынь и полупустынь приспособились к недостатку влаги. (+)
Верблюд не может долгое время обходиться без воды и пищи. (-)
Животным пустынь угрожает перегрев, поэтому днем они спасаются от жары в глубоких прохладных норах, прячутся в тени кустарников и камней. (+)
Полынь – основной корм для осенних и зимних пастбищ. (+)
Передали тетрадь соседу справа. Сверяем с доской. Поднимите руки те, у кого не ошибок? 1-2 ошибки?
Сформулировать тему и задачи урока, формулируют:
Знать:
Уметь:
Научиться:
Группа А изучает самостоятельно понятие природной зоны –пустыня.
Группа Б самостоятельно изучает растительный мир пустыни, определяет группы растений.
Группы В – самостоятельно изучает животный мир пустыни, определяет группы животных.
Каждая группа рассказывает о результатах своей работы, представляет свои модели.
Группы защищают свои постеры в других группах «Делегирование» После чего оценивают друг друга по стратегии «Одна звезда, одно пожелание».
Индивидуальная работа, взаимопроверка, оценивание по критериям.
Самостоятельно работают в парах.
3 Рефлексия - Подведем итог урока.
- Какую цель урока мы с вами ставили?
- Справились с поставленными задачами? Критерии проговорить: знаю, умею, научился.
- Оцените свою работу на уроке. «Всё в твоих руках». Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение. Большой – для меня всё было важным и интересным. Указательный – по теме урока я получил (а) конкретную информацию. Средний – мне было трудно. Безымянный – мне было спокойно, комфортно работать на уроке. Мизинец – для меня было недостаточно информации.
На пал
4 Д/з
1) Чтение и пересказ статьи учебника стр. 72- 75
2) Подготовить дополнительный материал об 1 растении или животном пустыни.
3) Составить кроссворд по новой теме о растениях или животных пустынь.
4) Эссе на тему: " Могут ли животные выжить без воды?"