Конспект урока по познанию мира на тему Растения и животные пустынь


Тема: Растения и животные пустынь.
Цель: сформировать представление о пустынях, их особенностях, видах растительности, о животных, которые обитают в пустыне, об особенностях приспособления их к жизни в пустыне, климате.
Задачи:
1.Познакомить с географическим положением зоны пустынь, ее растениями.
2. Обсудить проблемные вопросы, содействовать способности учащихся мыслить критически, нести ответственность за своё поведение в окружающем мире. Развивать речь детей, логику мышления – умение мыслить, рассуждать, делать выводы.
3. Воспитывать уважительное, разумное отношение к экосистеме, учить учащихся изучать информацию и идеи по экологии, чтобы эти знания были полезны в повседневной жизни.
Оборудование: карта природных зон, картины «Животные пустыни», видеофильмы «Животные пустынь», «Растения пустынь».
Ход урока
Организационный момент
Рубрика «Заслушай сообщение»
Ребята делятся своими научными открытиями о растениях и животных степей. Заслушивание сообщений. Дети обязательно указывают литературу, с которой работали.
-Чье сообщение вам больше всего понравилось? Почему?
3. Закрепи свои знания. «Заочное путешествие по пустыне».
- Закройте глаза и представьте себе эту картину.
Солнечный, жаркий,
Желтый поток
Льётся в пустыне
На жёлтый песок.
В воздухе желтом
И плотном, как мёд,
Жёлтая птица неслышно плывет.
- Какой пред вами предстала пустыня?-Что расскажет нам о пустыне наша верная помощница-карта?
А)географическое положение зоны пустынь
Б)поверхность земли в пустыне
В)мое мнение о пустынях (предложения детей)
Вывод.
Особенность растений пустыни в том, что они должны меньше испарять влаги, добывать воду на большой глубине или иметь запас воды. Животные пустыни некрупные, т.к. нужно прятататься от хищников, окраска под цвет песка, ведут ночной образ жизни из-за жары, впадают в спячку, чтобы не есть и не пить.
4. Подтверди свои предположения.
Чтение текста с заданием: учащиеся отмечают знаком +, если предположения подтвердились, знаком -, если узнали что-то новое, ? – хочу узнать больше, затем составляют таблицу:
Я знал + Я узнал- Хочу узнать ?
5. Составить схему – виды пустынь с помощью учителя.

песчаные
Пустыни глинистые
Солоночаковые Каменистые
6. Работа по карте природных зон Казахстана.
Дети под руководством учителя определяют по карте расположение пустынь и наносят их на контурные карты.
7. Закрепление. Дети составляют ассоциации к слову пустыня, определяют значение этого слова, опровергают ошибочное впечатление о пустыне. Главное, дети должны выяснить особенности песчаной растительности: 1. Глубоко проникющие корни, 2. Листья, превратившись в игловидные веточки, покрыты мелкими густыми волосками, или же толстой, как бы восковой кожицей – эпидермисом.
Очень важно провести сравнительный анализ растений пустыни и растений степи, выявить причины, почему растения в пустыне имеют такие листья, корни.
Листья песчаных растений, их корни Листья растений лесостепи Причины
Обсуждение проблемы всем классом:
- Как животные приспосабливаются к условиям жизни в пустыне?
Просмотр кадров из видеофильма «Животные пустынь».
Экологическая задача.
-Почему исчезли джейраны и куланы?
(Если дети затрудняются ответить, то дайте возможность поискать ответы в научной литературе).
Логическая задача.
-Все ли животные могут жить в пустыне?
-От чего зависит жизнь животных?
-Связана ли жизнь животных пустынь с растительностью?
8. Подведение итогов урока.
1. Работа в парах начинается с рубрики «Вспомни».
-Что вы узнали о жизни растений и животных в пустыне?
-Как приспосабливаются они к жизни в пустыне?
2. Составьте таблицу об условиях жизни растений в пустыне.
1-я группа 2-я группа
Благоприятные условия Неблагоприятные условия
Пятистишье.
Пустыня
Приспосабливаются, обитают
Обитающие, длинные, пустынные
Пустыня красива весной.
Жизнь
9. Дома. Чтение текста «Растения и животные пустынь».
Прочитать в книгах о природе и жизни животных и растений в пустыне. Рассказать об этом детям.