Конспект урока по познанию мира 7 модулей Растения и животные пустынь Казахстана


Познание мира. - 22 декабря
4 класс
Учитель: Жила Ирина Васильевна
Тема: «Пустыни. Растения и животные пустынь»
Цель: познакомить с видами пустынь, животным и растительным миром пустынь Казахстана. Задачи:
- знать виды пустынь, особенности животного и растительного мира пустынь;
- уметь давать характеристики особенностям растительного и животного мира пустынь; уметь показывать зону пустынь на карте Казахстана;
- научиться называть приспособленности растительного и животного мира пустынь, называть их отличительные особенности;
- развивать познавательную активность память, критическое мышление, связную речь, кругозор;
- воспитывать бережное отношение к природе, к животному и растительному миру, умение работать в группе и паре.Оборудование: компьютер, учебник, энциклопедия, карточки с дополнительным материалом, задания для групп, тесты, тетрадь, листы самооценки.
№ Этапы Деятельность учителя Деятельность учащихся Модули
1 Вызов Психологический настрой.
«Все в твоих руках». Притча. «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках». Я желаю вам удачи, ребята, и уверена в том, что каждый из вас постараться работать на уроке на пять! Все в ваших руках, ребята!
Деление на группы.
- Сегодня я предлагаю вам разделиться на группы следующим образом. " Разрезные открытки" (природные зоны)
Раздайте части картинок и собрав целые вы сможете найти друг друга и объединиться в группы. Слушают притчу, анализируют, желают своим товарищам удачи на уроке.
Собирают разрезную картинку, объединяются в три группы, рассаживаются по местам. Новые подходы
Проверка д/з1.А) - О какой природной зоне идёт речь в стихотворении С. Никитина? Послушайте. На все стороны путь: Ни лесочка, ни гор! Необъятная гладь! Неоглядный простор! (Степь) - По каким признакам вы определили, что это степь? -Что такое степь? -Каким цветом закрашена степь на карте? (Тёмно- жёлтым) - Как называются голые места в степи? (Такыры) -Какого размера бывают растения в степи? (Низкорослые и редкие) -А почему? (Из-за того, что талые воды и дождевая вода не скапливаются, степь быстро высыхает). -А что можете сказать о животных? (Быстро бегают, обладают защитной окраской, делают норы в земле, гнёзда птиц расположены на земле).
2. Тест по теме " Животные и растения степи" 1. Степь расположена на … нашей страны:
а) севере; б) востоке; в) юге.
2. Характерный признак степей – это …
а) сплошной травянистый растительный покров;
б) отсутствие сплошного растительного покрова;
в) обилие мхов, лишайников, кустарников.
3. Растения степей - это…
а) мак, тюльпан, канареечник
б) василек, лютик, душица
в) камыш, рогоз, тростник
4. Степные птицы - это …
а) белые журавли, краснозобые казарки, розовые чайки;
б) ястребы, кедровки, сойки;
в) журавли – красавки, дрофы, пустельги.
5. Какая из цепей питания характерна для степи:
а) ежевика —> лемминг —> песец;
б) водоросли —> рачки —> сайка —> гагарка;
в) зерно —> суслик —> орел-беркут.
6. Основным занятием населения степей является:
а) земледелие;
б) рыболовство;
в) оленеводство.
7. В степи по вине человека появились следующие экологические проблемы:
а) загрязнение бытовым мусором, браконьерство, неограниченное заготовление древесины;
б) загрязнение поверхности нефтью, браконьерство, неограниченный выпас оленей;
в) распашка земель, неумеренный выпас скота, браконьерство.
8. На карте природных зон зона степей закрашена … цветом:
а) белым; б) желтым; в) зеленым; г) коричневым.
9. Как называются голые места в степи?
а) такыры, б)опушки , в) поляны
10. Какого размера бывают растения в степи?
а) высокие и раскидистые, б) низкорослые и редкие, в) высокие и теплолюбивые
Ответы на вопросы, баллы за каждый правильный ответ.
Самостоятельная работа, взаимопроверка в парах, сравнение ответа с доской, выставление оценок по критериям. Мозговой штурм
ТРКМ(толстые и тонкие вопросы)
Диалоговое
Обучение тому,как обучаться.
2. Осмысление.
А) мотивация к деятельности
Б) усвоение содержания темы
В) работа в группе
Г) закрепление 1.-Сегодня мы продолжим наше путешествие по природным зонам, интересно куда мы попадем сегодня?
- Солнечный, жаркий Жёлтый поток. Льётся в пустыне На жёлтый песок. В воздухе жёлтом и плотном, как мёд, Жёлтая птица неслышно плывёт. -Какой цвет в этом стихотворении использует автор? (Жёлтый) -Почему жёлтый? (Потому что солнце жёлтое, песок жёлтый, и всё отражается в жёлтом цвете)
-Как вы думаете, что на карте обозначают желтым цветом?
- это зона Пустыни. Найдите где на карте расположились пустыни Казахстана? Верно, в Казахстане есть две крупные пустыни- это КЫЗЫЛКУМ и МОИНКУМ, они относятся к песчаным пустыням. Пустыня КЫЗЫЛКУМ находится в долине Сырдарьи, а МОИНКУМ в долине реки Чу.
- А вообще Самые большие пустыни в мире- это ГОББИ (в Азии), САХАРА (в Африке), КАРАКУМЫ (в Туркмении).
-Как вы думаете, что означает в переводе слово Каракумы? «Чёрные пески».
-Как вы думаете, что мы должны будем знать в конце нашего урока?
- Сейчас представьте себе, что вы находитесь в пустыне. (презентация).
- Так выглядит пустыня. Какие ощущения вы испытываете? Что чувствуете?
- Я предлагаю вам пополнить свои знания с помощью презентации, в ходе просмотра вы будете составлять кластер на слово ПУСТЫНЯ, победит та группа которая после просмотра составит самый интересный лист ответа по нашей теме урока.
Выступление групп.
- Сейчас, ребята, вы откроете учебник, прочитаете текст на страницах 72 - 75 в группах «цепочкой».
- У каждого из вас есть вопросы, на которые вам необходимо ответить письменно. Выполнив работу самостоятельно.
-Обсудите это в парах. В группах. Оценивание за работу укажите в оценочных листах.
- Подготовьтесь к защите презентации.
- Сформулируем критерии оценивания презентации.
Критерии оценивания.
1. Правильность ответов на вопросы.
2.Аккуратность.
3. Красочность
Выступление групп, обобщение, выводы, оценивание.
Творческая работа в группе. Найти спрятанные слова.
1. Лапки кенгуру, тельце мыши, уши осла, а хвост льва.
2. Я очень красива, у меня большая голова, от врагов я мгновенно зароюсь в песок.
3. Мой ствол как камень, весной я красавец, а листья мои тонкие, как вязальные спицы.
4. Вьется веревка, на конце – головка.
5. Что за чудо! Вот так чудо!
Сверху блюдо, снизу блюдо!
Ходит чудо по дороге,
Голова торчит да ноги.
6. Я – песчаный холм, и зовут меня …
1)Проверка знаний:
Учитель читает высказывания, а учащиеся, если согласны ставят плюс, если слышат хоть небольшое несоответствие, ставят минус.
Пустыня – место, где много солнца, горячего сухого воздуха, но мало воды. (+)
Зона пустынь сменяет зону степей. (+)
Бархан – это растрескавшийся глинистый участок поверхности. (-)
Верблюд не может долгое время обходиться без воды. (-)
Корни верблюжьей колючки проникают на глубину почти 20 метров добывая влагу. (+)
Взаимопроверка. Оценивание.
2) Работа в тетради стр.28
- Заполнить таблицу в тетради, выбирая нужную информацию из учебника.
3) Выставление общей оценки в листах самооценки. Сформулировать тему и задачи урока, формулируют:
Знать:
Уметь:
Научиться:
Просмотр презентации - слайдов о растительном и животном мире пустынь.
Работают в группах, составляют кластер по ходу презентации.
Учащиеся читают текст учебника, отвечают на вопросы индивидуально, обсуждают в группах, готовят общую презентацию.
1группа
1.В какое время года пустыня усыпана разнообразной растительностью?
2. Назовите 3 растения пустыни.
3. Как растения приспособились к недостатку влаги?
4. Нарисуйте 1 растение и подпишите.
2 группа
1. Что такое пустыня?
2. Какая погода бывает в пустыне? Летом? Зимой?
3. Особенность саксаула? Нарисуйте его и подпишите.
4. Какие птицы живут в пустыне? Запишите их названия.
3группа
1. Какие животные обитают в пустынях? Перечислите 3 животных.
2. Нарисуйте 1 животное и подпишите название.
3. Какую приспособленность имеют животные пустынь?
4. Где животные берут воду в пустыне?
Я Т У Ш К А Н
Щ С А К С А Ч
Е Ч Е Р Е У И
Р А Х А П Л К
И Б А Р Х А Н
Ц А О З М Е Я
Индивидуальная работа, взаимопроверка, оценивание по критериям.
Самостоятельно работают в парах.
Диалоговое
ТРКМ
Критическое мышление
Диалоговое обучение
Лидеры
Талантливые
СаморегуляцияКак обучаться
Диалоговое
Возрастные
Особенности
Оценивание
Формативное(2звезды,1пожела
Ние)
СаморегуляцияТалантливые
Как обучаться
ИКТ
Оценивание
Оценивание обучения
Диалоговое обучение
Саморегуляция3 Рефлексия - Подведем итог урока.
- Какую цель урока мы с вами ставили?
- Справились с поставленными задачами? Критерии проговорить: знаю, умею, научился.
- Оцените результаты вашей работы:
"Лестница из 4х ступенек"
- Укажите свое место на ней:
1.Я всё понял и могу помочь другим
2. Я всё понял.
3. Понял, но нужно ещё повторить.
4. Ничего не понял. Учащиеся отвечают на вопросы, оценивают своё место на уроке стикерами. Оценивание
4 Д/з1) Чтение и пересказ статьи учебника стр. 72- 75
2) Подготовить дополнительный материал об 1 растении или животном пустыни.
3) Составить кроссворд по новой теме о растениях или животных пустынь.
4) Эссе на тему: " Могут ли животные выжить без воды?" Талантливые и одаренные, возрастные особенности.
.
.