План урока по познанию мира «Пустыни. Растения и животные пустынь»


Познание мира. 4 класс Урок №31
Тема: «Пустыни. Растения и животные пустынь»
Цель: познакомить с видами пустынь, животным и растительным миром пустынь Казахстана. Задачи: - углубить знания о природных объединениях живых организмов и жизнедеятельности растений и животных в пустынных и засушливых зонах; -развивать познавательную активность память, мышление, связную речь, кругозор; -воспитывать бережное отношение к природе, к животному и растительному миру. Оборудование: компьютер, учебник, энциклопедия, карточки с данными из интернета тетрадь,концелярия
№ Этапы Ход урока Формы работы Модули
1 Вызов Орг. Момент. Психологический настрой.
Деление на группы. Коллективная Новые подходы
Проверка знаний 1. А) - О какой природной зоне идёт речь в стихотворении С. Никитина? Послушайте. На все стороны путь: Ни лесочка, ни гор! Необъятная гладь! Неоглядный простор! (Степь) - По каким признакам вы определили, что это степь? -Что такое степь? -Каким цветом закрашена степь на карте? (Тёмно- жёлтым) - Как называются голые места в степи? (Такыры) -Какого размера бывают растения в степи? (Низкорослые и редкие) -А почему? (Из-за того, что талые воды и дождевая вода не скапливаются, степь быстро высыхает). -А что можете сказать о животных? (Быстро бегают, обладают защитной окраской, делают норы в земле, гнёзда птиц расположены на земле).
2.Работа с Контрольными тетрадями Фронтальная
В парах (взаимоопрос), выполнение
Задания, взаимопроверка. Мозговой штурм
ТРКМ(толстые и тонкие вопросы)
Диалоговое
Обучение тому,как обучаться.
2. Осознание
содержания1.-Сегодня мы продолжим наше путешествие по природным зонам, интересно куда мы попадем сегодня?(учитель читает стихотворение) Солнечный, жаркий Жёлтый поток. Льётся в пустыне На жёлтый песок. В воздухе жёлтом и плотном, как мёд, Жёлтая птица неслышно плывёт. -Какой цвет в этом стихотворении использует автор? (Жёлтый) -Почему жёлтый? (Потому что солнце жёлтое, песок жёлтый, и всё отражается в жёлтом цвете)
-Как вы думаете, что на карте обозначают желтым цветом?
- это зона Пустыни. Найдите где на карте расположились пустыни Казахстана? Верно, в Казахстане есть две крупные пустыни- это КЫЗЫЛКУМ и МОИНКУМ, они относятся к песчаным пустыням. Пустыня КЫЗЫЛКУМ находится в долине Сырдарьи, а МОИНКУМ в долине реки Чу.
- А вообще Самые большие пустыни в мире- это ГОББИ (в Азии), САХАРА (в Африке), КАРАКУМЫ (в Туркмении).
-Как вы думаете, что означает в переводе слово Каракумы? «Чёрные пески».
-Как вы думаете, что мы должны будем знать в конце нашего урока? (Ответы детей)
2.Теперь мы разделимся на 3и поисковые группы, каждая группа подготовит для всех презентацию-постер по полученной теме.
1гр. Что такое пустыня, как природная зона?
2гр.Растения пустыни (как выживают, как приспособились- их особенные отличия от растений других зон, названия растений)
3гр.Животные пустыни (их особенности)
4гр.Взаимодействия человека и пустыни
-Поможет вам в этом учебник стр.80-83,83-86
Энциклопедия, данные из интернета.
3.Выступление групп, обобщение, выводы, оценивание
4. -Я предлагаю вам дополнить свои знания с помощью презентации, в ходе просмотра вы будете составлять кластер на слово ПУСТЫНЯ, победит та группа которая после просмотра составит самый интересный лист ответа по нашей теме урока.
5.Выступление групп.
Оценивание. Выводы, обобщение.
5.Проверка знаний:
Учитель читает высказывания, а учащиеся, если согласны ставят плюс, если слышат хоть небольшое несоответствие, ставят минус.
Пустыня – место, где много солнца, горячего сухого воздуха, но мало воды. (+)
Зона пустынь сменяет зону степей. (+)
Бархан – это растрескавшийся глинистый участок поверхности. (-)
Верблюд не может долгое время обходиться без воды. (-)
Корни верблюжьей колючки проникают на глубину почти 20 метров добывая влагу. (+)
Взаимопроверка. Оценивание.
2) Закончи данные предложения.
1.Зона пустынь находится   __________ зоны степей.
2.В пустыне остро ощущается недостаток ______  .3.Пустыни различают ____________ и ____________ .4.Ночи в пустыне _____________  .5.Верблюжья колючка имеет ___________
6.Листья растений пустыни _______________
7.Животные пустыни прячутся от жары _______
Фронтальная
Групповая работа
Индивидуальная
Групповая
Индивидуальная
В парах
Фронтальная Диалоговое
ТРКМ
Лидеры
Талантливые
СаморегуляцияКак обучаться
Диалоговое
Возрастные
Особенности
Оценивание
Формативное(2звезды,1пожела
Ние)
СаморегуляцияТалантливые
Как обучаться
ИКТ
Оценивание
ПРКМ
Рефлексия - Подведем итог урока. Какую цель урока мы с вами ставили? Справились с поставленными задачами? Оцените результаты вашей работы: Нарисуйте в тетради Лестницу из 4х ступенекИ укажите свое место на ней: Я всё понял и могу помочь другим-самая верхняя-
Я всё понял. - немного ниже
- Понял, но нужно ещё повторить. -2ая
- Ничего не понял-1ая
- О чем мы сегодня еще не поговорили?
Дом.задание:
(Охрана пустыни) -подготовить материал. Придумать для групп интересное задание по теме Пустыня (кроссворд, тест, загадки, ребусы т.д.) Рубрика: Это интересно! ПО выбору.стр.80-86.Свои пожелания оставьте на дереве желаний.
Коллективная
Индивидуальная Оценивание
Талантливые
Возрастные
особенностиКак приспособились растения и животные пустыни:

Ученики. Особенность растений пустыни в том, что они должны как можно меньше испарять влаги и добывать воду на большой глубине или иметь свой запас воды. Самое распространенное растение пустыни – верблюжья колючка. У нее длинный корень, с его помощью растение питает себя водой, корень проникает на глубину почти 20 метров. Листья у растений в виде колючек, это позволяет воде меньше испаряться. Верблюжья колючка – растение невысокое. Джузун – это небольшой кустарник. Его листья – зеленые веточки, корни хорошо закрепляются за песок и удерживают его от передвижений. Такую же роль выполняет травянистое растение колосняк, у него тоже тонкие листья.
Учитель. Молодцы! Но в пустыне встречаются и деревья. Это саксаул. Его самые крупные экземпляры достигают 5 метров, но обычно они в высоту не больше 2 м. Эти деревья растут один от другого на расстоянии 4–7 м, а то и дальше. Как вы думаете, почему?
Ученики. Из-за недостатка влаги.
Ученики. Большинство животных пустыни некрупные, потому что им негде спрятаться от хищников. Их окраска под цвет песка – это маскировка.
Большинство животных ведут ночной образ жизни, когда спадает жара. Воду они получают с пищей, поедая растения или других животных. Чтобы найти воду, они должны быстро передвигаться или впадать в спячку, чтобы не хотелось есть и пить. В пустыне обитают песчаный удавчик, ящерка быстрая, ящерица-круглоголовка. Все они быстро передвигаются, а ящерица-круглоголовка мгновенно может зарыться в песок в случае опасности. Лисичка-корсак и ушастый ёж имеют большие уши, чтобы лучше слышать, так как они ведут ночной образ жизни. В пустыне много грызунов: тушканчики, песчанки. Одни из них роют норы, а тушканчики быстро передвигаются большими прыжками до 3 метров в длину. Из насекомых в пустыне встречаются скорпионы, кобылки, жуки-чернотелки, жуки-скарабеи. Крупными животными считаются сайгаки и верблюды.
Ученик. По внешнему виду сайгак несколько напоминает овцу, но более легкого сложения. Длина тела взрослых животных примерно 100–150 см. Самцы крупнее самок, их вес достигает 50 кг, а самок – 40 кг. У сайгака относительно большая голова с вздутой горбатой мордой, нависающей надо ртом наподобие короткого хоботка. Сильно вздутый нос защищает дыхательные пути от пыли, а зимой согревает вдыхаемый воздух. В основном потребность в воде они удовлетворяют за счет влаги, содержащейся в поедаемых растениях. Сайгаки  кочуют по пустыне стадами в поисках воды и пищи.
Ученик. Верблюды – крупные и сильные животные, в высоту они достигают 2 м. Верблюд в 2 раза сильнее лошади. Будучи навьючен, он поднимает тяжесть до 500 кг. Верблюда недаром называют «кораблем пустыни». Жить в пустыне верблюду помогает строение ног и всего тела. На ногах имеются широкие мозолистые подошвы. Такими подошвами верблюд может ступать по раскаленному, рыхлому песку, не обжигаясь и почти не проваливаясь в него. В пище верблюд неприхотлив. Он поедает жесткие и колючие растения пустынь без всякого вреда для себя. Его губы, нёбо, язык покрыты толстой кожей и потому малочувствительны к уколам. Продолжительное недоедание, неизбежное во время перехода через безводные участки пустыни, верблюд переносит легко. При этом горбы верблюда быстро тощают, становятся мягкими и свисают набок. Когда же верблюд начинает получать корм, его горбы вновь заполняются жиром и выпрямляются
Ученики. Из-за деятельности человека мелеют реки (неумелое орошение), катастрофически мелеет Аральское море. Его спасение – дело огромной важности!
Неумеренное орошение приводит к другой беде: в почвах накапливается много соли. Страдают культурные растения!
Больше стало подвижных песков, они засыпают дороги, поля, постройки. Причина известна: скот подолгу пасут на одном пастбище, растения полностью съедаются и пески не закрепляются.
Другой проблемой является браконьерство. От рук браконьеров погибает много животных. Под угрозой исчезновения оказались сайгаки, так как созданные человеком оросительные каналы стали для сайгаков непреодолимыми.
. Для сохранения природы в 1990 г. в республике Калмыкия создан заповедник «Черные земли». Здесь есть участки пустынь, где встречаются все виды животных, а на озере Маныч-Гудило обитают утки, гуси, лебеди. Осваивая пустыни, люди должны очень заботливо относиться к их удивительной природе.
Почему в пустыне очень жарко?- Солнце направляет на эту территорию почти прямые лучи, так как пустыни лежат ближе к экватору.
.
Существует4видапустынь. Первый вид- это ПЕСЧАННАЯ пустыня. Поверхность песчаных пустынь холмистая. Часто встречаются холмы высотой от 3 до 8 метров, такие холмы называются БАРХАНАМИ. Образуются барханы при движении песков под действием ветра. Одна сторона бархана пологая, другая- крутая. Барханы постоянно передвигаются, засыпая деревья, кустарники. Но растения оказавшиеся под песком, выпускают новые корни и продолжают расти. Поэтому движение барханов можно остановить, если посадить много деревьев. Второй вид- это ГЛИНИСТАЯ пустыня. Её поверхность в основном ровная. Намокшая от зимних и весенних дождей, летом глина от жары растекается на отдельные плитки, которые настолько тверды, что даже не ломаются под ногами такого крупного животного, как верблюд. Третий вид- это СОЛОНЧАКОВАЯ пустыня. Словно белые снежные поля, чудом сохранившиеся среди зноя, лежат под жарким солнцем пустыни солончаки. В этих местах не глубоко залегают грунтовые воды. Постоянно испаряясь, они и выносят на поверхность земли соль. Но сквозь белую корку соли кое-где пробиваются живущие пустынные растения- солянки. И ещё об одном виде пустынь- это КАМЕНИСТАЯ. В ней лишь чёрные камни, рассыпавшиеся скалы. Но и в такой пустыне растут растения. 6.Следующий вопрос, это климатические условия (погода). Лето в пустыне продолжается 5 месяцев, оно безоблачное и жаркое. Средняя температура +30 градусов, местами жара доходит до +50 градусов в тени. Днём земля прогревается до +70 градусов (в раскалённом песке можно испечь яйцо). Зима по сравнению с летом суровая, длится она 2-3 месяца. Средняя зимняя температура – 12 градусов. Снега практически нет.