Внеклассное мероприятие в форме КВН Курить- здоровью вредить для уч-ся 5-9 кл

КВН "Курить - здоровью вредить!"
для уч-ся 5-9 кл
учитель биологии Сычева В.В
Задачи:
воспитание у обучающихся ответственности за своё здоровье;
формирование негативного отношения к курению;
выявление информированности о проблеме табакокурения среди молодого поколения, взрослых людей;  
расширение знаний у ребят о вреде табачного дыма на организм  и быстром развитии никотиновой зависимости у людей, вследствие курения;
пропаганда ЗОЖ;
развитие умений анализировать и применять полученные знания в жизни;
развитие смекалки, мышления, творческих способностей.
Оборудование: карточки с заданиями, тесты, схемы, рисунки учащихся, плакаты.
Подготовительная работа:  придумать эмблему, название, девиз; нарисовать рисунки с антиникотиновым содержанием, плакаты,  мини-сочинения о спорте, ЗОЖ.
На доске написаны высказывания:
«Всякий курящий должен знать и помнить, что он отравляет не только себя, но и других»  (Н.А. Семашко)
«Табак приносит вред телу, разрушает разум, отупляет целые нации» (Бальзак)
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
I. Приветствие
– Здравствуйте ребята и уважаемые гости. Сегодня я вместе со своими помощниками проведём  КВН. Мы с вами будем вести речь о табакокурении и обо всём, что связано с этой вредной привычкой. Команды-участники готовы? Молодцы! А оценивать ваши знания, находчивость, смекалку будет справедливое жюри Начинаем КВН!
II. Ход игры
1 конкурс Приветствие команд
Ребята каждой команды называют название, девиз.
2 конкурс «Разминка»
Каждой команде задаётся по 2 вопроса:
– В ней содержится однолетнее растение семейства паслёновых – табак. (Сигарета) – Противный звук, мешающий говорить и слушать именно тогда, когда это интереснее всего. (Кашель) – Ненаказуемый способ убийства членов семьи? (Курение) – Болезнь сердца у заядлого курильщика? (Инфаркт)

3 конкурс: «Органы мишени»
Отметьте на схеме (нарисован силуэт человека), какие органы и системы поражаются при курении Вопрос болельщикам: назовите причины курения, почему подростки начинают курить?
Вывод: В организме человека нет такого органа или системы, которые бы не страдали от вредных веществ табака.
– По каким приметам можно определить курильщика? (Пахнет табаком, желтеет кожа на лице, руках, появляется сильный кашель, у девочек грубеет голос,  головокружения, боли в животе, отдышка при беге и т.д.).
4 конкурс: «Ролевая игра» (обыгрывание предложенных ситуаций и нахождение выхода).
Ситуация 1: Таня, Наташа, Елена после школы зашли в кафе. Сели за столик. Наташа достала пачку сигарет и предложила подругам закурить. Лена не курит. Таня курила раньше, но сейчас взяла предложенную сигарету.
Ситуация 2:  В компании, собирающейся у вашего подъезда, некоторые ребята курят. Однажды вам парень из компании предлагает покурить (он вам очень нравится). Вопрос болельщикам: Почему многие люди, зная о вреде курения, всё же не бросают курить?
Вывод: научиться курить можно за несколько дней, недель, а чтобы избавиться от этой привычки понадобятся годы, месяцы и многим это так и не удаётся, люди становятся рабами курения (у них появляется никотиновая зависимость).
5 конкурс: Тест «Антитабачная викторина»
Нужно выбрать правильный ответ из предложенных
– Что поможет нам избавиться от вредной привычки? Чем мы должны заниматься, чтобы расти сильными и здоровыми? (Cпортом, он закаляет, развивает наши физические возможности; благодаря ему люди выглядят здоровыми, жизнерадостными, крепкими духом и телом).
Ведущий: (читает стихотворение)
«О, спорт!»
Не болейте, не смотрите хмуро, Пусть весельем светятся глаза. Пусть поможет в этом физкультура, С ней и спортом вы навек друзья! Не страшны вам трудности любые, Вам по силам всякие дела, Потому, что силы молодые Укрепляйте спортом вы всегда!
6 конкурс: Составьте данные пословицы о ЗОЖ
Каждая пословица разбита на 2 части, которые перепутаны между собой.
«Болен – лечись, а здоров – берегись».
«Нездоровому всё немило; здоров будешь – всё добудешь».
«Быстрого и ловкого болезнь не догонит; здоровье не купишь – его разум дарит».
«Здоровье дороже богатства».
7 конкурс:
Командам предлагается придумать по 2 антитабачных слогана.
8 конкурс: «Наши аргументы против курения»
Сформулируйте небольшой вывод о вреде курения:
– курение разрушает организм; – приводит к неизлечимым заболеваниям; – снижает физическую активность; – портит цвет кожи; – никотин забирает свободу, человек становится его рабом.
Пока жюри подводит итоги, давайте с вами встанем в круг, возьмёмся за руки и создадим словесно портрет некурящего подростка, т.е. назовём те качества характера, которые будут помогать ему противостоять вредным привычкам (огромная сила воли, смелость, настойчивость, выносливость и др.).
Ведущий (читает стихотворение)
«Злая штука!»
Товарищи, друзья! Я всех вас заклинаю. Курение – это вред и каждый это знает. И давайте скажем нет! Этой гадости в ответ. Сколько жизней унесла эта злая штука, И пусть будет навсегда это всем наукой!
III. Подведение итогов, слово жюри, награждение.
И так мы знаем , что здоровье – это бесценный дар, который преподносит человеку природа.
 Без него очень трудно сделать жизнь интересной и счастливой. Но как часто мы,  растрачиваем этот дар попусту, забывая, что потерять здоровье легко, а вот вернуть его очень и очень трудно.
  Сколько лет назад произошло чудо вашего рождения? Семнадцать? Двадцать? Сорок?
  Заботу о здоровье нельзя перекладывать на плечи одной медицины.
Необходимо потрудиться и самому.
  Установлено, что здоровье человека на 10 процентов зависит от наследственности, на 5 процентов – от работы медиков. Остальные 85 процентов в руках самого человека. Значит,  наше здоровье зависит от наших привычек, от наших усилий по его укреплению. Как часто нам не хочется этого делать, даже самую малость!
Очень часто уже к 35, 40 годам, а может быть и раньше многие взрослые, в том числе и в нашем окружении страдают заболеваниями опорно – двигательного аппарата, испытывают боли в суставах.
А дети же, инстинктивно выбирают движения, способствующие росту хрящей, которые поражаются при различных артрозах.
Движение обеспечивают протекание жидкости между суставными поверхностями, и способствуют сохранению сустава, предупреждению заболеваний  опорно- двигательного  аппарата.
  - А как сохранить подвижность сустава на протяжении всей жизни? Я хочу предложить простые и эффективные рецепты здоровья!
Известный мануальный –терапевт Виталий Гитт разработал и
рекомендует комплекс достаточно простых упражнений: их можно выполнять лёжа, сидя, сидя на работе, в машине, кинотеатре..
Называется комплекс упражнений « Шалтай – болтай», прямо как в детском стихотворении.
   - Я предлагаю вам научиться некоторым из них, наиболее универсальным,.
  1 упражнение: сядьте удобно, стопы ног плотно прижмите к полу, руки на коленях. Легко и без  напряжения сводите и разводите колени с амплитудой в 1см.
 2 упражнение: сидя на стуле, поставьте ступни на пол, и легко, без напряжения поочерёдно приподнимайте пятки от пола на 1-2 см.
Эти упражнения для тазобедренного, голеностопного сустава.
Выполнять их можно в течение всего дня, в любом месте и в любое время.
Главное условие – ни одно из упражнений «Шалтай – болтай» не должно вызывать боли, они выполняются в щадящем режиме, когда на сустав нельзя оказывать большую нагрузку.
    Чтобы помочь снять напряжение, усталость можно использовать элементы аутогенной тренировки, буквально самородной – это система приёмов саморегуляции функций организма.
Она позволяет управлять психическими функциями, укреплять силу воли, улучшать внимание, регулировать частоту сердечных сокращений, нормализовать дыхание.
    Аутогенную тренировку проводить в течение 5 минут. Затраты времени полностью окупаются повышением работоспособности.
Прежде, чем приступить к аутогенной тренировке необходимо уменьшить освещенность кабинета, включить тихую спокойную музыку, и попросить ребят принять позу «кучера».
   наклоните слегка туловище вперёд, голову чуть – чуть опустите, глаза закройте, ноги при этом поставьте на полную ступню, колени не должны касаться друг друга, предплечья рук положите на переднюю поверхность бедра, кисти рук свесьте.
Начинаем тренировку: расслабьте мышцы лица и рук, затем затылка, шеи, плеч, рук, грудной клетки, живота и ног.
 Всё тело погружается в покой.
Дыхание спокойно.
Моё тело отдыхает, ничто не беспокоит меня.  (под музыку)
Расслабление мышц субъективно воспринимается как чувство тяжести. Сначала его можно вызвать в одной руке, затем – в другой, а потом в обоих одновременно. Чувство тяжести сменяется приятным ощущением легкости, невесомости.
Продолжаем тренировку: глаза закрыты.
                                           Мои руки становятся теплыми.
                                           Мои ноги становятся тёплыми.
                                           Во всём теле ощущается тепло.
                                      Я отдыхаю. Я спокоен.
Ощущение тепла обеспечивает лучший отдых, успокаивает нервную систему.
   Выход из аутогенного погружения должен быть спокойным, постепенным:
                   Я ощущаю бодрость во всём теле.
                   Я полон сил.
                   Я справлюсь с любой работой.
                   Моё тело лёгкое, как пушинка.
                   Глаза открываются, открываются.
                   Открыли глаза.
Наверное, вы  на собственном опыте убедились в том, что аутогенная тренировка позволяет расслабиться и чувствовать себя хорошо.
 Нарушение осанки и возникновению остеохондроза.
    Для профилактики нарушения осанки и возникновению остеохондроза существует множество различных упражнений.
Я предлагаю подойти ко мне желающие 5 человек и выберите себе открытку. (участники тянутся за открыткой вверх как можно выше. Открытки  подвешены  на посохе  и  поднимаются в зависимости от роста человека).
- Вы встали на цыпочки, потянулись, ещё раз потянулись,  тем самым заставили работать мышцы спины, «потянули» позвоночник.
Такой прием позволяет предупредить нарушение осанки и возникновение сколиозов разной степени.
- Загляните теперь в открытку.
В ней просьба написать пожелание себе, родным, друзьям, стране
 Думаю, вы это сделаете с удовольствием.  Еще просьба- пожелание напишите в течение 1 минуты.
- Я не случайно попросила вас именно не проговаривать, написать пожелание.
- А вам было приятно это писать?
     (да).
- Именно на это и  направлена скриптотерапия.
Если вы хотите избавиться от тревоги, страха – пишите на бумаге!
Если вы хотите удвоить, усилить чувство радости – тоже пишите на бумаге.
    Целительное действие письма заключается в том, что при письме освобождается «тонкая» энергия души, трансформируясь в грубую энергию движения пальцев. Поэтому скриптотерапия предполагает использование традиционных средств письма – ручки и карандаша. Не допустимо использование пишущей машинки или клавиатуры компьютера. И поэтому мудрые китайцы всегда пишут на бумаге: «Спасибо тебе луна за то, что я выздоровел!», когда желают себе здоровья
А что пожелали вы себе, родным, друзьям?
 (зачитывают свои пожелания).
- Я рада, что вы в числе всего прочего пожелали всем и себе здоровья. А что для этого надо?
Оказывается не так уж много: выполнять упражнения комплекса «Шалтай-болтай», принимать позу «кучера», проводить минуты аутогенной тренировки, освобождаться от негативной энергии посредством письма. Как видите, рецепты здоровья достаточно просты.
А сейчас я предлагаю всем взять стакан чистой родниковой воды, добавить дольки любимых фруктов, богатых витаминами, помешать быстрыми, энергичными движениями, сверху посыпать щепотку юмора и выпить не торопясь, делая небольшой отдых между глотками, чтобы почувствовать всю полноту вкуса. Приятного аппетита!
Желаю всем крепкого здоровья! И помните ваше здоровье- в ваших руках!


Список использованной литературы

Внеклассные занятия по биологии: необычные формы и методы активации познания [Текст]/под ред. Л.Ю.Ганич. – М.: Школа-Пресс, 1998.
Мельникова, Т.И. За здоровый образ жизни [Текст] / Т.И.Мельникова // Биология. – 1997. - №6.
Маюров, А.Н. Табачный туман обмана [Текст] : кн.2/ А.Н.Маюров, Я.А.Маюров – М.: Педагогическое общество России, 2005




google_protectAndRun("render_ads.js::google_render_ad", google_handleError, google_render_ad); Заголовок 115