Рассказ Л.Н. Андреева «Ангелочек». Борьба ангелов и демонов в душе Сашки.


Тема урока: Рассказ Л.Н. Андреева «Ангелочек». Борьба ангелов и демонов в душе Сашки.
Цели:
Обучать умению анализировать художественное произведение, давать характеристику главному герою не с точки зрения оценки его поведения, а с точки зрения его душевных переживаний; помочь детям почувствовать трагедию Сашки и его отца; обратить внимание на художественное своеобразие рассказа;2) развивать монологическую речь, способность анализировать3) воспитание нравственных качеств, умение понимать другого человека. Оборудование, наглядность:
Портрет писателя Л.Н. Андреева,
2. Детские рисунки с изображением ангелочка3. Мультфильм «Ангелочек»Эпиграф к уроку: И в созерцании впервыеДитя признало красоту,Лелея грезы золотые И чистой радости мечту.И.БунинХод урока.
 Организационный момент. -3 мин
Психологический настрой: телесная терапия- приветствуем друг друга каким-нибудь необычным способом, но обязательно взяв за руку, либо обняв.
Цель: снятие мышечного и эмоционального напряжения, настрой на урок.
Начальная рефлексия: «Дерево желаний»
-Чего вы ждете от этого урока? ( на «листиках» написать свои ожидания от урока и вывешать их на доску, укрепив на «Дереве желаний»)
-От кого это будет зависеть?
-Что для этого нужно сделать?
-.Слово учителя.
 Я тоже надеюсь, что сегодняшний урок станет и интересным, и познавательным, и очень ценным для вас. И тему сегодня мы обсудим очень интересную. Запись темы урока. Выделение учащимися ключевых слов.
Мы продолжаем изучение произведение в разделе «Библейская мифология». Читали библейские рассказы о боге, о происхождении жизни на земле.
Кластер ассоциаций.
Прежде, чем мы начнем обсуждать рассказ, я бы хотела выяснить , что вы знаете об ангелах? У вас на партах чистые листы бумаги.
1 группа- Составьте кластер по теме «Ангелы». Пишите в течение 2 минут, все, что, по-вашему, связано с этим понятием.
2 группа- Составьте кластер по теме «Демоны». Пишите в течение 2 минут, все, что, по-вашему, связано с этим понятием.
По одному ученику от каждого ученика читают свои записи.
Вопросы на выявление знания текста. Методика «Волшебный сундучок»
  -Дома вы прочитали рассказ «Ангелочек». Были ли вы внимательны при чтении, помогут проверить мои вопросы из «Волшебного сундучка»   
Мозговая атака. Блиц-опрос.
2. Ученик читает финальную часть рассказа:А теперь обратимся к тексту:"...ангелочек, повешенный у горячей печки, начал таять. Лампа, оставленная по настоянию Сашки, наполнила комнату запахом керосина и сквозь закопчённое стекло бросала печальный свет на картину разрушения. Ангелочек как будто шевелился. По розовым ножкам его скатывались густые капли и падали на лежанку. К запаху керосина присоединился тяжёлый запах топленого воска. Вот ангелочек встрепенулся, словно для полета, и упал с мягким стуком на горячие плиты».3. Анализ рассказа с элементами беседы.Учитель. Что это? Исчезла ещё одна игрушка, восковой ангелочек? Или произошла трагедия, последствия которой ужасны? На эти и многие другие вопросы нам предстоит ответить. Мы попытаемся понять предназначение ангелочка на этой "грешной и страдающей земле".Обратимся теперь к началу рассказа. Прочтите первое предложение: "Временами Сашке хотелось перестать делать то, что называется жизнью".?-Какой смысл заложен в этой фразе? (Сашке не хочется жить?) Сколько ему лет? (13)
?-Не кажется ли вам, что и в ответе на вопрос заложен страшный смысл?
?-Как можно помочь человеку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации?
В течение 2 минут составьте памятку из 5 пунктов: « Помощь в трудной жизненной ситуации»
Работа над составлением памятки (2 мин). Защита ( по 1 мин)
Видел ли Сашка выход из своих сложных ситуаций?(Вся его жизнь - сплошные страдания. Он не жил, а существовал. В школе его постоянно наказывали, дома – тоже, его выгнали из гимназии, он бродит до темной ночи, не хочет идти домой, так как дома вечно пьяная мать и атмосфера взаимной ненависти между родителями) - Как он мстит жизни? (Сашка начинает делать всё назло. Сам он осознаёт, что ведёт себя плохо, так как рисует карикатуры на себя и окружающих людей.)Цветограмма сердца и души Сашки
Какие цвета вы бы подобрали к состоянию души и сердца Сашки? (работа у доски)
Каковы отношения у Сашки с родителями? ( На листах бумаги укажите место Сашки по отношению к отцу и матери и объясните, свое мнение)
Работа с рисунком «Место Сашки между родителями»Как вы можете объяснить такое отношение Сашки к родителям?
-Мать Сашки пьет, и он презирает ее за это.
-Отец тоже пил, но Сашка жалеет его.
Почему Сашка не прощает пьянства матери? (она женщина, мать, хранительница очага)
- Как вы думаете, чего же не хватает Сашке для того, чтобы жизнь его стала настоящей, человеческой?(Сашке не хватает чего - то светлого, теплого, не похожего на окружающий его мир.) - Мальчик попадает на рождественский праздник в дом к богачам Свечниковым.Меняется ли Сашка в этом светлом, чистом доме, не похожем на его дом? Почему нет?(Сашка не меняется, а становится еще злее. Он чувствует себя чужим среди этих маленьких миленьких деток. Они его боятся. Софья Дмитриевна покровительствует ему, т.е. заботится свысока, не пуская в свою жизнь).- Люди не воспринимают Сашку. Но в доме есть нечто прекрасное и светлое, новое и не похожее ни на что другое. Это елка.Прочтите описание елки.«... она бросала сильный свет без теней...Елка ослепляла его своей красотой и крикливым наглым блеском бесчисленных свечей, но она была чуждой ему, враждебной, как и толпившиеся вокруг нее чистенькие, красивые дети, и ему хотелось толкнуть ее так, чтобы она повалилась на эти светлые головки. Казалось, что чьи - то железные руки взяли его сердце и выжимают из него последнюю каплю крови».- Является ли елка тем светлым и теплым, чего не хватает Сашке? (Елка такая же чужая Сашке, как и дом, и люди в этом доме).- Как Леонид Андреев показывает эту отчужденность?(Он использует художественные средства, которые усиливают отчуждение (ребята находят и читают): «крикливый наглый блеск свечей», «чуждая», «враждебная», «ослеплять красотой», «бросала свет», «чьи- то железные руки взяли его сердце и выжимают из него последнюю каплю крови».)Итак, мы видим, что и елка не дает Сашке ощущения счастья. Однако вечер все- таки принес мальчику радость: он увидел ангелочка (чтение описания ангелочка «... Но вдруг маленькие глаза Сашки... к его нежным крылышкам»).- Дает ли нам автор точное описание ангелочка?(Нет. Важна не его внешность, а то, какие чувства он вызывает в близкой ему душе).- Что общего между Сашкой и ангелочком?(Оба они чужды этому миру. Ангелочек отличается от остальных игрушек скромностью, незаметностью. Сашка забивается в темный угол, подальше от ослепляющих огней. Ангелочек «прячется» на темной стороне елки среди гущи ветвей).- Чувствуют ли остальные необычность ангелочка?(Для взрослых - добрая, красивая игрушка. Дети вообще её не замечают. Сашка же преображается на глазах у всех. Совершается маленькое чудо).- Что значит ангелочек для Сашки? (Это чудо, мечта, красота).Обращение к эпиграфу.- Как меняется Сашка?(Сашка обретает мечту, цель в жизни, следовательно, он начинает жить по- настоящему. Ангелочек поднимает его над этим миром. Он пробуждает в мальчике душу).- Одинок ли Сашка в своем ли чувстве? (Сашка несет ангелочка отцу, и тот разделяет чувство сына. Но если для Сашки ангелочек - это надежда, мечта о прекрасном будущем, то для Ивана Саввича - прекрасное прошлое).Учитель. Докажите это текстом.«... услышал млеющий голос из того чудного мира, где он жил когда- то и откуда он был навеки изгнан...», «спустился...в черную душу человека, у которого было отнято все...» - Какими ложатся спать эти люди?
Цветограмма души и сердца Сашки после встречи с ангелочком.
Подберите снова цвета для второй половинки сердца Сашки. (Работа у доски)(Умиротворенными, счастливыми, успокоенными. И, может быть, Сашка впервые в своей жизни увидит прекрасный сон).Просмотр фрагмента мультфильма «Ангелочек» (сон Сашки)
? Каков финал рассказа? (ангелочек растаял от тепла печи и превратился в бесформенный кусок воска)
Домашнее задание: написать мини-сочинение «Что произойдет, когда Сашка проснется?».
Рефлексия: оправдались ли ваши ожидания от урока?
О чем заставила вас задуматься история Сашки?
Кто победил в борьбе за душу Сашки: ангелы или демоны?
Подведение итогов, выставление оценок.
-Оправдались ли ваши ожидания от урока?
Оценивание. Мои ожидания тоже оправдались, вы хорошо поработали и заслужили хорошие оценки. Всем спасибо за плодотворную работу.