Статья Создание ситуации успеха через проектную деятельность


Статья в методический сборник
« Педагогические идеи – в практику»
Аннотация.
В статье рассмотрены особенности организации проектной деятельности в условиях объединения «Хозяюшка» МАУДО «ДДиЮ». Представлен практический опыт применения проектной деятельности для создания ситуации успеха. Раскрыта роль педагога в организации проектной деятельности. Дана характеристика деятельности обучающихся. Приведено описание этапов работы над проектами.
Создание ситуации успеха через проектную деятельность.
«То, что ребенок сегодня умеет делать
в сотрудничестве и под руководством,
завтра он способен выполнить
самостоятельно»
Л.С. Выготский
Время, в которое мы живём, выдвинуло перед педагогами задачу воспитания человека «новой формации». В ходе образовательного процесса современный человек должен не столько накапливать багаж знаний и умений, сколько приобретать способность самостоятельно и совместно с другими людьми ставить осмысленные цели, выстраивать ситуации самообразования, искать и продуцировать средства и способы разрешения проблем, т.е. становиться на деле самостоятельным, инициативным и креативным. Формированию навыков, направленных на развитие художественно - эстетического вкуса, творческого подхода, эмоционального восприятия и образного мышления, повышению инициативы и предприимчивости через освоение кулинарного искусства помогает моя дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Хозяюшка»
Разнообразная, интересная информация, которую поглощает подросток сегодня из разных источников, конкурирует со знаниями, получаемыми на занятиях. Чтобы ребёнок по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только поняты, но и внутренне приняты им, то есть, чтобы они приобрели значимость и нашли опорную точку в переживаниях ученика. В этом случае ребенок будет испытывать чувство радости от достижения цели. Как же создать ситуацию успеха на занятии? Каждый педагог ищет свои ответы на этот вопрос. Проведение занятий по методу проектов - один из ответов на этот вопрос. В моем арсенале достаточно материала, который позволяет ученикам выбрать темы проекта в соответствии со своими желаниями, склонностями и потребностями. И появляются все больше и больше учеников, которые делают прекрасные изделия, участвуют в выставках и конкурсах, занимают призовые места, то есть чувствуют себя успешными. Разумеется, склонность к проектной деятельности есть далеко не у всех, но отчаиваться не нужно. Привлекая учащихся к проектной деятельности, педагог способствует развитию их компетенций. К тому же, метод проектов способствует наиболее полной реализации идей профильного обучения, целью которого является ориентация на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда. Проектная деятельность в моём объединении – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение конечного результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта) и реализации.
Программа «Хозяюшка» реализуется в течение 3 лет, на протяжении которых в период изучения предмета обучающиеся систематически включаются в индивидуальную или коллективную проектную деятельность. Ведь каждое занятие – это или краткосрочный законченный проект (1 –2 занятия) или какой – то этап творческого проекта. Главная моя задача состоит в том, чтобы создать обучающимся предпосылки для успешного творчества, сделать так, чтобы каждый жил этим проектом, зажечь в них искорку желания и уверенность в успехе. При этом решаются не только учебные, но и воспитательные задачи, поскольку между обучающимися и учителем формируются отношения сотрудничества, свободной дискуссии, принцип коллективизма, умение работать в команде. Все этапы проектирования требуют индивидуальной заинтересованности обучающихся, интеллектуальной подготовки, поиска материалов, инструментов, технологического выполнения. Так у обучающихся возникает дополнительная заинтересованность в получении знаний, необходимых для выполнения проекта.
Творческие проекты на 1 году обучения.
На первом году обучения обучающиеся изучают разделы кулинарии, осваивают оборудование, приобретают умения и навыки, получают опыт работы. Знакомлю обучающихся с видами творческих проектов, этапами их изготовления. С большим удовольствием первогодки выполняют проекты в форме плакатов и комиксов на тему «Правила техники безопасности», краткосрочный проект по теме «Нарезка овощей», «Блюда из овощей», «Бутерброды», «Напитки». Девочки учатся защищать свои работы: используемые продукты, технологии изготовления.
Творческие проекты на 2 году обучения.
На втором году идет полное изучение проектной деятельности по всем этапам последовательного технологического изготовления изделий: оценка своих материальных и профессиональных возможностей для разработки и реализации проекта, создание эскизов, деталировка, изготовление образца, расчет стоимости используемых материалов, защита. Например:
В разделе "Сервировка стола" девочкам предлагается на основе изученного материала выполнить изделие утилитарного назначения, где оговаривается объем работы и сроки его выполнения. Это может быть «Оформление стола детского дня рождения», а может «Стол для новогоднего праздника» – важно правильно рассчитать свои силы, время и технологическое требование. Именно на этом году обучения учащиеся учатся оценивать своё "хочу" и "могу ". Уже при выборе изделий каждая девочка будет опираться на свой опыт, полученный в тренировочном периоде. К проектной деятельности прибавляется этап послепроектной деятельности. Мы учимся оценивать работу, пытаемся найти ей достойное применение, обосновываем свой выбор, экономически просчитываем рентабельность изделия, делаем рекламу.
Творческие кулинарные проекты:
- «Стол для новогоднего праздника»;
- «Семейные праздники»;
- «Кухни народов Урала»
Творческие проекты на 3 году обучения.
На этом этапе обучения проект приобретает более усложненную, законченную форму. Так как обучающиеся делают полную разработку проекта самостоятельно, используя при этом свои знания, опираясь на жизненный опыт, исторические факты, исследовательскую деятельность, т.е. осознанно выполняют работу по единой теме со своим творческим подходом. Педагог выступает в роли оппонента, которому приходится доказывать рациональность того или иного выбора, решения или действия. Лучшие проекты представляются на выставках и конкурсах.
За учебный год обучающиеся выполняют в 1 году обучения один проект (точнее работают по одному или двум этапам проектной деятельности) с полной выкладкой описания разделов проекта и вариантами исполнения. Во втором году – два. Первый проект выполняется как тренировочный. Обычно он носит познавательный или описательный характер. Второй проект – как итоговая работа в конце года. Он выполняется на отдельных листах, оформляется творчески, и несет не только описательный, но и исследовательский характер.
В третьем году обучения особенно ценны и интересны коллективные и групповые творческие проекты. Коллективная проектная деятельность несет облегчение, экономит время, т.к. над проблемой работают сразу несколько человек. Но и имеет свои трудности – совместимость участников проекта. И здесь важную роль играет педагог. Именно он должен правильно сформировать бригаду, порекомендовать назначить руководителями проекта и отделов определенных учеников, опираясь на их способности, дать возможность каждому почувствовать свою значимость и важность именно на этом месте, объединить всех одной идеей. Для этого создаются проектные отделы: маркетинга, дизайнерский, технологический, производственный и т.д., в зависимости от вида изделия и рода деятельности. Каждый найдет себе достойное место и будет востребован.
Помимо защиты проекта, наиболее ценным, на мой взгляд, является проведение мастер-классов. Возможность познакомить всех заинтересованных с техникой изготовления своего проекта – очень важный момент для подростка. Он раскрепощен в общении, находится в центре внимания, учит их тому, что умеет делать далеко не каждый взрослый. Наиболее интересными стали такие индивидуальные мастер-классы как: «Искусство приготовления салатов»
«Изделия из слоеного теста», «Сервировка стола к чаю» и др.
С критериями оценивания учащиеся знакомятся заранее, в самом начале
работы над проектом. Более того, они могут сами предложить какие-либо
дополнительные критерии. Критерии оценивания являются своего рода
инструкцией при работе над проектом. Кроме того, зная заранее, как именно его работа будет оцениваться, автор проекта может, улучшая отдельные характеристики своего проекта, повысить свой результат или, не имея такой возможности, быть готовым к более низкой оценке. В любом случае структура полученного балла будет понятна обучающимся. Низкая оценка за проект не выставляется. Я убеждена, что обучающимся необходимо предложить доработать или переделать проект в корректной форме. Ведь оценивание результатов творчества всегда драматично и противоречиво. Ближе к объективной, будет рейтинговая оценка, включающая в себя самооценку, среднюю коллективную оценку экспертов и оценку учителя. В качестве экспертов выступают сами учащиеся.
Итоги защиты отражаются в «Каталоге творческих работ за учебный год» Лучшие работы используются, как пособие на уроках, направляются на выставку или для личных целей: подарка родителям и так далее. Стараюсь, чтобы защита проектов превратилась в праздник, чтобы и педагог и ученики получили удовлетворение от ее проведения, чтобы ученики после защиты вышли с новыми идеями, творческими задумками, готовыми сделать следующий проект еще более интересным и совершенным. Применение информационных технологий в проектной деятельности помогает учащимся осваивать новые способы работы с альтернативными источниками информации (Интернет, мультимедиа энциклопедии и др.), формировать основы информационной культуры. Положительные эмоции, полученные учащимися в процессе реализации проектов с применением информационных технологий, укрепляет в них уверенность в себе, способствует развитию их познавательной активности.
Опыт работы по проектной деятельности дает следующие положительные
результаты:
1.Сохранность контингента обучающихся составляет 89%
2.Повышается количество участников и результативность участия в конкурсах:
2015 г.- количество призеров и дипломантов различных уровней - 24 % (12 чел)
2016г. – количество призеров и дипломантов 48% (24 чел.)
3.Творческие проекты и мастер-классы были представлены на семинарах
разного уровня. Они получили высокую оценку и отличные отзывы
присутствующих. Вот некоторые из них:
«Фруктовый букет», «Декорирование блюд и кулинарных изделий» на
Областном форуме учреждений дополнительного образования.
Мастер-класс «Карвинг- шоу» - Муниципальный фестиваль народного творчества «Августины».
Мастер-класс «Декорирование пряничных изделий» - Первый Бушуевский фестиваль гравюры и украшенного оружия.
Выставка- дегустация «Юные кулинары представляют…» на августовском педагогическом совете работников образования Златоустовского городского округа.
Таким образом, освоение учащимися проектной деятельности оправдан и педагогически эффективен, так как он дает возможность применить свои знания на деле, формирует технологическую культуру и творческое отношение к труду, чувство гордости за свои умелые руки и умную голову. А значит создает ситуацию успеха!
Список использованной литературы:
Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии: организация
и содержание проектной деятельности учащихся. – М: 2011. – лекции 1-8.
Ларионова И.А. Ситуация успеха в учебной деятельности как фактор развития отношений сотрудничества в системе «учитель-ученик»: Автореф. дис. канд. пед. наук. - Екатеринбург, 1996г.
3. Белкин А.С. Ситуация успеха: как ее создать - М.: Просвещение, 1991.
Приложение 3
ПАМЯТКА
ВЫПОЛНЯЮЩЕМУ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
 
Ты вступаешь на путь проектирования. Путь этот сложен и тернист. Но не пугайся. Результат обязательно будет! Согласись, что все предметы, окружающие нас, появились в результате такого процесса. Прочти эти советы и начинай!
 
1. Выдели и осознай проблемы.
Чем бы ни занимались люди, всегда возникают проблемы, требующие решения. Твоя проблема должна быть оформлена в виде краткого описания. Нужно четко сформулировать, что ты собираешься
 
2.   Не  зацикливайся!   Расширяй  кругозор!   Разбуди   в   себе талант исследователя! Копи идеи!
Следующий шаг - найти как можно больше информации по твоей проблеме. Записывай все, что, на твой взгляд, может помочь тебе. Включай эскизы, диаграммы. Продумай:
·        ФУНКЦИИ - для выполнения каких функций нужен объект?                   
    ВРЕМЯ - как долго ты будешь решать эту проблему?
·        МАТЕРИАЛЫ - какие материалы имеются в твоем распоряжении?
·        СТОИМОСТЬ - сколько это будет стоить?
·        ВНЕШНИЙ ВИД - какому дизайну ты отдашь предпочтение?
 
Работая над проектом, помни, что простые идеи - часто лучшие идеи!
 
3.   Не распыляйся! Не расслабляйся!
Сейчас ты должен составить план работы над своим проектом. Запиши, что и в каком порядке ты будешь делать. Тщательно продумай, сколько времени необходимо тебе, какое оборудование понадобится.
 
4.    Не замыкайся!
Не бойся спросить совета у окружающих тебя людей. Твои вопросы говорят не о скудости твоего интеллекта, а о гибкости твоего сознания, желании добиться оптимального, качественного решения проблемы.
 
5. Оцени себя сам! Будь объективен!
Решил ли ты проблему? Может быть, тебе необходимо изменить свой проект. А может быть, начать заново. Очень небольшое количество идей безупречно; всегда есть путь для улучшения!
 
 
УСПЕХОВ!
Приложение 4
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
ПО КУЛИНАРИИ
 
 
1. Порядок расположения листов.
·        Титульный лист.
·        Содержание (с указанием страниц).
·        Обоснование проекта. Цель проекта. (Выбор темы проекта , с указанием его назначения и степени значимости)
·        Историческая справка.
·        Инвентарь и посуда.
·        Рецептура.
·        Техника безопасной работы.
·        Технология приготовления.  (по теме проекта).
·        Обоснование экономического эффекта (сравнить со стоимостью в магазине)
 
Наименование
 продукта Количество Цена (руб.) Стоимость (руб.)
Мука 1,5 кг 20 30
         Яйцо 2 шт30 6
соль 1 ч. л. - -
                                                                                                       
 Итого: 36 рублей.
 
·        Самооценка.
·        Реклама.
·        Литература.
·        Приложение. (фотография)
·        Чистый лист.
2.Оформление страниц.
·        Каждая глава пояснительной записки начинается с нового листа.
·        Заголовки выделяются размером шрифта, подчёркиванием и т.д.
·        Допускается оформление страниц рамками.
·        Номера страниц проставляются в правом нижнем углу.
·        По необходимости текст сопровождается рисунками, схемами, иллюстрациями с указанием номеров и названий.