Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления Общественно полезный труд для обучающихся младшего школьного возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Верещагинская общеобразовательная школа-интернат
для обучающихся с интеллектуальными нарушениями»
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
по внеурочной деятельности
социального направления
«Общественно-полезный труд»
для обучающихся младших школьного возраста
с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта)
на 4 года обучения
Учитель начальных классов
первой категории
Петрова Д.И.
г. Верещагино
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Общественно-полезный труд» разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Минобрнауки России от19.12.2014г. №1599).
Адаптированной основной общеобразовательной программы внеурочной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Учебного плана образовательного учреждения.
Программа «Общественно-полезный труд» предназначена для обучающихся 1-4 классов с интеллектуальными нарушениями и предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков.
Вопрос о роли труда в обучении и развитии обучающихся специальных коррекционных школ приобретает в настоящее время особо важное значение в связи с трудностью в подготовке учащихся к практической деятельности.
Как и учащиеся массовой школы, обучающиеся с интеллектуальными нарушениями должны проникнуться мыслью о том, что каждый человек, живущий в обществе, обязан заниматься посильным и полезным для общества трудом. В том, что бы подготовить себя к общественно полезной деятельности, учащиеся должны видеть главную цель, к которой надо стремиться в процессе обучения.
В системе педагогических мер воздействия на психику ребёнка с умственной отсталостью труд является одним из важнейших средств коррекции недостатков умственно развития. Коррекционное значение занятия трудом обучающихся, заключается в том, что труд в значительной степени способствует воспитанию положительных качеств личности детей. Известно, что такие дети слабо используют трудовые умения и навыки в новой для них ситуации. Трудовая деятельность способствует применению знаний и умений, приобретённых во время обучения, в практической деятельности.
Обучая детей, педагог корригирует недостатки трудовой деятельности школьников, формирует их взаимоотношение в коллективе. Совершенно очевидно, что трудовое воспитание связано с физическим, нравственным, эстетическим и др. направлениями Систематически выполняемая работа позволяет развивать чувство долга и товарищества, ответственности за порученное дело и такие качества личности как настойчивость, честность, правдивость.
Трудовая деятельность позволяет включать обучающихся в процессы, которые оказывают благотворное влияние на весь организм ребёнка. У них воспитываются определённые навыки личной гигиены, привычка следить за чистотой помещений, что создаёт условия для здорового образа жизни. Включение школьников в общественно - полезную деятельность позволяет также постигнуть его красоту, получить удовлетворение от его результатов.
Цель: формирование трудовых умений и навыков обучающихся для успешной адаптации в социуме.
Задачи:
1. Совершенствовать трудовые умения и навыки по уходу за собой и своим жилищем (класс, школа).
2. Прививать навыки коллективной трудовой деятельности.
3.Развивать эмоциональную сферу (ответственность, целеустремлённость, решительность, самостоятельность).
Принципы построения программы:
При организации работы по общественно-полезной деятельности с обучающимися руководствуемся следующими принципами:
1.  Соответствие предлагаемого материала возрастным особенностям обучющихся.
2.  Индивидуализация заданий.
3.  Использование активных форм и методов обучения.
4.  Преемственность среди обучающихся начального звена.
Первые трудовые навыки закладываются в процессе самообслуживания. Цель самообслуживания — воспитать у обучающихся хозяйскую заботу о нуждах коллектива, своей семьи, стремление поддерживать чистоту, в классе, на школьном дворе. Обучающихся привлекают к выполнению различных поручений, связанных с дежурством по классу, уходу за растениями в классах, школы, пришкольного участка. Учащиеся могут заниматься подготовкой оборудования, материалов для учебных занятий и др.
Работа может быть организована по бригадам и индивидуально. Перед практическими занятиями учащимся рассказывают об особенностях предстоящей работы, подробно показывают приемы ее выполнения, обращают внимание на соблюдение правил техники безопасности, личной гигиены, охрану окружающей среды, ставят задачу выполнения задания в определенный срок.
    Программа предназначена для организации разнообразной внеурочной деятельности, ориентирована на эмоционально – нравственное, творческое, трудовое и социальное развитие ребёнка.
    Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как изобразительное искусство, мир природы и человека, ручной труд.
Программа состоит из 4 разделов:
1. « Общественно-полезный труд» практическая работа  по уборке и озеленению закрепленного пришкольного участка; акции милосердия; операции, трудовые десанты.
2. «Хозяйственно-бытовая деятельность» самообслуживающий труд; уход за сезонной одеждой (маркировка, чистка, стирка, глажка, пришивание пуговиц, ремонт); навыки уборки класса, рабочего места; правила ухода за комнатными растениями класса и школы; общая ориентировка в мире профессий и профессиональное самоопределение.
3. «Хранители природы» основы экологических проблем, разнообразие растительного и животного мира края, города, пришкольного участка; изучение пагубного влияния предприятий города на экологию и здоровье людей; создание экологической тропы; проведение исследования пришкольного участка.
4. «Творческая мастерская» активная творческая работа, выпуск листовок, охранных грамот, информационных листов, выставки творческих работ, поделок, конкурсы, праздники труда, написание сочинений; проведение литературных вечеров.Участники проекта: обучающиеся с 1 по 4 класс специальной коррекционной школы.
Программа рассчитана на 135 часов: 1 кл – 33 ч., 2 – 4 кл. – по 34 ч. и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками - 1ч в неделю.
Продолжительность одного занятия: в 1 классе - 30 - 35 минут, 2 – 4 классы – 35 – 40минут.
Оценка эффективности реализации программы
В результате реализации программы должно обеспечиваться следующие достижения
обучающихся 1 класса:
- знают и выполняют правила дежурных по классу;
- знают несколько видов комнатных растений;
-знают некоторые способы ухода за комнатными растениями;
- знают пословицы о труде;
-имеют представление о хозяйственно-бытовом инвентаре;
- знают правила бережного отношения к книгам;
- выполняют мелкий ремонт книг и тетрадей;
-знают представления как правильно ухаживать за сезонной обувью и одеждой;
-бережно относятся к природе;
-имеют некоторые представления о растительном мире школы, школьного участка, района, края;
- выполняют творческие работы с использованием различных материалов.
обучающихся 2 класса:
-бережно относятся к окружающему миру, к природе;
-бережно относятся к птицам;
-имеют положительное отношение к труду, уважение к людям труда;
- знают способы ухода за комнатными растениями;
-умеют применять навыки взаимопомощи;
-умеют самостоятельно работать;
-умеют работать в коллективе;
-умеют ухаживать за школьной одеждой и обувью;
-умеют контролировать и проявлять самостоятельность в поддержании порядка в классе, на рабочем месте, в шкафах, на пришкольном участке;
-умеют выполнять ремонт книг и учебников;
-умеют подмечать в окружающей обстановке недостатки и устранять их, не дожидаясь указаний взрослых.
обучающихся 3 класса:
-знают необходимость труда, знают что труд в нашей стране является делом чести, доблести и геройства, что самоотверженный труд— основа личного и общественного благополучия;
- умеют планировать свою работу;
- уважительно относятся к людям труда;
- бережно относятся к продуктам труда, материальным ценностям и к окружающей среде;
-бережно относятся к природе; к растительному и животному миру;
-умеют экономно использовать время;
-осознают необходимость культуры труда: умеют четко представлять конечный результат труда; условия, необходимые для его осуществления;
-умеют организовывать тематические акции, операции.
обучающихся 4 класса:
-умеют правильно и самостоятельно работать с хозяйственно-бытовым инвентарем;
-знают растительный мир школы и пришкольного участка;
-умеют самостоятельно озеленять школу и пришкольный участок;
-умеют ухаживать за своим бельем;
-умеют ухаживать за рыбками в школьном авквариуме;
-понимают важную значимость человека в природе;
-бережно относятся к природе, знают как ее охранять;
-умеют составлять проекты.
Структура программы
Основные разделы
Класс Общественно-полезный труд Хозяйственно-бытовая деятельность Хранители природы Творческая мастерская Всего часов
1 8ч 9ч 8ч 8ч 33ч
2 9ч 9ч 8ч 8ч 34ч
3 9ч 9ч 8ч 8ч 34ч
4 9ч 9ч 9ч 7ч 34ч
Содержание программы
Календарно – тематическое планирование 1класс (33 часа)
Тема занятия Форма проведения Кол-во часов Дата
Общественно-полезный труд 8ч
1.Моя школа, пришкольный участок.
2.Моя школа, пришкольный участок. Сбор сухих листьев.
3. Труд людей осенью. Знакомство с хозяйственно-бытовым инвентарем.
4.Чистый школьный двор.
5.Комнатные растения нашей школы.
6. Комнатные растения нашей школы. Полив. Уход.
7.Труд людей зимой.
8.Труд людей весной. Субботник.
Экскурсия-знакомство
Практикум
Инструктаж-практикум
Операция по уборке мусора.
Экскурсия.
Практика
Беседа
Практикум 1ч






1ч Хозяйственно-бытовая деятельность 9ч
1.Выполнение обязанностей дежурного.
2.Каждой вещи своё место. Маркировка места верхней одежды и обуви.
3.Мой чистый класс. Правила генеральной уборки.
4.Уход за обувью в сезон дождей.
5.Уход за верхней одеждой.
6.Наши поручения в классе.
7.Один дома. Выполнение домашних поручений.
8. Моя полка в шкафу.
9. Книжкина больница
Беседа-практикум
Практикум
Беседа-практикум
Практикум
Беседа
Конкурс рисунков
Сюжетно-ролевая игра
Практикум
Практикум 1ч







1ч Хранители природы 8ч
1.Улица, на которой находится школа – частица Родины.
2. Растительный мир школьного участка.
3.Птицы-наши друзья.
4.Братья наши меньшие. Изготовление кормушки.
5. Рыбки нашего аквариума.
6.Растительный мир нашего района.
7.Растительный мир нашего края.
8.Человек и природа.
Экскурсия
Экскурсия
Беседа
Практикум
Беседа
Беседа
Беседа
Экскурсия







1ч Творческая мастерская 8ч
1.Мой класс.
2-3.Мастерская осени.
4-6.Мастерская деда Мороза.
7.Мой папа - защитник.
8.Моя любимая мама. Фотогалерея
Практикум
Практикум
Практикум
Практикум 1ч



1ч Календарно – тематическое планирование 2 класс (34 часа)
Тема занятия Форма проведения Кол-во часов Дата
Общественно-полезный труд 9ч
1.Правила поведения на пришкольном участке.
2. Правила безопасности труда с садовым инвентарём.
3. Уборка сухих листьев на территории школы.
4. Сбор природного материала для поделок
5.Чистый двор
6-7. Зимние забавы (снежный городок). Изготовление снежных фигур.
8. Снежинка
9. Книжкина больница. Помощь в ремонте книг обучающихся 1 класса.
Беседа-инструктаж
Инструктаж
Трудовой десант
Операция
Операция
Практикум
Операция по уборке снега
Практикум








Хозяйственно-бытовая деятельность 9ч
1.Уход за комнатными цветами. Маркировка.
2. Знай своё место. Маркировка парт и стульев.
3.Уход за школьной одеждой.
4.Уход за комнатными цветами.
Полив. Рыхление. Обтирание листьев.
5.Мой чистый класс.
6.Ремон книг и учебников.
8. Ремонт игр, игрушек.
9. Выполнение поручений.
Практикум
Практикум
Практикум
Практикум
Практикум
Практикум
Практикум
Круглый стол 1ч






1ч Хранители природы 8ч
1.Экскурсия в осенний лес.
2.Изучаем листья, плоды, семена.
3.Дары природы.
4.Мои пернатые. Подкормка птиц.
5.Рыбки школьного аквариума. Подкормка рыб.
6.Растительный мир нашей страны.
7.Красная книга растений.
8.Человек и природа.
Экскурсия
Исследовательская работа
Проект
Практикум
Беседа
Презентация
Беседа
Экскурсия 1ч






1ч Творческая мастерская 8ч 1.Мастерская осени.
2-3.Мастерская деда Мороза.
4-5.Мальчики нашего класса, папы – наши защитники.
6-7. Девочки нашего класса, мамы.
8. Береги растения. Практикум
Практикум
Практикум
Практикум
Создание листовки 1ч



1ч Календарно – тематическое планирование 3 класс (34 часа)
Тема занятий Форма проведения Кол-во часов Дата
Общественно-полезный труд 9ч
1.Желтый лист.
2.Помоги ближнему. Посильная помощь первоклассникам.
3.Снежинка.
4.Комнатные растения нашей школы.
5-6.Зимние забавы (снежный городок и фигуры).
7-8.Мой чистый двор. Субботник.
9.Книжкина больница. Помощь библиотекарю.
Операция
Операция
Трудовая операция
Маркировка
Трудовой десант
Операция
Операция 1ч





1ч Хозяйственно-бытовая деятельность 9ч
1.В мире профессий.
2.Сделай класс красивым.
3.Давайте постираем и погладим. Уход за носками.
4.Как выглядит мой гардероб.
5.Вылечи вещи.
6.Уют.
7.Каждой вещи свое место.
8.Посадка лука.
9.Комнатные растения моего класса. Пересадка.
Презентация
Практикум
Практикум
Дидактическая игра
Практикум
Практикум
Практикум
Практикум
Практикум 1ч








Хранители природы 8ч
1.Лесная тропа. Дорогой туриста.
2.Не разоряй птичьи гнезда.
3. Мир животных нашего края.
4.Мир животных нашей страны.
5.Помоги птицам. Скворечник.
6.Спаси дерево.
7.Зеленое одеяло планеты.
8.Рыбки школьного аквариума. Уход. Занятие-путешествие
Беседа
Поход в музей
Презентация.
Практикум
Акция
Презентация малышам
Практикум 1ч







Творческая мастерская 8ч
1.По странам книг (о труде).
2.Помоги птицам.
3-4.Мастерская деда Мороза.
5.Мастерская деда Мороза.
6.Мой дедушка – герой.
7.Спаси дерево.
8. В день 8 марта. Литературный вечер
Листовки
Практикум
Мастер-класс для первоклассников.
Практикум по изготовлению открытки
Листовки
Практикум.






1ч Календарно – тематическое планирование 4 класс (34 часа)
Тема занятий Форма проведения Кол-во часов Дата
Общественно-полезный труд 9ч
1.Школьный участок осенью. Посадка саженцев.
2.Желтый лист.
3.Посади цветок в горшок.
4.Порядок на закрепленном участке.
5.Снежинка.
6-7. Снежный городок.
8-9. Чистая территория. Субботник.
Операция
Операция
Операция по озеленению школы
Практикум
Операция
Трудовой десант
Трудовой десант







Хозяйственно-бытовая деятельность 9ч
1-2.Уход за комнатными растениями класса. Отбор черенков для посадки. Посадка.
3.Заглянем в бельевой шкаф.
4.Разные виды щеток: для чего они предназначены.
5.Чистка и сушка зимней обуви.
6.Чистый класс.
7. Книжкина больница.
8. Мои поручения. Практикум
Практикум
Презентация
Практикум
Трудовой десант
Практикум
Конкурсная программа 2ч






Хранители природы 9ч
1.Юный краевед – турист.
2.Стнегазета «Защитим природу».
3.Человек и животные.
4.Мое любимое животное.
5.Человек часть природы.
6.Лесная аптека.
7.Рыбки в школьном аквариуме. Уход.
8.Человек и растения.
9.Экология нашего края. Конкурсная программа
Изготовление газеты
Презентация
Проект
Беседа
Игра
Практикум
Презентация
Беседа 1ч








Творческая мастерская 7ч
1.Лучшее блюдо из даров природы.
2.Изготовление охранных листовок.
3-4. Мастерская деда Мороза.
5-6. Светлая пасха.
7.Прощай, начальная школа. Конкурсная программа
Практикум
Практикум
Конкурсная программа
Стенгазета 1ч



1ч Материально-техническое обеспечение
Технические средства: компьютер, проектор, документ-камера.
Для выполнения творческих работ и проектов необходимо индивидуальное место и необходимые материалы, которые дети предоставляют самостоятельно. Некоторые из проектов дети готовят в домашних условиях с материалами подготовленными родителями.
Литература
1.  Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Изд-во Ростов. ун-та, 1983
2.  Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой.- М.,1980
3.  Глущенко А. Г. Трудовое воспитание младших школьников во внеклассной работе. М.: Просвещение. 1990
4.  Гульянц Э. К., Базик И. Я. Что можно сделать из природного материала: Кн. для воспитателя дет. сада. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1991
5.  Костенков П. П. Воспитание интереса к сельскохозяйственному труду.
6.Купина Н. А, Богуславская Н. Е Веселый этикет. Нравственное воспитание, развитие коммуникативных способностей ребенка. – М., 1992. М. Просвещение. 1980 г.
7.Мирошкина М. Учимся создавать социально значимые проекты. Нар. образование. – 2006.