Формирование базовых учебных действий у младших школьников с умственной отсталостью


Формирование базовых учебных действий
младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Учитель начальных классов Пешкова Е.Н.
Специальные (коррекционные) общеобразовательные школы VIII вида для умственно отсталых детей являются одним из звеньев общей системы образования, что отражено в соответствующих законодательных актах и нормативных документах. Федеральный закон РФ "Об образовании в РФ" устанавливает равные образовательные права для лиц с недостатками в развитии со всеми членами общества. Образование детей с нарушениями интеллекта не является цензовым и организуется иначе, чем обучение их здоровых сверстников, отсутствует государственный образовательный стандарт для системы специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Содержание образования в школе-интернате, как и в массовой школе, охватывает различные виды знаний, вооружает учащихся некоторым методологическим подходом к познавательной и практической деятельности (с учетом их особенностей, возможностей и способностей к усвоению программного материла). В самом учебном процессе специальной (коррекционной) школы VIII вида предусмотрено усвоение элементарных понятий и терминов, а также фактов повседневной действительности. Что касается таких видов знаний как основные законы науки, теории, содержащие систему научных знаний, то они имеют место в самом элементарном и ограниченном виде при изучении конкретных учебных предметов.
Трудность обучения умственно отсталых школьников обусловлена особенностями их психического развития, типологическими и индивидуальными особенностями, имеющимися нарушениями. Общий объединяющий всех их признак состоит в недоразвитии познавательной сферы. Все полученные знания будут действенными, если учащиеся овладеют опытом их применения на практике. Содержание образования в школе-интернате направлено на формирование у школьников с умственной отсталостью, таких черт в сознании, поведении, трудовой деятельности, которые помогут им стать полноценными членами общества. Для достижения этого вспомогательная школа использует специфические средства, с помощью которых осуществляется доступное умственно отсталым школьником образование
В Базовых образовательных программах специальных школ VIII вида цели обучения (ориентиры) не отражены. При разработке программы формирования базовых учебных действий нами были проанализированы основные документы, регламентирующие работу специальных образовательных учреждений. Анализ их содержания позволил сформулировать основные ценностные ориентиры содержания образования на ступени начального образования в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида.
Ценностные приоритеты развития специальной (коррекционной) образовательной школы как образовательной организации, предполагают создание определенных условий ее развития, побуждая стремиться к тому, чтобы стать в перспективе эффективно работающей образовательным учреждением. Исходя их данного контекста развития, МКОУ «СКОШИ 8 вида п. Нижний Куранах» в качестве ведущих ценностей выдвигает следующее:
- ценность получения качественного общего начального образования детьми с различными нарушениями интеллектуального развития;
- безусловное сохранение позитивных достижений школы в обеспечении данной категории детей соответствующего их индивидуальным возможностям уровня образования;
- результатом образования детей с ОВЗ должны стать не только знания, умения и навыки в рамках реализуемых школой образовательных программ, но и отдельные элементы личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных общеучебных умений и навыков.
Функции, состав и характеристика базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Система обучения умственно отсталых детей в нашей стране не предусматривает освоение ими цензового образования, сопоставимого по уровню с нормально развивающимися сверстниками. Система общего образования этой категории детей ориентирована на подготовку ребенка к самостоятельной и, насколько возможно, независимой жизни. Приоритетом образования умственно отсталых детей является социальная и трудовая подготовка, осуществляемая по специальным программам и специальными методами обучения. Таким образом, возможность освоения ФГОС детьми, имеющими стойкие трудности в обучении, правомерно обсуждать только применительно к детям, имеющим задержку психического развития.
В результате ограниченных возможностей здоровья ребенок не может осваивать основную программу уровня образования, соответствующую своему возрасту. Нарушается связь ребенка с социумом, культурой, как источником развития. Нарушается связь родителя и ребенка, так как взрослый носитель культуры не может, не знает, каким образом передать ребенку с нарушениями в развитии тот социальный опыт, который каждый нормально развивающийся ребенок приобретает самостоятельно.
Низкий уровень познавательных процессов, неумение видеть конкретную цель на уроке, неумение анализировать и делать выводы, отсутствие навыков самоконтроля, неумение общаться со сверстниками, низкая мотивация обучения - вот далеко не полный перечень проблем, с которыми приходиться каждодневно сталкиваться педагогам школы-интерната в работе с такими детьми. И как следствие - нелюбовь к процессу учения.
Воспитанники школ VIII вида заметно отличаются по обучаемости (восприимчивость к усвоению знаний в процессе учебной деятельности) не только от своих сверстников образовательных школ, но и друг от друга по тому, насколько легко, прочно и глубоко овладевают новыми знаниями. Даже тот информационный минимум, предусмотренный школьной программой, становится для умственно-отсталых школьников отчужденными, оторванными от повседневной жизни малозначимыми фактами.
Функции базовых учебных действий:
- обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области;
- реализация преемственности обучения на всех ступенях образования;
- формирование готовности школьника с умственной отсталостью к дальнейшему профессиональному образованию;
- обеспечение целостности развития личности обучающегося.
Состав базовых учебных действий:
1. Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.
2. Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию со взрослыми и сверстниками в процессе обучения.
3. Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.
4. Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.
Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности. С учетом возрастных особенностей обучающихся с умственной отсталостью базовые учебные действия
рассматриваются на различных этапах обучения.
Характеристика базовых учебных действий в соответствии с этапами обучения
Характеристика базовых учебных действий
Личностные учебные действия
Включают следующие умения:
осознание себя как ученика, заинтересованного
посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
способность к осмыслению социального окружения,
своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
положительное отношение к окружающей
действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
самостоятельность в выполнении учебных заданий,
поручений, договоренностей;
понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
готовность к безопасному и бережному поведению в
природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия
Включают следующие умения:
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель -ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);
использовать принятые ритуалы социальноговзаимодействия с одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
доброжелательно относиться, сопереживать,
конструктивно взаимодействовать с людьми;
договариваться и изменять свое поведение с учетом
поведения других участников спорной ситуации
Регулятивные учебные действия
Включают следующие умения:
входить и выходить из учебного помещения со звонком;
ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
пользоваться учебной мебелью;
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место;
передвигаться по школе, находить свой класс, другие
необходимые помещения;
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с
учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные учебные действия
Включают следующие умения:
выделять существенные, общие и отличительные
свойства предметов;
устанавливать видо-родовые отношения предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать,
классифицировать на наглядном материале;
пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
читать;
писать;
выполнять арифметические действия;
наблюдать;
работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях).
Связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов
на этапе начального обучения (1-4 классы)
Перечень учебных действий Образовательная область Учебный предмет
Личностные учебные действия
осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга
Язык и речевая практика
Чтение и развитие речи
Письмо и развитие речи
Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности
Математика Математика
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей Язык и речевая практика Чтение и развитие речи
Письмо и развитие речи
Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности
Технологии Трудовое обучение (ручной труд)
положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию Язык и речевая практика Чтение и развитие речи
Письмо и развитие речи
Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности
Искусство Музыка пение
Изобразительное искусство
Физическая культура Физическое воспитание
Технологии Трудовое обучение (ручной труд)
целостный, ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей Язык и речевая практика Чтение и развитие речи
Письмо и развитие речи
Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности
Естествознание Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности
самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей Язык и речевая практика Чтение и развитие речи
Письмо и развитие речи
Математика Математика
Технологии Трудовое обучение (Ручной труд)
понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе Язык и речевая практика Чтение и развитие речи
Письмо и развитие речи
Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности
Физическая культура Физическое воспитание
Технологии Трудовое обучение (Ручной труд)
готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе Язык и речевая практика Чтение и развитие речи
Письмо и развитие речи
Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности
Естествознание Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности
Коммуникативные учебные действия
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс)Язык и речевая практика Чтение и развитие речи
Письмо и развитие речи
Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности
Математика Математика
Естествознание Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности
Физическая культура Физическое воспитание
Технологии Трудовое обучение (Ручной труд)
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем Язык и речевая практика Чтение и развитие речи
Письмо и развитие речи
Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности
Математика Математика
Естествознание Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности
Искусство Музыка и пение
Изобразительное искусство
Физическая культура Физическое воспитание
Технологии Трудовое обучение (Ручной труд)
обращаться за помощью и принимать помощь
Технологии Трудовое обучение (Ручной труд)
Искусство Музыка и пение
Изобразительное искусство
Математика Математика
Физическая культура Физическое воспитание
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту
Язык и речевая практика Чтение и развитие речи
Письмо и развитие речи
Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности
Математика Математика
Искусство Музыка
Изобразительное искусство
Технологии Трудовое обучение (Ручной труд)
Физическая культура Физическое воспитание
сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях Технологии Трудовое обучение (Ручной труд)
Искусство Музыка и пение
Физическая культура Физическое воспитание
доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми Естествознание Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности
Технологии Трудовое обучение (Ручной труд)
Искусство Музыка и пение
Изобразительное искусство
Физическая культура Физическое воспитание
договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации Язык и речевая практика Чтение и развитие речи
Письмо и развитие речи
Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности
Физическая культура Физическое воспитание
Регулятивные учебные действия
входить и выходить из учебного помещения со звонком Язык и речевая практика Чтение и развитие речи
Письмо и развитие речи
Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности
ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения) пользоваться учебной мебелью адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.) Естествознание
Математика
Искусство
Технологии
Физическая культура Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности
Математика
Музыка и пение
Изобразительное искусство
Трудовое обучение (Ручной труд)
Физическое воспитание
работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения Естествознание Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности
Познавательные учебные действия
выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов Язык и речевая практика Чтение и развитие речи
Письмо и развитие речи
Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности
Математика Математика
Естествознание Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности
Искусство Изобразительное искусство
устанавливать видо-родовые отношения предметов Язык и речевая практика Чтение и развитие речи
Письмо и развитие речи
Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности
Математика Математика
Естествознание Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности
дать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале Язык и речевая практика Чтение и развитие речи
Письмо и развитие речи
Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности
Естествознание Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности
Математика Математика
Искусство Изобразительное искусство
пользоваться знаками, символами, предметами заместителями Язык и речевая практика Чтение и развитие речи
Письмо и развитие речи
Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности
Математика Математика
Искусство Музыка и пение
Изобразительное искусство
читать Язык и речевая практика Чтение и развитие речи
Письмо и развитие речи
Естествознание Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности
писать Язык и речевая практика Письмо и развитие речи
выполнять арифметические действия Математика Математика
наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).
Язык и речевая практика
Математика
Искусство Чтение и развитие речи
Письмо и развитие речи
Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности
Математика
Изобразительное искусство
Цель проводимой работы заключается в выработке форм и методов организации образовательного процесса, привития учащимся интереса (мотивации) к получению знаний, формировании навыков учебной деятельности, самостоятельности.
Важную роль играет активная пропагандистская, психологическая, социологическая работа с родителями (законными представителями) умственно отсталых детей о целесообразности обучения их детей в коррекционной школе VIII вида.
Первый год обучения особенно трудный для детей с нарушениями психического здоровья: меняется привычный уклад их жизни, они адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. В целях организации успешного обучения младших школьников осуществляется учет особенностей их адаптации (привыкания, приспособления) к школьной жизни. Формирование фундамента готовности перехода к обучению должно осуществляться в рамках специфически детских видов деятельности: сюжетно-ролевой игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки и пр.
Общее образование в школе-интернате включает в себя обучение и воспитание детей с умственной отсталостью, коррекцию отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологическую реабилитацию. Начальное образование в школе-интернате готовит детей для последующего обучения в основной школе.
К числу основных компонентов личностной готовности ребенка к обучению в основной школе, без которой нельзя рассчитывать на успех, является его мотивационная готовность. Она формируется у умственно отсталых детей замедленно и с определенными трудностями. Развитие отношения к учению, формирование учебных действий у младших школьников протекает замедленно. Оно характеризуется неустойчивостью, изменяется под влиянием ситуации успеха или неуспеха, смены обстановки, степени контроля со стороны педагога.
Полностью исправить недостатки умственного развития нельзя, но выработать желание и умение приобретать знания, использовать их в жизни - реальная и посильная задача для школы-интерната. Важно обеспечить, чтобы в учебном процессе ребенок находился в активной позиции. Такая организация урока, где за основу берется познавательный интерес - это приближение к формированию познавательной активности учащихся, базовых учебных действий и как следствие – обеспечение преемственности для обучения в основной школе. В образовательном процессе должны иметь место элементы интригующей проблемности, парадоксальности, новизны известных фактов и многое другое, уверенно вытесняющее скуку и формализм.
Основными задачами обеспечения преемственности в формировании учебных знаний на ступени I и II этапах образования в школе-интернате, на наш взгляд, являются:
- наличие квалифицированной специальной подготовки в области олигофренопедагогики учителей и воспитателей школы-интерната;
- знание всех особенностей обучающихся детей с умственным недоразвитием педагогическим коллективом;
- проведение психолого-диагностической работы по выявлению продвижения детей в своем развитии;
- организация взаимодействия учителей-дефектологов, педагога-психолога, учителя-логопеда и социального педагога школы-интерната по вопросам коррекционной педагогики;
- обеспечение освоения адаптированных учебных программ начального общего образования.