Мотив притчи «Блудные дети». По повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель» и рассказу К. Паустовского «Телеграмма».

Тема: Мотив притчи «Блудные дети». По повести А. С. Пушкина «Станционный
смотритель» и рассказу К. Паустовского «Телеграмма». Цель: Совершенствовать навыки умения работать с текстом, рассмотреть нравственные проблемы, поставленные в произведениях, помочь прочувствовать авторскую идею. Развивать навыки выразительного чтения, речь, мышление.
Воспитывать нравственные качества. Метод.цель: Показать организацию самостоятельной работы с текстом, умение учащихся анализировать текст. На доске: « Чти отца своего и мать свою, да благо ти буде, и долголетен будешь на земле». Оборудование: Портрет А. С. Пушкина, К. Паустовского. «За добро плати добром
Не будь пустельгой».
К. Паустовский.
Ход работы 1. Сообщение темы и цели урока. 2. Аналитическая беседа: - Что называется притчей? ( сценка «Возвращение блудного сына»). - Сколько раз рассказчик приезжал на станцию? - Кто является главным героем повести? - Вспомните, что говорит автор об отношении богатых путешественников к станционным смотрителям? - Но Самсон Вырин в начале повести производил впечатление бодрого, счастливого человека. Почему? - Но прошло столько лет. Что изменилось, а что осталось неизменным? - Вдумаемся в поведение гусара. Какие детали выдают, что он был здоров и притворялся? - Почему Самсон Вырин не разгадал замысел гусара? - Было ли это бегством со стороны Дуни? - Что стало с отцом после похищения Дуни? - Как отец находит свою дочь? - Чем закончилась история смотрителя? - Почему Самсон Вырин не пошёл жаловаться на Минского? - Какую роль играет пейзаж? - Почему рассказчик оказался в доме смотрителя? - Почему ясно, что прекрасная барыня – Дуня? - Счастлива ли Дуня? - Но почему Дуня плачет? - И опять вернёмся к « Притче о блудном сыне». Какова позиция отца в притче и позиция Самсона Вырина? - А дети? Кто оказался счастливее Дуня или блудный сын? 3. Беседа по рассказу «Телеграмма» К. Г. Паустовского. - Какова основная тема рассказа? - Для чего автор начинает рассказ с пейзажной зарисовки? - Какие мысли автор передаёт через этот пейзаж? - Как соответствует картина природы внутреннему состоянию Катерины Петровны? - Какие детали интерьера свидетельствуют о том, что жизнь замерла в старом доме? а) Ночник – единственное живое существо б) клен
- Какие чувства вызывает у вас Катерина Петровна? - Каков внешний облик героини? - Подберите синоним к слову «маленькая» - беззащитная. - Как вы считаете, были ли у Насти серьёзные причины, чтобы не приехать к матери? - Почему и как пытается Катерина Петровна оправдать дочь? Найдите строки в тексте? _Катерина Петровна написала Насте письмо. Почему она это сделала? ( чтение письма) - Как поступила Настя, когда получила письмо? - Вспомнила ли Настя о матери? Найдите в тексте Настины слова и мысли, которые приводит повествователь. - Почему Настя вздрогнула, когда увидела скульптуру Гоголя? - Как Настя вспоминает телеграмму? - Почему «Настя скомкала телеграмму и нахмурилась»? Найдите в тексте. Героиня душевный кризис, просветление и понимание. - Как отнеслась Катерина Петровна к телеграмме Тихона? - Настя так и не успела попрощаться с матерью. Кто и как хоронил Катерину Петровну? - Давайте сопоставим «молодую учительницу встретившейся на пути похоронной прогрессии». 4. Анализ эпиграфа к уроку. - В качестве эпиграфа мы выбрали слова Тихона, сказанные Манюшке. Почему они сказаны именно ей? - Какой смысл вкладывает в эти слова автор « не будь пустельгой»? - Какую библейскую заповедь нарушает Настя? Очень просто об этом сказал поэт Валентин Берестов
Любили тебя без особых причин За то, что ты - внук, За то, что ты – сын, За то, что малыш, За то, что растешь, За то, что на папу и маму похож. И эта любовь до конца твоих дней Останется тайной опорой твоей. Вот эту – то опору в жизни и потеряла Настя. - Какие факты свидетельствуют о том, что совесть у Насти все же пробудилось? 5. Сопоставительный анализ произведений.










6. Тест по произведениям. 7. Чтение письма героям ( дом.задание.) - Чему учит на эти произведения? - Когда вы растете, как вы будете относиться к вашим родителям? 8. Итог урока: Как важно успеть сказать родителям, что мы их любим, принести им не одни неприятности, а хоть немного счастья. Подумаем об этом.
9Д.з

Дуня Отец Самсон Вырин. Уехала с гусаром в Петербург. Замужем.

Дуня
Настя Мать Катерина. Работа в Ленинграде. Жила одна.
Петербург.
Замужем.





Блудные дети
Поздное возвращение