550 лет образование казахского ханства


Тема: «550 лет образования Казахского ханства».
Цель: Формирование  у учащихся знаний о периоде становления страны как суверенного государства;
Задачи:
Раскрыть условия образования Казахского ханства. Показать его значение для решения исторической судьбы казахского народа;
Развивать память, мышление, воображение, умение анализировать, делать выводы, высказывать свое мнение;
Воспитывать у учащихся интерес к прошлому страны, патриотизм, национальное самосознание.
Методы обучения: словесный, наглядный, проблемно-поисковый,       интерактивный, творческий, репродуктивный.
Оборудование: карта Казахского ханства и  современного Казахстана, портреты ханов, раздаточный материал.
Эпиграф к уроку:
«Оглянись на себя,и подумай о том:кто ты есть,где ты есть, и куда  же потом»?Омар Хайям
Ход урока:
Организационный момент:
 – Добрый день ученики, уважаемые гости! Я рада приветствовать вас на нашем уроке. Прочитав название темы урока,  вы наверное догадались о чем мы будем сегодня говорить?
Сообщение темы и цели урока. Сегодня мы должны вместе с вами  раскрыть исторические условия появления независимого казахского государства. Урок у нас будет необычным. Мы разделились на 3 группы. И выпустим с вами 3 журнала, посвященные образованию Казахского ханства. Но для начала определим роли в группе.
Капитан
Дизайнер
Контролер
Спикер
Генераторы идей
(Записать имена на последней странице журнала)
-  1 страница нашего журнала – это тема нашего классного часа, т.е. «550 лет образования Казахского ханства».
- 2 страница – «Территория Казахского ханства». Обратите внимание на территорию и дату образования Казахского ханства. ( дети заклеивают картинку с территорией).
- 3 страница «Из истории»
1 группа  (портрет Абулхаира, карты:  ханство Абулхаира и Могулистана)
В 14-15 веках  на территории современного Казахстана существовало несколько государств: Ногайская Орда, Ак Орда, ханство Абулхаира и Могулистан.
В эти государства входили казахские племена, населявшие обширные степи и южные предгорные районы.В 15 веке на территории Казахстана заметную роль играли только два государства: ханство Абулхаира и Могулистан. В это время началась борьба за власть, за ханский престол. Потомки Чингис-хана- хотели единолично управлять страной. Каждый считал, что только он достоин  быть верховным ханом. Это привело к войнам. Борьба за власть подрывала хозяйство, ухудшала жизнь рядовых скотоводов и земледельцев, наносила урон торговле. Это вело к ослаблению государств. Тяжелым внутренним положением воспользовались захватчики. С территории Китая на казахские земли совершали походы джунгарские племена-ойраты. Ослабленные, разрозненные войска хана Абулхаира не могли оказать сопротивление джунгарам. Как вихрь, они налетали на казахские аулы и города. Горели юрты и дворцы, гибли старики, женщины, дети. Джунгары уводили скот, вытаптывали посевы, захватывали в плен мастеров-ремесленников. В 1457 году Абулхаир решил дать отпор джунгарам, но потерпел поражение и бежал с поля боя.
2 группа  ( портреты Жанибека и Керея)
 Многие султаны были недовольны политикой хана Абулхаира и устраивали заговоры. Многие правители казахских племен и родов, устав от постоянных войн, решили вместе с кочевьями уйти из-под власти хана Абулхаира. Их возглавили султаны Жаныбек и Керей. В 40-50 годы 15 века Жаныбек и Керей объединили и сплотили десятки казахских родов, насчитывающих сотни тысяч человек. Чтобы спасти людей от обнисчания и гибели они повели их на юг, в Могулистан к хану Есен-Буга. Огромное количество людей, собрав свое имущество и погрузив его на лошадей и верблюдов, двинулось в путь. 10 лет свыше 200 тысяч казахов двигались на юг - в Семиречье. По дороге они страдали от холода и жары, их преследовали болезни. Нередко на переселенцев нападали отряды Абулхаира, и им приходилось вступать в бой. К началу 60 годов 15 века кочевья достигли Семиречья. 
3 группа (портрет Жангир хана)
Жангир воспитывался в Астрахани, в доме губернатора. 24 июля 1824 г. в г. Уральске в присутствии высших чинов пограничного управления Оренбурга Жангир был провозглашен ханом.
Период ханствования Жангира был относительно продолжительным и конструктивным в плане осуществления преобразований в жизни общества и в то же время насыщенным различными событиями. Впервые в истории казахских ханств осуществил переход земель в частную собственость кочевников, переходящих в оседлость. При нем возрождается институт тарханства Эти меры способствовали разложению кочевой общины казахов. По мере укрепления своей власти Жангир реформировал старую систему налогов, прежде взимался "зякет", затем "сотым" и, наконец, "жасауыл акы"- налог для содержания слуг.
Хан при себе создал аппарат управления, состоявший из ряда функциональных подразделений: канцелярия, депутатская группа, coвет 12 биев, институт есаулов, группа базарных султанов, ханские вестовые из 14 человек, в Букеевской орде была учреждена должность ахуна - главного духовного лица ханства.
2 На территории ханства в. 30-х г. появились значительные торговые центры, одним из значительных является Ханская ставка. Учрежденная в 1832 г. ярмарка имела объем торгового оборота более миллиона рублей. В Россию переправлялись сотни тысяч поголовий скота, на ярмарку приезжали тысячи купцов со всех сторон. Торговый характер Ханской ставки ярко вырисовывается хотя бы из того, что из 89 домов в 46 были лавки, а в19-торговые склады (40-е г.)
В ханской орде было довольно много мусульманских мектебов, практически каждый род, каждое отделение рода имело своего муллу. Немало выпускников этих школ направлялись для продолжения учебы в медресе Бухары и Ташкента. Образовательная концепция хана нашла выражение в открывшейся в 1841 г. первой светской школе не только в Букеевской орде, но и во всем Казахстане. Первый набор в школу составил всего 12 учеников на 30-40 вакансий. Потребовалось еще два года, чтобы заполнить эти места. А: Евреинов писал, что в этой школе преподавали «татарский, арабский и русский языки, начальные правила арифметики и грамматики, в кратком виде - географию и историю, правила оспопрививания... Лучшие выпускники поступают отсюда в Оренбургский Неплюевский корпус». В своей интереснейшей статье «Заметки киргиза о киргизах» (1861 г.) С.Бабаджанов подробно описал состояние народного образования в Букеевской Орде. В частности, о стипендиатах Неплюевского корпуса пишут следующее: «...хан Джангир старался усилить образование ордынцев внутри земли их и открыл единственный источник в этом роде в Оренбурге, где в учрежденный Неплюевский кадетский корпус разрешено начальством принимать из нашей Орды 10 мальчиков во 2-ом эскадроне или азиатском отделении оного».
Среди примечательных явлений в культурной жизни Букеевского ханства особое место занимает "оружейная комната". По отзывам современников, в ней было немало уникальных экспонатов, свидетельствовавших о высоком мастерстве казахских ремесленников. В этом первом музее Казахстана было много вещей восточного происхождения: «азиатские кольчуги, шлемы, налокотники и другие воинские доспехи». В числе сабель были дарованные его роду от российских императоров. Существует несколько версий относительно судьбы ценных экспонантов данного музея.
Хан Жангир был в свое время избран почетным членом научно- исторического общества при Казанском университете. Им был записан ряд эпических поэм и шежире казахов. Умер хан Жангир в 1845 г., и ханская власть после него не восстанавливалась, орда управлялась Временным Советом.
 4 страница – «Хронология»
На листах даны даты. Ученики должны написать событие, которое произошло в этом году.
1465
1991
1993
1998
5 страница –«Мәңгілік ел»
6 страница«Поэтическая»
1группа-написать письмо Жангир хану.
2группа-учителю
3группа-однокласнику
Закрепление:
«Чемодан, мясорубка, корзина»
Сейчас мы с вами закрепим полученные знания. Первое задание - устное
Перед вами портреты исторических личностей. Вы должны будете прослушав вопрос, соотнести их  с портретом.
 Портреты    
Абулхаир
Жаныбек и Керей
Жангир
Керей
Жунус
Мухаммед Хайдар Дулати.
Последовательность диктовки.
Кто был основателем Казахского ханства? (Жанибек и Керей)
От какого хана откочевали первые казахские правители? (Абулхаир)
Кто из средневековых историков писал об образовании Казахского ханства? (Мухаммед Хайдар Дулати)
Какой могульский хан поселил откочевавших султанов на своих землях? (Есен-Буга)
Кто был первым казахским ханом? (Керей)
Против кого из своих родственников рассчитывал использовать переселившихся     казахских султанов могульский хан? (Жунус)
Итог урока:
-На сегодняшнем занятии мы рассмотрели предпосылки, т.е. в каких условиях, в какое время и кто создавал Казахское ханство. В 1991 году мы провозгласили о своей Независимости. К этому моменту стремились многие поколения, мечтавшие о свободе своего народа. За годы Независимости сформированы базовые ценности казахстанского пути – «СВОБОДА, ЕДИНСТВО, СТАБИЛЬНОСТЬ, ПРОЦВЕТАНИЕ» .Н,А,Назарбаев.(из ежегодного обращения к соотечественникам Президента от 28.01.2011г)      портрет Н.А. Назарбаева.
Слушание песни Родина моя
- Над какой темой работали?
-Что было интересно?
-Чем запомнился классный час?