Конспект урока по русскому языку Синтаксический разбор предложения 4 класс

Главные члены предложения.
ПОДЛЕЖАЩЕЕ
( - то, о чём или о ком говорится в предложении)
СКАЗУЕМОЕ
( - то, что говорится о подлежащем)

Обозначает предмет.
Обозначает действие.

Кто? Что?
Что делает? Что сделает? Что будет делать?

_________

___________
___________


Второстепенные члены предложения.
ДОПОЛНЕНИЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ОБСТОЯТЕЛЬСТВО

Обозначает предмет.
Обозначает признаки предмета.
Обозначает место, время, способ действия.


Отвечает на вопросы косвенных падежей

Отвечает на вопросы
Какой? Чей?
Отвечает на вопросы
Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как?

Выражается
существительным,
прилагательным,
местоимением,
числительным.
Выражается
прилагательными,
местоимениями,
числительными.
Выражается
наречием, существительным с предлогом,
местоимением с предлогом

-------------------

__ . __ . __ . __



Синтаксический разбор простого предложения
Определи цель высказывания
Виды предложений по цели высказывания бывают   повествовательные, вопросительные и побудительные.           Повествовательные предложения сообщают о каком – либо событии:                               В саду расцвели яблони и груши.           Вопросительные предложения содержат вопрос, требующий ответа:                               Который час?         Побудительные предложения побуждают собеседника к действию,   содержат просьбу, совет, запрет:                               Не шумите, пожалуйста. 
 
Определи интонацию предложения

По интонации:
– невосклицательное,
– восклицательное.
Найди грамматическую основу предложения.
Найди второстепенные члены предложения и определи, распространенным или нераспространенным является предложение.

По наличию второстепенных членов:
– распространённое,
– нераспространённое.
Укажите, есть ли в предложении однородные члены.

Приведём образец разбора простого предложения.

Образец синтаксического разбора простого предложения:
пр. прил. Сущ. Гл. прил. Сущ.
В синем небе светит яркое солнышко.4
(Повеств.,невоскл, распростр.)



Рассуждай так:
1.Находим в предложении синтаксическую основу – подлежащее и сказуемое. В предложении говорится о солнышке. (Что?) солнышко - это подлежащее, подчёркиваем одной чертой, выражено именем существительным. Солнышко (что делает?) светит – это сказуемое, подчёркиваем двумя чертами, выражено глаголом.
2.Переходим к второстепенным членам предложения. Сначала найдём все второстепенные члены, связанные с подлежащим. Солнышко (какое?) яркое – это определение, подчёркиваем волнистой линией, выражено именем прилагательным.
Переходим к сказуемому. Задаём вопросы от сказуемого к второстепенным членам. Светит (где?) в небе – это обстоятельство, подчёркиваем пунктиром с точкой, выражено существительным в винительном падеже.
Осталось одно слово синем. Оно связано со словом небо, поэтому вопрос задаём от него. В небе (каком?) синем – это определение, подчёркиваем волнистой линией, выражено именем прилагательным.
Пользуясь своими знаниями и таблицей-подсказкой, выполни синтаксический разбор предложений.
В коляске спит младший брат.
_________________________________________________________________
Паук ткёт в углу паутину.
_________________________________________________________________
Черепахи живут в песке.
_________________________________________________________________
Кот слизывает с блюдца сметану.
________________________________________________________________
Мама высыпала на тарелку конфеты.
_________________________________________________________________
Бычок жуёт душистое сено.
_________________________________________________________________
В паутинку попалась муха.
_________________________________________________________________
Зайчонок щиплет на лугу сочную травку.
_________________________________________________________________
На стене тикают часы.
_________________________________________________________________
Утка скрылась в зарослях камыша.
_________________________________________________________________
В чулане живёт мышка.
_________________________________________________________________
В чайнике заваривался чай.
_________________________________________________________________
Бабушка весело звенела чашками.
_________________________________________________________________
Все уселись за стол.
_________________________________________________________________
Лида придвинула тарелку с печеньем к себе.
_________________________________________________________________
Я возвращался с охоты.
_________________________________________________________________
Собака бежала впереди меня.
_________________________________________________________________
На тропинке сидел молодой воробышек.
_________________________________________________________________
Школьники выпустили стенгазету.
_________________________________________________________________
Мы скрылись в чаще леса.
_________________________________________________________________
В школу приехали артисты.
_________________________________________________________________

Ведущий объявил о начале представления.
_________________________________________________________________
Завтра в школе состоится новогодний карнавал.
_________________________________________________________________
Всех учеников заинтересовал увлекательный рассказ учителя.
_________________________________________________________________
Сквозь волнистые туманы пробирается луна.
_________________________________________________________________
На небе ярко сверкнула молния.
_________________________________________________________________
В окнах домов замелькали огоньки.
_________________________________________________________________
Жил старик со своею старухой у самого синего моря.
_________________________________________________________________
Они жили в ветхой землянке.
_________________________________________________________________
Бабушка налила Жучке воды.
_________________________________________________________________
Ира закрыла окно на кухне.
_________________________________________________________________
Сима нарисовала для мамы рисунок. Кирилл никогда не обижает малышей.
_________________________________________________________________
Солнце спряталось за лесом.
_________________________________________________________________
Оля налила сок в стакан.
_________________________________________________________________
Петя сегодня получил хорошую отметку.
_________________________________________________________________
Мы собираемся в дальний поход.
_________________________________________________________________
Портной аккуратно выполнил свою работу.
_________________________________________________________________
На столе стоит ваза с цветами.
_________________________________________________________________
Лодка медленно причалила к берегу.
_________________________________________________________________
Лесные ландыши распускаются поздней весной.
_________________________________________________________________
Заботливая кошка вылизывает своего котёнка.
_________________________________________________________________
По гладкому льду дети катаются на коньках.
_________________________________________________________________
Николай зачерпнул из ручья прохладной воды.
_________________________________________________________________
В парке есть небольшой пруд.
_________________________________________________________________
Капли дождя застучали по листьям.
_________________________________________________________________
Сильный ветер внезапно загудел в вышине.
_________________________________________________________________
Изба лесника состояла из одной комнаты.
_________________________________________________________________
Во дворе лаяла злая собака.
_________________________________________________________________
На костре закипал чай с липой и мятой.
_________________________________________________________________
На санях лежала большая ёлка.
_________________________________________________________________
Родители говорили о чем-то серьёзно и неторопливо.
_________________________________________________________________

Заголовок 415