Возможности учебно-познавательных задач на уроках музыки для достижения образовательных результатов ФГОС


Возможности учебно-познавательных задач на уроках музыки для достижения образовательных результатов ФГОС
Материал подготовила учитель музыки
высшей квалификационной категории
МАОУ Гимназия №1 Федулова Лариса Николаевна
Основными качествами выпускника современной школы являются умение ставить цель и добиваться ее, умение общаться, адаптироваться к ситуации, ориентироваться в мире, самостоятельно добывать и применять знания, умение заботиться о себе и о других, быть нравственным человеком и т.д. Готовит ли современная школа таких выпускников? В этой связи особую важность приобретает разработка, согласование и внедрение системы основных параметров, которые принимаются в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала. Эту функцию выполняет Концепция федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) нового поколения .Важная роль отводится использованию познавательных задач, под которыми понимают осмысление явлений и формулировку целей. Познавательные задачи проходят через весь учебный процесс, выполняя в нём самые различные функции: активизируют и мотивируют учащихся, побуждают их к учебной деятельности, удерживая ход процесса учения на высоком уровне, являясь инструментом для выявления результатов учения. От качества познавательных задач зависит качество знаний, умений и навыков и уровень развития способностей ребёнка.
Проблема развития познавательной активности учащихся особенно актуальна в настоящее время для построения учебного процесса, т.к. школе необходимо привить ученику стремление к постоянному пополнению своих знаний с помощью самообразования, содействовать побуждениям расширять свой общий и специальный кругозор. Забота о создании, поддержании и развитии интереса к предмету, процессу познания – важнейшая задача, стоящая перед каждым учителем. Необходимость формирования универсальных учебных действий заставляет учителя искать средства активизации и управления учебно-познавательной деятельностью. обосновать возможности учебно-познавательных задач на уроках средствами заданий творческого характера. Формирование учебной деятельности, которая характеризуется умением самостоятельно выделять учебную задачу (проблему) и овладевать новыми способами учебных действий, приёмами самоконтроля и самооценки своей учебной деятельности реализую посредством следующих приёмов (познавательный блок):
1) включение учащихся в коллективную деятельность, через организацию работы в группах, игровые и соревновательные формы, коллективный поиск решения проблемы, приём "метод проб и ошибок".
2) необычная форма преподнесения материала.
3) создание проблемной ситуации, через анализ, сравнение учебных объектов, организацию обучения от учащихся, создание ситуации дефицита знаний, установление противоречий;
4) сотрудничество на уроке, через совместное решение проблемы и разрешение противоречий, эвристическую беседу, учебную дискуссию, выделение существенных признаков предметов, классификацию, обобщение, моделирование;
5) привлечение учащихся к оценочной деятельности, через организацию рефлексии, использование рефлексивных линеек, отзыв учащихся об ответе других, оценка промежуточных достижений;
6) стимулирование деятельности, через оценку, благодарность, словесное поощрение, выставку лучших работ, оказание учителем незначительной помощи, усложнение заданий.
Такие формы работы помогают мне развивать у ребят интерес к учению, желание самостоятельно добывать знания, тренировать память, мышление, воображение, добиться хороших результатов в овладении предметом.
Необходимо отметить, что целевыми ориентирами ФГОС является реализация Требований к достижению планируемых образовательных результатов, которые отражают общую идеологию стандарта: ориентацию на результаты образования, подход к стандарту как к общественному договору, ориентацию на системно-деятельностный подход . Планируемые результаты можно представить как сумму предположений о предельных результатах; сумму способов реального взаимодействия учителей и учащихся, с помощью которых можно этих результатов достичь; объективная сумму тех или иных образовательных эффектов. Иными словами, планируемые результаты – это то, на что должен ориентироваться учитель при проектировании своей деятельности, их задача описать ожидаемые результаты.
Таким образом, система планируемых результатов дает представление о том, какими именно универсальными учебными действиями — познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными, преломленными через специфику содержания того или иного предмета с учетом ведущих целевых установок их освоения, возрастной специфики учащихся и требований, предъявляемых системой оценки, — овладеют обучающиеся в ходе образовательного процесса.
Я предлагаю рассмотреть учебно-познавательную задачу с позиций достижения планируемых образовательных результатов ФГОС. С одной стороны, деятельность учащихся по решению учебно-познавательных задач отвечает требованиям системно-деятельностного подхода, составляющим методологическую основу требований Стандарта, с другой стороны, учебно-познавательная задача описывает и характеризует учебный материал и обобщенные способы действий, которые составляют содержание образовательных результатов.
Переходя к рассмотрению учебно-познавательных задач с позиций достижения образовательных результатов ФГОС, необходимо учитывать характер и вид деятельности при ее решении, а также анализ возможностей развития личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД средствами этой задачи.
Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, то есть, формирование умения учиться.
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые являются инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря овладению учащимися универсальными учебными действиями, создающими возможность самостоятельного успешного освоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.
Содержание учебного курса предмета «Музыка» в рамках «Стандартов второго поколения» для общеобразовательной школы основано на концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности, личности творческой, способной генерировать идеи, воплощая их в жизнь. В основной школе происходит становление и развитие системы ценностных ориентаций и мотиваций личности, поэтому содержание предмета «Музыка» становится особенно актуальным, и представляет собой неотъемлемое звено в системе общего образования.
В своей работе я использую программу «Музыка» для 1 – 7 классов, авторы Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Программа составлена в соответствии с основными положениями музыкально – педагогической концепции Д.Б.Кабалевского и требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального и основного общего образования. В данной программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагогов – музыкантов в обновлении содержания и новые технологии массового музыкального образования.
Современный Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования большое внимание уделяет формированию и развитию у школьников универсальных учебных действий (УУД): личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных.
Личностные учебные действия по предмету «Музыка» выражаются в стремлении реализации своего творческого потенциала, готовности выражать и отстаивать свою эстетическую позицию; в формировании ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственных оснований, развитии самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма. Они обеспечивают: осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания ее значимости в мировом музыкальном процессе; формирование уважительного отношения к культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями; формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности; формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. В изучении предмета «Музыка» учащимся важно ясно представлять цель предмета, а именно, что музыкальное произведение, представляющее настоящее искусство, – это мысль, выраженная в виде звуков, которая провозглашает духовно-нравственные ценности человечества.
Они обеспечивают учащимся возможность научиться: принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия; договариваться о распределении функций и ролей в совместной музыкальной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; прогнозировать содержание музыкального произведения по его названию и жанру; предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении; мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему. Познавательные универсальные действия на уроке музыки: сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений, выдвижение предположений и подтверждающих их доказательств; адекватное восприятие музыкальных произведений, осознание многозначности содержания их образов, существования различных интерпретаций одного произведения; выполнение творческих задач, не имеющих однозначного решения; реализация собственных творческих замыслов, подготовка своего выступления и само выступление с аудио-, видео - и графическим сопровождением; удовлетворение потребности в культурно-досуговой деятельности, в расширении и углублении знаний в области музыкального искусства. Они обеспечивают учащимся умение: слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи; понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях; приобрести опыт общения со слушателями в условиях публичного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности; создавать музыкальные произведения на поэтические тексты и публично исполнять их сольно или при поддержке одноклассников.
Коммуникативные универсальные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками. К ним относятся: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; дают возможность каждому обучающемуся интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Хочу остановиться на примере фрагментов урока музыки в 8-ом классе – «Портрет композитора в литературе и кино». Начинаю с вопроса: «Из чего складывается портрет любого деятеля культуры и искусств?» (из его произведений – музыка, картины, скульптуры; из его писем, воспоминаний современников; из художественных произведений о нем). А дальше 1-я группа работает над созданием портрета Моцарта по стихотворению Юрия Воронова «Моцарт», 2-я группа – по книге Г.В.Чичерина «Моцарт. Исследовательский этюд», а 3-я группа по фрагментам фильма «Амадей». После вопроса: «Какие произведения появились после трагической смерти Моцарта?» («Моцарт и Сальери» А.С.Пушкина; опера «Моцарт и Сальери» Н.А.Римского-Корсакова; фильм «Амадей» режиссера Милоша Формана) и просмотра современной трактовки фильма о Моцарте (исповедь старого Сальери о чувствах и переживаниях) создаю проблемную ситуацию – загадку смерти композитора. В завершении дискуссии предлагаю ребятам ответить на вопрос
«Почему музыка Моцарта сравнивается с музыкой Вселенной?» (потому что в ней раскрываются глубоко и разнообразно различные явления жизни, её вечные темы: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, прекрасное и безобразное).
На уроке в 7 классе в теме «Опера «Кармен» -самая популярная опера в мире» делю класс на три группы. Каждая группа работает с учебником и 1-я группа подтверждает или опровергает слова П.И.Чайковского, что через 10 лет опера «Кармен» будет самой популярной оперой в мире, 2-я группа представляет образ Кармен, показывая через «Хабанеру» ее жизненную позицию: «Любовь свободна, мир чаруя, законов всех она сильней», 3-я группа представляет образы Хозе и Эскамильо, сравнивает образ Хозе в новелле Проспера Мериме с образов в опере. А затем я задаю проблемный вопрос: «Музыкальной характеристики какого персонажа – Хозе, Кармен, Эскамильо – нет в увертюре и почему?
В 7 классе в теме «В музыкальном театре. Опера «Порги и Бесс» предлагаю поработать в группе с рабочими тетрадями по музыке: сравнить образные контрастные миры, представленные в опере «Иван Сусанин» и в опере «Порги и Бесс» и заполнить таблицу:
Общие черты Особенности
Главные действующие лица – выходцы из простого народа. Джазовые интонации.
Главные герои совершают подвиг во имя любви : Иван Сусанин - к Родине, Порги - к женщине. Хор – действующее лицо в обеих операх. И еще фрагмент урока в 5 классе «Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Слово о мастере». Одна группа работает с учебником - читает рассказ В.Астафьева «Слово о Мастере» - и отвечают на вопрос : «Почему автор рассказа называет Г.В.Свиридова «мудрым страдальцем, вечным отважным странником»?, а другая группа знакомится с рассказом И.Ромащук «Из детства, росами омытого» и отвечают на вопрос: «Почему Г.В.Свиридова называют «Музыкант и Поэт»?
На своих уроках я часто использую различные задания творческого характера: например, 1. Мозговой штурм. Часто на уроках музыки я применяю этот прием. Дается задание: составить осмысленное предложение, включающее в себя 3 заданных слова. Например:
а) музыка, литература, композитор (Композитор сочиняет музыку на основе литературного произведения);б) Глинка, романс, Италия (Путешествуя по Италии, Глинка написал романс “Венецианская ночь”);
в) сюита, Бах, танец (И.С. Бах написал много сюит, состоящих из старинных танцев).
2. Синквейн. Детям дается слово к которому нужно подобрать два прилагательных, три глагола, предложение из четырех слов (мое отношение к этому слову) и в конце одно обобщающее слово. Слова не должны повторяться, также нельзя использовать однокоренные слова. Например:
а) Моцарт – солнечный, праздничный – сочиняет, творит, вдохновляет – мы любим его музыку – классик;б) оркестр – симфонический, камерный – играет, гастролирует, выступает – четыре группы музыкальных инструментов – коллектив;в) квартет – вокальный, инструментальный – импровизирует, гастролирует, музицирует – Иван Крылов написал басню – ансамбль;г) барокко – изящный, вычурный – увлекает, вдохновляет, завораживает – перламутровая жемчужина неправильной формы – стиль. 3. Ассоциативный ряд. В старших классах я использую этот прием следующим образом: после прослушивания и анализа музыкального произведения ученики должны по цепочке, не повторяя друг друга, назвать ассоциативные слова, относящиеся к произведению, и к уже названным словам. Все варианты ответов фиксируются в рабочей тетради. Опираясь на перечисленные понятия, предлагается написать мини-сочинение. Например:
Патетическая соната Бетховена – трагическая – драматическая – взволнованная – бурная – стремительная – увлекающая – героическая – победа – ликование..Решая поставленные задачи, постаралась обосновать возможности учебно-познавательных задач на уроках музыки средствами заданий творческого характера и пришла к выводу, что важную роль в обучении музыки играет целенаправленная работа по развитию общеучебных умений, навыков и способов деятельности:
познавательные задачи должны строиться преимущественно на междисциплинарной, интегративной основе и способствовать развитию психических свойств личности;
задачи должны подбираться с учётом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично-поисковым;
система познавательных задач должна вести к формированию следующих важнейших характеристик творческих способностей: гибкость ума, оригинальность, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.
Все дети могут успешно учиться если школа умеет учить. Д. Левитас. Работая в школе, убеждаешься в том, что она сегодня очень быстро меняется, стремится идти в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, – это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама ещё не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребёнку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, сколько вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе. Именно об этом идёт речь в стандартах второго поколения.