Рабочая программа по обучению и воспитанию дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи представляет внутренний нормативный документ и является основным для оценки качества образовательного процесса в КГБСКОУ СКШИ 1 вида 1 (дошкольное отделение).


Пояснительная записка
Рабочая программа по обучению и воспитанию дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи представляет внутренний нормативный документ и является основным для оценки качества образовательного процесса в КГБСКОУ СКШИ 1 вида 1 (дошкольное отделение).
Программа разработана в соответствии с:
Законом РФ «Об образовании»;
Национальной доктриной образования в РФ;
Концепцией модернизации российского образования;
Концепцией дошкольного воспитания;
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155);
СанПиН от 22.07.2010 г. № 91 от 20.12.2010 г. № 164;
НРК ГОСа и получением социального заказа на качественное дошкольное образование.
Данная Рабочая программа представляет собой коррекционно-развивающую работу с детьми 4 - 5 лет с I - II уровнем общего недоразвития речи (ОНР), обеспечивающую полноценное овладение фонетической стороной речи, развитие фонематического восприятия, формирование и совершенствование лексико-грамматических средств языка, развитие самостоятельной развернутой фразовой речи, что, в целом, позволяет преодолеть ОНР у дошкольников в условиях группы компенсирующего вида.Общее недоразвитие речи является одной из сложных и распространенных речевых патологий. Данная структура речевого дефекта у детей дошкольного возраста имеет разную форму выраженности: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутой речи с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития. В связи с этим определяют 4 уровня речевого развития при ОНР. Переход от одного уровня к другому отмечается появлением новых речевых возможностей.
Первый уровень речевого недоразвития характеризуется почти полным отсутствием словесных средств общения. Активный словарь состоит из небольшого количества нечетко произносимых обиходных слов, звукопоражаний и звуковых комплексов. Слова и их заменители употребляются для обозначения лишь конкретных предметов и действий. Дети широко пользуются жестами и мимикой. В речи отсутствуют морфологические элементы для передачи грамматических отношений. Произношение звуков носит диффузный характер, что обусловлено неустойчивой артикуляцией и низкими возможностями слухового распознавания. Речь ребенка понятна окружающим лишь в конкретной ситуации.
Второй уровень речевого недоразвития характеризуется появлением в речи детей простых предложений из 2-х, 3-х слов, которые ограничиваются перечислением предметов и действий. Словарный запас беден (действия, признаки, качество и состояние предметов), значение многих слов детям незнакомо. Самостоятельные высказывания сопровождаются выраженным аграмматизмом. Обычными ошибками являются замены падежных окончаний и неправильное употребление форм числа и рода глаголов. Союзы, частицы и предлоги употребляются очень редко. Фонетическая и фонематическая сторона речи данной категории характеризуется наличием множества искажений, замен и смешений. Звуки в изолированной позиции дети могут произносить правильно, ошибки возникают при спонтанном произношении. Нарушены слоговая структура и звуконаполняемость слов.
Рабочая Программа разработана с учетом целей и задач основной образовательной Программы дошкольного учреждения, потребностей и возможностей воспитанников.
Цель программы: обеспечение ранней коррекционной направленности медико-психолого-педагогического воздействия на детей с тяжёлой речевой патологией для исключения вторичных отклонений и достижения максимального уровня речевого развития.
Основной базой рабочей Программы является программа Нищевой Н.В. «Система коррекционной работы в средней группе для детей дошкольного возраста с ОНР»- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.
Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей с осложненным ОНР приобретают особую значимость: принцип развивающего обучения направлен на формирование зоны ближайшего развития;
принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;
принцип природоосообразности, заключающийся в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей;
принцип генетический, раскрывающий общие закономерности развития детской речи, применительно к разным вариантам речевого дизонтогенеза;
онтогенетический принцип учитывает общность развития нормально развивающихся детей и детей с ОНР;
принцип коррекции и компенсации, позволяющий определить логопедический технологии в зависимости от структуры и выраженности речевого нарушения;
деятельностный принцип, определяющий ведущую деятельность, стимулирующую психическое и личностное развитие ребенка с отклонением в речи;
принцип индивидуальности;
принцип доступности;
принцип интеграции, предусматривающий взаимодействие в работе учителя-логопеда с воспитателями и специалистами дошкольного отделения.
В методический комплект Программы входят пособия:
Пособие «Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников», Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б.;
Пособия «Логопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи», «Логопедический альбом для обследования звукопроизношения», Смирнова И.А.;
Домашняя тетрадь «Занимаемся вместе», Нищева Н.В.;
Индивидуальная тетрадь «Мои первые прописи» (4-5 лет), Бортникова Е.Ф.
В работе с детьми среднего дошкольного возраста, имеющими I - II уровень общего недоразвития речи, определены следующие направления:
развитие пассивного и активного словаря;
формирование и грамматическое оформление фразы;
развитие связной речи;
формирование звукопроизношения;
развитие слухового восприятия;
развитие познавательных процессов;
сенсорное развитие;
развитие мелкой моторики рук.
Продолжительность реализации Программы - 1 год.
Логопедическая работа в средней группе предполагает проведение подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми на протяжении 4-х учебных четвертей (с сентября по май включительно):
I четверть – сентябрь, октябрь;
II четверть –ноябрь, декабрь;
III четверть – январь, февраль, март;
IV четверть – апрель, май.В сентябре (1 – 2-я неделя) проводится обследование состояния речи и неречевых процессов детей для определения этиопатогенеза нарушений формирования речи, заполняются речевые карты на каждого ребенка. В мае (3 – 4-я неделя) в речевых картах фиксируется динамика речевого развития дошкольника.
Начиная с 3-ей недели сентября, с детьми проводятся логопедические занятия.
Дети с ОНР не могут полноценно овладевать учебным материалом на фронтальных занятиях со всей группой. Сказываются не только отставание в развитие речи, но и недостаток внимания, памяти, быстрая истощаемость и утомляемость. Так, для проведения логопедических занятий, целесообразно делить группу на подгруппы с учётом уровня речевого развития. Поэтому, основной формой коррекционного обучения являются логопедические подгрупповые занятия, на которых систематически осуществляется развитие всех компонентов речи.
Планирование логопедических занятий на неделю обучения
Таблица 1
день недели подгрупповые занятия индивидуальные занятия
понедельник Формирование лексико-грамматических представлений Коррекция звукопроизношения
вторник Формирование фонетической стороны речи Коррекция звукопроизношения
среда Развитие связной речи Коррекция звукопроизношения
четверг Формирование фонетической стороны речи Коррекция звукопроизношения
пятница Формирование лексико-грамматических представлений Коррекция звукопроизношения
Таким образом, каждую неделю в средней группе для детей с I - II уровнем ОНР логопед проводит:
- 5 подгрупповых занятий (2 занятия по формированию лексико-грамматических представлений, 2 занятия по формированию фонетической стороны речи, 1 занятие по развитию связной речи). Длительность занятия на начальном этапе работы – 20 минут, к концу второй четверти она может быть увеличена до 25 минут;
- ежедневные индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения. Длительность занятий составляет 10 - 15 мин., которая варьируется в зависимости от индивидуальных возможностей детей.
Работа по формированию у детей лексико-грамматических представлений, фонетической стороны речи, развитию связной речи проводится на протяжении 32 недель учебного года на базе 21 лексических тем.
Тематическое планирование на учебный год
Таблица 2
1 учебная четверть
сентябрь октябрь
«Осень» (1)
«Овощи. Фрукты» (1)
«Игрушки» (1)
«Части тела» (1)
«Умывальные принадлежности» (1)
«Одежда» (1)
2 учебная четверть
ноябрь декабрь
«Одежда» (1)
«Обувь» (1)
«Мебель» (2) «Зима» (2)
«Зимние забавы детей» (1)
«Новогодний праздник» (1)
3 учебная четверть
январь февраль март
«Посуда» (2)
«Продукты питания» (1) «Домашние птицы» (2) «Домашние животные» (2) «Весна. Мамин праздник» (2)
«Дикие птицы» (2)
4 учебная четверть
апрель май
«Дикие животные» (2)
«Транспорт» (2)
«Насекомые» (2)
«Цветы» (1)
Данный лексический подход обеспечивает концентрированное изучение материала (ежедневное многократное повторение), что позволяет организовать успешное накопление и актуализацию словаря дошкольников. Речевой материал отбирается не случайно, а с учетом этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей, при этом принимаются во внимание зоны ближайшего развития ребенка, что обеспечивает развитие его мыслительной деятельности и умственной активности.
Основной задачей коррекционной работы с детьми данной категории является формирование фразовой речи: развитие структуры предложения, его грамматического и интонационного оформления. Переход от простого двухсоставного нераспространенного предложения к распространенному происходит постепенно. А начальным этапом в работе над фразовой речью является работа над словом, которая начинается с уточнения, расширения и активизации словарного запаса детей, с формирования навыков словообразования и словоизменения.
Учитывая неврологический и речевой статус дошкольников, индивидуальные занятия должны носить опережающий характер, так как основная их цель — подготовить детей к активной речевой деятельности на подгрупповых занятиях.
На индивидуальных занятиях проводится работа по следующим направлениям:
активизация и выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата;
подготовка артикуляционной базы для усвоения отсутствующих звуков;
постановка отсутствующих звуков, их различение на слух и первоначальный этап автоматизации на уровне слогов, слов.
В процессе всех занятий обращается специальное внимание на коррекцию психомоторного развития детей, т. к. дети с тяжелой речевой патологией, имеющей органическую природу нарушения, обычно различаются по состоянию двигательной сферы на возбудимых (с явлениями отвлекаемости, нетерпеливости, неустойчивости) и заторможенных (с явлениями вялости, адинамичности). Необходимым элементом каждого занятия являются упражнения по развитию мышления, внимания, памяти. Широко используется сравнение, группировка, классификации и исключение предметов действий, признаков. Для моторного развития детей используются специальные упражнения, направленные на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, развитие статической выносливости, равновесия, упорядочение темпа движений, синхронного взаимодействия между движениями и речью, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции.Годовой учебный план
(подгрупповые логопедические занятия)
количество занятий
вид занятия учебная четверть
итого
в год
I II III IV Формирование
лексико-грамматических средств языка 12 16 20 12 60
Развитие связной речи
и речевого общения 6 8 10 6 30
Формирование
фонетической стороны речи 12
16 20 12
60
Основные задачи коррекционного обучения:
развивать пассивный и активный словарный запас;
формировать и совершенствовать лексико-грамматические представления
языка;
развивать связную речь и речевое общение;
развивать фонетико-фонематическую систему языка:
- развивать просодическую сторону речи;
- коррегировать произносительную сторону речи;
- формировать слоговую структуру слова;
- совершенствовать фонематические представления;
развивать слуховое и зрительное внимание, восприятие, память,
словесно-логическое мышление;
развивать сенсорные способности детей;
развивать мелкую моторику рук.
К концу учебного года дети могут
уметь:
- группировать предметы и объекты по определенному признаку, обозначать их обобщающим словом;
- употреблять простые предлоги НА, ПОД, У, В, ЗА, С, ИЗ;
- употреблять существительные единственного числа в родительном, дательном, предложном падежах;
- согласовывать в предложении слова по числам и лицам;
- употреблять глаголы мужского и женского рода в прошедшем времени;
- владеть диалогической речью (задавать вопросы и отвечать на них);
- составлять короткий рассказ – описание по образцу;
- составлять предложения из 3-4 слов;
- пересказывать текст из 2-3 предложений;
- выполнять общие артикуляционные движения;
- правильно произносить и дифференцировать звуки раннего генеза;
- выполнять упражнения на длительный ротовой выдох (до 4 сек.);
- модулировать голос;
- различать и воспроизводить неречевые и речевые звуки по силе, высоте, длительности, темпу воспроизведения;
- выделять заданные звуки из ряда других звуков;
- выполнять звуковой анализ обратных слогов;
- различать и воспроизводить заданный ритм;
- различать и воспроизводить ритмический рисунок 2, 3-сложных слов;
- определять количество слогов в 2, 3-сложных словах со стечением согласных;
- находить предметы заданного цвета, формы, размера в окружающей обстановке;
- воспроизводить по памяти: зрительно - 6 картинок из 8-ми, на слух – 3 из 4-х;
- складывать целостное изображение из 4-5 частей;
- ориентироваться в собственном теле, пространстве;
- нанизывать бусы, завязывать узелки, обводить и штриховать изображения;
знать:
- основные (красный, синий, зеленый, желтый, черный, белый) и оттеночные (оранжевый, коричневый, фиолетовый, розовый) цвета; различать и называть их;- геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) и называть их;
иметь представление:
- о родственных связях в семье по отношению к ребенку (мама, папа, бабушка, дедушка, сестра, брат);
- о временах года, сезонных изменениях, частях суток;
- о живых объектах, их строении, образе жизни, особенностях поведения в объеме пройденных лексических тем;
- о предметах, их свойствах, значении и применении в объеме пройденных лексических тем;
- об артикуляции гласных звуков;
- о величине предметов (низкий – высокий).
Возрастные особенности детей
У дошкольника пятого года жизни развивается восприятие. Он уже умеет определять форму предметов, вычленять в сложных объектах простые формы и создавать сложные объекты из простых форм.
Ребёнок способен упорядочивать простые группы предметов по величине и цвету, выделять такие параметры, как длина, ширина и высота предмета.
У малыша совершенствуется ориентировка в пространстве.
Значительно увеличивается и объём памяти. Ребёнок может запоминать уже 6-8 слов, поручение взрослого, выучить небольшое стихотворение.
У малыша развивается образное мышление. Он уже может выполнять постройки по схеме, решать лабиринтные задачи.
У ребёнка увеличивается устойчивость внимания, и он уже может сосредоточиться на определённой деятельности на 15-20 минут.
У малыша улучшается звукопроизношение. Он правильно произносит не только простые согласные звуки, но и все свистящие звуки (С, СЬ, З, ЗЬ, Ц). Совершенствуется грамматический строй речи.
Рисунки становятся предметными и детализированными. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, носа, рта, волос, одежды и её деталей. Дети могут рисовать геометрические фигуры, вырезать их и наклеивать на бумагу.
Усложняется конструирование. Постройки могут включать в себя по 5-6 деталей. Ребёнок уже может планировать последовательность действий при выполнении постройки. Развиваются ловкость, координация движений, общая и мелкая моторика. Ребёнок уже может удерживать равновесие, перешагивать через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.
В игровой деятельности ребёнка проявляются ролевые взаимодействия, конкурентность, соревновательность. У малыша появляются постоянные партнёры в игре.
У малыша появляется потребность в уважении со стороны взрослого. Причём повышенная обидчивость на замечания является возрастной особенностью.
Дальнейшее развитие получает образ Я ребёнка, его представления о себе.