Методическая разработка по теме Анализ финансовой устойчивости по данным бухгалтерской отчетности

НОУ СПО «Красногорский экономико –правовой техникум»


УТВЕРЖДАЮ: РАССМОТРЕНО:
Заместитель директора На заседании цикловой
по учебно-методической работе комиссии спецдисциплин
______________О.Н. Егоркина
«____»______________200__г. Протокол №__ от________
Председатель ЦК________
________________________




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
открытого урока по дисциплине:
«Основы анализа бухгалтерской отчетности»
Тема занятия: «Анализ финансовой устойчивости предприятия по данным бухгалтерской отчетности»





Составила: Еськова С.Н.
Преподаватель спецдисциплины
НОУ СПО «Красногорский экономико-правовой»


Красногорск, 2017
Методическая разработка предназначена для преподавателей экономических дисциплин, работающих по активным формам обучения, для начинающих преподавателей.

В методической разработке раскрывается методика проведения комплексного лекционно-практического занятия с использованием методов наглядно-словесной и коллективно-мыслительной деятельности в группе с элементами исследовательского характера по дисциплине «Основы анализа бухгалтерской отчетности» с использованием информационных технологий.

Методическая разработка составлена преподавателем экономических дисциплин Еськовой С.Н.



























ОГЛАВЛЕНИЕ



13 TOC \o "1-3" \h \z \u 14
13 TOC \o "1-3" \h \z \u 1413 LINK \l "_Toc475912689" 14ВВЕДЕНИЕ 13 PAGEREF _Toc475912689 \h 1441515
13 LINK \l "_Toc475912690" 14ПЛАН ЗАНЯТИЯ 13 PAGEREF _Toc475912690 \h 1461515
13 LINK \l "_Toc475912691" 14Структура занятия 13 PAGEREF _Toc475912691 \h 1471515
13 LINK \l "_Toc475912692" 14МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ 13 PAGEREF _Toc475912692 \h 14101515
13 LINK \l "_Toc475912693" 14ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13 PAGEREF _Toc475912693 \h 14151515
13 LINK \l "_Toc475912694" 14ЛИТЕРАТУРА 13 PAGEREF _Toc475912694 \h 14161515
13 LINK \l "_Toc475912695" 14Приложение№1 13 PAGEREF _Toc475912695 \h 14171515
15

15
























ВВЕДЕНИЕ


Данное занятие проводится для закрепления полученных знаний по теме «Анализ финансового состояния предприятия» и освоения новой информации по анализу финансовой устойчивости предприятия, что позволяет преподавателю подготовить студентов проводить комплексный анализ бухгалтерской отчетности и применять полученные знания на практике, а студентам повторить ранее изученный материал и закрепить полученные знания и умения. Целью занятия является изучение относительных показателей оценки финансовой устойчивости предприятия, развить интерес к финансовому анализу. Проведение занятий требует использование технических средств обучения и современных форм организации обучения. По изучаемым темам студенты могут подготовить к уроку в виде домашнего занятия дополнительный материал в виде докладов, презентаций, слайдов.

Показ домашних презентаций по темам можно организовать в начале урока, для напоминания основных тезисов, определений, этапов или во время обсуждения. Это позволит проконтролировать самостоятельную работу студентов, поможет повторить уже пройденный материал, составить логическое аналитическое заключение.

Дисциплина «Основы анализа бухгалтерской отчетности» тесно переплетается с другими экономическими дисциплинами, в результате прослеживаются тесные межпредметные связи (экономика, бухгалтерский учет, психология, коммерция и др.).

Цель данной методической разработки – формирование мотивации у студентов, развитие логического мышления, систематизация и контроль знаний студентов.

Методическая разработка состоит из основных разделов:
- план урока;
- структура занятия состоит в подробном распределении элементов занятия и изучаемых вопросов, а так же методов обучения и времени, необходимого для изучения темы;
- методика проведения занятия включает в себя подробное описание каждого элемента занятия и его цели;
- заключительный этап анализирует результаты работы в группе и подводит итоги проведенного урока.




















ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Группа Дата
Дисциплина - Основы анализа бухгалтерской отчетности
57


Наименование
Тема урока: Анализ финансовой устойчивости по данным бухгалтерской отчетности



Вид урока: Комбинированный.Лекция. Практическое занятие.



Тип урока: Формирования новых знаний, умений и навыков.



Цель занятий:



Образовательная: Исследование и анализ финансовой деятельности
предприятия, применение абсолютных показателей в оценке финансовой устойчивости предприятия.

Воспитательная: привить интерес к будущей профессии, воспитание ответственности, принятие управленческих
решений

Развивающая: Развитие логического мышления, интерес к самоанализу-
и познанию ситуаций



Межпредметные связи: Бухгалтерский учет, экономика, статистика,
маркетинг, информатика



Обеспечение занятия

А Наглядные пособия: бухгалтерские документы, слайды, отчеты

Б Раздаточный материал: баланс предприятия форма 1

В Технические средства обучения проектор, ноутбук.

Г Литература основная: 1.Савицкая Г.В. «АФХД», Минск, ООО
«Новое издание», 2004 г.
2. С.М.Платонов «АФХД п/п», Москва,
2002 г.

Д Дополнительно – Оценка и анализ ФСП, учебное пособие под ред. И.Г.
Абдукарилов, В.В.Смагина, Тамбов,- 2000 г.
- Шеремет А.Д., Сайфулина Р.С. Методика финансового
Анализа, М.Инфра М.2001 г.
- Финансовая отчетность «учебное пособие» Тамбов,
2000 г.

Преподаватель: Еськова С.Н.

Структура занятия

Этапы урока
Элементы урока Изучаемые вопросы
Методы обучения
Время

1
Орг.момент
 
 


- приветствие
 
2мин.


- фиксация отсутствующих
 
 


Сообщение темы и целей занятий
Словесный
5мин.

2
Актуализация опорных знаний 
 
20мин.

 
Осуществляется путем фронтального устного опроса. Вопросы:
 
 

 
Назовите виды финансовых результатов в соответствии с «Отчетом о прибылях и убытках»
 
 

 
  Что означает ликвидность баланса? Как определить является ли баланс абсолютно ликвидным ?
 
 

 
Какие известны признаки «хорошего» баланса с точки зрения ликвидности и платежеспособности
 
 

 
Что такое точка безубыточности, зона безопасности предприятия?
 
 

3
Изложение материала на тему: "Анализ финансовой устойчивости. Абсолютные показатели финансовой устойчивости или анализ финансового равновесия между активами и пассивами"
Наглядно-словесный
25мин.

 
Содержание:
 
 

 
1. Понятие финансовой устойчивости предприятия.
 
 

 
2. Актуальность анализа финансовой устойчивости.
 
 

 
1.Балансовая модель предприятия.
 
 

 
2. Расчет собственных оборотных средства, собственных и долгосрочных заемных источников формирования оборотных средств, общая величина источников формирования оборотных средств.
 
 

 
3.Выявление излишков или недостачи источников формирования оборотных средств.
 
 

 
4. Типы финансовых ситуаций по степени их устойчивости.
 
 

4
Практическое занятие. Вводный инструктаж преподавателя.
Словесный
3мин.


Самостоятельная работа студентов по теме "Абсолютные показатели финансовой устойчивости или анализ финансового равновесия между активами и пассивами."
Практический
20мин.

 
1.Расчет балансовой модели предприятия.
 
 

 
2. Расчет собственных оборотных средства, собственных и долгосрочных заемных источников формирования оборотных средств, общая величина источников формирования оборотных средств.
 
 

 
3.Расчет излишков или недостачи источников формирования оборотных средств.
 
 

 
4. Определение типа финансовой ситуации анализируемого предприятия по степени устойчивости.
Эвристический
 

 
5. Выводы и предложения по улучшению эффективности работы предприятия.
Эвристический
 

5
Подведение итогов. Опрос по пройденномку материалу.
 

·10мин.


Тест по пройденному ранее материалу
 
 

6
Задание для самостоятельной работы на дом. Тема следующего урока.
 
3 мин.

7.
Заполнение карты обратной связи

2мин.



МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

Урок начинается с организационного момента: приветствие, отметка отсутствующих.

1. Преподаватель называет тему, цель и задачи урока.
Учебно-воспитательные цели:

Образовательные:
-обеспечить закрепление теоретических знаний по анализу финансовой устойчивости предприятия;
- дать представление о методе анализа финансового равновесия между активами и пассивами;
-способствовать формированию умений и навыков по анализу финансового состояния предприятия;
-способствовать формированию умений и навыков по изысканию резервов повышения финансовой устойчивости предприятия ;
-активизировать познавательную активность студентов.

Развивающие:
-способствовать развитию у студентов логического мышления путем выявления факторов, влияющих на изменение финансовых результатов;
-формировать умения экономически грамотно излагать мысли, обоснованно делать выводы по результатам решения задач и ситуаций;
-отстаивать свои позиции и взгляды на определенные экономические процессы.

Воспитательные:
-формирование осознанной роли экономиста в разработке мероприятий по увеличению прибыли;
-создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации его как личности.
Квалификационные требования к уровню подготовки специалиста

Должен знать:
-цели, задачи, значение анализа финансового состояния и финансовой устойчивости предприятия;
-источники информации для анализа финансовых результатов;
-основные показатели оценки финансовой устойчивости предприятия;
-методы анализа финансовой устойчивости;
-пути улучшения финансовой ситуации на предприятии.

Должен уметь:
-рассчитывать абсолютные показатели оценки финансовой устойчивости;
-определять тип финансовой ситуации на предприятии;
-разрабатывать мероприятия по улучщению финансовой ситуации на предприятии.


2. Фронтальный опрос по ранее изученным темам.

3. Этап изложения материала на тему: "Анализ финансовой устойчивости. Абсолютные показатели финансовой устойчивости или анализ финансового равновесия между активами и пассивами"

Абсолютные показатели финансовой устойчивости предприятия являются показатели, характеризующие уровень обеспеченности оборотных активов источниками их формирования.
При этом анализ финансовой устойчивости исходит из балансовой модели, которая в условиях рынка имеет вид:

Внеоборотные активы(F - I раздел баланса) + Запасы и затраты (Z - стр. 1210+1220) + Денежные средства, краткосрочные финансовые вложения, расчеты и прочие оборотные активы (Ra - итог II раздела баланса – стр. 1210- стр.1220) = Капитал и резервы ( Q – итог III раздела баланса) + Долгосрочные обязательства ( Kd - итог IV раздела баланса )+ Краткосрочные кредиты и заемные средства (Kt- стр.1510) + Кредиторская задолженность, расчеты и прочие краткосрочные обязательства (Rp- итог V раздела баланса – стр.1510)

F+Z+Ra=Q+Kd+Kt+Rp (1)

Наиболее общим показателем финансовой устойчивости является излишек или недостаток источников средств для формирования запасов и затрат. Источники средств выражаются следующими показателями.
Наличие собственных оборотных средств:
Sос=Q-F (2)
Этот показатель характеризует чистый оборотный капитал. Его увеличение по сравнению с предыдущим периодом свидетельствует о благополучном развитии предприятия.
Наличие собственных и долгосрочных заемных источников формирования запасов и затрат:

Scd=(Q+Kd)-F (3)

Общая величина основных источников формирования запасов и затрат:

Sоб=(Q+Kd+Kt)-F (4)

Абсолютными показателями оценки финансовой устойчивости предприятия являются следующие три показателя:
Излишек или недостаток собственных оборотных средств:


·Sос=Sос-Z (5)
Излишек или недостаток собственных и долгосрочных заемных источников формирования запасов и затрат:


·Scd=Sсd-Z (6)

Излишек или недостаток общей величины основных источников формирования запасов и затрат:

·Sоб=Sоб-Z (7)

Абсолютные показатели позволяют классифицировать финансовые ситуации по степени их устойчивости.
Четыре типа финансовых ситуаций по степени их устойчивости:
Абсолютная финансовая устойчивость:

·Sос
·0;

·Scd
·0;

·Sоб
·0.
При этой ситуации запасы и затраты полностью покрываются собственными оборотными средствами, то есть в данном случае предприятие не зависит от внешних источников финансирования.
Нормальная финансовая устойчивость:

·Sос<0;

·Scd
·0;

·Sоб
·0.
Гарантирует платежеспособность предприятия. В этой ситуации функционирующее предприятие использует для покрытия запасов и затрат как собственные, так и заемные источники средств.

Неустойчивое финансовое состояние:

·Sос<0;

·Scd<0;

·Sоб
·0.
Неустойчивое состояние связано с нарушением платежеспособности предприятия. При этом сохраняется реальная возможность для улучшения положения за счет пополнения источников собственных средств, а также путем дополнительного привлечения долгосрочных и краткосрочных кредитов и займов.
Кризисное финансовое состояние:

·Sос<0;

·Scd<0;

·Sоб<0.
Предприятие находится на грани банкротства, поскольку в данной ситуации денежные средства, краткосрочные финансовые вложения, дебиторская задолженность не покрывают кредиторской задолженности.
Время для изложения нового материала устанавливается 25-30мин.
4 Этап практическое занятие.
Самостоятельная работа студентов;
На основе выданных балансов предприятия рассчитать абсолютные показатели финансовой устойчивости и определить тип финансовой ситуации на предприятии. (Приложение 1)
Выводы и предложения по улучшению эффективности работы предприятия.
Время для решения задания определяется в пределах 20-25мин. минут.

Подведение итогов. Тестирование студентов(приложение2).
Тестовый контроль знаний. Тест – это совокупность стандартизованных вопросов, ответы на которые позволяет объективно и с высокой степенью достоверности определить уровень знаний. (Приложение 2). Время 5 минут.
Выдача домашнего задания.

Повторить пройденный материал. Ознакомиться в учебнике или в Интернете с относительными показателями оценки финансовой устойчивости.
Карта обратной связи
ФИО
Отметка (1 - 5)
себе
преподавателю
С каким настроением[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
пришёл
ушёл
Что понравилось на уроке
Что не понравилось на уроке


Завершающий момент урока – выступление экспертов и подведение итогов преподавателем. Оценка за урок получает каждый студент в зависимости от активности работы, правильности выполнения задания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе проведения такого занятия повторяется большой объем изученного материала, идет глубокая подготовка студентов к экзаменам и итоговой аттестации. У студентов развивается большой интерес к дисциплине, осваиваются компьютерные технологии, работают все студенты, даже неуверенные в своих знаниях.

Подготовка к такому занятию развивает ответственность у студентов за результаты своего труда, нацеливает и подготавливает к будущей профессиональной деятельности.

Проведение контроля знаний при помощи активных форм работы позволяет развить и углубить творческие возможности студентов.






















ЛИТЕРАТУРА


Савицкая Г.В. «АФХД», Минск ООО «Новое издание», 2007 г.
Голикова Н.М. Методическая разработка открытого урока по дисциплине: «Анализ финансов хозяйственной деятельности пищевого предприятия». 2013г. /[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Платонов С.М. «АФХД», Москва, 2002 г.
Шеремет А.Д., Сайфулина Р.С. «Методика финансового анализа», Москва. Инфра, М., 2005 г.
Оценка и анализ ФСП, учебное пособие под ред. И.Г.Абдукарилов, В.В. Смагина. Тамбов, - 2006 г.
Финансовая отчетность «учебное пособие». Тамбов, - 2006 г.





















Приложение№1














13PAGE 15


13PAGE 141615




Заголовок 115