Конспект урока по русскому языку на тему Повторение изученного за курс начальной школы (4 класс)


Открытый урок по русскому языку
4 «Б» класс.
Тема: Повторение изученного материала за курс начальной школы.
Цели и задачи: Повторить изученные части речи, орфограммы. Уметь выполнять синтаксический и фонетический разборы; склонять по падежам, определять род, число существительных, прилагательных, местоимений; спрягать глаголы, определять их лицо, число и время.
Развивать орфографическую зоркость, навыки каллиграфии, логическое мышление, внимание, память.
Воспитывать в детях интерес к изучению русского языка.
Ход урока:
Ι. Организационный момент.
ΙΙ. Оформление тетрадей.
ΙΙΙ. Словарная работа (слайд):
Комочек, роскошь, играет, подъезд, седьмой, конечный, Алла, звёздный, корж, лесополоса.
- Что вы можете рассказать о слове лесополоса?
- Назовите существительные, прилагательные, глаголы, числительные.
- Назовите существительные женского рода, мужского рода.
ΙV. Объявление темы урока (слайд).
Ребята, сегодня на уроке мы с вами повторим части речи и поговорим о лексическом значении сложных слов, имеющих в своём составе два корня.
V. Повторение имени существительного (слайды – 2 задание, вопросы)
Посмотрите на эти красивые здания (слайд - небоскрёбы). Это - небоскрёбы. Для начала следует отметить, что небоскребы — это настоящее чудо, которое сотворено человеком. Во всем мире существует не так уж и много этих удивительных строений, однако все они великолепны и примечательны каждое по-своему, что небоскребами принято считать дома выше 150 метров. Интересно, но первое здание которое считалось небоскрёбом имело всего десять этажей.
Десять лет назад существовало только 26 небоскребов, высота которых превышала 300 метров. Теперь же это число возросло более чем в два раза: сегодня в мире можно насчитать всего 54 здания, многие из них новые, с современной архитектурой. Во всем мире есть только 4 города, в каждом из которых находится более 5 зданий, превышающих в высоту 300 метров. Это Дубай, Гонконг, Чикаго и Нью-Йорк.
По вашему мнению, как образовалось слово небоскрёб (слайд)? Вставить пропущенные буквы, объяснить их правописание.
Работа с текстом (слайд – о небоскрёбах).
Самые высокие в мире небоскрёбы возведены в Азии. Кажется, они могут достать до небес. Они возвышаются над всеми и поражают наше воображение. Они заставляют нас поднимать голову выше в попытках рассмотреть самый последний этаж.
Прочитать, выписать имена существительные, определить их падеж, число, род, склонение.
В мире – П. п., ед. ч., м. р., 2 скл.
Небоскрёбы – И. п., мн. ч., м. р., 2 скл.
В Азии – П. п., ед. ч., ж. р., 1 скл.
До небес – Р. п., мн. ч., ср. р., 2 скл.
Воображение – В. п., ед. ч., ср. р., 2 скл.
Голову – В. п., ед. ч., ж. р., 1 скл.
В попытках – П. п., мн. ч., ж. р., 1 скл.
Этаж – В. п., ед. ч., м. р., 2 скл.
Сделать фонетический разбор слова этаж.
VΙ. Повторение глагола (слайды – 3 задание, вопросы).
На Земле, к сожалению, происходят разные катастрофы. И одна из них – это землетрясение (слайд).
Землетрясения — подземные толчки и колебания поверхности Земли, вызванные естественными причинами или искусственными процессами (взрывы, заполнение водохранилищ, обрушением подземных полостей горных выработок).
Ежегодно на всей Земле происходит около миллиона землетрясений, но большинство из них так незначительны, что они остаются незамеченными. Действительно сильные землетрясения, способные вызвать обширные разрушения, случаются на планете примерно раз в две недели. К счастью, большая их часть приходится на дно океанов, и поэтому не сопровождается катастрофическими последствиями (если землетрясение под океаном обходится без цунами).
Как произошло слово землетрясение (слайд)? Вставить пропущенные буквы, объяснить их правописание.
Работа с текстом (слайд).
Во время землетрясений самые безопасные – деревянные здания. Даже если такое строение разрушится, оно не причинит больших ранений.
Самыми опасными во время землетрясений считаются кирпичные и бетонные здания.
Прочитать текст, выписать глаголы, определить их спряжение, число, лицо и время.
Разрушится – ΙΙ спр., ед. ч., 3 лицо, буд. вр.
Не причинит – ΙΙ спр., ед. ч., 3 лицо, буд. вр.
Считаются – Ι спр., мн. ч., 3 лицо, наст. вр.
Проспрягать глагол читать.
VΙΙ. Зрительный диктант (слайды =- 4 задание, слова).
Зрительно запомнить и записать под диктовку словарные слова:
Человек, территория, чемпион, ящерица, чувство, цирк.
По количеству ошибок поставить себе баллы : 0 ошибок – 0 баллов, 1 ошибка – 1 балл и т. д.
VΙΙΙ. Повторение имени прилагательного (слайды – 5 задание, вопросы).
Климат на нашей планете очень разный. Есть места, где никогда не бывает холодов, а есть и такие края, где вечная зима – замёрзшая земля и замёрзшая вода кругом. Но и в таких местах живут люди, осваивают северные моря. Но как плыть судну по льду? Какие только способы и средства ни пытался использовать человек для борьбы со льдами! Их пробовали таранить, вспахивать, пилить, взрывать, растапливать и даже травить химикатами. Во времена Петра I для проводки затертых льдами кораблей на лед выходило несколько сотен человек, вооруженных пешнями или топорами на длинных рукоятках, и прорывали во льду канал. Кстати, этот старинный способ освобождения кораблей из ледового плена успешно применили жители города Бостона в середине XIX века, когда в их порту попал в ледовую западню первый трансатлантический лайнер «Британия». Энтузиазм горожан был так велик, что они «на общественных началах» прорубили для парохода канал длиной 7 миль, шириной 80 метров!
Иногда по льду стреляли из пушек или сами пушки сбрасывали на лед с борта судна. В начале царствования Петра на Руси появились так называемые ледовые сани, которые чаще всего применяли поморы. Сани представляли собой деревянный водонепроницаемый ящик длиной около 22 метров, шириной 2,5 метра, имеющий криволинейное днище с подъемом в носовой части примерно на полтора метра. Этот ящик загружали камнями или льдом, потом в него впрягались 200–250 человек или два десятка лошадей и тащили по заранее прорубленной борозде. Если толщина льда не превышала 30 сантиметров, ледовые сани справлялись со своей задачей неплохо: через продавленный санями канал можно было провести небольшие суда.
Сейчас бороздят льды ледоколы. Это мощные пароходы специальной конструкции, прокладывающие путь сквозь лед, который они раскалывают своей тяжестью. 
Как вы понимаете значение слова ледокол (слайд)? Вставьте пропущенные буквы, объясните их правописание.
Работа с текстом (слайд).
В феврале на суровом севере начинается зверобойный промысел.
Из Архангельска в холодное море выходят мощные ледоколы. На высоких мачтах, на особых удобных площадках, сидят люди с биноклями, осматривают далёкие льдины. Как только заметят на льдине чёрные пятнышки тюленей, так ледокол останавливается, зверобои сходят на лёд и начинают охотиться на тюленей.
Прочитать текст, выписать из него прилагательные с существительными, связанными с ними по смыслу, определить их падеж, род, число.
На суровом севере – П. п., м. р., ед. ч.
Зверобойный промысел – И. п., м. р., ед. ч.
В холодное море – В. п., ср. р., ед. ч.
Мощные ледоколы – И. п., м. р., мн. ч.
На высоких мачтах – П. п., ж. р., мн. ч.
На особых удобных площадках – П. п., ж. р. , мн. ч.
Далёкие льдины – В. п., ж. р., мн. ч.
Чёрные пятнышки – В. п., ср. р., мн. ч.
Просклонять по падежам словосочетания холодное море, мощные ледоколы.
И. п. холодное моремощные ледоколы
Р. п. холодного морямощных ледоколов
Д. п. холодному морюмощным ледоколам
В. п. холодное моремощные ледоколы
Т. п. холодным мореммощными ледоколами
П. п. о холодном морео мощных ледоколах
Сделать синтаксический разбор предложения: Из Архангельска в море выходят мощные ледоколы.ΙΧ. Закрепление.
Ребята, а теперь попробуйте по картинкам сами составить сложные слова (слайды – водопад, снегопад, самолёт).
Χ. Подведение итогов.
- Что сегодня на уроке мы повторяли?
- Что вы можете сказать о сложных словах?
ΧΙ. Домашнее задание. Упр. 549.
ΧΙΙ. Выставление оценок.
Письменная работа по русскому языку.
1 задание. Прочитать, выписать имена существительные из первых трёх предложений, определить их падеж, число, род, склонение.
Самые высокие в мире небоскрёбы возведены в Азии. Кажется, они могут достать до небес. Они возвышаются над всеми и поражают наше воображение. Они заставляют нас поднимать голову выше в попытках рассмотреть самый последний этаж.
Сделать фонетический разбор слова этаж.
2 задание. Прочитать текст, выписать глаголы, определить их спряжение, число, лицо и время.
Во время землетрясений самые безопасные – деревянные здания. Даже если такое строение разрушится, оно не причинит больших ранений.
Самыми опасными во время землетрясений считаются кирпичные и бетонные здания.
Проспрягать глагол читать.
3 Задание. Прочитать текст, выписать из него прилагательные с существительными, связанными с ними по смыслу, определить их падеж, род, число.
В феврале на суровом севере начинается зверобойный промысел.
Из Архангельска в холодное море выходят мощные ледоколы. На высоких мачтах, на особых удобных площадках, сидят люди с биноклями, осматривают далёкие льдины. Как только заметят на льдине чёрные пятнышки тюленей, так ледокол останавливается, зверобои сходят на лёд и начинают охотиться на тюленей.
Просклонять по падежам словосочетания холодное море, мощные ледоколы.