Конспект урока по русской литературе Философско-этические проблемы ершалаимских глав в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». 11 класс


ТЕМА: Философско-этические проблемы ершалаимских глав в  романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». 11 класс
Цель: показать роль ершалаимских глав в структуре романа, поднимающих «вечные» проблемы; помочь осознать незыблемость нравственных законов, значение высшего суда – суда совести.
Ход урока
Орг. момент.
Слово учителя.
Итак, мы выяснили, что в романе сложно переплетаются три сюжетных линии:
- события в Ершалаиме двухтысячелетней давности,
- история Мастера и Маргариты
- картины московского быта 30-х годов.
Но стержнем, на котором держится всё произведение, являются ершалаимские главы.
Постановка целей урока: выяснить, почему писатель 20 века обращается именно к этим библейским событиям? Что хочет сказать нам, читателям?
Актуализация темы:
Сначала выясним, в чём Булгаков отступил от библейского сюжета.
- В Евангелии главным героем является Иисус. Можно ли назвать Иешуа богочеловеком, а следовательно, и главным героем в романе Мастера? (Правый столбец таблицы ученики составляют сами).
Библия. Роман “Мастер и Маргарита”
Сын Божий, 33 года, родился в Вифлееме. Иешуа –Га-_Ноцри 27 лет, родился в г. Гамала. (Портрет с. 23)
Мать-Мария, Отец – плотник Иосиф. Родителей не помнит. Отец, может быть, сириец, бродяга.
Имеет 12 учеников - апостолов. 1 ученик -Левий Матвей.
Популярен в народе; торжественная встреча при въезде в Иерусалим на ослике. Нагорная проповедь. В городе его никто не знает. Осла нет.
Распят на кресте, погребение и воскрешение на 3-й день. Распят на столбе, умер, тело Иешуа похитил Левий Матвей.
Иуда повесился. Иуда убит по приказу Понтия Пилата.
Чудеса Божественного происхождения. Врач, философ избавляет Понтия Пилата от головной боли земным словом.
Вывод:
– Что доказали мы данным сопоставлением? (переосмысление библейского текста: Иешуа – земной человек без всякого божественного предопределения, ибо в концепции булгаковского романа особое значение имеет образ Понтия Пилата).5. Беседа по образам Понтия Пилата и Иешуа:
- Кто же тогда главный? Понтий Пилат – главный герой романа Мастера. Воланд спрашивает Мастера: “ О чём роман?” И что слышит в ответ? “Роман о Понтии Пилате”, – реплика Мастера.
- Выясним, почему главным героем своего романа Мастер делает Понтия Пилата.
- Что известно о нём из истории? (Приложение 1) Понтий Пилат был хорошим администратором, умным стратегом, зорким политиком. Однако правление Понтия Пилата ознаменовалось насилиями и казнями.
- Что за человек Пилат в изображении Булгакова? (человек не боится крови, бесстрашный воин, недаром его прозвали “Всадник Золотое копьё”-с. 40. Вот так на протяжении всего романа в образе Пилата будут соединяться величественные черты сильного и умного правителя и признаки человеческой слабости, из которых самым ярким будет самая скрываемая ото всех – трусость перед более высокой властью). – Прежде чем обратиться ко 2ой главе романа, давайте вспомним первоисточник – Евангелие:Первосвященник Кайфа отослал Иисуса к римскому наместнику в Иудее – Понтию Пилату: только тот имел право вынести смертный приговор. (Мф. 27: 3,5).Призвав Иисуса, Пилат спросил его, что он сделал. Иисус ответил Пилату знаменитыми словами: «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего». «Что есть истина?» (Ин. 18: 37-38) – спросил Пилат, не понимая, что истина перед ним.Пилат не нашел никакой вины Иисуса и хотел Его отпустить. И жена его просила не причинять вреда Праведнику. В праздник еврейской Пасхи Пилат по обычаю мог отпустить одного из осуждённых на казнь. Но народ потребовал отпустить разбойника Варавву и осудить Иисуса. «Иудеи же кричали, если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царём,  противник кесарю» (Ин. 19:12). Услышав эти слова, Пилат испугался.Он обратился к иудейскому пароду:«Какое же зло сделал Он?» Но они ещё сильнее кричали, да будет распят! <...> Пилат <...> взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы, И отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших» (Мф. 27:24-25). Была пятница. В этот день предали Христа на распятье.– Заостряется ли в Евангелии вина Пилата? (Нет, она переносится на народ иудейский).
6. Коллективный просмотр видеофрагмента «Суд Пилата над Иисусом» (фильм «Иисус» –  экранизация Евангелие от Луки, режиссер Джон Хейман, 1979 год). (Приложение 8).
Беседа.
– Подтвердилось ли и сейчас высказанное вами мнение о том, что Пилат не хотел отдавать приказ о казни «Праведника Сего»? Как это выразилось в фрагменте?
--Что ещё можно сказать об этом человеке? Он осуществляет власть Рима в Иудеи. Сейчас у него невыносимо болит голова, так что он думает о яде. Он одинок, любит только свою собаку. Его боятся. Власть его безгранична. Пытается разобраться в деле арестованного. Допрос превращается в беседу-спор.
«Суд Пилата над Иисусом» (фильм «Иисус» –  экранизация Евангелие от Луки, режиссер Джон Хейман, 1979 год).
7. Беседа по содержанию 2-ой главы романа.
Обратимся к тексту гл. 2 «Понтий Пилат», проследим же теперь за поведением главного героя романа Мастера в сцене допроса.– Какие слова Иешуа следует считать завязкой беседы? («Добрый человек»)– Какую «новость» о людях узнаёт Пилат от Иешуа? («Злых людей нет на свете».)
СЛАЙД. О чем спорят герои? Что есть истина? С. 27
– Я, игемон, говорил о том, что рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины. Сказал так, чтобы было понятнее.
– Зачем же ты, бродяга, на базаре смущал народ, рассказывая про истину, о которой ты не имеешь представления? Что такое истина?
И тут прокуратор подумал: «О, боги мои! Я спрашиваю его о чем-то ненужном на суде... Мой ум не служит мне больше...» И опять померещилась ему чаша с темною жидкостью. «Яду мне, яду!»
И вновь он услышал голос:
– Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова, и болит так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти. Ты не только не в силах говорить со мной, но тебе трудно даже глядеть на меня. И сейчас я невольно являюсь твоим палачом, что меня огорчает. Ты не можешь даже и думать о чем-нибудь и мечтаешь только о том, чтобы пришла твоя собака, единственное, по-видимому, существо, к которому ты привязан. Но мучения твои сейчас кончатся, голова пройдет.
СЛАЙД Вот как трактует это понятие словарь.
Истина: 1) то, что существует в действительности, отражает действительность, правда. 2) утверждение, суждение, проверенное практикой, опытом).– Чем поразителен ответ Иешуа? С. 27 Абстрактное понятие оказывается человеческим понятием, исходит от человека и замыкается в нём же. Проницательный Иешуа по глазам догадался о страданиях Пилата. И П.П. стал относиться к арестованному не так, как к другим, подобным Иешуа, людям, заинтересовался его речами.
– Какой факт подтверждает, что он умеет убеждать людей? (История с Левием Матвеем, гл.2 с. 26,).
иешуа Понтий пилатОтношение к людям Злых людей нет Не верит людям
Вправе ли человек распоряжаться чужими судьбами? Никто не может распоряжаться чужой жизнью Мир основан на насилии и власти
-Следующий вопрос, который вызвал спор у оппонентов, - от чего зависит судьба человека, вправе ли человек распоряжаться чужими судьбами? С. 30. (Понтий Пилат уверен, что мир основан на насилии и власти. Что касается жизни и судьбы человека для Иешуа, то никто не может распорядиться его жизнью, кто подвесил, тот и оборвет.)- Действительно ли все люди добрые? Пилат давно не верит людям, поэтому он и одинок. Для Иешуа истина в том, что “злых людей нет на свете”. Иешуа проповедует всепрощение. И если бы он поговорил с Крысобоем, тот резко изменился бы.
- В чём философия Иешуа близка учению Христа? Иисус: «Возлюби ближнего, как самого себя». Иешуа прощает избившего его Крысобоя, Дисмаса, распятого разбойника, мучающегося от жажды и глядящего на него с ненавистью и предавшего его Понтия Пилата. Иешуа убежден, что все люди на земле – «добрые люди…злых людей нет на свете».
- Как полагал изменить окружающий мир нищий философ? Как понимать его фразу: «злых людей нет на свете»? (Зло, по Булгакову, есть проявление человеческих атавизмов (признаков вырождения, уродства), поэтому в определение человека это не включено. Человек начинается там, где кончается зло. А вылечить, исправить мир Иешуа (и Булгаков вместе с ним) полагает идеей добра. Оружие Иешуа против зла в мире – доброжелательность, проницательность, готовность сострадать, нравственная стойкость и отвага в защите своей идеи. Это суть образа Иешуа и булгаковской нравственной концепции. Иешуа изменил Пилата. Чем умнее человек, тем легче он меняется. Такие, как Иуда, Крысобой, Левий Матвей трудно поддаются переделке. Здесь положительный результат – вопрос времени.
(Приложение 8)
8. Работа по группам:
1)- Чего боялся Понтий Пилат? 2) - К чему привела внутренняя несвобода прокуратора? 3) - Изменился ли Понтий Пилат после казни Иешуа Га-Ноцри?4) - Каков итог произошедших событий? 5) - Как заканчивается роман о прокураторе? 
6) - почему Понтий Пилат не спас Иешуа?
9. Выступление групп
- Что это за видение мерещится прокуратору? Таким Пилат видит кесаря, а следовательно, служит ему не из уважения. Тогда из-за чего же? Пилат- смелый воин на поле боя, но трус, когда дело касается кесаря, власти. За себя он боится так, что пойдёт даже против своей совести.
- Вынужденный вынести приговор Иешуа , он знает, что вместе с гибелью бродячего философа настанет и его собственная гибель, какая? (Нравственная, он будет страдать от угрызений совести.(стр.32 “Мысли понеслись короткие…).
– Как Пилат пытается спасти его? Он сам подсказывал Иешуа выход, спасительный ответ? (стр.33. “ Слушай, Га Ноцри,– заговорил вдруг…» Для этого Иешуа нужно оказаться от своих взглядов.)– Почему же Понтий Пилат не спас Иешуа Га-Ноцри, обладая такой властью? (Страх перед вышестоящим, страх потерять комфорт, карьеру. Он несвободен, потому что зависит от власти Тиберия, ему страшно оказаться на месте арестованного и потерять все. Бесстрашный воин, он боится и не находит в себе силы пойти против тех, кому мешает проповедник, не вписываясь в систему. Так в романе звучит тема тоталитарного государства, волновавшая автора).– Почему возможность бессмертия не радует человека, а рождает в его душе ужас? Он останется в памяти людей не подвигами, не мудрой политикой, а трусом и предателем. Понтий Пилат относится к числу людей, у которых есть совесть. Человек совестливый, Пилат знает, что ему не будет покоя ни днём, ни ночью.
Совесть – это внутренний компас человека, его моральный суд над собой, оценка своих поступков. Совесть – искупление вины и возможность внутреннего очищения через страдание, через раскаяние. Может   быть,    именно   раскаяние,   пришедшее   к   Пилату, подарило сон, радостный и спокойный.
- Как ещё Пилат пытается спасти Иешуа?(с. 39-40. Уговаривает Каифу, угрожает ему. При развитии событий читатель узнаёт нового Пилата – мучающегося, страдающего, горько сожалеющего о том, что «послал на смерть философа с его мирною проповедью». Мы видим тот ужасный суд, который учинил над собою Пилат: «Его уносил, удушая и обжигая, самый страшный гнев, гнев бессилия», – пишет Булгаков.
- Как судьба наказала Пилата за его трусость? Обратимся к гл.32 “Прощение и вечный покой”. Чувство вины будет мучить прокуратора 12 тыс. лун. Он не палач, а жертва власти, страха перед ней. ( На вопрос Маргариты: “Что он говорит?”, Воланд отвечает: стр.405.)– Вы помните, что тема бессмертия волновала людей всегда. Бессмертием часто наказывался человек, совершивший зло в жизни. Уже в Библии есть подобный сюжет, посвящённый Каину и Авелю. Каина Бог делает бессмертным, чтобы наказать за убийство Авеля. Каина мучает раскаяние, но не приходит смерть как избавление от мук.
- Итак. Понтий Пилат страдает уже около двух тысяч лет. И Маргарита, путешествуя с Воландом, просит отпустить его (с.405).
– Успокоится ли теперь прокуратор Иудеи? Почему эти слова не заканчивают истории Понтия Пилата и Иешуа? Какой эпизод завершит роман, написанный Мастером? (эпилог).
Итак, Понтию Пилату недостаточно того, что его простили. Душа успокоится тогда, когда Иешуа скажет ему, что казни не было.
10. Составление синквейна:
1 сущ.
2 прилаг.
3 глагола
Предложение
Выводы: Итог – возмездие: бессмертие и признание себя трусом.«Трусость – самый страшный порок!»Прокуратор встает перед выбором: спасти ни в чем не повинного бродячего философа и лишиться власти, а возможно, и жизни – или сохранить свое положение, казнив невиновного и поступив против совести. Так как он не в состоянии сделать выбор, он подталкивает Иешуа к компромиссу. Но компромисс для Иешуа невозможен. Истина для него оказывается дороже жизни. 
11. творческая работа:
Ответственен ли человек за свой поступок?
12. Итог урока.
Запись проблем романа.
- Каково назначение «евангельских» глав в романе? В евангельских главах – своеобразном идейном центре романа – поставлены важнейшие вопросы человеческого бытия, волнующие людей во все времена, «вечные вопросы»:
Что есть истина?
Что такое добро и зло?
Человек и его вера.
Человек и власть.
В чём смысл человеческой жизни?
Внутренняя свобода и несвобода человека.
Верность и предательство.
Милосердие и всепрощение.
Булгаков был уверен, что жизнь на земле основана на высших, Духовных законах. И дело писателя как раз в том и состоит, чтобы доказывать существование этих высших законов, постоянно напоминать людям, что жить по духовным законам – смысл и цель человеческой жизни.
Совесть, по Булгакову, - внутренний, моральный судия, искупление вины, возможность духовного возрождения. За страх и слабость был наказан Пилат, обладатель безграничной власти и ее жертва, за сострадание и способность к суду над собой прощен. Это одно из доказательств булгаковской идеи: добро в человеке не может быть уничтожено окончательно. Это та нравственная основа, на которой должно быть построено человеческое общество, свободное от власти, несущей насилие и смерть.
12. Домашнее задание.
Пилат, Понтий (лат. Pontius Pilatus) - римлянин из сословия всадников, прокуратор (наместник) Палестины в 26-36/37 гг. при императоре Тиберии.
Пилат был шестым по счёту прокуратором Иудеи (Палестиы) и подчинялся легату Сирии - главному военному начальнику римской провинции Сирии, но имел большие полномочия по делам своей области. О Пилате мы знаем из Евангелий, а также из упоминаний у Иосифа Флавия и Тацита. В 1961г. была найдена плита с надписью, подтверждающая свидетельства о наместничестве Понтия Пилата.
Известно, что Пилат происходил из старинного самнитского рода Понтиев. Попасть на высокую должность ему помог Сеян, фаворит императора Тиберия. Падение Сеяна в 31 г. сделало положение Пилата уязвимым.
Постоянной резиденцией Пилата была Кесария, но по большим праздникам, а также ради важных административных дел он приезжал в Иерусалим и подолгу оставался там. Сохранились бронзовые монеты, пущенные в обращение Пилатом в 30 г. На них были изображены языческие божества, что вызвало резкий протест евреев.
По приказу Пилата в Иерусалим были введены римские войска. Они носили по городу изображения императора, которым евреи должны были поклониться. Однако когда Пилат понял, что евреи готовы идти на смерть ради своих религиозных принципов и не будут поклоняться «идольским» изображениям, он повелел вывести войска из города.
Согласно христианской традиции, Пилат, опасаясь народного бунта, приговорил к распятию Иисуса Христа. При этом Пилат «взял воды и умыл руки свои перед народом», использовав старинный иудейский обычай, символизировавший невиновность в пролитии крови. Таким образом, он переложил ответственность за казнь Иисуса на вождей еврейского народа. Отсюда пошло выражение «умыть руки».
В 36г. после жалобы самаритян на жестокую расправу, которую учинил над ними Понтий Пилат, римский легат в Сирии Вителлий отстранил его от должности и отправил в Рим, где тот был подвергнут суду за насилие и беззаконность. В вину Пилату ставилось и то, что он казнил людей без суда. По свидетельству церковного историка 4в. Евсевия Кесарийского, Пилат покончил с собой в 39г. по приказу императора Калигулы. По другим сообщениям, он был казнён Нероном. Есть сведения, что он был отправлен в ссылку Галлию, где и умер.
О Понтий Пилате существует громадная апокрифическая литература, в том числе «Деяния Пилата» - его отчёт императору Тиберию по делу о Христе. С течением времени появилась легенда о раскаянии Пилата и его обращении в христианство. Коптская церковь канонизировала Понтия Пилата и его жену.
Иосиф Флавий характеризует Пилата как жестокого, волевого и прагматичного правителя. Совершенно другую картину дает Новый Завет. Даже такая, казалось бы, мелочь, как тревожный сон жены, способна была повлиять на решение Пилата Он был убеждён в невиновности Иисуса,  но, тем не менее, уступил.
Образ Пилата нашёл отражение в художественной литературе (например «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, «Прокуратор Иудеи» А. Франса) и в изобразительном искусстве («Христос перед Пилатом» Рембрандта, «Что есть истина?» Н. Ге).В Альпах находится вершина Пилат, где, по легенде, Понтий Пилат появляется в Великую пятницу и умывает руки, тщетно стараясь очистить себя от соучастия в ужасном преступлении.