Доклад О сущности значимости соц информатики


О сущности и значимости социальной информатики в жизни и обществе
Борисова Дарья Андреевна
Научный руководитель: Комолова Людмила Алексеевна
ГАПОУ РБ «Республиканский межотраслевой техникум»
Новобрянский филиал
Слайд 2
Социальная информатика рассматривается как наука, изучающая комплекс проблем, связанных с прохождением информационных процессов в социуме; предпосылки возникновения ее на стыке информатики, философии, социологии, психологии, педагогики. Социальная информатика представляет новое междисциплинарное научное направление, изучающее социальные последствия информатизации общества. Появление социальной информатики обусловлено повсеместным внедрением информационных процессов в различные сферы жизнедеятельности человека и направлено, в основном, на повышение качества жизни человека в социуме.
Слайд 3
Целью социальной информатики как науки является повышение эффективности функционирования общества знаний на основе синтеза социальных и информационных технологий.
Актуальная задача обладание компетенциями в области социальной информатики.
В настоящее время Россия относится к странам переходного периода, обозначившего резкий рост информационных технологий и их последующего внедрения в различные сферы производства, науки, образования и социальных услуг населению страны.
Слайд 4
Предметом изучения социальной информатики как науки является информатизация общества, ее воздействие на социальные процессы, в том числе на развитие и положение человека в социуме, на изменение социальных структур общества под влиянием информатизации.
Социальная информатика изучает социальные аспекты процесса информатизации общества, а также их воздействие на условия жизни и деятельности людей в принципиально новой для них информационной среде.
В социальной информатике как науке предстоит разобрать не только новые методы, позволяющие человеку не только правильно понять и исследовать высокодинамичную информационную картину мира, но и научиться целенаправленно использовать эту картину во имя своего будущего.
Слайд 5
Анализируя социальную информатику как науку, необходимо уточнить Научно-методологические подходы, которые положены в её основу. На наш взгляд, уместно говорить о информационном, компетентностном и социальном подходах.
Важно отметить, что научно-методологическая основа социальной информатики, в настоящее время находится в стадии своего вызревания (формирования). К отличительным свойствам этой методологии можно отнести использование совокупности различных научно-методологических и теоретических подходов к проблемам анализа и синтеза рассматриваемых проблем и процессов.
Слайд 6
Информационный подход предполагает освоение современных средств информации, а также поиска, отбора, анализа и использования различного вида информации. Данный подход становится одним из наиболее значимых в условиях внедрения информатики, так как несёт сведения, необходимые для каждого живущего в социуме человека. Суть информационного подхода заключается в том, что при изучении какого-либо процесса или явления в первую очередь выделяются его информационные аспекты.
Слайд 7
Сегодня к одному из важных научно-методологических подходов относится компетентностный. Для успешного решения задач, стоящих в социальной информатике, востребованы специалисты, у которых сформирован соответствующий уровень информационных компетентостей и компетенций.
Слайд 8
Вызывает интерес социальный подход, который нацелен на проблемы, изучаемые социальной информатикой и заключающийся в том, чтобы ориентировать научные исследования главным образом на социальные аспекты процесса информатизации, его гуманистическую направленность. Сюда относятся, в первую очередь, проблемы становления и развития информационного общества, новые возможности и проблемы его демократизации, обеспечения информационной свободы и информационной безопасности человека т.п. Названный подход обусловлен повсеместным внедрением информационных процессов в различные сферы жизнедеятельности человека и направлен, в основном, на повышение качества жизни человека в социуме.
Слайд 9
На современном этапе основной целью социальной информатики является повышение эффективности функционирования общества знаний на основе синтеза социальных и информационных технологий.
Можно предположить, что методологический аппарат социальной информатики будет в ближайшие годы быстро развиваться по мере расширения и углубления ее предметной области и появления необходимости в решении новых задач, выдвигаемых социальной практикой развития общества.
Слайд 10
Важной и востребованной сегодняшним днём представляется проблема формирования новой перспективной концепции образования и воспитания будущих поколений людей, которым предстоит жить в информационном обществе. Эта концепция должна учитывать не только особенности и новые возможности информационного общества, которые могут быть использованы для формирования творческой, гармонично развитой личности, но и быть гуманистически ориентированной.
Слайд 11
Подводя итог, можно сказать, что социальная информатика очень глубоко проникла в жизнь современного человека, и даже более того – вряд ли будет преувеличением тот факт, что без социальной информатики современное общество не сможет существовать в том виде, в котором оно находится сейчас.
Слайд 12БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Ващекин Н. П. Информатизация общества и устойчивое развитие. – М.: Издательство, 2010
Колин К. К. Социальная информатика. – М.: Академический проект, 20012
Лапин Н. И. Социальная информатика. Основания, методы, перспективы. – М.: Экзамен, 2014
Могилёв А. В., Листрова Л. В. Информация и иформационные процессы. Социальная информатика. – СПб.: БВХ-Петербург, 2013
Социальная информатика: Основания, методы, перспективы: научное издание. – М.: Едиториал УРСС, 2012
Соколов А. В. Введение в теорию социальной коммуникации. – СПб.: Петербург, 2014
Тычкова Т. В. Информационная культура и личность. – Саратов: Новый ветер, 2011
Хомченко А. Д. Основы современных компьютерных технологий. – СПб.: Корона, 2011
Яковлев А. М. Социальная структура общества. – М.: Экзамен, 2013
Inter-Педагогика [Электронный ресурс] : сайт Ирины Хомченко для учителей и родителей. – Режим доступа: URL: http: //www.inter-pedagogika.ru/
Всероссийский центр изучения общественного мнения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http: //www/ wciom/ru/
Министерство общего и профессионального образования РФ [Электронный ресурс]: портал – Ресурс доступа: URL: www/informitika.ru