«Профилактика наркомании, алкоголизма и табакокурения в ГБПОУ «Григорополисский сельскохозяйственный техникум имени атамана М.И. Платова»

ГБПОУ «Григорополисский сельскохозяйственный техникум имени атамана М.И. Платова»









«Профилактика наркомании, алкоголизма и табакокурения в ГБПОУ «Григорополисский сельскохозяйственный техникум имени атамана М.И. Платова»





АВТОР Юровникова Ирина Владимировна ГБПОУ «Григорополисский сельскохозяйственный техникум имени атамана М.И. Платова»






станица Григорополисская
2015 г.
План
Введение
Факторы риска ранней зависимости от наркотиков, алкоголя и табака.
Понятие и принципы об наркомании, алкоголизма и табакокурения.
Возрастные особенности развития подростков и их склонность к наркомании, алкоголизму и табакокурению.
Влияние молодежные групп на подростков.
Профилактика наркомании, алкоголизма и табакокурения в ГБПОУ «Григорополисский сельскохозяйственный техникум имени атамна М.И. Платова».
Влияние семейного воспитания на употребление подростками наркотиков, табакокурения, алкоголя
Работа, направленная на профилактику наркомании, алкоголизма и табакокурения.
Формирование здорового образа жизни.
Заключение.
Список используемой литературы.











Введение

К сожалению, все предпринимаемые попытки остановить рост детской наркомании, алкоголизма и табакокурения до сих пор не увенчались успехом. Одна из наиболее существенных причин этого - крайне упрощенное представление о содержании и направлениях профилактики. В большинстве зарубежных стран, столкнувшихся с эпидемией молодежной наркомании гораздо раньше нас, педагогическая профилактика стала приоритетным и наиболее перспективным направлением, а педагог - одним из главных участников превентивной политики.
Основная задача профилактики заключается не только и даже не столько в предотвращении реального знакомства с наркотиками, сколько в том, чтобы предупредить возникновение у подростка установки на наркотизацию - желания попробовать дурман.
Но для того чтобы такого желания не возникло, молодой человек должен успешно строить отношения с окружающим миром - решать проблемы, реализовывать возникающие потребности за счет собственных знаний и умений. И тут задачи профилактики полностью совпадают с собственно задачами воспитания.
Практически все подростки-наркоманы до знакомства с наркотиками имели опыт курения, употребления алкоголя. Причем прослеживается весьма четкая зависимость: чем раньше ребенок приобрел такой опыт, тем больше у него шансов в дальнейшем познакомиться и с наркотиками. Объяснение этому простое. Во-первых, эффект воздействия всех этих веществ оказывается схожим, во-вторых, подросток быстро привыкает к тому, чтобы не решать свои проблемы, а скрываться от них при помощи дурмана.
На современном этапе развития педагогической науки обострились проблемы теоретического и практического характера, необходимость научного решения которых детерминируется особенностями социокультурной ситуации в российском обществе. Одна из таких проблем - возрастающие в массовых масштабах многообразные формы вредных привычек, к которым следует отнести: алкоголизацию, табакокурение, наркотизацию, токсикоманию, компьютерную зависимость и другие явления. Наиболее распространенными формами вредных привычек являются алкоголизация и табакокурение подростков.
Статистика фиксирует небывалый рост числа курящих, наркоманов и алкоголизирующих подростков. Прогрессирующее ухудшение этой ситуации в России сопровождается следующими негативными тенденциями. Во-первых, происходит неуклонное «омоложение» подростков, употребляющих никотин и алкоголь. Во-вторых, с распространением вредных привычек происходит лавинообразное развитие симптомов болезни - многоочагового поражения коры головного мозга, степень тяжести которого определяет эмоционально-волевые, интеллектуальные, морально-нравственные нарушения, что представляет собой серьезную угрозу для здоровья молодежи и нации в целом. В-третьих, последствия алкоголизации и табакокурения подростков имеют во многом скрытый, «латентный» характер, что способствует раннему формированию тяжелых хронических заболеваний. Важно отметить, что курение и алкоголизация являются «психологическими воротами», способствующими началу употребления других психоактивных веществ и формированию ранней криминализации. Эти негативные тенденции в развитии современного общества ставят перед педагогической наукой исключительно важную задачу поиска эффективных методов и форм профилактической работы с подростками.
Проникая в различные сферы нашей жизни, данные вредные привычки оказывают всё более пагубное воздействие на социальное самочувствие, интеллектуальный, профессиональный, генетический потенциал общества. Всё это приводит к резкому сокращению рождаемости и средней продолжительности жизни, ухудшению здоровья людей, подрыву трудовых ресурсов страны, ослаблению фундаментальной основы общества - семьи.
Наибольшие трудности в приспособлении к требованиям современной сложной экономической, политической, духовной жизни испытывают подростки. Ранняя алкоголизация и табакокурение подростков является, с одной стороны, результатом разнонаправленных по содержанию и формам реализации процессов, происходящих в обществе в целом, с другой стороны, тех изменений, которые происходят в среде ближайшего окружения подростка: в семье, техникуме.
Исходя из вышесказанного, проблема ранней профилактики возникновения вредных привычек у подростков представляется нам чрезвычайно актуальной.
Несмотря на значительное расширение исследований в данной области, все более осознается противоречие между необходимостью педагогической профилактики возникновения ранней алкоголизации и табакокурения у подростков, и неразработанностью системы педагогических профилактических воздействий по преодолению этих явлений.
Проблема исследования заключается в том, чтобы на основе теоретических положений организовать профилактическую работу с подростками по снижению зависимости от алкоголизма, табакокурения и наркомании.
Цель данной работы раскрыть деятельность по профилактике алкоголизма, табакокурения и наркомании среди подростков.








1. Факторы риска ранней зависимости от наркотиков, алкоголя и табака
1.1. Понятие и принципы об наркомании, алкоголизма и табакокурения

Под наркоманией понимают болезненное влечение, пристрастие к систематическому употреблению наркотиков, приводящее к тяжелым нарушениям психических и физических функций. Развернутое определение наркомании дает комиссия экспертов ВОЗ. Согласно этому определению, наркомания - это «психическое, а иногда также физическое состояние, возникающее в результате взаимодействия между живым организмом и наркотическим средством, характеризующееся особенностями поведения и другими реакциями, которые всегда включают потребность в постоянном или периодически возобновляемом приеме этого наркотического средства с целью испытать его психическое воздействие или избежать дискомфорта, связанного с его отсутствием».
Токсикоманией называют заболевание, вызванное потреблением токсических веществ, т.е. употребление таблеток транквилизаторов, кофеина, полученного от крепкого чая - чифиря, вдыханием ароматических веществ бытовой техники. В состоянии опьянения, кроме эйфории, возникают зрительные галлюцинации. В результате употребления наркотиков, токсических веществ у человека возникает психическая и физическая зависимость, т.е. желание во что бы то ни стало удовлетворить потребность в наркотике, так как без него развиваются тревога, страх, аффективное напряжение, внутреннее беспокойство, чувство усталости, слабости, головокружение, ломящие боли в костях и суставах, сердцебиение, озноб или, наоборот, жар в теле, потливость.
Алкоголизм характеризуется патологическим влечением к спиртному, сопровождающимся социально-нравственной деградацией личности. «Алкогольная зависимость» развивается постепенно и определяется сложными изменениями, которые происходят в организме пьющего человека и принимают необратимый характер: спирт становится необходимым для поддержания обменных процессов.
Различают три вида алкоголизма:
бытовой алкоголизм характеризуется привыканием к алкоголю, однако пьющий человек еще способен контролировать количество напитка и даже временно прекратить его употребление в неподходящих для выпивки ситуациях;
при хроническом алкоголизме утрачиваются характерные для бытового алкоголизма возможности. Толерантность (переносимость) достигает максимума, страсть к спиртному принимает патологический характер;
осложненный алкоголизм отличается от предыдущих тем, что пьющие, наряду с алкоголем, употребляют барбитураты или наркотики.
Табакокурение - вдыхание дыма тлеющих высушенных или обработанных листьев табака, наиболее часто в виде курения сигарет.
Табачный дым содержит психоактивные вещества-алкалоиды никотин и гармин, которые в комбинации являются аддиктивным стимулятором ЦНС, а также вызывают слабую эйфорию. Эффекты от воздействия никотина включают временное снятие усталости, сонливости, вялости, повышение работоспособности и памяти.
По многим объективным параметрам, зависимость от никотина, быстро формируемая при табакокурении носит наркотический характер, таким образом представляя собой разновидность наркомании. Среди всех наркотических зависимостей зависимость от никотина является одной из самых сильных, обладая очень высоким аддиктивным потенциалом. При психологической зависимости человек тянется за сигаретой, когда находится в курящей компании, либо в состоянии стресса, нервного напряжения, для стимуляции умственной деятельности. Вырабатывается определенная привычка, ритуал курения, без которого человек не может полноценно жить. Часто такие люди ищут повод, чтобы покурить, «перекуривают», при обсуждении какого-либо дела, либо просто общаясь, или чтобы «убить» время, тянутся за сигаретой. При физической зависимости требование организмом никотиновой дозы так сильно, что все внимание курящего сосредоточивается на поиске сигареты, идея курения становится столь навязчивой, что большинство других потребностей (сосредоточение на работе, утоление голода, отдых, сон и т.д.) уходят на второй план. Появляется раздражительность, невозможность сконцентрироваться на чем-либо, кроме сигареты, может наступить апатия, нежелание что-либо делать. Улучшение самочувствия наступает лишь после выкуривания сигареты (либо двух и более), когда организм получит определенное количество никотина.
Целостность системы работы по профилактике обеспечивается рядом принципов, лежащих в основе научно-методического подхода к профилактической деятельности.
Принцип научности. Является важнейшим в профилактике наркотизма, табакокурения и алкоголизма. Информационное поле формируется с использованием научных и литературных материалов, на основе практического опыта специалистов.
Принцип сотрудничества. Предполагает кооперацию и единство действий как всех участников образовательного процесса в проведении
Принцип политической и общественной поддержки. Только при поддержке администрации, общественных организаций и средств массовой информации можно получить реальные результаты деятельности.
Принцип активности всех участников профилактической деятельности. Предполагает активное участие преподавателей, студентов, родителей в планировании и реализации наркотической профилактической работы.
Принцип формирования реальных ясных целей и постановки задач. Задачи профилактической деятельности должны быть реальными, адаптированными к условиям образовательного учреждения, учитывать возможности коллектива школы, подкрепляться необходимыми ресурсами для достижения поставленных целей.
Принцип оценивания эффективности и результативности реализации профилактических программ.
Методы оценки эффективности и качества результатов профилактической работы должны быть заложены в самом начале планируемой деятельности.

1.2. Возрастные особенности развития подростков и их склонность к табакокурению, алкоголизму, наркомании
Для каждого возрастного этапа характерны свои физиологические, поведенческие особенности развития. А какие из них способны повлиять на знакомство ребенка с наркотиками?
Так, практически каждый ребенок проходит через стадию «маленьких обезьянок», с особым искусством подражая окружающим, копируя их черты. Эту поведенческую особенность детского возраста психологи называют реакцией имитации. Она вполне естественна и даже необходима для нормального психического развития. Ведь таким образом ребенок примеряет на себя различные социальные роли, которые в будущем ему предстоит выполнять, учится строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Однако в силу недостаточной сформированности аналитико-прогностического компонента мыслительной деятельности дети не в состоянии выбирать образцы для подражания, словно зеркало отражая все то, что их окружает. В полной мере это относится и к наркогенному поведению.
Безусловно, первым примером для подражания служат родители. Часто именно благодаря им ребенок знакомится с «легальными наркотиками» - алкоголем, никотином. Именно наблюдая за взрослыми, он узнает о традиции использования алкоголя по торжественным случаям. Алкогольные напитки на столе у ребенка прочно связываются с атмосферой праздника, веселья в доме. Знакомство с ними кажется привлекательным, поскольку помогает стать похожим на папу, его друзей - таких сильных, мужественных, взрослых. Так происходит первая алкогольная проба. Конечно, совсем необязательно, что она неминуемо приведет к формированию наркогеннойзависимости. Но... По нашим исследованиям, 82% несовершеннолетних наркоманов из благополучных семей начинали свою наркогенную карьеру с домашних праздников, поддерживая компанию взрослых.
Подростковому возрасту присущ так называемый этап аутодеструктивного (саморазрушающего) поведения, когда все то, что связано с риском, кажется особенно привлекательным. Ребенок с удовольствием демонстрирует окружающим «чудеса храбрости»: не думая о последствиях, перебегает дорогу прямо перед носом мчащейся машины, забирается на крышу, совершает множество других «подвигов». Обычно этот этап «знаменуется» множеством синяков и шишек и является своеобразным способом оценки ребенком себя на прочность (в большей степени это характерно для мальчиков). Стремление к риску может провоцировать отклоняющееся поведение, в том числе и приобщение к одурманивающим веществам.
Подростковый возраст для большинства родителей и учителей становится серьезным испытанием. Его не случайно называют «трудным» - вчера еще такие послушные и дисциплинированные мальчики и девочки сегодня вдруг становятся неуправляемыми, грубыми, даже жестокими. Во многом причины столь резких перемен характера связаны с мощными физиологическими перестройками, которые претерпевает организм подростка. Темпы созревания различных систем организма оказываются неодинаковыми, нередко они просто не успевают друг за другом. Так, к примеру, причина подростковых обмороков чаще всего заключается в том, что общий рост тела (когда за 2-3 месяца подросток вытягивается на 15-20 см) опережает развитие сосудистой системы. Субъективно все это проявляется в ощущении физиологического дискомфорта - болит или кружится голова, часто тошнит, знобит или, наоборот, бросает в жар. Не понимая до конца, что с ним происходит, и оттого пугаясь этого, подросток всячески пытается избавиться от негативных переживаний. Реальное знакомство с одурманивающим препаратом в этот период особенно опасно, поскольку создает иллюзию «физиологического благополучия», на время снимает дискомфортные ощущения. Кстати, первая проба наркотика в период созревания оказывается наиболее опасной. Установлено, что у человека, познакомившегося с одурманиванием в 13-14 лет, риск дальнейшего развития зависимости повышается в 2-3 раза.
В определенной степени на раннее приобщение к одурманиванию способны влиять реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением. Вообще интерес к вопросам пола возникает у детей очень рано, однако поначалу он не связан с эротическими переживаниями. В подростковом возрасте он уже имеет физиологическую основу. Неспособность найти выход копящемуся внутри напряжению может подтолкнуть к использованию одурманивающих веществ. Дело в том, что некоторые из них в подростковой среде пользуются большой популярностью из-за того, что способствуют визуализации сексуальных представлений. На подростковом сленге это называется «смотреть стриптиз».
У подростков также бытует мнение о том, что ряд наркотиков способен усилить потенцию, выполняя роль своеобразного сексуального допинга. Чтобы снять страх и психологическое напряжение, которое возникает при первом половом контакте, некоторые подростки (обычно мальчики) могут прибегать к использованию одурманивающего препарата.
Провоцировать наркогенное заражение способна и подростковая поведенческая реакция эмансипации. Она проявляется в стремлении высвободиться из-под опеки, контроля родителей, учителей. Подростки всячески стремятся отстоять свое право на самостоятельность и независимость, создать свой собственный мир, не похожий на мир взрослых. Мнение и советы родителей теряют свою значимость, большую роль приобретает общение с ровесниками. Отсюда и возникают молодежная мода, сленг, музыка и т.п.- все то, что образует для подростка особый мир, отличающийся от мира взрослых. При этом для многих подростков использование наркотиков становится одним из главных способов демонстрации своей «взрослости », независимости.
Реакция группирования со сверстниками сегодня, пожалуй, играет наиболее существенную роль при вовлечении несовершеннолетних в одурманивание. Занять определенное положение среди сверстников, общаться именно с ними - цель психического развития подростка. Именно в общении со сверстниками происходит освоение основных коммуникативных навыков, приемов эффективной социальной адаптации, способов взаимодействия с окружающим миром. Подросток, в силу тех или иных причин лишенный контакта со сверстниками, испытывает серьезный психологический дискомфорт, ему трудно в дальнейшем приспособиться к окружающему миру.
Однако реакция группирования со сверстниками имеет и свои отрицательные стороны. По данным опросов, абсолютное большинство несовершеннолетних начинают употреблять наркотические веществ, в группе, испытывая ее сильное давление. Именно сверстники оказываются в роли инициаторов проб одурманивающего препарата. При этом перед молодым человеком встает выбор - принять предложение, стать «своим» в группе или оказаться в «гордом одиночестве», в роли «белой вороны». Нередко страх остаться одному у подростка превышает страх перед наркотиком. Тем более расплата за отказ от пробы следует незамедлительно, подросток оказывается изгоем, тогда как последствия приобщения к наркотизации скажутся спустя длительное время. Все это, а также несформированность умения сопротивляться внешнему давлению, отстаивать собственную точку зрения повышает риск возможной наркотизации.
Педагогу очень важно своевременно выявить в детском коллективе тех, кто уже имеет опыт применения наркотических или токсикоманических веществ. Во-первых, для того чтобы препятствовать дальнейшему развитию наркогенного заражения у юного поклонника дурмана, а во-вторых, для того, чтобы предотвратить приобщение к одурманиванию других воспитанников. Дело в том, что для подростков, имеющих опыт наркотизации, свойственна специфическая поведенческая реакция - прозелитизм (заражение). Установлено, что один молодой человек, использующий наркотики, способен вовлечь в наркотизацию еще 4-5 подростков. Таким образом наркотизирующийся пытается снять чувство вины за собственное увлечение, оправдываясь перед собой тем, что «не он один такой плохой», а также формирует микросреду, которая живет по схожим законам и принимает его. Конечно, такое поведение редко носит осознанный характер, сам молодой человек до конца не понимает мотивы своих действий.
При определении роли группы следует учитывать, что она необязательно должна быть наркоманической или алкогольной (т. е. единственным объединяющим ее звеном является использование одурманивающих веществ). Одурманивание обычно оказывается лишь «фоном», на котором и происходит общение. Молодой человек, входя в группу, осваивает множество ее традиций и требований. Наркотизация оказывается лишь одной из них. Однако постепенно из малозначимой, второстепенной традиции использование наркотиков может выходить на первый план. И подросток, прежде лишь балующийся наркотиками или алкоголем, оказывается тесно связанным с наркотизацией. Особого внимания в распространении наркогенных традиций заслуживают различные молодежные неформальные движения.

1.3. Влияние молодежных групп на подростков
Для того чтобы понять подростков и юношей из неформальных молодежных групп, надо знать историю возникновения и развития этих групп, их современные виды, причины возникновения. Только после этого можно выработать к ним свое отношение и наметить средства воспитательного воздействия.
Неформальные молодежные группы приобрели наибольшую выраженность в настоящее время. Возникновение их связано с неприятием подростков и молодежью сложившихся в их странах общественно-экономических систем, социальных и духовных ценностей. Это протест против существующих порядков и поиск более справедливых и достойных форм человеческого существования.
Этот протест значительно усиливался в период общественных переломов и кризисов. Стали появляться в значительном количестве небольшие группы молодежи, стремящиеся обособиться от окружающего общества, противопоставить себя ему. У них появились особые прически и одежда, специфические жесты, язык, способы поведения и особые формы искусства, в первую очередь музыки. Для них характерен пристальный интерес к самому себе и себе подобным, к музыке и в то же время пробуждающееся стремление к участию в политической жизни. Таковыми есть, битники, не имеющие постоянного места жительства, обитающие в подвалах, носят примитивные одежды. Свой образ жизни они демонстративно противопоставляют презираемому ими буржуазному комфорту. Они заняты поисками смысла жизни и не отвергают работу, но лишь по желанию и насколько это необходимо для поддержания жизни. Многие из них прямо говорят о своем разочаровании во взрослых и, не найдя своего решения важных политических проблем, сознательно отстраняются от участия в политической жизни общества.      «Лови кайф! Ни о чем не думай!» такова мораль довольно значительной части молодежи. Растет количество сатанистов, стремящихся ниспровергнуть самые глубокие основы духовности. Во многих молодежных коммунах стала внедряться идея.сексуальной революции, новых и свободных отношений между полами, некоторые из них имеют общих сексуальных партнеров. Бросая вызов существующему обществу, фальшивым формам интимных отношений. Проповедники «сексуального освобождения» публично совершают половые акты. Предприимчивые дельцы используют этот взрыв интересов подростков и молодежи к сексу: появились в большом количестве сексмагазины, сексжурналы, эротические центры.
Выражением крайнего отчаяния и протеста возникшая «революция озарения посредством наркотиков». Утверждается, что лишь путем систематического принятия наркотических средств становится возможным развитие чувственности, познания мира, установление связей между людьми. Для многих в этом видится единственный путь разрешения их трудных жизненных проблем.
Возникают разнообразные религиозные секты. Они стремятся «евангелизировать контркультуру». Получают также распространение и другие религиозные взгляды и верования, особенно связанные с индуистской философией.
Возникают и более «мирные», целеустремленные виды молодежного несогласия с обществом: движение «зеленых», группы новой демократии, защиты всяких прав и т.п. Подростки и молодежь проводят кампании:
«Рок против пумаранчовых и т.п.»
«Нет стартовым площадкам для третьей мировой!»
Таким образом, насущные, животрепещущие проблемы современного общества попадают в центр внимания молодежи, активно включающейся в движение протеста.
С середины 70-х годов и до настоящего времени распространяется движение рокеров.
Рокеры и байкеры всегда с мотоциклами. Они не только прекрасно водят мотоциклы, но и совершают на них акробатические трюки, например едут некоторое время только на заднем колесе, а также прыгают на мотоцикле с трамплина, «джигитуют» и т. д.
Ездят большими группами по ночным улицам на большой скорости (подчас до 140160 км/ч), со снятыми глушителями. Нередко на заднем сиденье находится рокерша. Мчась на них с головокружительной скоростью по пустынным улицам больших городов, рокеры испытывают «чувство сладостного освобождения от оков общества». Рокеры стремятся найти удовлетворяющие их идеалы жизни в общении с себе подобными, в своих рок-клубах. Многие рокеры не имеют водительских прав. Отмечены случаи угона ими чужих мотоциклов, заправки из бензобаков чужых автомобилей. В некоторых случаях вступают в связь с уголовными элементами, нанимающими их для эскорта своих автомобилей и других неблаговидных дел.
Наставнику следует использовать интерес рокеров к технике и автоспорту для переключения их на общественно полезную деятельность.
Массовое распространение в настоящее время получили клубы болельщиков, так называемые фэн-клубы.
Подчас члены этих клубов не просто спортивные болельщики, а пропагандисты экстремизма и насилия, межнациональной розни.
Еще более крайние позиции занимают «бритоголовые», «скинхэдз», «скинз». Тяжелое существование породило у них слепую ненависть к более состоятельным людям и стремление к ничем не прикрытому насилию по отношению к окружающим. Из них формируются основные «кадры» неонацизма. Однако ряды их неоднородны. Не всякий «бритоголовый» фашист. Для многих из них участие в этих группах лишь средство выразить свой протест против равнодушного отношения к ним общества.
Известны и группы попперов, отрицающих отрицание. Они осуждают критичное и протестующее поколение своих «левых» отцов, стремятся не видеть плохое в жизни и наслаждаться имеющимися благами. Большую известность в современном мире получили панки. Чувствуя себя брошенными и преданными обществом, они, негодуя, сознательно стремятся вызвать у членов этого общества отрицательную реакцию, даже отвращение к себе. «Шокировать и провоцировать!» их лозунг. В особенности сказанное относится к группам панк-рока. Подобные взгляды находят выражение даже во внешнем облике панков, разительно отличающемся от всех других людей: у них гладко выбритые черепа, экстравагантные прически, причудливо расписанные красной или черной краской лица. Разностилье в одежде: кожаный пиджак на голом теле, холщовая ткань на тонкой рубашке с жабо. Разодранная одежда (джинсы, кожаные куртки), цепочки на лице, вызывающее на шеях ошейники для собак и цепи от унитаза. Многие из них мрачно и безнадежно смотрят в будущее, но некоторые группы находят выход в прогрессивных формах политической борьбы. Жаргон панков груб, поведение часто вызывающе непристойно. Многие из них употребляют наркотические вещества и токсины. Они перемещаются из города в город, устанавливают между собой связи. Появление их в городе связано обычно с увеличением количества драк, грабежей и других форм насилия с целью надругательства над личностью.
В последние годы возникло и стало широко распространяться новое молодежное неформальное движение киберпанкизм. Оно происходит от слов «кибернетика» и «панк». Фантаст и математик. Р. Оаккер назвал это «синтезом человека и машины».
Киберпанкизм характеризуется как «греховный альянс технического мира с низшими проявлениями поп-культуры и уличной анархией».
Имеется 2 категории киберпанков: осознающие и не осознающие свою принадлежность к киберпанкам. Вторых значительно больше.
Это люди разных профессий, возрастов, социальной принадлежности, страстно влюбленные в компьютеры. Полотна киберпанков, выполненные средствами компьютерной графики, уже выставляются в картинных галереях.
Журналы киберпанков издаются на компьютерах и передаются на экраны по компьютерным сетям. Несколько популярных эстрадных групп пропагандируют музыку киберпанков. Они записываются на компакт-диски. Новая техника позволяет им выходить в пространство телефонных номеров и факсов, используемых для компьютерной связи. Тем самым перед ними открываются все временные, государственные и социальные границы. Киберпанки сжились с техникой, чего не смогли сделать все предшествующие неформальные молодежные движения. Они хотят использовать ее для установления связи искусства и науки, литературы и промышленности. Киберпанки решили или мы подчиним технику себе, или она подчинит нас. Все эти перечисленные группы показывают, что нельзя по обывательски сводить сущность неформального молодежного движения к причудам и странностям «бесящейся от жира», «неизвестно чего желающей», «похотливой и развратной» молодежи.
Причины возникновения движения неформалов
Трудности нахождения подростками и молодежью своего места в жизни
Обостренное восприятие социальных несовершенств и несправедливостей
Юношеский максимализм
Своеобразное сочетание рассудочности с большой эмоциональностью и т. д.
Социальное преломляется через возрастное и индивидуально-личностное. Понятно, что это преломление в сознании и воплощение в поведении далеко не всегда бывает правильным: если бы юность знала, если бы старость могла!
Поэтому зрелых людей поражает своеобразие и неожиданность форм молодежного протеста, которые заслоняют от них содержание, смысл его. В то же время нельзя закрывать глаза на то, что некоторые неформальные молодежные группы под влиянием слепой ненависти встают на путь преступления и насилия. Сегодня молодежное движение, как и многие общественные движения современности, имеет глобальный характер. Наша молодежь, переставая быть молодежью закрытого общества, широко включилась в него, перенимая достоинства и недостатки неформалов других стран.
В то же время у наших неформальных молодежных движений имеется и своя специфика. А нередко и свои, особые формы. Районные места сборищ находятся, как правило, на окраинах. Там собираются металлисты, панки, волнисты, брейкеры, рокеры, обычно дружески относящихся друг к другу, и враждующие с ними левые, экстремисты.
Исследователи различают конструктивные и неконструктивные неформальные объединения. Первые нередко выступают за более радикальные реформы общества. Некоторые неформалы ставят более узкие задачи: сохранение и, восстановление памятников истории и культуры, защита природы, физического и психического здоровья и пр
Система делится на группы «тусовки». В них бывает два слоя: «пионеры» и «одцовые» или «мамонты».
К первым относятся подростки, недавно ставшие хиппи, старательно усваивающие эту роль. «Одцовые» старые члены системы, серьезно вникающие в проблемы политики, религии, мистики, художественного творчества.
Все хиппи носят длинные, распущенные волосы «хайр», обычно расчесывая их на прямой пробор. Нередко лоб и затылок хиппи охватывает тонкая повязка (-«хайратник». Многие отпускают бороду.
Известны три основных причины ношения длинных волос этими людьми:
1. Это более естественно, ближе к природе
2. Иисус Христос носил длинные волосы и бороду, хиппи ему подражают
Длинные волосы позволяют лучше улавливать излучения космического разума, являясь своего рода индивидуальными «антеннами».
Хиппи носят джинсы, свитера, футболки, вышедшие из моды пальто. Одежда нередко рваная и потрепанная или ей специально придают такой вид.
Искусственно делают дырки, ставят яркие заплаты на джинсах и куртках. На одежде нередко делают надписи на английском языке.
Все хиппи носят украшения («реньки»):
браслеты на руках (из бисера, кожаные или деревянные)
бусы на шее
крестики на кожаных шнурках
изображения знаков зодиака, черепа и т.п.
У современного хиппи на груди повешен «ксивник» это небольшого размера прямоугольный мешочек из джинсовой ткани. В нем находятся документы и деньги. В холодное время хиппи живут в городе, ходят на «тусовки», а летом путешествуют на попутных машинах, разбивают палаточные городки.
Хиппи считают, что человек должен быть свободен, прежде всего, внутренне. Раньше свобода любви у хиппи сводилась к возможности открыто вступать в интимную связь с тем, кого любишь. Теперь хиппи говорят о любви, способствующей единению людей.
Проповедуют пацифизм: они призывают не отвечать на насилие насилием, выступают против службы в армии. Верят в иную, «высшую» реальность, существующую наряду с обыденной, в которой мы все живем. Выйти к ней можно через изменение состояния сознания посредством медитации или искусства. Отсюда большой интерес к проблемам религии и творческой деятельности.
Характерным для современных является стремление к естественности. Это выражается у них в желании не изменять того, что происходит само собой:
например, не стричь волос
не производить каких-то целенаправленных, активных действий, бездействовать
быть непритязательными в быту, уметь переносить невзгоды и лишения
Романтики, любят все яркое, оригинальное, творческое. Они хотят быть свободными личностями, независимыми от общественных условностей. Поэтому в жизни действуют импульсивно. В то же время они стремятся к новым отношениям в обществе, построенном на любви к другим людям. Однако декларируемая ими естественность демонстративна, пародийна. Она является известным вызовом современному обществу, которое их критикует.      Получили известность и группы мажоров: «псевдоамериканы», «псевдоангличане», «псевдофранцузы» и т. д.
Они носят одежду и обувь, изготовленные в соответствующей западной стране. Использование носильных вещей производства какой-либо иной страны осуждается.
В среде мажоров формируется образ активного, предприимчивого, сильного человека, знающего 23 иностранных языка. Мажоры против наркотиков, многие из них активно занимаются спортом. Имеется заметный слой подростков, подражающих мажорам. Они называются «реднеки».
Включение в деятельность мажоров вело у большей части подростков к падению интереса к учебе в школе, к нежеланию осваивать какую-либо профессию. Напротив, другая часть мажоров считала свое пребывание в группе временным, до накопления какого-то минимума материальных средств.
Получили распространение молодежные группы, объединенные увлечением каким-либо определенным занятием. Среди них наиболее известны брейкеры - поклонники брейкданса, скейтбордисты, которые ездят на специальных досках.
Сателлиты, включающие в себя поклонников определенного певца ансамбля, жанра.
Существуют приверженцы определенных кумиров «Фанаты», «фэны». Подобные группы не имеют обычно какой-то своей «философии». Уже сам их внешний вид вызывающ и агрессивен: в черной одежде, с остро отточенными шипами, большим количеством металла, помещенном на груди перевернутым крестом, на майках написанное краской слово «сатана» на английском языке. Они исповедуют культ сатаны, часто называя себя сатанистами.
Сатанисты поддерживают ансамбли, призывающие к насилию, жестокости, проповедующие расизм, шовинизм. Они склонны к хулиганским поступкам, к провоцированию враждебных столкновений различных молодежных групп и участию в них.
К ним примыкают группы подростков, которых привлекает не столько музыка, сколько модный костюм неформалов или желание прикрыть им свои неблаговидные поступки. Они получили название «лохи». Поверхностно разбираясь в проблемах рока, «лохи» выступают блюстителями «чистоты» правил металлиста, ведут себя с окружающими очень вызывающе и агрессивно.
























2. Профилактика наркомании, алкоголизма и табакокурения в ГБПОУ «Григорополисский сельскохозяйственный техникум имени атамана М.И. Платова»

2.1. Влияние семейного воспитания на употребление подростками наркотиков, табакокурения, алкоголя
Главным условием для нормального развития ребенка является семья. В семье он получает воспитание, психологическую помощь и поддержку, происходит формирование самостоятельной личности со сложившимися жизненными ценностями, планами. Со стороны родителей необходимо поддержание доверительных отношений с ребенком, но в тоже время нужно осуществлять постоянный контроль за его поведением, избегая при этом чрезмерной опеки. Нужно знать с кем общается ребенок, чем занимаются его друзья, чтобы вовремя распознать начало употребления наркотиков, алкоголя или табака.
В наше время становится все больше детей из социально-неблагополучных семей. Для них характерно:
- недостаток внимания детям, либо полное его отсутствие;
- неумение правильно воспитать самостоятельную целеустремленную личность, ценящую и ведущую здоровый образ жизни;
- отсутствие родительского контроля;
- неумение или нежелание со стороны родителей поддерживать доверительные отношения с ребенком;
- непонимание и неуважение его интересов.
Часто эти дети предоставлены сами себе, они не готовы к самостоятельному вступлению в жизнь, не могут создать собственную шкалу ценностей. Поэтому наиболее подвержены к употреблению алкоголя, табака или наркотических средств, часто чтобы найти поддержку и понимание, которые они не получают в семье, среди своей возрастной группы, а также от элементарного незнания последствий. В этой связи сегодня профилактика алкоголизма, табакокурения и наркомании подростков из социально неблагополучных семей важна как никогда.
Одной из главных форм со студентами является изучение их положения в семье. Оно начинается с анализа документов поступившего, главным образом характеристики. Следующим этапом является наблюдение и индивидуальные беседы с обучающимися. Подросткам свойственны: отсутствие коммуникативных навыков, не умение адекватно регулировать свое взаимодействие с окружающими людьми в процессе деятельности; это связано с отсутствием социальной поддержки со стороны родителей. Они наименее склонны к соблюдению моральных норма и правил.
Часто у таких детей встречается низкая социальная адаптация, это проявляется в неадекватных реакциях, таких как агрессия, растерянность, уход в себя, суетливость и беспокойство; противоречивости отношений к людям и явлениям, несоответствии системы личных убеждений системе социальных норм и ценностей и т.д. Не редко у подростков неадекватная заниженная самооценка, им свойственна излишняя самокритичность.
Следующим этапом является посещение семей обучающихся, обследование их жилищных условий, сбор информации и тех службах, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий. Проводится социальная диагностика семьи, на основе полученных данных составляется программа помощи.

2.2. Работа, направленная на профилактику наркомании, алкоголизма и табакокурения
В целях профилактики в ГБПОУ «Григорополисский сельскохозяйственный техникум имени атамана М.И. Платова» организована воспитательная работа в двух направлениях:
1. улучшение информированности подростков о факторах риска, создаваемых наркоманией, алкоголем и табакокурением для здоровья и для личности в целом;
2. содействие в становлении здорового образа жизни.
Вся организационно – методическая работа по профилактике наркомании, раннему выявлению студентов, допускающих немедицинское употребление наркотических средств, в ГБПОУ ГСХТ им. атамана М.И.Платова проводится в соответствии с планом воспитательной работы на 2015- 2016 год, где отдельным разделом выделены мероприятия по выполнению решения атинаркотической комиссии в Ставропольском крае от 07.12.2010 г. и Плана проведения профилактических мероприятий направленных на недопущение фактов распространения и употребления наркотических средств в учреждениях начального и среднего профессионального образования Ставропольского края.
Администрация и педагогический коллектив техникума, данному направлению воспитательной работы, уделяют постоянное и самое пристальное внимание.
В 2015 года в техникуме проведен месячник борьбы с наркотиками, в ходе которого, во всех учебных группах проведены классные часы по теме «Скажи смерти – нет!», так же проведена выставка плакатов антинаркотической направленности, нарисованных самими студентами.
В холле учебного корпуса оформлен стенд с номером Общероссийского телефона доверия для детей, молодежи и родителей (8-800-2000-122) и листовками по антинаркотической тематике.
В 2015 году на страницах периодических изданий помещено 12 публикаций по вопросам духовно – нравственного воспитании на примере историка - культурных традиций Терского казачества.
С целью совершенствования и расширения форм и методов по пропаганде здорового образа жизни и профилактики асоциального поведения детей и подростков, в системе дополнительного образования, разработана и выполняется программа казачьего молодежного военно-патриотического клуба «Возрождения». Программой клуба охвачено более 200 студентов. На краевом конкурсе авторских программ в ноябре 2014 года она заняла 1 место и удостоена диплома 1-й степени.
Важную роль в профилактике наркомании выполняет духовно- нравственное воспитание студентов, которое они получают, в процессе изучения основ Православия на занятиях по истории православной культуры и религии. Исполнение ими религиозных обрядов, участие в церковных богослужениях, индивидуальное общение со священником способствует их идентификации с казачеством и достижению положительных результатов. В рамках Программы ВПМКК «Возрождение» история Православия изучается в процессе всего периода обучения в техникуме (обучением охвачено 150 человек или 7 казачьих групп).
В вечернее время в техникуме работают 2 стрелковых тира, 2 спортивных и 2 тренажерных залов, секции волейбола, футбола, баскетбола, рукопашного боя, проводятся занятия по строевой и стрелковой подготовке. С годами в техникуме складываются традиции здорового образа жизни и полезного использования свободного времени.
В вечернее время до 2300 часов патрулирование территории техникума осуществляет казачья дружина, что исключает нахождение посторонних лиц, а соответственно, распространителей наркотиков и психотропных препаратов. В общежитиях техникума соблюдение Правил внутреннего распорядка контролируется советами общежитий и нарядами казаков из числа обучающихся.
В 2015 году социальной службой техникума совместно с ОДН отдела МВД России по Новоалександровскому району проведено тестирование 41 студента, вновь принятого контингента, из числа «группы риска» - воспитанников детских домов, на предмет употребления наркотических препаратов. Положительных результатов не выявлено.
На всех персональных компьютерах образовательного учреждения установлена защита «Цензор» по предотвращению доступа к информации в сети Интернет, наносящей вред здоровью и развитию несовершеннолетних, по защите детей от противоправного контента, содержащего информацию о способах изготовления наркотиков.
Администрацией техникума налажено эффективное взаимодействие с наркологической службой и отделом УФСКН по Ставропольскому краю и осуществляется постоянный обмен информацией по вопросам выявления и постановки на учет лиц, склонных к немедицинскому потреблению наркотических средств и препаратов.
Казачий образовательный компонент, повседневная и полная занятость обучающихся, осуществление систематического контроля над их поведением, способствует эффективной профилактике и исключению употребления и распространения наркотических веществ, психотропных препаратов в техникуме.
В предстоящем новом учебном году акцент в наркопрофилактической работе будет сделан на дальнейшее укрепление взаимодействия со всеми государственными и общественными организациями, в ней заинтересованными.

2.3. Формирование здорового образа жизни
Следующим звеном здорового образа жизни является искоренение вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики). Эти нарушители здоровья являются причиной многих заболеваний, резко сокращают продолжительность жизни, снижают работоспособность, пагубно отражаются на здоровье подрастающего поколения и на здоровье будущих детей.
Очень многие люди начинают свое оздоровление с отказа от курения, которое считается одной из самых опасных привычек современного человека. Недаром медики считают, что с курением непосредственно связаны самые серьезные болезни сердца, сосудов, легких. Курение не только подтачивает здоровье, но и забирает силы в самом прямом смысле. Как установили российские специалисты, через 5-9 минут после выкуривания одной только сигареты мускульная сила снижается на 15%, спортсмены знают это по опыту и потому, как правило, не курят. Отнюдь не стимулирует курение и умственную деятельность. Наоборот, эксперимент показал, что только из-за курения снижается точность выполнения теста, восприятие учебного материала. Курильщик вдыхает не все вредные вещества, находящиеся в табачном дыме, - около половины достается тем, кто находится рядом с ними. Не случайно, что в семьях курильщиков дети болеют респираторными заболеваниями гораздо чаще, чем в семьях, где никто не курит. Курение является частой причиной возникновения опухолей полости рта, гортани, бронхов и легких. Постоянное и длительное курение приводит к преждевременному старению. Нарушение питания тканей кислородом, спазм мелких сосудов делают характерной внешность курильщика (желтоватый оттенок белков глаз, кожи, преждевременное увядание), а изменение слизистых оболочек дыхательных путей влияет на его голос (утрата звонкости, сниженный тембр, хриплость).
Действие никотина особенно опасно в определенные периоды жизни - юность, старческий возраст, когда даже слабое возбуждающее действие нарушает нервную регуляцию. Особенно вреден никотин беременным, так как приводит к рождению слабых, с низким весом детей, и кормящим женщинам, так как повышает заболеваемость и смертность детей в первые годы жизни.
Следующая непростая задача - преодоление пьянства и алкоголизма. Установлено, что алкоголизм действует разрушающе на все системы и органы человека. В результате систематического потребления алкоголя развивается симтомокомплекс болезненного пристрастия к нему:
- потеря чувства меры и контроля над количеством потребляемого алкоголя;
- нарушение деятельности центральной и периферической нервной системы (психозы, невриты и т.п.) и функций внутренних органов.
Изменение психики, возникающее даже при эпизодическом приеме алкоголя (возбуждение, утрата сдерживающих влияний, подавленность и т.п.), обуславливает частоту самоубийств, совершаемых в состоянии опьянения.
Особенно вредное влияние алкоголизм оказывает на печень: при длительном систематическом злоупотреблении алкоголем происходит развитие алкогольного цирроза печени. Алкоголизм - одна из частых причин заболевания поджелудочной железы (панкреатита, сахарного диабета). Наряду с изменениями, затрагивающими здоровье пьющего, злоупотребление спиртными напитками всегда сопровождается и социальными последствиями, приносящими вред как окружающим больного алкоголизмом, так и обществу в целом. Алкоголизм, как ни одно другое заболевание, обуславливает целый комплекс отрицательных социальных последствий, которые выходят далеко за рамки здравоохранения и касаются, в той или иной степени, всех сторон жизни современного общества. К последствиям алкоголизма следует отнести и ухудшение показателей здоровья лиц, злоупотребляющих спиртными налитками и связанное с ним ухудшение общих показателей здоровья населения. Алкоголизм и связанные с ним болезни как причина смерти уступают лишь сердечно-сосудистым заболеваниям и раку.







Заключение

Важнейшим показателем богатства и процветания нации является состояние здоровья подрастающего поколения. Не случайно одним из приоритетных направлений деятельности Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) является обучение школьников навыкам здорового образа жизни. Наиболее важной в деле формирования здорового образа жизни среди подрастающего поколения является роль педагога-психолога.
Одним из важнейших аспектов здорового образа жизни является сознательный отказ от табакокурения, приема алкоголя, наркотических и токсикоманических средств. Особое значение в наши дни приобретает профилактика наркомании и токсикомании.
Поэтому нами была проведена диагностика по выявлению зависимости от алкоголя, табакокурения и наркомании у подростков, в ходе которой было выявлено, что в классе испытуемых высокий уровень предрасположенности к употреблению психоактивных веществ и высокая зависимость от никотина
С учетом выявленных особенностей мы осуществили подбор форм и методов работы и разработали программу по понижению уровня предрасположенности к употреблению психоактивных веществ и зависимости от никотина. Основными направлениями в данной программе явилось: понижение уровня предрасположенности к употреблению психоактивных веществ и понижение зависимости от никотина у подростков.
В программу деятельности по работе с обучающими входят такие формы и методы как: внеклассные мероприятия и задания по профилактике алкоголизма и табакокурения у подростков.
Психолого-педагогическая профилактика ранней алкоголизации и курения подростков представляет собой систему мер, предупреждающих возникновение и развитие деструктивных изменений в структурах личности и поведении, посредством формирования устойчивого психологического иммунитета к негативным влияниям на субъекта из вне и обеспечивающих возможность самореализации за счет социальных источников.
Эффективность реализации системы психолого-педагогической профилактики употребления алкоголя и курения подростками обеспечивается посредством следующей совокупности педагогических условий: педагогическая профилактика вредных привычек подростков будет представлена в качестве педагогической цели; разработаны содержание, способы и средства психолого-педагогической профилактики ранней алкоголизации и курения подростков; в основе содержания системы профилактики ранней алкоголизации и табакокурения подростков применена модель формирования жизненных навыков подростков, предусматривающая: развитие социальной и личной компетенции; становление навыков самозащиты; развитие самоконтроля и целеполагания, стремления к раскрытию творческого потенциала, необходимого для созидания и личностного роста.
Профилактическая работа организуется в условиях совместной деятельности педагога-психолога и подростков с учетом принципов: комплексности, парциальности, опережающего обучения, социокультурной когнитивной, проблемной адекватности, субъект-субъектного отношения
В профилактике наркомании большое место занимает наличие объективной информации, правильно организованный досуг, разумное использование свободного времени с учетом возрастных интересов и потребностей, а также специфики различных подростковых групп.
В современном мире алкоголь, наркотик и табак имеют свои закономерные пути распространения, отличные от того, что было в прошлом.
Причина этого, в основном, заключается в изменившихся мотивах потребления и облегчении связей между странами. Ведущим становится мотив поиска эйфории, а лечебные, практические, ритуальные причины отнесены на второй план.
Во всем мире на борьбу с наркоманией ежегодно выделяются значительные средства, исчисляемые десятками миллиардов долларов, однако наркотики по-прежнему считаются третьей угрозой человечеству после ядерного оружия и глобальной экологической катастрофы.

























Список используемой литературы

1. Анисимов, Л.Н. Профилактика пьянства и наркомании среди молодежи / Л.Н. Анисимов. – М.: Просвещение, 2006.- 45 с.
2. Бенюмов В.М., Костенко О.Р., Флоренсова К.М. Вред алкоголя, никотина, наркотиков. – М.: Просвещение, 2003. – 123 с.
3. Габиани А.Л. На краю пропасти: Наркомания и наркоманы. - М.: Мысль, 2005. – 385 с.
4. Змановская Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения: учеб.пособие для студентов высш. учеб. заведений / Змановская, Е.В. - М.: Академия, 2003. - 564
5. Кобякова Т.С., Смердов О.А. Первичная профилактика наркозависимости: Концепция программы организации и развития подросткового добровольческого движения. - М., 2006. – 333
6. Кулинич Г.Г. Вредные привычки: Профилактика зависимостей. 8-11 классы: Классные часы. Родительские собрания. Викторины, конкурсы. Тесты, анкеты. Советы психолога и врача. – М.: ВАКО, 2008. – 272
7. Макаров В.В. Первичная профилактика наркоманических заболеваний у подростков // Вопросы наркологии. - 2003. - № 4.- С.25-27.
8. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании /Под ред. С.В. Березина и др. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2005. – 438 с.
9. Руководство по профилактике злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними и молодежью/Под науч. ред. Л.М. Шипицыной, Л.С. Шпилени. - СПб.: Питер, 2003. – 345 с.
10. Цетлин М.Г., Колесников А.А. Наркомании и токсикомании // Профилактика пьянства, наркомании, токсикомании, курения, СПИДа (курс лекций и программа). - М.: ВНИЦ ПМ МЗ РФ, 2007. – 430 с.









13PAGE \* MERGEFORMAT14515




15