Методические рекомендации по организации учебного процесса при преподавании предмета «Защита Отечества» в общеобразовательных учебных заведениях

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к методическим рекомендациям
по организации учебного процесса
при преподавании предмета «Защита Отечества»
в общеобразовательных учебных заведениях
г.Евпатории

Методические рекомендации содержат основные требования руководящих документов по организации изучения предмета «Защита Отечества» учащимися общеобразовательных учебных заведений, которые позволяют преподавателю предмета «Защита Отечества» улучшить методику проведения занятий.
Образцы документов помогут более качественно спланировать основные мероприятия по обучению, лучше организовать учебно-воспитательный процесс и военно-патриотическое воспитание учащихся.
Данные инструкции являются учебно-методическими рекомендациями для преподавания предмета «Защита Отечества».







Методические рекомендации
по организации учебного процесса
при преподавании предмета
«ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА»
в общеобразовательных учебных
заведениях
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ г. ЕВПАТОРИИ
ЕВПАТОРИЙСКОГО ГОРОДСКОГО СОВЕТА АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ



СОГЛАСОВАНО
Зав. методическим кабинетом
Ю.В.Смородина
«____»_______________20__г
УТВЕРЖДАЮ
Начальник Управления образования
Евпаторийского городского совета
В.И.Жеребец
«____»_____________20__г.







Методические рекомендации
по организации учебного процесса
при преподавании предмета
«ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА»
в общеобразовательных учебных
заведениях

















РАССМОТРЕНО
на заседании методического совета
Евпаторийского Управления образования
Протокол от «18 » апреля 2012г .№ 4
I. Общие положения

1. Предмет «ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА» - последовательный и целенаправленный процесс обучения и воспитания учащихся.
Руководящими документами по организации изучения предмета «ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА» учащихся 10-11-х классов являются:
Закон Украины «О воинской обязанности и военной службе,» принятый Верховной Радой Украины 24 апреля 2006г.;
«Концепция допризывной подготовки и военно-патриотического воспитания молодежи», утвержденная Указом Президента Украины от 25 октября 2002г., № 948/2002;
Программа предмета «ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА» для начальных заведений системы общего среднего образования (утверждена Указам министерства образования науки и согласованно с министерством обороны Украины);
Инструкция о порядке изготовления, приобретения, хранения, учета, перевозки и использования огнестрельного, пневматического и холодного оружия, устройств отечественного производства для отстрела патронов, заряженных резиновыми или аналогичными по своим свойствам метательными снарядами не смертельного действия, и указанных патронов, а также боеприпасов к оружию и взрывчатых материалов (утверждено Приказом Министерства внутренних дел Украины 21 августа 1998г. №622);
Инструкция « Об организации учета, сбережения и выдачи стрелкового оружия и боеприпасов в ВС Украины» (Утвержденная приказом Министра обороны Украины от 29.06.2005г. № 359);
Приказ директора общеобразовательного учебного заведения «Об организации и изучении предмета «ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА» в.. учебном году.

2. Организация учебно-воспитательного процесса по предмету «ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА» в общеобразовательных учебных заведениях включает:
учебную работу;
контрольные занятия; определение уровней учебных достижений
учащихся; руководство и контроль за качеством подготовки
учащихся по предмету «ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА»;
военно-патриотическое воспитание учащихся;
повышение квалификации преподавательского состава; методическую
работу;
мероприятия по развитию и совершенствованию учебной материально-технической базы и материально-техническому обеспечению учебного процесса.


II. Учебная работа

2.1 Подготовка юношей к военной службе является одним из видов учебной деятельности школы. Проводится в соответствии с утвержденными учебными программами, которые определяют организацию, идейно-теоретическое и практическое содержание военной подготовки учащихся, а также оптимальный объем теоретических знаний и практических навыков. Она включает планирование, организацию и проведение всех видов учебных занятий, текущего и итогового контроля за усвоением учебного материала в школе и на учебно-полевых сборах (занятиях).
Подготовка учащихся по предмету «ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА» планируется на основе «Программы » и проводится, в соответствии с понедельным планом, согласно учебному плану на год.

2.2. При изучении предмета «ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА» используются следующие формы обучения: теоретические, практические, комплексные, самостоятельная работа учащихся и консультации.

2.3. Теоретические занятия проводятся методами: лекций, бесед, дискуссий. Они должны давать основы знаний по изучаемой теме (занятию), раскрывать, в диалектической взаимосвязи, наиболее сложные вопросы учебного материала, способствовать развитию творческого мышления учащихся и формирования у них военно-патриотического мировоззрения, отражать актуальные вопросы теории и практики, современные достижения науки и техники и являться основой для организации и проведения других видов занятий и самостоятельной работы учащихся.

2.4. Практические занятия проводятся с целью выработки навыков в решении учебных задач, отработке нормативов и согласованных действий.
На практических занятиях также совершенствуются приобретенные учащимися знания и навыки в управлении отделениями, в использовании вооружения. Практические занятия могут проводиться методом тренировок. Главным их содержанием является практическая работа отделения, каждого учащегося на учебном месте.

2.5. Тактические занятия (игра на местности) являются основой практического обучения учащихся в организации боевых действий отделения и управления им в бою. Они проводятся, как правило, на местности.
На тактических занятиях прививаются и совершенствуются навыки и умения по выполнению должностных обязанностей в боевой обстановке. В ходе занятий отрабатываются навыки в соответствии с замыслом и тактической обстановкой по времени, месту и в темпе, присущем характеру изучаемого вида боя, с учетом психологических факторов.
Учебно-полевые сборы являются завершающим этапом подготовки учащихся, проводятся в течение 3-х дней, как правило, по комплексным темам, охватывающим несколько видов боя. Их цель - закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков учащихся, полученных по тактической подготовке и другим дисциплинам, в условиях максимально приближенных к боевым действиям, а также привитие учащимся командирских навыков в управлении отделением.

2.6. Самостоятельная работа учащихся является важной составной частью учебно-воспитательного процесса. Она проводится в целях более глубокого изучения и закрепления пройденного материала и подготовки к очередным занятиям.
Консультации проводятся преподавателем в целях оказания помощи учащимся при подготовке их к контрольным занятиям или по сложным вопросам программы.

2.7. Перед проведением всех практических занятий преподаватель обязан провести с учащимися инструктаж по технике безопасности и зарегистрировать надлежащим образом в журнале инструктажей. Учащиеся, не прошедшие инструктаж, к практическим занятиям не допускаются.
В ходе занятий, особенно в условиях повышенной опасности для жизни и здоровья учащихся (при стрельбе из оружия), преподаватель несет личную ответственность за правильное использование оружия и соблюдение мер и правил безопасности учащимися.

2.8. Контроль за качеством проведения учебных занятий, уровнем усвоения учебного материала, проводится администрацией школы.
Итоги изучения предмета «ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА», результативность обучения рассматриваются на заседании педагогического (методического) совета не реже одного раза в год.
Текущий контроль усвоения учащимися учебного материала проводится преподавателем. Он осуществляется в форме выборочного или фронтального опроса в ходе занятия, индивидуальных бесед, проверки конспектов и различных отчетных документов, контрольных работ, проверки заданий на самостоятельную работу и т.д. Результаты контроля заносятся в классный журнал. Контрольные виды заданий готовятся с учетом уровня учебных достижений учащихся (высокий, достаточный, средний, начальный).
Итоговым оцениванием являются - контрольные занятия, учебно-полевые сборы (занятия), которые определяют степень учебных достижений по предмету «ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА». Оно осуществляется в соответствии с «Критериями учебных достижений учащихся» (программа «ЗАЩИТА ОТЕЧАСТВА» приложение 1, пункт 3).

2.9. Планирование учебной работы в школе по предмету «ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА» должно обеспечивать: полное и качественное выполнение программы, изучение разделов программы на базе знаний, получаемых учащимися в школе, правильную последовательность в прохождении разделов программы, наиболее рациональное использование учебной материально-технической базы для практического обучения учащихся.
Разработка календарного планирования по допризывной подготовке должна осуществляться до 10 сентября текущего учебного года.

2.10. Планирование учебной работы по предмету «ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА» включает разработку календарно-тематического планирования на семестр, разработку приказов о начале изучения предмета и назначении командиров взводов и отделений, а также разработку предложений по организации военно-патриотической, оборонно-массовой работы и внеклассной работы, совершенствованию учебно-материальной базы для включения в годовой план школы и личный план работы преподавателя предмета «ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА».
Кроме перечисленных документов по предмету «ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА» могут разрабатываться и другие необходимые документы по планированию, организации и учету, в соответствии с требованиями программы по предмету «ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА».

2.11. Для разработки понедельного плана изучения учебного материала необходимо знать сроки проведения учебно-полевых сборов, ежемесячных однодневных занятий по методической подготовке с преподавателем предмета «ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА», отработки соответствующих тем по Гражданской защите, а также сроки проведения городского конкурса «Служить Отечеству готовы» и другие.
Понедельный план изучения разделов и тем программы «ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА» (приложение 2,3,5-8 Программы) разрабатывается на один учебный год. Занятия по предмету «ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА» включаются в общее расписание занятий школы.
2.12. В приказе директора общеобразовательного учебного заведения о начале изучения предмета «ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА» излагаются задачи, преподавателям «ЗАЩИТЫ ОТЕЧЕСТВА», физической культуры и медико-санитарной подготовки по обеспечению высокого уровня подготовки учащихся к военной службе, а также обязанности для учащихся по вопросам организации учебной деятельности и соблюдения порядка.
Кроме того, определяются состав и порядок работы методической комиссии школы по вопросам предмета «ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА», физическому воспитанию, сроки и порядок проведения основных мероприятий внеклассной работы по предмету.

2.13. При разработке предложений по организации военно-патриотической и внеклассной работы и совершенствованию учебно-материальной базы в годовой план школы (приложение 1) включают основные мероприятия, обеспечивающие повышение уровня обучения и воспитания по предмету, с привлечением к их проведению всего педагогического коллектива, а также шефов и учащихся. Все вопросы военно-патриотической работы согласовываются с заместителем директора по учебно-воспитательной работе.

2.14. В целях обеспечения организованного проведения занятий и мероприятий внеклассной работы, привития учащимся навыков в практическом выполнении требований уставов в школе издается приказ директора о назначении командиров взводов и отделений.
Этот приказ уточняет нумерацию взводов, назначает командиров взводов и отделений и излагает требования о проведении строевого расчета, об определении места каждому обучаемому при размещении в кабинете «ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА», обязательном выполнении учащимися правил воинской вежливости, соблюдении установленной формы одежды и опрятного внешнего вида.
Кроме того, определяются задачи командиров взводов и отделений по поддержанию дисциплины, порядка, совершенствованию учебно-материальной базы. Вариант приказа о назначении командиров взводов и отделений дан в приложении 2.
2.15. Личный план работы преподавателя предмета «ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА» (приложение 3) составляется на учебный год. В него включаются мероприятия самостоятельной работы по повышению квалификации, а также организационные и другие мероприятия, связанные с посещением воинской части.

III. Контроль занятий

3.1. Контроль и оказание помощи – важнейшая составная часть организаторской работы. Задачи контроля состоят не только и не столько в том, чтобы периодически выявлять те или иные недостатки, а в том, чтобы изучить причины недостатков и изыскивать пути и способы их устранения.
В соответствии с требованиями Положения о предмете «ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА» директор школы контролирует проведение преподавателем занятий и качество усвоения учащимися пройденного материала, а также проверяет учет, хранение, наличие и состояние учебного оружия, пневматических винтовок и патронов к ним.
Проверка занятий должна сочетать контрольные функции с оказанием методической помощи преподавателю предмета «ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА». Важно обращать внимание, на усвоение и понимание учащимися изучаемого материала, необходимости подготовки к службе в Вооруженных Силах Украины.
Внутришкольный контроль за состоянием преподавания предмета «ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА» осуществляется в соответствии с перспективным планом внутришкольного контроля за состоянием преподавания учебных предметов (составляется на 5 лет).

3.2. Планирование внутришкольного контроля за состоянием
преподавания предмета «ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА» осуществляется с таким расчетом, чтобы в течение учебного года можно было посетить занятия по отдельным разделам Программы обучения, в том числе по наиболее важным и сложным в организационном отношении темам.
Такими темами, например, являются: по тактической подготовке – «Действия солдата в бою в составе механизированного отделения»; по огневой подготовке – «Ведение огня с места по неподвижным и появляющимся целям», а также уроков по изучению работы частей и механизмов автомата; по уставам – «Обязанности дневального по роте»; по строевой подготовке – «Строевые приемы и движение без оружия и с оружием».
Именно на занятиях по этим темам учащиеся получают знания и практические навыки в объеме подготовки молодого солдата, что является основной задачей начального военного обучения.
3.3. При осуществлении внутришкольного контроля за состоянием преподавания предмета «ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА» необходимо учитывать:
соответствие уровней учебных достижений учащихся требованиям учебной программы;
достижение учебных и воспитательных целей, а также методику проведения урока;
полноту материального обеспечения и использование его на занятии;
сохранение структуры занятия и распределение времени, последовательность и доходчивость изложения учебного материала и отработки учебных вопросов;
связь с жизнью и ранее изученным учебным материалом;
умение организовать практический показ приемов и действий;
выделенение основных вопросов темы, четкое определение понятий и выводов;
осуществление межпредметных связей;
индивидуализацию обучения в процессе всего занятия;
приемы активизации познавательной деятельности учащихся
дисциплину на занятиях и выполнение обучаемыми правил поведения и требований уставов;
методы закрепления нового материала;
использование наглядных пособий, выносного оборудования и учебных пособий.

3.4. Итоги осуществления внутришкольного контроля за состоянием преподавания предмета «ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА» заслушиваются не реже 1-го раза в год на заседаниях педагогического совета (методического совета) школы, совещаниях при директоре.

3.5.Определение уровней учебных достижений учащихся осуществляется преподавателем во время проведения практических занятий, тематических аттестаций. Преподаватель предмета «ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА» осуществляет оценивание знаний учащихся по итогам I, II-го семестров учебного года.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

3.6.Уровни компетентности учащегося по предмету «ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА»: низкий, средний, достаточный, высокий. Оценка учебных достижений проводится по 12-ти бальной системе, а именно:
начальный уровень учебных достижений -1,2,3;
средний уровень учебных достижений -4,5,6;
достаточный уровень учебных достижений -7,8,9;
высокий уровень учебных достижений -10,11,12;

Уровень знаний
Баллы
Критерии оценивания качества знаний, умений и навыков
учеников

Начальный уровень
1
Учащийся может распознавать объекты изучения и восстанавливать некоторые его элементы (на уровне «да-нет»).



2
Учащийся фрагментарно может восстанавливать отдельные элементы учебного материала ; имеет элементарные навыки выполнения практических работ.


3
Учащийся несколькими простыми предложениями передает содержание учебного материала, находит ответ на вопрос в тексте учебника; при помощи учителя выполняет элементарные задания.

Средний уровень
4
Учащийся знает отдельные факты, которые касаются учебного материала в соответствии с текстом учебника или объяснением учителя; проявляет способность элементарно высказывать мнение; при помощи учителя может выполнять часть практических заданий.


5
Учащийся понимает основной учебный материал, способен дать определение понятий, но допускает ошибки; при помощи учителя может логично воспроизводить значительную часть материала; его умения и навыки дают возможность выполнять практические задания при помощи учителя.


6
Учащийся самостоятельно воспроизводит значительную часть учебного материала; может дать краткую характеристику объектам изучения; правильно употребляет термины; при помощи учителя пользуется источниками информации.

Достаточный уровень
7
Учащийся знает и понимает основную часть учебного материала; дает определение понятий ; способен применить знания на практике (за алгоритмом), может частично контролировать собственные учебные действия; самостоятельно определяет порядок выполнения практических заданий.


8
Учащийся владеет учебным материалом и использует приобретенные знания и умения в стандартных ситуациях; может сопоставлять, обобщать, систематизировать информацию при помощи учителя, самостоятельно применять теоретические знания для выполнения практических заданий.


9
Учащийся владеет учебным материалом на уровне темы, раздела, может самостоятельно его воспроизводить; владеет необходимыми теоретическими знаниями для формирования собственного мнения при обсуждении проблемных ситуаций и выполнении практических заданий.

Высокий уровень
10
Учащийся владеет глубокими, твердыми знаниями, способен применять их в нестандартных ситуациях; проявляет творческие способности; находит источники информации и самостоятельно использует их при выполнении поставленных задач.


11
Учащийся владеет обобщенными знаниями по предмету, свободно излагает собственное мнение; без помощи учителя находит источники информации и использует полученные сведения в соответствии с целями и задачами собственной познавательной деятельности, рационально выполняет практические задания.


12
Учащийся имеет системные знания, проявляет способность принимать решения, умеет самостоятельно добывать знания; уровень умений и навыков позволяет выполнять практические задания на безупречном уровне.

(Приказ Министерства образования и науки Украины от 05.05.2008. №371)

3.7.Весь программный материал предмета «ЗАЩИТЫ ОТЕЧЕСТВА» распределен по темам. Результаты изучения тем и разделов предмета фиксируются в отдельной колонке журнала. Учащийся имеет право на переаттестацию в течение 10 дней, если до этого был не аттестован за тему по уважительной причине. Для этого в журнале отведена вторая колонка после колонки, где зафиксирована оценка за тему.
По итогам изучения темы осуществляется тематическое оценивание с выставлением оценки за тему.
Итоговое оценивание осуществляется в конце каждого семестра и учебного года. Итоговая оценка за семестр выставляется по результатам тематического оценивания, а за год – по результатам семестровых оценок.
Если преподаватель ведет текущее оценивание учебных достижений учащихся, то при выставлении оценки за тему, учитывает эти оценки.
Семестровая оценка выставляется на основе оценок, полученных учащимся в результате тематических аттестаций, за 5дней до окончания семестра. Семестровая оценка выставляется при условии выполнения учащимся всех запланированных тематических аттестаций.
Годовая оценка выставляется по результатам семестровых оценок. С целью определения уровня знаний и практических навыков учащихся и готовности к воинской службе на завершающем этапе обучения в период учебно-полевых сборов проводятся контрольные занятия, во время которых выполняются нормативы по разделам предмета войсковой, прикладной физической, медико-санитарной подготовки и Гражданской защиты, в соответствии с приложениями 12 программы предмета «ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА».

IV. Внеклассная работа

4.1.Внеклассная работа по предмету «ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА» является составной частью всей системы военно-патриотического воспитания учащихся, в т.ч. в подготовке их к военной службе, и осуществляется преподавателем предмета «ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА» совместно с заместителем директора школы по ВР и классными руководителями.
Для согласованного и целенаправленного проведения этой работы первостепенное значение имеет распределение обязанностей между членами педагогического коллектива.

4.2.Директор школы направляет деятельность педагогического коллектива и руководит работой по военно-патриотическому воспитанию в школе.

4.3.Заместитель директора по воспитательной работе планирует основные мероприятия, организует и контролирует их выполнение; организует и готовит обсуждение этой работы на заседаниях педагогического совета; организует методическую работу с лицами, занимающимися военно-патриотической работой.
Контролирует и координирует деятельность учителей, преподавателей и оказывает им постоянную помощь; поддерживает постоянный контакт с преподавателем предмета «ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА» в организации военно-патриотической работы с учащимися.

4.4.Педагоги – организаторы, совместно с преподавателем предмета «ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА», осуществляют подготовку и проведение мероприятий по военно-патриотическому воспитанию учащихся во внеурочное время.

4.5.Преподаватель предмета «ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА», совместно с заместителем директора по воспитательной работе, участвует в планировании мероприятий по военно-патриотическому воспитанию:
оказывает методическую и практическую помощь классным руководителям в провидении этой работы;
проводит занятия не более чем в двух кружках по военно-прикладным видам спорта;
поддерживает постоянный контакт с военным комиссариатом, штабом Гражданской защиты, шефствующей воинской частью, Советом ветеранов по вопросам военно-патриотического воспитания и с воинскими частями, где проходят службу выпускники школы, а также с воинами запаса, имеющими боевой опыт.
4.6.Внеклассная работа преподавателя предмета «ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА» включает:
занятия с командирами взводов и отделений;
групповые и индивидуальные консультации по предмету «ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА»;
выполнение упражнений по стрельбе из пневматической винтовки, отработку нормативов по Гражданской защите и метанию ручных гранат;
подготовку учащихся к участию в военно-спортивном конкурсе «Служить Отечеству готовы», «Зарница», в соревнованиях по военно-прикладным видам спорта;
экскурсии в воинские части;
встречи с воинами выпускниками школы и с отличниками боевой и политической подготовки;
демонстрацию кинофильмов на военно-патриотическую тематику;
организацию шефской работы, осуществляемой воинской частью;
проведение мероприятий по профессиональной ориентации учащихся (военные профессии);
организацию работы оборонно-массовых кружков;
подготовку и проведение военно-спортивного праздника, посвященного окончанию изучения программы предмета «ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА».

4.7.Мероприятия по предмету «ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА» включаются в годовой план работы школы в раздел «Воспитательная работа». Такие мероприятия, как занятия с командирами взводов и отделений, групповые и индивидуальные консультации по предмету «ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА» включаются в личный план работы преподавателя предмета «ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА»

4.8.Особое внимание в организаторской деятельности следует уделять таким формам внеклассной работы: кружковая работа; соревнования по военно-прикладным видам спорта; мероприятия по профориентации; показ кинофильмов по военно-патриотической тематике; подготовку учащихся к участию в конкурсе «Зарница», установление и поддержание тесной связи с воинской частью, осуществляющей шефство над школой.

4.9.Организация в школе кружков по отдельным видам оборонно-спортивной работы способствует привлечению учащихся к изучению основ военного дела. При выборе профиля кружка следует исходить из наличия материальной базы и специалистов, которые могут вести занятия. Руководителями кружков являются преподаватели предмета «ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА». Для осуществления кружковой работы выделяется 0,5ставки (письмо Министерства образования и науки Украины от 19.06.2001г. №1/9-234 «Методические рекомендации о порядке формирования штатов общеобразовательных школ»).
В школе могут организовываться такие кружки: стрелковые, военно-патриотические, топографические, по общевойсковой подготовке и др. Организуя кружковую работу, преподаватель предмета «ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА» должен помнить, что ее эффективность определяется практической направленностью и результативностью, сочетанием разнообразных методов, помогающих получить начальные знания по той или иной военной специальности. Кружки по общевойсковой подготовке должны способствовать совершенствованию знаний и навыков, полученных учащимися на занятиях по предмету «ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА».

4.10.Важное место в подготовке учащихся к военной службе занимают соревнования по военно-прикладным видам спорта.
Их организуют преподаватели предмета «ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА», физического воспитания и медико-санитарной подготовки.
Такими соревнованиями могут быть:
-кросс с ориентированием на местности, преодоление препятствий и метание гранаты в цель;
-преодоление единой полосы препятствий и стрельба из пневматической винтовки;
-действия по сигналу «Внимание ВСЕМ», преодоление участков «зараженной местности» и метание ручной гранаты на дальность;
-соревнование санитарных дружин и т.д.
Эти и другие соревнования могут быть использованы в различных сочетаниях.
Одним из основных условий воспитания учащихся стремления к получению военных профессий являются хорошо организованные в школе занятия по предмету «ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА» и военно-патриотическая работа. Преподаватель предмета «ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА» должен личным примером побуждать учащихся к поступлению в военные институты. Он должен знать особенности приема в военно-учебные заведения, требования к состоянию здоровья учащихся, предъявляемые медицинскими комиссиями военно-учебных заведений, вести среди родителей и учащихся разъяснительную работу по привлечению к поступлению учащихся в военно-учебные заведения.

4.11.Эффективной формой внеклассной работы является демонстрация военно-учебных и военно-патриотических кинофильмов. При этом очень важно, чтобы каждому фильму сопутствовал комментарий преподавателя предмета «ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА» (вступительное слово). Это позволит учащимся лучше усвоить богатство идей и образов картины. К выступлениям перед началом кинофильмов следует привлекать учителей и учащихся. Рекомендуется практиковать демонстрацию киножурналов, содержание которых связано с воинской службой. Для пополнения фонда кинофильмов и киножурналов необходимо обращаться в военный комиссариат.

4.12. Одной из основных, активных форм совершенствования знаний и умений учащихся по предмету «ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА» является качественно организованный военно-спортивный конкурс «Служить Отечеству готовы».

4.13. Для методического руководства конкурса «Служить Отечеству готовы» создается совет консультантов. Его председателем является заместитель директора по воспитательной работе. Заместителем председателя совета консультантов – главным консультантом является преподаватель предмета «ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА», консультантом по физической подготовке – учитель физкультуры, консультантом по медицинской подготовке – преподаватель медико-санитарной подготовки.
В состав совета консультантов входят учителя, преподаватели, представители базовых предприятий, воины запаса и воины шефствующей воинской части (особенно имеющие боевой опыт), активисты ОСОУ. Из состава совета консультантов назначаются консультанты взводов.
Директор школы осуществляет организационно-педагогическое руководство игрой, мобилизуя весь педагогический коллектив на активное участие в ней учащихся, содействует изысканию правильных методических и педагогических решений, оказывает конкретную помощь совету консультантов в организационном и материальном обеспечении конкурса.

4.14. Установление и поддержание тесной связи с воинской частью – важнейшая обязанность директора и преподавателя предмета «ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА» школы в целях повышения уровня и эффективности подготовки учащихся. В соответствии с Положением о допризывной подготовке молодежи, помощь директору школы в установлении шефских связей с воинской частью оказывает военный комиссариат.
Формы и методы военно-шефской работы в соответствии с Положением об этой работе определяет командование воинской части совместно с директором школы.
Командир воинской части организует:
встречи отличников боевой подготовки с учащимися;
знакомит учащихся с размещением и жизнью личного состава, с вооружением и военной техникой подразделений;
выделяет в порядке шефской помощи офицеров, прапорщиков и сержантов (старшин) для проведения с учащимися занятий;
оказывает помощь в создании учебно-материальной базы.
В свою очередь, учащиеся готовят концертные программы для выступления в воинских частях, участвуют в благоустройстве воинского городка, посадке деревьев, цветов и т.п.

V.Внутренняя служба и внутренний порядок

5.1. В целях привития учащимся практических навыков в выполнении требований воинских уставов, исполнительности, соблюдения воинской дисциплины, обеспечения высокой организованности и строевой подтянутости во время занятий (учебных сборов), издается приказ о формировании учебных взводов, порядок поведения учащихся в ходе учебного процесса, а также режим работы преподавателя предмета «ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА».

5.2. Приказом директора школы определяются командиры и заместители командиров взводов, командиры отделений из числа наиболее дисциплинированных, морально устойчивых и хорошо успевающих в учебе учащихся.
Командир учебного взвода отвечает за подготовку учащихся к очередным занятиям, поддержание установленного порядка и дисциплины, сохранность военного имущества, классного оборудования в ходе занятий. Он подчиняется преподавателю предмета «ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА» и является прямым начальником всего личного состава взвода.
Командир учебного взвода обязан:
уверенно командовать взводом;
знать каждого учащегося взвода;
обеспечивать своевременную подготовку взвода к занятиям, строго следить за соблюдением дисциплины и порядка;
выполнять меры безопасности, правила обращения с оружием и техникой;
назначать дежурного по взводу;
организовывать своевременное получение учебных пособий и литературы;
докладывать преподавателю предмета «ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА» сведения об отсутствующих.
Заместитель командира учебного взвода отвечает за порядок во взводе, дисциплину, четкое выполнение обязанностей дежурным по взводу. Он подчиняется командиру учебного взвода и является непосредственным начальником для учащихся взвода.
Заместитель командира взвода обязан:
знать каждого учащегося взвода;
следить за внешним видом, дисциплиной и порядком, сохранностью классного оборудования и чистотой в учебных помещениях;
заменяя командира взвода, выполнять его обязанности.

Командир учебного отделения отвечает за готовность учащихся отделения к занятиям, опрятный внешний вид учащихся, успешное выполнение задач, дисциплину и успеваемость. Он подчиняется командиру взвода и его заместителю и является непосредственным начальником учащихся учебного отделения.
Командир отделения обязан:
уверенно командовать отделением, знать каждого учащегося, проверять наличие учащихся и их готовность к занятиям;
требовать соблюдения учащимися дисциплины;
заботиться о сохранности учебного имущества и литературы;
организовывать оказание помощи в освоении учащимися программного материала;
следить за выполнением мер и правил безопасности учащимися отделения в ходе занятия.
Распоряжения командира учебного взвода, его заместителя и командиров отделений в пределах указанных обязанностей обязательны для всех учащихся взвода (отделения).

5.3. Дежурный по учебному взводу подчиняется командиру взвода. Он отвечает за готовность учебного взвода к занятиям, получение и сдачу литературы, наглядных пособий и имущества, а также за его целостность и сохранность.

5.4. На занятия по предмету «ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА» учащиеся обязаны приходить опрятно одетыми. В условиях полевых занятий и при изучении материальной части они должны прибыть в специальной одежде.
По служебным вопросам во время занятий по предмету «ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА» учащиеся должны обращаться друг к другу на «Вы». При обращении к начальнику называть его воинские звания (должность). Например: «Товарищ полковнику», «Товарищ командир взводу». При обращении к младшему по званию (должности) в присутствии старшего начальника необходимо спросить на то его разрешение. Например: «Товарищ полковник, дозвольте обратиться к ученику Иванову». На приветствие преподавателя предмета «ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА» «Здравствуйте, товарищи » учащиеся отвечают «Желаем здоровья, товарищ полковник».
Во время проверки присутствующих на занятии или при обращении старшего, учащийся, услышав свою фамилию, принимает положение «смирно» и отвечает: «Я», получив разрешение занять свое место, отвечает: «Слушаюсь» и занимает свое место.
Сведения об отсутствующих на занятиях учащихся командир учебного взвода или командир отделения докладывает преподавателю предмета «ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА». Например: «Ученик Петров болен».
При обращении преподавателя предмета «ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА» или другого руководителя учащийся должен встать в положение «смирно», назвать свою фамилию и отвечать на заданный вопрос.
При необходимости обратиться к руководителю занятия учащийся поднимает руку и, получив разрешение, встает, принимает положение «смирно», называет свою фамилию и задает вопрос. При получении приказания учащийся отвечает: «Слушаюсь» и затем выполняет его; о выполнении приказания докладывает начальнику, отдавшему приказание.
Когда на вопрос начальника или старшего нужно дать утвердительный ответ, учащийся отвечает: «Да», а при отрицательном ответе – «Нет».
По прибытии преподавателя предмета «ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА» на занятия командир взвода обязан подать команду: «Взвод - Смирно» и отдать рапорт. Например: «Товарищу полковнику. Личный склад первого взвода в составе 20 человек к занятиям по тактичной подготовке готовый. Отсутствующий ученик Сидоров. Командир взвода ученик Огнев.»
По окончании учебного часа или занятий по команде преподавателя предмета «ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА» «Завершить занятие!» он подает команду «Взвод - Смирно!»
После ухода преподавателя предмета «ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА» из класса подает команду «Вольно. Перерыв». («Вольно. Занятие окончено»).
Во время перерыва он поддерживает чистоту и проветривает помещение, следит за сохранностью имущества, учебного оборудования, литературы и рабочих тетрадей учащихся.

5.5. Преподаватель предмета «ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА» для учащихся, проходящих подготовку по предмету «ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА», является начальником. Во время проведения с ними всех видов занятий по предмету «ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА» и самостоятельной подготовки указания руководителя для учащихся являются обязательными для исполнения.

VI. Повышение квалификации

6.1. Повышение идейно-теоретического уровня и профессиональной квалификации преподавателя предмета «ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА» является основным условием совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Один раз в 5 лет все преподаватели предмета «ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА» проходят курсовую переподготовку.
Перед началом учебного года методист управления образования, курирующий преподавание предмета «ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА» с преподавателями предмета «ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА» проводит методические совещания, семинары, с целью оказания методической помощи. Ежемесячно в течение учебного года – однодневные методические занятия. Периодически в зимние и весенние каникулы преподаватели предмета «ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА» участвуют в пятидневных семинарах, организованных Государственным комитетом Автономной Республики Крым и Евпаторийским городским советом по оборонно-массовой работе.
Основной метод повышения квалификации преподавателя предмета «ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА» - кропотливая и настойчивая самостоятельная работа по изучению политической, педагогической и военной литературы, овладению передовым опытом обучения и воспитания. В этих целях ему предоставляется один раз в неделю методический день. Мероприятия по самообразованию обычно включаются в личный план работы преподавателя на учебный год.

VII. Учебно-материальная база

7.1. Учебно-материальная база – это комплекс материальных и технических средств, зданий и сооружений, обеспечивающих подготовку учащихся к воинской службе. Она должна обеспечивать качественное проведение всех занятий, предусмотренных учебной программой и планами, полное усвоение учащимися изучаемого материала, приобретение ими командных, методических и практических навыков и соответствовать уровню развития допризывника.

7.2. Основными объектами учебно-материальной базы по предмету «ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА» являются:
кабинет предмета «ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА»;
комната для хранения оружия и боеприпасов;
стрелковый тир;
учебное место для изучения приемов и правил стрельбы;
учебное место для занятий по тактической подготовке;
учебное место для разучивания строевых приемов;
учебное место для практического выполнения обязанностей дневального по роте;
учебное место для практического выполнения обязанностей часового;
единая полоса препятствий;
учебное место для занятий по физической подготовке;
выносное учебное оборудование;
табельное оружие и имущество.
По согласованию с начальником Евпаторийского гарнизона предоставляется возможность использования в учебном процессе учебную базу воинских частей.

7.3. Размещение классов по предмету «ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА» должно обеспечивать их изолированное расположение от других помещений школы и возможность организации и поддержания внутреннего порядка в соответствии с требованиями уставов Вооруженных Сил Украины. Выделенные помещения оборудуются в соответствии с разделами программы обучения и используются только для занятий и самостоятельной работы учащимися по предмету «ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА».
Классы оснащаются техническими средствами обучения, приборами и макетами вооружения. Оборудование и техническая оснащенность помещений (классов) должны быть выполнены в едином стиле с высокой культурой оформления. Информационный материал по темам должен хорошо читаться и размещаться на стендах так, чтобы не отвлекать внимание учащихся во время занятий.
Учебные места для получения практических навыков должны обеспечивать высокую полевую выучку учащихся, возможность привития им практических навыков и умений.

VIII. Подведение итогов учебно-воспитательной работы по предмету «ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА»____за год

8.1. Итоги учебно-воспитательной работы по предмету «ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА» за прошедший учебный год подводятся в мае. Подведение итогов по предмету «ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА» включает рассмотрение состояния преподавания предмета «ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА» и военно-патриотического воспитания на педагогическом (методическом) совете; издание приказа директора школы об окончании обучения по предмету «ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА»; проведение военно-спортивного праздника, посвященного завершению изучению программы предмета «ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА»; представление отчета о состоянии подготовки по предмету «ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА» и военно-патриотической работы в городской военный комиссариат, городской методический кабинет, методический кабинет школы.

8.2.Состояние преподавания предмета «ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА» и военно-патриотического воспитания рассматривается на педагогическом совете школы. Анализируются следующие вопросы: качество усвоения учащимися программного материала, состояние преподавания предмета «ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА» и физического воспитания, учебно-материальной базы, дисциплины и организованности учащихся, эффективность работы по предмету «ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА», медико-санитарной подготовке, физической культуре, состояние военно-патриотического воспитания на занятиях, направленность и эффективность военно-патриотических мероприятий, проводимых во внеурочное время, учебно-методическое обеспечение, результативность работы.

8.3. Итоговыми документами по проверке состояния преподавания предмета «ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА» являются:
справка о состоянии преподавания предмета (в ней должен содержаться глубокий и всесторонний анализ состояния преподавания предмета «ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА», с рекомендациями по устранению недостатков);
приказ об итогах изучения состояния преподавания предмета «ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА» с оценками учебных достижений учащихся.
Внутришкольный контроль за состоянием преподавания предмета «ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА» осуществляет директор школы.
8.4. Военно-спортивный праздник необходимо проводить при участии всех учащихся, учителей школы, зрителей. На торжественной линейке, которая проводится в начале праздника, зачитывается приказ об окончании обучения программы по предмету «ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА». После этого проводятся соревнования по выполнению практических действий (приемов, нормативов) в объеме программы предмета «ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА». Заканчивается праздник награждением победителей. Варианты приказа о подготовке к проведению военно-спортивного праздника и плана его проведения даны в приложениях 4 и 5.

8.5. После окончания учебного года директор школы представляет в городской военный комиссариат и в городское управление образования отчет о состоянии подготовки учащихся по предмету «ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА». В нем указываются сведения о выполнении программы, данные контроля, проведенного администрацией школы, и предложения по улучшению качества преподавания предмета «ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА; оценка состояния учебно-материальной базы и обеспеченности учебным оружием, имуществом и приборами; сведения о конкретных мероприятиях военно-патриотической работы; общая оценка по состоянию предмета «ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА; перспективное планирование количества классов – комплектов на новый учебный год с обязательным уточнением данных до 10 сентября. Содержание отчета о состоянии предмета «ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА» дано в приложении 6.
Руководитель методического объединения
преподаватель предмета «Защита Отечества» Шаповалов В.Л.










Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 415