Программа Профилактика наркомании среди несовершеннолетних


Программа по профилактике наркомании среди несовершеннолетних в МКОУ «Меловcкая основная общеобразовательная школа» Дмитриевского района Курской области
Пояснительная записка
Разработка данной программы необходима вследствие выявления у определенного числа учащихся подросткового возраста склонности к наркомании. Реализация программы социально-педагогической профилактики наркомании в условиях общеобразовательной школы позволит своевременно выявлять и предупреждать риск возникновения наркомании среди несовершеннолетних.
Исходными при проработке содержания программы профилактики наркомании среди подростков являются следующие положения:
1. Причиной употребления подростками наркотиков являетсяих стремление познать новые ощущения. При этом, чаще всего, это происходит под влиянием неформальных лидеров различных групп молодежи. Отсутствие у подростков готовности противостоять активному влиянию сотоварищей создает благоприятную почву для втягивания их в употребление наркотиков. Мы исходим из того, что уменьшить роль фактора асоциального влияния различных группировок может формирование у подростков готовности к сохранению своей автономности, рефлексивной позиции и осознанности собственного поведения, выработки социального иммунитета, стрессоустойчивости.
2. Для подростка взрослые утрачивают свое влияние, и все большую значимость приобретает общение со сверстниками. Причем чем ниже социальный статус подростка, тем меньше его влияние на группу, а значит больше действий, с которыми он не согласен и совершает ради групповой нормы. Поэтому занятия в группе целесообразно делать основной формой профилактической работы с подростками.
3. Поскольку бессодержательный досуг является ведущим фактором риска в развитии подростковой наркомании, программа профилактики должна включать в себя мероприятия по организации досуговой деятельности школьников. Чтобы помочь несовершеннолетним организовать положительно ориентированный досуг, социальный педагог должен учитывать интересы, склонности и увлечения несовершеннолетних.
4. Большинство подростков не до конца понимают пагубность влияния наркотиков на организм, они дезинформированы многочисленной рекламой и пропагандой. Необходимо грамотно и тактично расширить знания учащихся в этой области, это поможет им самим, в первую очередь, осознано отказываться от пагубных привычек, научит помогать тем, кто уже попал в беду. Знания воспитают в них чувство собственного достоинства, уважения к себе и уверенности, что здоровый образ жизни делает человека свободным и независимым, даёт ему силы делать самостоятельный выбор во всём. В работе по данному направлению социальным педагогом привлекаются специалисты в компетенцию которых входят проблемы наркомании молодежи.
5. Правовое воспитание занимает важное место в профилактике наркомании среди подростков, так как оно позволяет сформировать элементы правовой культуры и правосознания личности, развитие нравственных качеств.
Актуально значимым является развитие умений, связанных с исполнением долга, ответственностью, внутренней дисциплиной, представлением о статусе гражданина, о государстве и обществе, а также об отношениях, складывающихся в структуре личность - государство – общество, формирование умений применять правовые знания на практике и навыков социально-активного поведения, имеющего позитивную направленность. Поэтому основной формой правового воспитания должны стать мероприятия, ориентированные на актуализацию социального опыта несовершеннолетних и молодежи.
6. Часто наркомания у несовершеннолетнего рассматривается как крайняя форма разрешения семейного кризиса. Поэтому важно наладить взаимоотношения между родителями и детьми, помочь родителям выстроить правильную модель поведения во взаимоотношениях и общении с собственными детьми через привлечение родителей в различные массовые воспитательные мероприятия школы. Основная профилактическая работа с родителями должна быть направлена на информирование родителей по проблеме воспитания в семье, по проблеме наркоситуации в обществе.
7. В центре профилактического воздействия должна находиться личность несовершеннолетнего и основные сферы, в которых реализуется его жизнедеятельность: семья, образовательное учреждение и досуг, включая связанное с ним макросоциальное окружение. То есть социальному педагогу необходимо организовать взаимодействие с заинтересованными ведомствами, организациями и учреждениями по проведению профилактической работы.
Цель программы: создание в подростковой среде условий, препятствующих злоупотреблению наркотиками.
Задачи программы:
1. Формирование у учащихся ценностного отношения к своему здоровью, накопление знаний о факторах и ситуаций риска, правил безопасного адаптивного, ответственного поведения в ситуациях риска, приемов ухода от риска, в том числе при внешнем давлении адекватная регуляция своего состояния и самочувствия;
2. Осуществление антинаркотической профилактической работы в семьях учащихся;
3. Создание в образовательном учреждении атмосферы негативного отношения к наркотикам и лицам, употребляющим наркотики, с привлечением к этой работе специалистов различных служб и ведомств;
4. Создание системы раннего выявления и контроля лиц, приобщенных к употреблению наркотиков на уровне школы, семьи и мест досуга (секции, кружки и пр.).
В основу построения программы легли следующие принципы:
1. Принцип комплексности. Он предполагает согласованное взаимодействие специалистов различных профессий, в функциональные обязанности которых входят различные аспекты профилактики (воспитатели, педагоги, дошкольные, школьные и медицинские психологи, врачи, наркологи, социальные педагоги и социальные работники детства, работники комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, инспекторы подразделений по делам несовершеннолетних);
2. Принцип аксиологичности. Этот принцип включает формирование у молодежи мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, законопослушности, уважении к человеку, государству, окружающей среде и др., которые являются ориентирами и регуляторами их поведения. Принятие общечеловеческих ценностей и норм поведения является одним из основных морально-этических барьеров потребления наркотиков.
3. Принцип многоаспектности предполагает сочетание различных направлений профилактической деятельности. То есть ведущими аспектами профилактической деятельности являются: психологический и образовательный аспекты. Социальный аспект ориентирован на формирование позитивных моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни, отрицательного отношения к пробе и приему психоактивных веществ. Психологический аспект направлен на формирование стрессоустойчивых личностных установок, навыков "быть успешным", быть способным сделать позитивный альтернативный выбор в трудной жизненной ситуации, включая ситуацию предложения наркотиков. Образовательный аспект формирует систему представлений и знаний о социально-психологических, медицинских, правовых и морально-этических последствиях злоупотребления наркотиков.
4. Принцип гуманизма, предполагающий безусловное принятие ребенка, уважение его прав и свобод, в том числе его право на ошибку, веру в него, терпимость к его недостаткам, безусловный отказ от морального и физического насилия по отношению к воспитаннику, приоритет положительного стимулирования.
5. Принцип природосообразности, предполагающий глубокое знание особенностей личностного развития ребенка, его способностей и дарований, построение социально-педагогического процесса в соответствии с природными данными и возрастными особенностями учащегося, с опорой на его внутренние резервы, потенциал, потребностно-мотивационную сферу.
6. Принцип субъектной позиции ребенка, который предполагает, что помочь ребенку можно лишь в том случае, когда он будет не объектом воздействия, а субъектом общей деятельности.
7. Принцип вариативности работы, требующий использования таких средств социально-педагогической профилактики, которые адекватны складывающейся ситуации.
Этапы реализации программы.
Организационно – диагностирующий этап.
Цель: изучение существующих в подростковой среде тенденций употребления наркотических веществ.
Задачи:
Определить степень информированности детей и подростков по проблеме;
Выделить факторы, влияющие на формирование позитивного отношения к употреблению наркотических веществ;
Сделать выводы о степени вовлеченности подростков в проблему.
Методы: беседа и анкетирование с целью изучения состояния проблемы в образовательном учреждении, изучение документации.
2. Практический этап.
Цель: реализация программы по профилактике наркомании среди подростков в образовательном учреждении.
Задачи:
Предоставить учащимся объективную, соответствующую возрасту информацию о наркотиках;
Научить подростков лучше понимать собственные проблемы и критически относится к поведению в обществе, способствовать стремлению детей понимать окружающих и анализировать свои отношения с ними;
Создать условия для формирования у несовершеннолетних культуры выбора, научить их принимать ответственные решения;
Обеспечить взаимодействие школы с семьей и внешкольными организациями.
Методы работы:
информационный;
метод социального закаливания;
метод поведенческих навыков (анализ конкретных жизненных ситуаций);
конструктивно-позитивный метод (организация тренингов, направленных на повышение психологической устойчивости).
3. Заключительный этап.
Цель: определение эффективности разработанной программы по профилактике наркомании.
Задачи:
Выделить основные недостатки и достижения в проделанной работе;
Определить изменения личностной позиции учащихся в отношении проблемы наркомании;
Определить дальнейшее направление работы по предупреждению наркомании.
Методы:
опрос, беседа;
анкетирование.
Основные мероприятия по реализации программы приведены в таблице 1.
Таблица 1. Основные мероприятия по реализации программы
№ п/пМероприятия Дата проведения Ответственные
I. Организационно – диагностический этап
1.1 Установочное заседание Совета по профилактике. Сентябрь Зам.директора по ВР, соц.педагог
1.2 Работа над социальным паспортом школьного микрорайона. Сентябрь-октябрь Соц.педагог
1.3 Анкетирование учащихся, направленное на изучение характера отношения подростков к наркомании.
Сентябрь Соц.педагог, кл.руководители1.4 Анкетирование, направленное на изучение состояния проблемы наркомании в подростковой среде
Сентябрь Социальный педагог, кл.руководители1.5 Выявление детей и семей, находящихся в социально-опасном положении. Сентябрь Соц.педагог, специал. По соц. работе
II. Практический этап
2.1 Вовлечение подростков в кружки по интересам. В течение года Соц.педагог, кл.руководители, педагоги доп.образования
2.2 Проведение Дня здоровья 1 раз в период Зам.директора по ВР, кл.руководители, учитель физкультуры, тренер .
2.3 Рейды в социально – неблагополучные семьи. Ежемесячно Соц.педагог, спец. по соц. работе, вед.специалист администрации
Продолжение таблицы 1
2.4 Оформление стендов для учащихся и родителей: «Уголок здоровья», «Юридический всеобуч». 1 раз в период Соц.педагог, мед.работник2.7 Акция «Мы за здоровый образ жизни» Октябрь Педагог-организатор, соц.педагог
2.8 Правовой месячник Ноябрь Зам.директора по ВР, соц.педагог, кл.руководители2.9 Встречи учащихся с инспектором ОВД ИДН на тему «Закон и ответственность». По возможности Зам.директора по ВР, соц.педагог
2.10 Игра «Хозяин судьбы» для учащихся 8-11 кл. Декабрь Соц.педагог
2.11 Работа над социальными проектами, направленных на изучение проблемы употребления наркотиков. Ноябрь-декабрь Педагог-организатор.
2.12 Брейн – ринг «Зона риска» для учащихся 9-11 кл. Февраль Соц.педагог, педагог-организатор
2.13 Организация бесед с врачом по проблеме ЗОЖ. Февраль В течение года
2.14 Конкурс плакатов антирекламы наркотиков. Март Соц.педагог, кл.руководители2.15 Организация лекториев для родителей по проблеме наркомании. В течение года Педагог-психолог, мед.работник.
2.16 Организация работы школы с детьми в каникулярное время. В течение года Зам.директора по ВР
2.17 Конкурс сочинений «Здоровье – это…» среди учащихся. Апрель Учителя русского языка
2.18 Индивидуальная работа с детьми, состоящими на учете ОВД ОДН, КДН, профилактическом учете в школе. В течение года Зам.директора по ВР, соц.педагог, педагог-психолог, кл.руководители2.19 Цикл занятий по методу социального закаливания. апрель
Педагог-психолог
Педагог-организатор
Продолжение таблицы 1
III. Заключительный этап.
3.1 Итоговое анкетирование, направленное на изучение динамики отношения учащихся к наркомании. Май Соц.педагог, кл.руководители3.2 Подведение итогов по профилактике наркомании за учебный год. Разработка плана работы на следующий учебный год. Май Администрация школы, соц.педагог
3.3 Подготовка к празднованию Последнего звонка. Май Педагог-организатор
3.4 Подготовка к работе пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей. Май Зам.директора по ВР, начальник пришкольной площадки
3.5 Социологический опрос - «Что такое ЗОЖ?». Май Педагоги, соц.педагог
Предполагаемые результаты программы:
Уменьшение факторов риска употребления наркотиков в молодежной среде.
Формирование здорового жизненного стиля и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у детей и подростков.
Развитие комплексного подхода к профилактике злоупотребления наркотиков.
Критерии эффективности:
уменьшение факторов риска злоупотребления наркотиков;
усиление личностных ресурсов, препятствующих развитию саморазрушающих форм поведения;
наличие навыков противодействия наркотизирующейся среде.
Таким образом, предлагаемая программа социально-педагогической профилактики наркомании среди учащихся, реализуемая в окружающем их конкретном микросоциуме при помощи различных профилактических, обучающих, познавательных мероприятий, комплексного подхода к решению проблем учащихся, с привлечением к работе педагогов школы, учреждений дополнительного образования, при установлении широких контактов с семьями учащихся, будет способствовать решению социально-педагогических целей и задач по профилактике наркомании среди школьников.