Сущность и профилактика наркомании


КОНКУРСНАЯ РАБОТА № __
ЕЖЕГОДНАЯ ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА
НАУЧНЫХ И СТУДЕНЧЕСКИХ РАБОТ В СФЕРЕ ПРОФИЛАКТИКИ
НАРКОМАНИИ И НАРКОПРЕСТУПНОСТИ
«Сущность и профилактика наркомании»
Автор: Рыбаков Антон Сергеевич
«ГБОУ СПО РМЭ Йошкар-Олинский строительный техникум»
студент II курса
Специальность: Право и организация социального обеспечения
Адрес автора: г.Йошкар-Ола, ул. Б.Чигашево, д. 122
телефоны: +7 927 880- 81- 88
Научный Руководитель: Полякова Людмила Анатольевна
преподаватель общеобразовательных дисциплин»
«ГБОУ СПО РМЭ Йошкар-Олинский строительный техникум» г.Йошкар-Ола Республика Марий-Эл
Контактные координаты: 8 917 703 81 96
«Йошкар-Олинский строительный техникум» г.Йошкар-Ола Республика Марий-Эл
2014г.
Содержание
Введение……………………………………………………………………………………………..3
1. Основная часть…………………………………………………………………………………...5
1. Особенности профилактики наркомании несовершеннолетними…………………………………………………………………….……….5
2.Спайс - эпидемия в России …………………………………………………………….…...…...9
2.1 Что привлекает подростков к употреблению спайса?…………………………….…....9
3. Пропаганда спорта и здорового образа жизни…………………………………………….….10
Заключение…………………………………………………………………………………………15
Глоссарий…………………………………………………………………………………………..27
Приложение………………………………………………………………………………………..29
Программа «Шаг навстречу»…………………………………………………………………......30
Список использованной литературы……………………………………………………………..30
Введение
Жизнь не повторяется, щадить её нужно.
С. Викулов
За последнее десятилетие мы переживаем не только дикий рост наркомании. В восемь раз увеличилось число взрослых наркоманов, в 18 раз – наркоманов-подростков, в 24,3 раза – детей-наркоманов. По экспертной оценке, в России постоянно употребляют наркотики более четырех миллионов человек. Миллионов! Речь идет о наркопорабощении России азербайджанцами, цыганами, таджиками, туркменами, чеченцами, грузинами... От продажи наркотиков мафия получает прибыль в тысячу процентов. На доходы от наркобизнеса открываются тысячи магазинов, рынков, ресторанов, кафе, где «отмываются» преступные деньги. 500-800 миллиардов долларов, по оценке Интерпола, ежегодный мировой оборот наркобизнеса.
По мнению экспертов из Национального антикоррупционного комитета, до 30 процентов этой суммы тратится на подкуп государственных чиновников. Не здесь ли кроется причина, почему в 1991-м году Верховный Совет РСФСР легко и дружно отменил уголовную и административную ответственность за употребление или хранение наркотиков в личных целях – с этого началась демократия в России, и если раньше один грамм героина в Москве стоил 200 долларов, то теперь - 20, а средний возраст наркомана снизился с 30 до 24 лет. В 1991-м году впервые взятых на учет с диагнозом наркомания подростков было 4,9 на сто тысяч жителей, теперь – 77,4. С 1997-го года смертность от употребления наркотиков увеличилась в 12 раз, среди детей – в 42 раза. Продолжительность жизни наркоманов сократилась до 4 - 4,5 лет от начала употребления наркотиков.
Сложившаяся ситуация с употреблением наркотиков в Российской Федерации, несмотря на некоторое снижение данных официальной статистики, не позволяет делать оптимистические прогнозы. Напротив, ухудшение наркоситуации в стране в целом и особенно среди несовершеннолетних позволяет сделать вывод о том, что количество употребляющих наркотики будет увеличиваться. Второй немаловажный фактор, который будет оказывать влияние на наркоситуацию – всемирный экономический кризис, а любая угроза стабильности в сознании россиян, как уже многократно доказано учеными (например, В.В. Лунеевым, С.М. Иншаковым), неизбежно влечет рост девиантного поведения, в том числе наркомании. Третьим крупным фактором является отсутствие в настоящее время системности в вопросах регулирования антинаркотической профилактики среди несовершеннолетних .Эксперты отмечают рост наркоманий и токсикомании в детско-подростковой популяции со сдвигом показателей злоупотребления ПАВ в младшие возрастные группы. Происходит неуклонное «омоложение» современной наркомании.
Одна из ведущих идей профилактической работы в молодежной среде является идея развития самостоятельной, активной личности, способной чувствовать себя комфортно в обществе и занять определенное социальное положение в нем. В разработку научно-педагогических основ подготовки человека к жизни в современном обществе внесли существенный вклад отечественные ученые: Л.С. Выготский, В.А. Караковский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и многие другие.
Научные работы по проблемам профилактики наркомании создают важную теоретическую и практическую основу исследования, однако в существующих разработках авторы не ставили в качестве самостоятельной цели изучение процесса профилактики наркомании среди несовершеннолетних. Вместе с тем, изучение обозначенного процесса связано с рядом трудностей, причинами которых являются: недостаточная разработанность теории факторов распространения наркомании среди школьников, отсутствие системы подготовки педагогов, родителей к профилактической работе, разрозненные и противоречивые статистические показатели уровня актуальности проблемы.
Цель данного исследования состоит в том, чтобы раскрыть сущность и содержание профилактики наркомании и наркопреступности среди несовершеннолетних.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:
изучение предпосылок приобщения несовершеннолетних к употреблению наркотических средств;
определение основных факторов развития наркомании среди несовершеннолетних;
рассмотрение профилактических мероприятий наркомании в учебных заведениях;
установление роли психолого-педагогической профилактики в решении проблемы наркомании среди несовершеннолетних.
Объект исследования в данной работе выступили личностные особенности несовершеннолетних, предметом исследования – комплекс личностных характеристик, составляющий условия профилактики наркомании в учебных и воспитательных учреждениях.
Для проведения исследования использовались общенаучные методы единства исторического и логического, анализа и синтеза, сравнительного анализа.
Основная часть
1 Особенности профилактики наркомании несовершеннолетними
1.1 Предпосылки приобщения учащихся к употреблению наркотических веществ
Профилактика подростковой наркомании должна начинаться с санитарного просвещения, однако не в том виде, в котором санитарное просвещение используют сейчас. Профилактика подростковой наркомании ставит цель раскрыть тот страшный вред, который способны нанести наркотики. Однако не всегда учитывается свойственное подросткам легкомыслие с своему здоровью. Профилактика подростковой наркомании проводится не достаточно действенными способами, например, проводимые лекции и беседы непривлекательны для подростка, а иногда способны вызвать реакцию протеста. Более интересная и наглядная подача информации для подростка – это фильмы показываемы по телевидению, специальные молодежные передачи о вреде наркотиков. Однако даже самая продуманная и действенная профилактика подростковой наркомании будет безрезультатна, если подростка будут окружать употребляющие наркотики взрослые (пьянство – это один из видов наркомании), особенно близкие или друзья. У подростка создается впечатление, что все передачи о вреде наркотиков сильно преувеличивают вред от наркотиков, создается ложное представление, будто если он захочет, то всегда может бросить и т.п.
Профилактика подростковой наркомании должна проводиться опытными специалистами, которые способны выявить подростков из группы риска. Необходимо учитывать, что рассказы о вреде наркотиков могут спровоцировать (у недостаточно устойчивых подростков) интерес к наркотикам. Профилактикой наркомании среди подростков должен заниматься врач нарколог с большим опытом работы в подростковой наркологии.
Проведение профилактических мероприятий по предупреждению развития наркотизма и наркомании не может быть обеспечено усилиями только медицинской службы. Необходима совместная деятельность врачей, педагогов, правоохранительных органов, широкой общественности. Следует признать, что до настоящего времени не выработано единой стратегии по данной проблеме. Для примера можно сравнить существующие точки зрения на антинаркоманическую пропаганду. Так, по данным одних авторов, 93% преподавателей средних школ считают медицинскую пропаганду в школе основным средством профилактики наркомании. Другие же исследователи утверждают, что эта пропаганда порождает у подростков нездоровый интерес к наркотикам и, если не способствует росту наркотизма, то, во всяком случае, неэффективна.
Некоторые специалисты считают, что все пагубные последствия употребления наркотиков обусловлены их запретом, и предлагают легализовать продажу очищенных и дозированных опиатов, амфетамина, препаратов каннабиса, что уменьшит смертность от передозировок, снизит патологические реакции, облегчит контроль за распространением наркотиков и вместе с тем не приведет к увеличению числа лиц, употребляющих наркотики.
В соответствии с терминологией ВОЗ, выделяют первичную, вторичную и третичную профилактику. Задача первичной профилактики – предупреждение употребления наркотиков. Она осуществляется по четырем кардинальным направлениям и предполагает: во-первых, широкую воспитательную работу среди подростков, во-вторых – санитарно-гигиеническое воспитание населения, в-третьих – общественные меры борьбы с распространением наркотиков и их употреблением, в-четвертых – административно-законодательные меры.
Вторичная профилактика включает раннее выявление и активное лечение лиц, употребляющих психоактивные вещества. К этой же группе относят мероприятия по предотвращению рецидивов, поддерживающую терапию.
Задача третичной профилактики – социально-трудовая и медицинская реабилитация больных наркоманией.
В рамках первичной профилактики важное значение имеет пресечение распространения наркотических веществ и сырья, из которого они могут быть изготовлены, контроль за распространением психоактивных веществ медицинского назначения Лечение наркомании реабилитационный центр для наркоманов. . К этой же группе относятся все мероприятия, направленные на психосоциальное оздоровление популяции в целом, поскольку известно, что частота наркотизма тем выше, чем больше проявлений социальной дезадаптации и деградации в семье и микрогруппах, где воспитываются подростки. Тесная взаимосвязь нарушений социальных норм поведения в семье и риска развития наркомании подчеркивалась неоднократно многими авторами. Около 75% подростков, поступающих на обследование и лечение в связи с наркотизмом и наркоманией, воспитывались в неблагополучных семьях. С другой стороны, раннее приобщение к наркотикам и другим психоактивным веществам ведет к тому, что подростки проявляют склонность к делинквентному поведению и легко становятся на путь преступлений. Употребление подростками наркотиков неизбежно деформирует процесс социализации, препятствует формированию моральных ценностей, этических критериев, что служит основой для становления патологического с социальной точки зрения образа жизни. В среде подростков-наркоманов распространены такие правонарушения, как хранение и распространение наркотиков, кражи, грабежи, хулиганство. Ряд преступлений совершается в состоянии наркотического опьянения.
Фактором, предрасполагающим к наркотизму и более быстрому становлению наркомании, являются определенные патохарактерологические особенности личности. Склонность к потреблению психоактивных веществ наиболее легко формируется у подростков с акцентуациями характера по неустойчивому, истероидному и эпилептоидному типам. Высока вероятность развития наркомании у лиц, терпимых к различным отклонениям от психической и социальной норм, недостаточно ориентированных на достижение успеха путем упорного труда, оппозиционно настроенных по отношению к основным социальным требованиям, склонных к депрессиям.Профилактика наркомании и наркотизма предполагает активное выявление очагов наркотизации. Подростки чаще всего потребляют наркотики в группе. Поэтому врач, выявивший тем или иным путем случай наркотизма, а тем более наркомании, обязан попытаться обследовать ту микросреду, в которой находится в настоящее время данный пациент Клиника - лечение наркомании и наркозависимости. . Следует помнить, что среди подростков чрезвычайно сильны представления о групповой солидарности, поэтому не приходится рассчитывать на получение соответствующей информации от самого обследуемого. Здесь должен быть использован метод фронтального обследования ближайшего окружения вновь выявленного потребителя наркотиков (класс, группа, сверстники-соседи).
Большое значение для профилактики наркотизма и наркомании имеет санитарно-просветительная работа среди детей и подростков. Однако до сегодняшнего дня на этот счет нет единой позиции. В отдельных работах высказывается мнение о том, что медицинская пропаганда в школе должна проводиться в течение всего времени обучения. Многие преподаватели считают целесообразным включить в учебную программу курс по профилактике наркомании. Представители наркологической службы должны проводить семинары и лекции по антинаркоманической тематике среди преподавателей средних школ и высших заведений. Они обучают педагогический состав простейшим приемам выявления различных видов опьянения, формируют соответствующую настороженность, рассказывают о тяжких социальных и медицинских последствиях наркотизма. Эту пропаганду нужно вести умело, дифференцировано, без формализма, она ни в коем случае не должна стимулировать нездоровый интерес подростков к обсуждаемому предмету.
В тех случаях, когда врачи проводят беседы непосредственно в подростковой аудитории, необходимо помнить, что подростки являются весьма сложной аудиторией, как правило, они не прощают фальши, дилетантского подхода, при этом подростки стремятся уличить лектора в непрофессионализме и, однажды сделав это, в дальнейшем теряют доверие ко всей исходящей от него информации. Особенно трудно работать с теми группами подростков, которые в той или иной мере знакомы с действием наркотиков. Надо полагать, что профилактика наркотизма наиболее эффективна среди школьников младших классов, поскольку у них отсутствует собственный опыт наркотизма и слабо выражена реакция оппозиции.
Во время бесед и лекций целесообразно использовать конкретные примеры, свидетельствующие о тяжелых последствиях употребления наркотиков. Убедительно выглядят сообщения о тяжелых отравлениях, смертельных исходах от передозировок наркотиков и т.п. Обычно не оставляют равнодушными сообщения о направлении наркоманов в ЛТП, о других административных мерах воздействия. Необходимо акцентировать внимание слушателей на пагубном влиянии наркотиков на физическое развитие, интеллект, потомство. Практика показывает, что сообщения о патологическом воздействии наркотиков на морально-нравственную сферу человека и развитии десоциализации не вызщывают глубокого эмоционального резонанса в подростковой аудитории.
К важным профилактическим мерам можно отнести создание и четкой системы взаимодействия подростковой наркологической службы и соответствующих подразделений МВД и комиссий по делам несовершеннолетних. Работники милиции должны максимально способствовать привлечению подростков к обследованию и лечению. В тех случаях, когда удается осуществить все медицинские мероприятия в полном объеме, участие правоохранительных органов может быть сведено к минимуму. Если же подросток под различными предлогами уклоняется от посещения наркологического диспансера, во время лечения нарушает режим, является лидером в группе наркоманов, совершенно не поддается психотерапевтическому воздействию, то в отношении таких подростков должны неукоснительно приниматься меры административного воздействия.
Следует откровенно признать, что в настоящий момент наркология, медицинская психология, социология не располагают достаточными знаниями, позволяющими выработать рациональную и эффективную систему профилактики подросткового наркотизма и наркомании. До сих пор не изучены биохимические механизмы формирования зависимости от наркотиков. Данная проблема требует глубокого и всестороннего изучения, после чего станет возможной выработка научно обоснованной стратегии профилактики наркомании.
2.Спайс - эпидемия в России
Спайс – это целиком и полностью синтетический продукт, который производится химическим способом из ряда опасных компонентов. «Легальность» наркотика подпитывается тем, что состав его регулярно меняется, а что бы запретить каждый вновь произведенный наркотик, нужно время. В свою очередь «химикам» удается очень быстро реагировать на раскрытые формулы продукта и изобретать новые. О том, какие опасности таят в себе усовершенствованные формулы спайсов, зачастую не догадываются даже те, кто его производит. Студенты и школьники становятся не только потребителями, но и настоящими подопытными кроликами наркоиндустрии. По оценкам экспертов, за год в России синтезируется до 95 видов спайса. Вещества, входящие в состав спайсов, мало изучены. Вернее, специалисты не успевают изучать их влияние на человека, из-за того что рецептура постоянно меняется. Если физической зависимости как от «тяжелых» наркотиков у употребляющих смеси пока не зафиксировано, то психическая формируется почти сразу. Особенно при положительном опыте употребления. Человек начинает доверять дилеру и составу, думает, что и в следующий раз спайс его расслабит, подарит эйфорию или что-то подобное. Но в следующий раз он получает наркотик совсем другого содержания, от которого может отказать печень, почки,развиться сердечная недостаточность.
2.1 Что привлекает подростков к употреблению спайса?
На мой взгляд основная причина употребления спайса это его доступность. Рекламу спайса можно увидеть везде. Надписи на стенах, обьявления в виде листовок, визитки. При такой распространенности любой человек и главное ребенок может приобрести с легкостью спайс. Спайс нельзя заказать в баре или купить в киоске, но это не значит, что получить курительную смесь тяжело. Молодежь покупает ее через Интернет, для оплаты в ход идут самые современные технологии: от электронных кошельков до смс-переводов. Техническая оснащенность и отлаженность работы "спайсобизнеса", от производства до сбыта, стала настоящим шоком для представителей власти. Отследить распространителей практически невозможно, закладки делаются заранее, товар передается не из рук в руки, а забирается из тайника, информация о котором раскрывается только после оплаты. Дилеры вербуют распространителей через соцсети и сайты объявлений. Любой человек, ищущий работу и зарегистрированный на таком сайте, может получить предложение стать частью прибыльного дела. Так произошло буквально на днях с девушкой Анной. На ее электронный адрес пришло уведомление с сайта объявлений о новом сообщении. Девушка была шокирована, когда узнала, что под видом распространения расслабляющего чая ей предлагают распространять некую смесь, уже расфасованную по пакетикам. Согласно подробной инструкции, она должна делать «клады» из этих пакетиков по всему городу, а о месте закладки сообщать по смс. Подобная история происходила и со мной. На мой телефон поступало смс с предложениями о быстрой и доступной покупке курительных смесей.

3. Пропаганда спорта и здорового образа жизни
Здоровый образ жизни – это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье. Каждый человек имеет большие возможности для укрепления и поддержания своего здоровья, для сохранения трудоспособности, физической активности.
Низкий уровень нравственной культуры населения ведет к росту социально опасных явлений, масштабы которых увеличиваются в геометрической прогрессии.
Увлечение наркотиками, особенно среди молодежи, достигло критического уровня. Преступность и насилие – наиболее очевидные результаты их распространения. Не менее серьезными последствиями употребления наркотиков являются безнравственность, незаконченное образование и разрушение жизни.
Растет среди подростков и употребление алкоголя, поскольку алкоголь легко доступен и его употребление приемлемо в обществе.
Порой спрашивают, а с какого возраста следует вести пропаганду ЗОЖ? Профилактику вредных привычек родителей—задолго до появления ребенка на свет. Первые же понятия по ЗОЖу ребенку необходимо прививать с возраста, когда он начинает активно познавать мир, т. е. с 2—3 лет. И этот процесс должен непрерывно продолжаться всю человеческую жизнь. Именно со школы, а еще лучше в дошкольном учреждении должен закладываться фундамент трезвого поколения.
В последние годы у детей все чаще появляются неврозы, все чаще дети не могут справиться со школьными трудностями, с конфликтными ситуациями. Не научившись справляться со стрессом, не умея выражать и принимать себя и свои чувства, дети прибегают к деструктивным формам поведения, попадая в криминальные группировки, приобщаясь к употреблению психоактивных веществ. На учете в наркологических диспансерах находятся дети 8-9 лет. Младший школьный возраст считается непроблемным, в литературе ему мало уделяется внимания и не придается особенного значения в области профилактики отклоняющегося поведения и употребления наркотиков и алкоголя. Но именно в этом возрасте формируются многие физиологические и психические особенности ребенка. В зависимости от того, как пройдет этот период, зависит его дальнейшая жизнь.
Младший школьный возраст - это период интенсивного усвоения самых разных правил, не только учебных, но и общественной жизни. Всю информацию, которую дети этого возраста получают из внешнего мира, они буквально впитывают как губки. Кроме того, дети этого возраста наиболее восприимчивы к тому, что им говорят взрослые. Поэтому профилактику отклоняющегося поведения и злоупотребления психоактивными веществами необходимо проводить уже в младшем школьном возрасте, еще до того как дёти приобретут дезадаптивные формы поведения и начнут употреблять алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества. Детям важно, как они приобретают новые знания. Если этот процесс будет навязанным и вынужденным, дети не усвоят новой информации. Обучение должно приобрести личностный смысл, быть не просто сухой формулой, а живым источником.
Профилактическую работу с подростками необходимо вести очень тонко, без раскрытия технологии изготовления и применения того или иного наркотика, (о том, где и как произрастают наркотические растения, как изготовляют наркотики, как их применяют, их внешний вид и т. д.). Такая информация может спровоцировать их на опробование наркотиков и других отравляющих веществ
Работу проводить дифференцированно, без запугивания или риска. Известно, что подростки считают всякий риск вполне естественным, а запугивание без глубокого разъяснения проблемы дает эффект порой сиюминутный
Необходимо говорить о непредсказуемости наркомании и токсикомании, о том, что наркотический взрыв может быть моментальный с первого пригубления, вдыхания или укола, говорить не просто о физиологии в целом, а конкретно о влиянии наркотика на мозг: о том, что процессы, происходящие в организме после приема наркотика, во многом аналогичны тому, что происходит при психических расстройствах. Показать, что потребление наркотиков, алкоголя и табака сейчас немодно и крайне вредно влияет на спортивные возможности юноши, на внешность девушки. Подчеркнуть в беседе, что наркоман или токсикоман — это автомат, робот, управляемый наркотиком и прочими ядами. Раскрывая перед учащимися опасность потребления алкоголя, основное внимание следует сконцентрировать на том огромном ущербе, который наносят пьянство и алкоголизм экономике страны, производительности и качеству труда, работоспособности людей.
Необходимо убеждать подростков в том, что жизнь может предоставить им много интересного, что нет неразрешимых проблем и безвыходных ситуаций. Вовлекать подростков в общественную деятельность, которая потребует от них выработки положительных качеств, будет способствовать профилактике отклоняющегося поведения. Задача учителя — из просвещенного подростка воспитать социально неравнодушную личность, которая в любой ситуации сможет противостоять наркомании.
Масштабы и опасность данной проблемы решил раскрыть Юрий Морозкин, участник Всероссийского Проекта «Молодежные Праймериз 2011». Он выступил организатором антинаркотического спецкурса среди студентов, который прошел в Башкирском Государственном Университете 08 июня 2011г.
«Как человек, отстаивающий интересы молодежи, я не мог обойти проблему наркомании, — отмечает Юрий Морозкин. — В связи с чем, мною в рамках проекта «Молодежные праймериз 2011» была организована и проведена лекция среди студентов филологического факультета Башкирского государственного университета, направленная на профилактику пропаганды наркотиков в социальных сетях Интернета.
С начала 2011 года администрация Вконтакте под давлением общественности объявила о старте открытого проекта очистки контакта от антизаконных материалов. Смысл проекта в том, что любой пользователь социальной сети может «модерировать» подобные группы и странички. Конечно не напрямую – а через администраторов Вконтакте, отправляя информацию о незаконной деятельность группы или сообщества. Кроме того, Вконтакте набирает группу активистов непосредственно в модераторы для подобных целей.
Я уверен, что такой механизм поможет отгородить детей и подростков от незаконных действий. И самое важное, что принять в нем участие может каждый!»
В ходе лекции студенты также выразили обеспокоенность данной проблемой и поддержали идею о необходимости отслеживания и закрытия подобных групп в социальных сетях. Ведь сегодня в России как никогда, необходимы инициатива, энергия и целеустремленность, то есть те качества, которыми обладает современная молодежь.
И государство должно ограждать и всячески пресекать негативные факторы, которые могут оказать влияние на молодежь, одним из которых является наркомания.

Диаграмма результатов анкетирования по вопросу: Знаете ли вы, где можно купить наркотики, курительные смеси?
По данным статистики, в России 20% употребляющих наркотики – школьники, 60% – молодежь в возрасте от 16 до 30 лет. 22% опрошенных студентов ответили, что у них есть знакомые, употребляющие наркотики или курительные смеси.

Диаграмма результатов анкетирования по вопросу: Есть ли у Вас знакомые, употребляющие наркотики, курительные смеси?
Диаграмма результатов анкетирования по вопросу: Есть ли у Вас знакомые, употребляющие наркотики, курительные смеси?
В России более 10 млн. наркоманов, большинство из них не достигло 21 года. К сожалению, 10% наших студентов ответили, что пробовали наркотические средства.

Заключение
Проблема наркоманий – динамичное явление. Ее существование подчиняется двум основным законам. Согласно первому из них, чем более терпимо относится общество к потребителям наркотиков, тем в большем количестве психически нормальные люди вовлекаются в одурманивание. По второму закону у человека, живущего среди наркоманов, больше шансов стать потребителем наркотиков, чем у человека, живущего в трезвом обществе. Сегодня мы имеем и вынужденную терпимость к потребителям наркотиков, и сосуществование с ними в одном обществе.
Задачи массовой профилактики – соблюдение и развитие условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья, пропаганда здорового образа жизни, предупреждение возникновения и развития заболеваний путем воздействия на неблагоприятные факторы окружающей природной и социальной среды и вредные привычки, как можно более раннее обнаружение нарушений адаптации к условиям внешней среды и проявлений заболеваний для проведения коррекционных мероприятий, предупреждение утяжеления заболевания, восстановление трудоспособности.До недавнего времени ведущими направлениями деятельности в профилактике наркозависимости в среде несовершеннолетних были медицинское и юридическое, связанные с разработкой способов лечения и правовых норм, призванных ограничить распространение опасных пристрастий, то есть по сути, охватывающие не причины, а последствия. Такая тенденция не принесла значимых результатов. Стало очевидно, что требуется принципиально новый подход, ориентированный на борьбу с возможными причинами появления этого пагубного пристрастия.
Проблема наркомании среди подростков, как и страны в целом, перестала быть запретной темой. Пришло время, когда о ней необходимо просто кричать. По статистике в России более 300 миллионов человек, а это практически каждый пятый, употребляют наркотики. Самое страшное, что 20 процентов в этой страшной цифре – школьники.
Современные дети знают о глюкогенных медицинских препаратах, некоторые втайне пробовали курить. Различные информационные источники оказывают на подростков неоднозначное влияние. После проведенных исследований оказалось, что школьники 10–12 лет, например, под влиянием фильмов, где приводится яркое описание жизни наркоманов, начинают играть в «наркоманов». У подростков 13–17 лет складываются ложные представления о престижности наркомании. По данным опросов, интерес к проблеме может активизироваться и после чтения сенсационных статей в печати. При этом следует отметить, что профилактическая работа взрослых, не являющихся специалистами и глубоко не понимающих проблему наркомании, зачастую строится по принципу нудных нравоучительных нотаций и запугивания. Об эффективности такой профилактики говорить сложно. А параллельно идет другая «работа»: школьники обсуждают проблему в своем кругу, где есть «знатоки».
Такое расхождение сведений, распространяемых взрослыми и подростками, усиливает интерес ребят к проблеме наркотиков. И, несмотря на обилие источников информации и разнообразие содержащихся в них сведений, школьники не в состоянии отличить достоверные факты от вымышленных. Так, учащиеся 12–13 лет придерживаются мнения, что наркомания и токсикомания – одно и то же. Среди 14–15–летних подростков распространено мнение о том, что токсикомания представляет собой наркоманию в «легкой форме». В среде подростков распространена опасная иллюзия о меньшем вреде токсикомании по сравнению с наркоманией. Именно такие заблуждения создают предпосылки для некритического отношения к токсикоманическим веществам. Причинами отказа от дальнейшего употребления наркотиков у школьников являются опасение перед последствиями, аллергия и отсутствие возможности достать наркотик. Вне зависимости от пола и возраста подростков главной причиной отказа является не опасение за здоровье, а невозможность дальнейшего приобретения наркотических веществ. Перед школой стоит важная задача профилактики употребления наркотических веществ.
Глоссарий
Профилактика- комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления и/или устранение факторов риска.
Эпидемия- широкое распространение инфекционных болезней среди людей ,значительно превышающее обычно регистрируемый на данной территории уровень заболеваемости 
Кризис- переворот, пора переходного состояния, перелом, состояние, при котором существующие средства достижения целей становятся неадекватными, в результате чего возникают непредсказуемые ситуации и проблемы
Девиантное поведение- это поведение, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития.
Психоактивное вещество- любое вещество (или смесь) естественного или искусственного происхождения, которое влияет на функционирование центральной нервной системы, приводя к изменению психического состояния.
Этиология- раздел медицины, изучающий причины и условия возникновения болезней.
Субстрат-  исходный продукт, преобразуемый ферментом в результате специфического фермент-субстратного взаимодействия в конечный продукт.
Реабилитация- комплекс медицинских, психологических, педагогических, профессиональных и юридических мер по восстановлению автономности, трудоспособности и здоровья лиц с ограниченными физическими и психическими возможностями в результате перенесённых или врожденных заболеваний, а также в результате травм.
Социализация- процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.
Индикатор- объект, отображающий изменения какого-либо параметра контролируемого процесса или состояния объекта в форме, наиболее удобной для непосредственного восприятия человеком визуально, акустически, тактильно или другим, легко интерпретируемым, способом.
Аутрич- работа (от англ. оutreach – внешний контакт)
Индивидуальность-  совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие психики и личности индивида, неповторимость, уникальность.
Продуктивный- приносящий результаты, создающий ценности; производительный, плодотворный.
Гомеостаз- саморегуляция, способность открытой системы сохранять постоянство своего внутреннего состояния посредством скоординированных реакций, направленных на поддержание динамического равновесия.
Фармакотерапия-  лечение лекарственными средствами, или иначе, фармакологическими агентами.
Рецидив-  повторение болезни после кажущегося полного выздоровления.
Треннинг-  метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок.
Дискуссия-  обсуждение спорного вопроса, проблемы.
Глюкогенны- психотропный препарат, вызывающий галлюцинации.
Приложение
ГБОУ СПО РМЭ «Йошкар-Олинский строительный техникум»юСОГЛАСОВАНО
Зам. директора по воспитательной работе
________ И.А. Симонова.
« 05 » сентябрь 2014 г. УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ СПО РМЭ «Йошкар-Олинский строительный техникум»
__________ Л.Н. Коровина
« 05 » сентябрь 2014 г.
Программа
«Шаг навстречу»
Йошкар-Ола
2014 г.
Паспорт
программы «Шаг навстречу»,
направленной на профилактику употребления ПАВ
Основание для разработки программы Республиканская целевая программа «Комплексные меры по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы» утверждена Законом Республики Марий Эл от 30.12.2004 г. № 66-З.
Основные цели программы, важнейшие целевые показатели Профилактика наркомании, алкоголизма, табакокурения в подростковой и молодежной среде. Привлечь самих молодых людей к решению вопросов, связанных с организацией профилактических мероприятий в подростково-молодежной среде.
Цель профилактики - помочь человеку развить в себе сильную социальную личность и избежать факторов риска.
Основные задачи программы Довести до сведения студентов информацию о последствиях наркомании, алкоголизма, табакокурения.
Выявить подростков из группы риска
Сроки и этапы реализации 2014-2016 гг.
Ожидаемые результаты реализации программы Создание условий для гражданского воспитания студентов на основе традиций техникума при совместной деятельности преподавателей и сотрудников;
Формирование мировоззренческих установок на готовность граждан служению Родине;
Формирование уважения к культуре и традициям народов РМЭ;
Сохранение и приумножение традиций учебного заведения.
Актуальность программы
«Для человека милее всего жизнь,
потому что с нею только связаны все наши радости,
все наше счастье, все наши надежды».
Н.Чернышевский.
Факторы, содействующие злоупотреблению наркотиками, алкоголем и табакокурением.
Пытаясь определить разные факторы, от умеренного употребления до полной зависимости, мы не ставим своей целью описание типичного наркомана или алкоголика, потому что считаем, что таковых просто не бывает. Для всех и каждого существует риск быть втянутым в наркоманию и алкоголизм. Вот почему наш перечень не может быть исчерпывающим. Наркомания не может быть результатом какого-то одного фактора - ее формирует множество факторов. Мы остановимся на тех, которые нам кажутся самыми важными.
Внутренние факторы: они связаны с личными качествами и показывают как персональные ресурсы, так и проблемные аспекты человека в целом. В отношении наркомании мы имеем в виду следующее:
низкая самооценка,
пассивная жизненная позиция,
гиперактивность, агрессивность,
чувство социальной незащищенности,
отсутствие (нехватка) новых интересов и нежелание приобретать новые навыки,
личностная нестабильность,
неспособность или низкая способность принимать решения, справлятьсяс проблемами и контролировать себя,
неспособность к творчеству,
низкая любознательность,
неспособность разобраться в своих чувствах и эмоциях,
неспособность говорить НЕТ,
недоразвитые навыки общения с людьми.
Внешние факторы: связаны с социальным, культурным, физическим и семейным окружением, которое оказывает влияние на поведение человека. К ним мы относим:
давление, оказываемое группой сверстников,
контакт с потребителями наркотиков, относящимися к разным возрастным группам,
постоянные трудности в университете,
отсутствие удовлетворенности от учебы, работы,
бестолковые семейные отношения,
одиночество,
стресс,
постоянные конфликты вокруг,
наличие в семье проблем с алкоголем или наркотиками,
жестокость в семье или сексуальное насилие,
изменение общественного строя,
отсутствие личной свободы.
По большому счету профилактика должна касаться всех факторов, приводящих к злоупотреблению наркотиками, а мы перечислили только некоторые из них. Цель профилактики - помочь человеку развить в себе сильную социальную личность и избежать факторов риска.
Отчет о проведенных мероприятиях по профилактике употребления ПАВ в 2013-2014 учебном году
№п/пНазвание мероприятия Ответственный Дата проведения
Республиканская антинаркотическая акция «Бей в набат!»:
Конкурс плакатов, рисунков, газетных публикаций, изображений на футболках.
Театрализованное представление «Студенты против наркотиков»;
Классные часы, встречи, тренинги. Симонова И,А. Сентябрь-ноябрь
Знакомство студентов техникума с законом №87 ФЗ «О запрещении курения табака в общественных местах» Классные руководители учебных групп Ноябрь-декабрь
Анкетирование студентов с целью выявления отношения к употреблению ПАВ. Клуб «Правовед». Сентябрь
Спортивный праздник «День здоровья» Симонова И.А.,
Комлева Т.В.,
преподователи11.09.2014
Соревнования по волейболу среди девушек Комлева Т.В. 14.09.2014
Концертная программа «Вместе дружная команда» Симонова И.А. 14.09.2014
Собрания в общежитиях №1 и №2 о правилах проживания, беседы о вреде курения, потребления ПАВ Зам.директора по воспитательной работе Симонова.И.А.. 09.10.2014
Цикл классных часов с приглашением специалистов Центра развития личности «Опора» Клуб «Правовед». Октябрь-декабрь
Участие в молодежном забеге «Беги за мной» Руководитель физвоспитания Комлева Т.В. 21.09.2014
Цикл классных часов в Центре планирования семьи г. Йошкар-Олы «Девушка и сигареты: дань моде или…» Симонова И.А. Рыбакова З.И., клуб «Здоровье» Февраль-март
Встреча с работниками МВД (инспекция по делам несовершеннолетних) и УФСКН РФ по РМЭ Зам.директора по воспитательной работе Симонова И.А. 22.09.2014
Участие в легкоатлетическом мероприятии «Кросс наций» Руководитель физвоспитания Комлева Т.В. 21.09.2014
Цикл классных часов с показом презентации «Репродуктивное здоровье человека и употребление ПАВ» Центр развития личности «Опора» апрель
Встреча с работниками Прокуратуры и наркологического диспансера
«Профилактика употребления ПАВ в молодежной среде» Зам.директора по воспитательной работе Симонова И.А. 22.09.2014
Совещание классных руководителей по теме: «Профилактика наркомании в молодежной среде и среди студентов ЙОСТ» Симонова И.А. 17.05.14
Участие в турнире по баскетболку среди ССУЗов «Мы против наркотиков» Руководитель физвоспитания Комлева Т.В. 02-09.10.2014
Анкетирование студентов «Отношение к вредным привычкам» Симонова И.А. . Апрель 2015
Соревнования по мини-футболу среди 1 курсов Преподователь Иванов Д.А. 09.10.2014
Конкурс рефератов «Здоровье нации – залог процветания России » Рыбакова З.И.
Клуб «Здоровье» Май 2015
Участие в открытом первенстве по баскетболу среди юношей МБОУ «СОШ №21» Руководитель физвоспитания Комлева Т.В. 14.10.2014
Выставка плакатов «Скажи наркотикам нет!» Симонова И.А.
Булдакова Т.Н. Ноябрь 2016
Проведение родительского собрания с приглашением сотрудников наркоконтроля, МВД и наркодиспансера /подготовка к предстоящему тестированию студентов на наркотики/ Симонова И.А. 18.10.2014
Просмотр фильма «Алкогольный террор против России» Кузнецова Е.А. Сентябрь-октябрь 2014
Лекции педагога-психолога с демонстрацией фильма «Белая смерть» и видеоклипов. Кузнецова Е.А. Ноябрь 2014
Классные часы в группах «Наркотики» Классные руководители Ноябрь 2014
Конкурс электронных листовок «Нет наркотикам!» Волонтерский клуб Март 2015
Родительские собрания, с использованием материалов, полученных из ФСКН Классные руководители Декабрь 2015
Соревнования по футболу среди I-II курсов. «Скажем жизни – Да!» Комлева Т.В. Февраль 2015
Список литературы
Причины появления наркомании в России [Электронный ресурс] // Санкт-Петербург - 2010– Режим доступа: http://nodrugs.magelan.ru/welcome.htmlНаркотизм в молодежной субкультуре крупного города. [Электронный ресурс]// Москва – 2010 – Режим доступа: http://www.narcomon.ruДетская и юношеская наркомания. [Электронный ресурс] // Москва - 2011– Режим доступа: www.medline.narod.ruВикипедия-свободная энциклопедия: https://ru.wikipedia.org«Родословная беды» Н.Б.Флорова; Издательский дом «Нарком», Москва 2006
Размышления о наркомании: Кн. для учителя- М.: Просвещение, 1990
Агрессия и наркомания: причины и следствие терроризма; Издательский дом «Нарком»,Москва 2006
Журнал «Антидоза» 2007, октябрь
Рецензия
на конкурсную работу
«Сущность и содержание профилактики наркомании», подготовленную студенткой ГБОУ СПО РМЭ «Йошкар-Олинский строительный техникум» Рыбакова Антона Сергеевича
Исследовательская работа «Сущность и содержание профилактики наркомании» соответствует заявленной тематике и отражает основные вопросы проведения мониторинга знаний студентов о наркотических препаратах и их негативном воздействии на организм человека. В работе отражены подробные исследования автора по заданной теме и приведены аналитические данные, позволяющие сделать выводы о степени осведомленности студентов по изучаемому вопросу.
Достоинством работы является обстоятельность обоснования, корректность и содержательность изложения. Тема работы изучена и изложена полно, с использованием научных и периодических изданий. Работа позволяет в доступной для студентов форме понять опасность наркотической зависимости и увидеть масштаб проблемы, стоящей перед молодым поколением. Авторы включили в текст работы большое количество диаграмм, иллюстрирующих те или иные выводы исследования.
Рыбаков А.С. прослеживает необходимые студенту знания по данной тематике, выделяя конкретные проблемы для изучения студентов. Она подготовила работу, объединив собственный опыт организации антинаркотической пропаганды и анализ теоретических источников. В работе приведены основные направления профилактики наркомании и предупреждения наркопреступности. В приложении помещены фотоматериалы, подтверждающие участие авторов в мероприятиях по активизации жизненной позиции студентов техникума и текст анкеты, использованной студентами.
Данная работа может быть применена студентами и преподавателями в работе по профилактике наркотиков в учебном заведении.
Руководитель проекта:
преподаватель общеобразовательных дисциплин ГБОУ СПО РМЭ _______________ Полякова.Л.А.
28.11.2014
г. Йошкар-Ола