Метапредметный подход к обучению учащихся на уроках естественно-научного цикла.


Метапредметный подход к обучению учащихся на уроках естественно-научного цикла.
учитель химии МАОУ "СПШ №33"
Белгородская область, г. Старый Оскол
Т.П. Пушкарева
Современный мир, в котором мы живем, очень сложен и чтобы понимать его, зачастую недостаточно знаний, полученных в школе и в вузе. Причиной является то, что мы в течение многих лет изучаем разрозненные дисциплины, не выделяя никакой связи между ними. Сегодня ситуация кардинально меняется с введением в школе новых стандартов общего образования, в которых в качестве нового подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения. Метапредметный подход предполагает, что ребенок не только овладевает системой знаний, но осваивает универсальные способы действий и с их помощью сможет сам добывать информацию о мире.
Метапредметный подход включает:
 1. Знакомство с важнейшими определениями учебного предмета.    
2. Промысливание(а не запоминание) важнейших понятий учебного предмета.
 3. Осознание понятий и работа с ними в рамках учебного предмета.
4. Переоткрывание процесса возникновения того или другого знания одного учебного предмета.     
Метапредметы — это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов. В основе лежит принцип рефлексивного отношения к базисным организованностям мышления — «Знание», «Знак», «Проблема», «Задача»[1].
В рамках метапредмета «Знак» у школьников формируется способность схематизации. Они учатся выражать с помощью схем то, что понимают, то, что хотят сказать, то, что хотят сделать. На уроках химии при изучении классов сложных веществ учащиеся составляют схемы. Это позволяет легче и быстрее запоминать новый материал. Составление схем широко применяется на уроках географии и биологии.
В рамках другого метапредмета — «Знание» — формируется свой блок способностей. К их числу можно отнести, например, способность работать с понятиями, систематизирующую способность (т. е. способность работать с системами знаний).
Изучая метапредмет «Проблема», школьники учатся обсуждать вопросы. Здесь они осваивают умение организовывать и вести диалог, у них развиваются способности целеполагания, самоопределения и др.
На метапредмете «Задача» учащиеся получают знание о разных типах задач и способах их решения.У школьников формируются способности понимания и схематизации условий, моделирования объекта задачи, конструирования способов решения. При решении задач по химии предлагается решить ее несколькими способами. И учащиеся успешно с этим справляются.
Каковы же структурные элементы  метапредметного урока:
-Мобилизующий этап – включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность.
-Целеполагание – формулирование учащимися целей урока по схеме: вспомнить – узнать – уметь.
-Момент осознания учащимися  недостаточности имеющихся знаний и умений.
-Взаимопроверка и взаимоконтроль.
-Рефлексия – осознание учеником и воспроизведение в речи того, чему научился и каким способом действовал[3].
Требования к заданиям на уроке:
-Повышенный уровень сложности,  проблемный и поисковый характер.
-Задания должны предполагать необходимость комплексного применения знаний и умений, которыми владеет ученик, и стимулировать освоение им новых способовмыследеятельности.
Требования к учителю на уроке:
- Не говорить лишнего: не повторять задание, не озвучивать информацию, которая есть в учебнике, не повторять без необходимости ответ ученика.
- Добиваться от учеников аргументированных ответов.
- Не произносить слов «неправильно», «неверно» - пусть ученики сами заметят ошибку, исправят и оценят ответ товарища.
-Чётко и точно формулировать задание.
Помимо уроков большое значение имеет внеурочная деятельность. При проведении метапредметных занятий необходимо:
-вовлечение школьников в проектную  и исследовательскую деятельность. Здесь реализуются все этапы метапредметного подхода:  актуализация, целеполагание, проблематизация. А как важно школьнику осознавать, что его исследования кому-то пригодятся: для семьи, для школы,  для одноклассников.
-развитие индивидуальности ребенка, его неповторимости, потому что чем чаще теорию мы сталкиваем с надпредметом, тем деятельность школьника становится более продуктивной, тем больше он развивается всесторонне, как личность, а в этом мы  видим свою главную задачу.
Исследовательские умения являются общими для многих учебных дисциплин, поэтому важно обеспечить единый подход к формированию данных умений при изучении различных предметов.
Под руководством учителей химии, географии и биологии в нашей школе была проведена исследовательская работа "Анализ почвы пришкольного участка". Были изучены физические свойства почвы, ее механический и химический состав. С результатами проведенного исследования мы познакомили учащихся нашей школы.
Метапредметный подход в образовании и, соответственно, метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов. Химия - это наука о природе. В природе химические, физические и биологические явления взаимосвязаны. В учебном процессе все эти явления изучаются раздельно, тем самым их связи разрываются. Для решения этой проблемы в школе должно быть предусмотрено осуществление межпредметных и метапредметных связей. Использование метапредметного подхода через выполнение различных заданий возможно на уроках химии:
Задание 1. Используя материал учебника, составьте схему, иллюстрирующую круговорот углерода (азота, кислорода и т.д.) в природе.
В 9 классе при проведении уроков по химической технологии учащиеся выполняют проекты по металлургическому производству. В 10 классе они делают проекты о производстве этанола, уксусной кислоты. При этом им необходимо представить свой проект, обосновав: место строительства данного производства, количество и виды отделов (цехов) производства, экономическую эффективность производства. Они должны решить вопрос о безопасности данного производства для здоровья человека. В результате этой работы формируются универсальные способы учебной деятельности, составляющие ключевые компетенции(решения проблем, коммуникативной, информационной и др.), развиваются умения исследовательской, практической деятельности, приобретается опыт решения проблемных, нестандартных творческих, мировоззренческих задач. Учащиеся при выполнении проектов такого плана используют знания по географии, химии, биологии.
Обучение химии связано с обобщением знаний о явлениях реального мира. Способность познавать окружающий мир, действовать адекватно полученной информации, создавая благо для людей. В своей деятельности человек не просто приспосабливается к окружающим условиям, он преобразует их в соответствии с развивающимися потребностями, создает мир материальной и духовной культуры.
Литература
Ю.В. Громыко "Метапредмет "Знание".- М., 2001.- 285 с.
А.А. Кузнецов О школьных стандартах второго поколения / А.А. Кузнецов. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - № 2. - С. 3-6.
И.А. Фоменко Создание системы формирования нового содержания образования на основе принципов метапредметности/ fomenko.edusite.ru/p35aa1.html/.
А.В. Хуторской Эвристический тип образования: результаты научно-практического исследования // Педагогика. – 1999. - №7. – С.15-22.