Урок по русскому языку для 5 класса «Буквы О-Ё после шипящих в корне слова», Учебник под ред. А.Д.Шмелёва (Гл.4,п. 13)

УРОК 13.

Тема: Буквы О, Ё после шипящих в корне слова. ( Гл. 4. п.13 )
(презентация к уроку).

Тип урока. Урок открытия новых знаний.
Цели как деятельность учеников:
Л.: осознание СОЦИАЛЬНОЙ, ПРАКТИЧЕСКОЙ И ЛИЧНОСТНОЙ ЗНАЧИМОСТИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА, НЕОБХОДИМОСТИ УЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА, ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ГРАМОТНОГО ПИСЬМА.
М .п:анализировать, перерабатывать и сравнивать информацию (находить общее и отличное, самостоятельно делать выводы и т.д.).
П: находить орфограмму – букву О, Ё после букв шипящих под ударением в корне слова, правильно писать слова с изученной орфограммой, различать виды орфограмм с общим опознавательным признаком – наличием шипящего: букв А, У, И после букв шипящих, букв О, Ё под ударением после букв шипящих в корне, непроверяемой буквы безударного гласного в корне, буквы Ь после букв шипящих в конце имён существительных, графически обозначать опознавательный признак орфограмм и условия их выбора.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.


II. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания.

– Запишите слова группами в зависимости от орфограммы (слова представлены на слайде с помощью компьютера):

Слайд№1.
Ночь, чаща, круча, дрожь, роскошь, луч, ключ, жизнь, шило, пустошь, щавель, чудо.
Слова должны быть записаны в два столбика с орфограммой «Буква Ь после букв шипящих в конце имён существительных» и «Буквы И, У, А после букв шипящих». (Это материал, изученный в начальных классах.)
2. Проверка проводится с помощью следующего слайда №2.:
ночь чаща
дрожь круча
роскошь жизнь
луч шило
ключ щавель
пустошь чудо
– Какие группы у вас получились? Сравните их с группами слов на слайде. Озаглавьте каждую группу по виду орфограммы. Подчеркните названные орфограммы.
– Что объединяет эти слова? (Общий опознавательный признак орфограмм – наличие буквы шипящего.)
– Обозначьте в словах этот опознавательный признак.
– Назовите условия выбора орфограмм.
– На основе графических обозначений сформулируйте правила.

3. – Назовите слово, при произнесении которого нужно знать орфоэпическую норму. (Щавель.)
– С какой особенностью произношения связана эта норма? (С ударением.)
.
- Работа с заданием по орфоэпии из теста: укажите строку, в которой во всех словах ударение поставлено правильно . ( 3 слайд ).

Познавательные УУД
Владеть приёмами анализа и систематизации материала.































Коммуникативные УУД
Соблюдать в практике речевого общения орфоэпические нормы.


III. Постановка проблемы (основного вопроса урока).


Проблемная ситуация.
Ученики проводят наблюдения по материалу из упр. 84 и выполняют задания под рубрикой «Определяем основной вопрос урока». (Этот материал представлен в презентации, в этом случае работа проводится при закрытых учебниках.)
При подходе к проблеме важно зафиксировать ещё раз опознавательный признак орфограммы – наличие буквы шипящего, а также новый вид орфограммы, так как есть возможность выбора буквы гласного О или Ё под ударением. Это и служит основой постановки проблемного вопроса: какую букву – О или Ё – нужно писать под ударением после буквы шипящего? Проблемный вопрос можно записать на доске, а после этого сравнить с формулировкой в учебнике.


Регулятивные УУД
1. Высказывать предположения на основе наблюдений.
2. Формулировать проблему урока.
3. Искать пути решения проблемы.
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.










IV. Открытие нового знания.
1. На слайде№5 с помощью компьютера предлагается материал для наблюдения (два столбика слов из упр. 85), используются вопросы и задания перед упр85.
2. Далее учащиеся самостоятельно (можно в парах) по заданию после текста упр. 86 подбирают и записывают в тетрадях однокоренные слова к словам 1­го столбика, устанавливают закономерность замены буквы Ё на Е в корнях однокоренных слов.

Затем устанавливают невозможность подобной замены при подборе однокоренных слов во 2­м столбике, делают вывод о написании буквы Ё или О после букв шипящих в корне и сравнивают с формулировкой в учебнике.
Отдельно проводится работа с графическими моделями орфограммы.


















Познавательные УУД
Перерабатывать и преобразовывать информацию (текст, схема, модель).



V. Развитие учебно­языковых, правописных и речевых умений.

1. Выполнение упражнений для первичного развития умений.
Упр. 87 ( устно ) – развивается умение объяснять условия выбора орфограммы – буквы Ё, О после букв шипящих в корне слова, ориентируясь на мнемоническое правило (заучивание слов­исключений), а также подбор (устно) однокоренных слов с Е.
Выборочное списывание с графическим обозначением условий выбора орфограммы.
Упр. 88 – развивается умение писать букву О или Ё в корне слова после букв шипящих, Можно провести как предупредительный диктант.
Упр.86( дополнительно, если позволит время ) – развивается «обратное» умение – подбирать и писать слова с орфограммой –буквой Ё после буквы шипящего в корне на основе приведённых однокоренных слов с Е в корне.
Упр. 89– развивается лексическое умение – соотносить слово с изученной орфограммой и его лексическое значение, совершенствуются орфографические умения – писать слова с орфограммой – буквой О или Ё после буквы шипящего в корне, а также устно и графически обозначать условия выбора этой орфограммы.
Первую часть задания ученики выполняют коллективно устно (к слову подбирается толкование и наоборот – сначала читается толкование, потом ученики называют слово).
а) Задание на разграничение ом. (можно использовать материал предметного диска – «Запомни и различай» к §6).
На слайде с помощью компьютера или на доске записаны два предложения:
Мальчик нечаянно ожёг руку. К счастью, ожог был несильный.
Вопросы и задания к ним:
– Назовите два одинаково звучащих слова. ([ажок].)
– Сравните их написание. Что необычного заметили?
– Как связаны эти слова с темой урока? (После букв шипящих под ударением гласные звуки обозначаются разными буквами.)

П. – Как называются такие слова? (Омофоны – имеют только одинаковое звучание, а пишутся по­разному.) Предположите, почему слова пишутся по­разному. В чём их различие? (Разная часть речи, член предложения.)
– Сравните свои предположения со справкой в рамке «Запомни и различай!».
Предложения записываются с доски, делаются графические обозначения (см. в рамке).
– Какой частью речи является слово ожог со значением «обожжённое место на ткани организма» в упр. 89?
– Какую букву после буквы шипящего вы напишете?
Б Работа в паре упр. 90с графическим обозначением условий выбора изученной орфограммы. Взаимопроверка.

2. Развитие умений не смешивать изученную орфограмму с орфограммой – буквой безударного гласного после буквы шипящего в корне слова.
На доске записаны слова: ш_ссе, ш_колад, Ш_тландия, ш_фёр, ж_нглёр.
– Какой опознавательный признак объединяет эти слова? (Наличие шипящего перед гласным.)
– Можно ли сказать, что перед нами слова с орфограммой – буквой О/Ё после буквы шипящего в корне слова? Почему?
– Чем отличаются эти слова от слов с изученной орфограммой из упр. 85–89? (Выбор написания – О или А (а не Ё), безударное положение гласного.)
– Какие бы буквы вы вставили в эти слова? Почему?
– Проверим себя. Прочитайте правило на с. 48 (после упр.84), а также слова под рубрикой «Запомни».
– Как называется эта орфограмма? (Непроверяемые буквы гласных в корне слова.)
Следует обратить внимание учащихся на графическое обозначение – знак ударения в словах.
– Как вы думаете, почему это правило включено в §6? (Здесь есть два сходных условия выбора с орфограммой О/Ё – это написание после букв шипящих в корне слова.)








































Познавательные УУД
1. Анализировать, перерабатывать и сравнивать информацию (находить общее и отличное, самостоятельно делать выводы и т.д.).
2. Строить логические рассуждения.


























3. Производить анализ, синтез, сравнение.


VI. Итог урока.
Рефлексия.

– Назовите ключевые слова (сочетания слов) урока. (Шипящий, корень, буквы Ё, О, звук под ударением, непроверяемая буква безударного гласного О.)
– Подберите и сгруппируйте примеры так, чтобы они отражали ключевые слова урока.
1) шёлк, шов (искл.);
2) ожог (сущ.), ожёг (гл.);
3) шоссе, жонглёр.




VII. Домашнее задание.


1. Составить схемы правил §6, выучить слова­исключения.
2. Упр. 91 .
Познавательные УУД
Свободно пользоваться электронными ресурсами в учебных целях.
















© ООО «Баласс», 2012 13PAGE \* MERGEFORMAT14115








Заголовок 115