Сравнительная характеристика развития фонематического восприятия учащихся массовых и коррекционных школ г. Братска (Центральный район).


Сравнительная характеристика развития фонематического восприятия учащихся массовых и коррекционных школ г. Братска (Центральный район).
Фонематическое восприятие представляет собой значимый компонент процесса восприятия речи, оно формируется постепенно в процессе психического и речевого развития ребенка.
Своевременно и в полном объеме сформированное фонематическое восприятие является в дальнейшем гарантией успешного овладения детьми как с нормально развитым интеллектом, так и с отклонениями в развитии интеллекта различными формами речи.
Особенностями ФВ обеих категорий детей изучались многими авторами (А.К. Аксенова, В.В. Воронкова, М.Ф. Гнездилов, Г.А. Каше, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина).
Ими и был сделан вывод о том, что затруднения в различении и узнавании звуков в слове, в дифференциации оппозиционных фонем задерживает развитие устной речи и овладение письменной речью детей. А у у.о. детей в большей степени.
Аксиомой является то, что процесс овладения учащимися письменной речью основывается на своевременно и в полном объеме сформированном ФВ. Поэтому проблема фонематического развития, а, следовательно, и методика коррекции ФВ в настоящее время стоит достаточно остро и актуально.
Нам представилось интересным сделать небольшой сравнительный анализ состояния ФР учащихся массовых и коррекционных школ г. Братска (Центральный район).
Для этого каждый из вас передал информацию об общем количестве учащихся, принятых на логопункт.
Из них первоклассников с ФН и ФФН. При обследовании в сентябре каждый из нас использует методику Т. Фотековой, серия 1 (исследование сенсомоторного уровня речи, которая включает интересующие нас параметры: проверка состояния ФВ, исследование ЗП) и серия 2 (исследование навыков языкового анализа). А затем уже и складывается формирование групп.
Существенные различия между этими двумя категориями детей отмечаются уже на сенсомоторном уровне, в частности, при проверки ФВ.
Анализ готовности у.о. первоклассников к обучению показал, что их ФР соответствует начальным периодам развития речи, характерным для младших дошкольников в норме. Это развитие соотносится с ФР 2 – 3 летних детей в норме.
Такая разница объясняется следующим: ФС формируется у нормально развивающегося ребенка в процессе онтогенеза к 2 годам, умение выполнять простейшие операции звукового анализа – к 5 – 6 годам, с более сложными операциями звукового анализа ребенок знакомится уже в процессе его обучения в школе.
Что наблюдается у у.о. ребенка? Его преддошкольный опыт значительно меньше в связи с замедленными темпами речевого развития. Следовательно, при изначально дефицитарном фонематическом развитии ФС у него к моменту поступления в школу находится в зачаточном состоянии, а до операций, относящихся к звуковому анализу, дело еще не дошло.
Нарушение фонематических процессов отрицательно сказывается на дальнейшее развитие мышления. Неточность акустического и артикуляционного образа слова вызывает трудности дифференциации слов, близких по звуковому составу, неумение различать оттенки значений родственных слов, замедляет овладение процессами словообразования и формообразования. В свою очередь совокупность этих нарушений влечет за собой большие трудности при овладении грамотой и грамматикой.