«Историко-культурный стандарт: проблемы внедрения в образовательный процесс современной школы»


Пермский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
Университетско-школьный кластер.
Кафедра Истории и Обществознания.
ЭССЕ № 2
«Историко-культурный стандарт: проблемы внедрения в образовательный процесс современной школы»
Роньжина Мария Тарасовна
Пермь 2016
«Все течет, все меняется»
Гераклит
Сегодня мы живем в эпоху перемен. Стремительное развитие науки, техники и общества в целом не могло не оказать влияние и на систему образования. В первом эссе речь шла о внедрении новых стандартов ФГОС в современной школе. Эти изменения коснулись и предметов гуманитарного цикла, особенно истории. Следует сказать, что историческая наука накопила значительный багаж знаний, в связи с чем, появилась необходимость в создании нового единого исторического информационного пространства и УМК нового поколения. Далее речь пойдет об Историко-культурном стандарте и проблемах его внедрения в современной школе. Хотелось бы отметить несколько аспектов:
Увеличение количества часов преподавания истории
Синхронизация новой линейки учебников с требованиями ОГЭ и ЕГЭ
Подготовка кадров
Трактовка современных событий
Критика знаниевого подхода
Одной из важных проблем является явная нехватка часов. Предполагается увеличить количество часов по истории культуры, а именно ввести изучение истории повседневности. Так же кроме изучения параграфа, необходимо выделить время на исследовательскую работу, выступления, проектную деятельность. При этом нельзя забывать о загруженности детей по остальным предметам. Ведь главная цель – это вернуть интерес детей к изучению истории, а не окончательно отбить его чрезмерными нагрузками. Как освободить место в учебном цикле для уроков истории или за счет какого предмета? Этот вопрос остается открытым.
Второй проблемой является несовпадение новой линейки учебников и требований ГИА и ЕГЭ. Дело в том, что в соответствии с Историко – культурным стандартом предполагается линейное изучение истории. В связи с чем в 9 классе XX век не изучается. А ГИА по истории содержит вопросы, охватывающие период с VIII по XXI века. В итоге подготовка к экзамену ложится на плечи ребенка или репетитора. Более радужная картина складывается с ЕГЭ. Профильный уровень дает возможность весь 11-ый класс посвятить подготовке к итоговым экзаменам. Поэтому нужно в первую очередь пересмотреть требования ГИА в соответствии с новым стандартом.
«Кадры решают все». Опять наиболее актуальной проблемой становится подготовка кадров. Это очень важный компонент, создающий условия для перехода к линейной системе. И только массовый характер подготовки даст возможность осуществить этот переход. Учитель должен получить необходимую информацию и инструментарий в виде нового учебно – методического комплекса.
Сложным вопросом остается проблема трактовки и объяснения событий недавнего прошлого. Например, в новой линии учебников издательства «Просвещение» авторы пишут историю, так сказать, по горячим следам. Детям предлагается изучить олимпиаду в Сочи, присоединение Крыма и даже санкции. А как же срок давности? Должно пройти не менее десяти лет, чтобы можно было дать более - менее адекватное объяснение события. В противном случае, мы можем скатиться до вбивания определенных штампов в детские головы.
И, наконец, знаниевый подход, который на сегодняшний день стремительно стал терять свою актуальность. Но нельзя забывать, что без крепкой базы мы не достигнем системности, а наоборот придем к хаотичности и отрывочности знаний. Только опираясь на факты можно сформировать аналитические умения. И, как отмечает Кацва Л.А., интерпретация не должна становиться важнее самого события. «Если повыкидывать из курса истории «лишние» детали и освободить учеников от «примитивных» заданий на воспроизведение, мы никогда не дождемся появления самостоятельно мыслящего поколения, ответственно и осознанно делающего свой выбор — не важно, в какой сфере».
И это, конечно, далеко не весь спектр вопросов, которые необходимо решить в ближайшее время. Совместить все компоненты нового Историко – культурного стандарта и не допустить доминирования одного над другими – это, пожалуй, самая сложная задача на сегодня.
Список литературы
Материалы кафедры
Концепция нового учебно – методического комплекса по отечественной истории
Кацва Л.А. Преподавание истории в современной российской средней школе: проблемы и перспективы
Поляков С. История, опрокинутая в будущее// Школьное обозрение. 2000
Студеникин М.Т. Проблемы методики преподавания истории и современные задачи
О преподавании учебного предмета «История» в 2013/2014 году
Описание электронных ресурсов
История в школе: почему учителя не спешат осваивать историко-культурный стандарт: [Электронный ресурс] – Независимое педагогическое издание «Учительская газета» – 2015. – 21 апреля. - Режим доступа к док.: http://www.ug.ru/article/831Конюхова К. Вместо единого учебника по истории появились целых три: [Электронный ресурс] - Интернет-газета "Комсомольская правда". - 2015. - 27 мая. – Режим доступа к док.: http://www.volgograd.kp.ru/daily/26385.5/3263417/Акульшин П.В., Гребенкин И.Н. Историко-культурный стандарт: концепция, рекомендации, содержание: [Электронный ресурс] - Научная библиотека "КиберЛенинка". - 2013. – Режим доступа к док.: http://cyberleninka.ru/article/n/istoriko-kulturnyy-standart-kontseptsiya-rekomendatsii-soderzhanie