Урок по биологии в 6 классе Воздушное питание растений — фотосинтез

КОНСПЕКТ УРОКА
«ВОЗДУШНОЕ ПИТАНИЕ РАСТЕНИЙ - Фотосинтез. Космическая роль растений»

ФИО (полностью)
Кочурова
Елена Леонидовна



Место работы
МКОУ ООШ
д. Малый Конып
Кирово- Чепецкого района



Должность
Учитель
биологии и химии



Предмет
Биология


Класс
6


Тема и номер урока в теме
Основные процессы жизнедеятельности растений
Урок №2



Базовый учебник
Пономарёва И. Н. Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/
И.Н. Пономарёва,
О.А. Корнилова,
В.С. Кумченко;
под ред. проф. И.Н.Пономарёвой.-
3-е изд., перераб. –
М.: Вентана-Граф, 2009.-
240с.:ил.



Цель урока:создать условия для углубления и обобщения знаний учащихся о воздушном питании растений – фотосинтезе, космической роли растений, необходимости их сбережения для сохранения жизни на планете
Задачи урока
– обучающие:углублять и расширять представления о питании растений; рассказать об условиях необходимых для этого процесса; взаимосвязи всех органов растения в процессах жизнедеятельности; показать роль света как необходимого условия протекания фотосинтеза.Подчеркнуть значение фотосинтеза в природе и жизни человека; обратить внимание учащихся на проблему загрязнения воздушной среды.

– развивающие: развиватьпознавательные общеучебные умения: умения излагать теоретический материал по теме, используя язык биологических терминов; умения аргументировать, доказывать, применять полученные знания в стандартных и измененных ситуациях; развивать умения выделять главное, сравнивать, обобщать; развивать регулятивные универсальные учебные действия через взаимоконтроль и самоконтроль, развивать коммуникативные умения в процессе сотрудничества в системе учитель-ученик, ученик-ученик.

–воспитательные:осознание сути процессов жизнедеятельности на уровне организма и планетарном уровне; формирование личностной позиции, стремления к охране и приумножению природных ресурсов,понимания ответственности человечества за сохранность жизни на Земле. Способствовать воспитанию любознательности, познавательного интереса к изучаемой теме.

Тип урока: комбинированный
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая
Необходимое техническое оборудование: компьютер с подключением к сети Интернет, колонки, проектор, экран
Структура и ход урока



План урока:
Таблица 1

Этап урока
Название используемых ЭОР
( с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность ученика
Время
( в мин.)

1
Организационный этап

Сообщает об особенностях данного урока, в ходе которого учащиеся должны научиться применять полученные знания в знакомой и измененной ситуациях, эти умения им пригодятся не только в школе, но и в жизни
Приветствуют учителя, проверяют готовность своего рабочего места, настраиваются на работу.
2 мин

2
Мотивационно-целевой этап:
- целеполагание и мотивация































- Актуализация знаний и умений














Предлагает прослушать стихотворение И.Сельвинского«Какое сложное явленье – дерево..» (Приложение 1) и подумать над следующими вопросами:
- Что значит “растение глотает солнце”? - А что раздаривает солнце? - В чем заключается подвиг растения?

- О каком волшебстве идет речь?

Предлагает осмыслить и записать тему урока, определить цели.




Приводит некоторые факты о процессе фотосинтеза(Приложение 2).
Задаёт вопрос:
Какие органы растения задействованы в процессе фотосинтеза?
Как они к этому приспособлены?




Слушают, отвечают на вопросы учителя,
дополняют





- Хлорофилл поглощает солнечную энергию - энергию


-энергия нужна всему живому, а ее передают от Солнца растения -о фотосинтезе





Формулируют тему урока и цели.







Пользуясь таблицами и другим наглядными средствами, в том числе, живыми объектами (комнатными растениями), на основе изученного материала, отвечают на поставленные вопросы.
Акценты на:
-внутреннее строение листа (прозрачность кожицы, наличие, строение и количество устьиц, особенности основной или фотосинтезирующей ткани – содержание в ней хлоропластов, содержащих хлорофилл);
- листовую мозаику;
- роль почвенного (корневого) питания и др.
Делают вывод о приспособленности строения к выполняемым функциям
5мин



































10
мин

3
Процессуально-деятельностный
Презентация

на протяжении
всего
урока


Процесс обмена веществ и энергии в листьях при фотосинтезе
(2)


Взаимосвязь процессов жизнедея-
тельности в растении
(3)

Значение фотосинтеза
(4)


На основе презентации, использования (Приложения 3) и материала учебника, фронтальной беседыориентирует учащихся на работу по изучению нового материала, усвоение знаний по следующим вопросам:
-Сущность процесса фотосинтеза
-Взаимосвязь процессов жизнедеятельности в растении;
- Значение фотосинтеза.

Обобщает и дополняет ответы и комментарии учащихся



Смотрят презентацию(слайды 2-5), интерактивную
схему, работают с учебником, отвечают на вопросы, формулируют определение процесса фотосинтеза, условия его протекания.
Слушают басню И.А.Крылова «Листы и корни», смотрят презентацию(слайды 6-7), интерактивную схему, делают вывод о взаимосвязи процессов жизнедеятельности в растении, комментируют схему.
Смотрят презентацию(слайды 8-10), работают в парах (читают и анализируют текст учебника о космической роли растений, публично комментируют)

13 мин

4
Рефлексивно-оценочный:
- закрепление материала и мониторинг полученных знаний


































- подведение итогов работы и оценка деятельности учащихся (рефлексия достижения целей)



































Тест по теме «Воздушное питание растений – фотосинтез»
(5)


Демонстрирует слайды презентации, подводит к осмыслению роли человека в сохранении жизни на Земле, нацеливает на выполнение практических заданий, осуществляет коррекцию, подводит к обобщающим выводам по теме урока








Предлагает выполнить задание: исправить ошибки в письме Алёши Перепуткина

Информация о предстоящем выполнении интерактивного теста

Подводит итог урока совместно с учениками.

Что помогло добывать знания?
Комментирование и выставление оценок за работу на уроке.



Понимают глобальную роль растений для жизни на планете, осознают важность деятельности всех людей и каждого человека в отдельности (своего личного участия) в сохранении растений, а значит и жизни на Земле (слайды 10).
Выполняют задания (по группам), предложенные в презентации (слайды 11), сообщают о результатах.
Объясняют выражения (слайд 13), формулируют выводы по теме урока.

Читают текст «письма», исправляют ошибки, обсуждают правильность выполнения

Выполняют тест, осуществляют самокоррекцию знаний


Подводят итог урока совместно с учителем.
Анализируют свою работу на уроке:
- активность -что узнали нового на уроке?
-что понравилось вам?
-что вызвало затруднения?
-что ярче всего запомнилось?
12
мин

5
Домашнее задание

Информирует учащихся о домашнем задании (учебник, рабочая тетрадь, словарь, дополнительные задания по выбору). Комментирует и проводитинструктаж по его выполнению.
Фиксируют домашнее задание в дневниках.
Задают вопросы.
3мин

Приложение к плану – конспекту урока

Воздушное питание растений -_фотосинтез.
Космическая роль растений.
( Тема урока)
Таблица 2
Перечень используемых на данном уроке ЭОР


Название ресурса
Тип, вид
ресурса
Форма предъявления информации
(иллюстрация, презентация,
видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1
Воздушное питание растений - фотосинтез
Информацион-
ный
презентация
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

2
Процесс обмена веществ и энергии в листьях при фотосинтезе
Информационно-закрепляющий
Интерактивная схема
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

3
Взаимосвязь процессов жизнедея-
тельности в растении
Информационно-закрепляющий
Интерактивная схема
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

4
Значение фотосинтеза

Информационно-обобщающий
Видеоролик
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

5
Тест по теме «Воздушное питание растений – фотосинтез»
Контролирую-
щий
Интерактивный тест



Заголовок 115