Адаптированная рабочая программа для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих умственную отсталость (инклюзивное обучение)














Структура рабочей программы.


1. Титульный лист.
2. Пояснительная записка.
3. Общая характеристика учебного предмета
4. Описание места учебного предмета в учебном плане
5. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
6. Результаты освоения учебного предмета
7. Основные содержательные линии предмета
8.Календарно-тематическое
9.Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

2.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена на основании Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В. Подготовительный. 1-4 классы - М.:«Просвещение», 2011год.
Предлагаемая программа и тематическое планирование ориентированы на учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /Математика. 1 класс: учебник для спец. (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 1-2 части / Т.В. Алышева. – М.: Просвещение, 2013.
Цель: формирование знаний состава чисел первого десятка, количественных и временных представлений.
Задачи:
- научить счету в пределах 10;
- научить ориентировать в мерах стоимости, длины, массы, времени.
- научить вычерчивать геометрические фигуры, различные геометрические тела;
- воспитывать терпение и самостоятельность;
- корректировать мышление.
Необходимо пробудить у ученицы интерес к математике. Это возможно при использовании дидактических игр, занимательных упражнений. Обучение математике невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию и развитию речи ученицы.
Обучение математике должно носить практическую направленность и быть связано с другими учебными предметами, жизнью. Геометрический материал включается в каждый урок математики.
Каждый урок оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, ТСО. Устный счёт как этап урока является неотъемлемой частью почти каждого урока.
Одним из важных приёмов обучения математике является сравнение, так как большинство математических представлений и понятий носит взаимообратный характер. Их усвоение возможно только при условии овладения способами нахождения и различия, выделения существенных признаков и отвлечения от несущественных, использовании приёмов классификации и дифференциации, установлении причинно – следственных связей между понятиями.
3.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.
Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической задачи коррекционных образовательных учреждений VIII вида - коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формирование умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Обучение математике должно носить практическую направленность и быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учить использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.
Понятия числа, величины, геометрической фигуры, которые формируются у учащихся в процессе обучения математике, являются абстрактными.
Действия с предметами, направленные на объединение множеств, удаление части множества, разделение множеств на равные части и другие предметно-практические действия, позволяют подготовить школьников к усвоению абстрактных математических понятий.
Практические действия с предметами, их заменителями учащиеся должны учиться оформлять в громкой речи. Постепенно внешние действия с предметами переходят во внутренний план. У детей формируется способность мыслить отвлеченно, действовать не только с множествами предметов, но и с числами, поэтому уроки математики необходимо оснастить как демонстрационными пособиями, так и раздаточным материалом для каждого ученика.
В младших классах необходимо пробудить у учащихся интерес к математике, к количественным изменениям элементов предметных множеств и чисел, измерению величин.
Это возможно только при использовании дидактических игр, игровых приемов, занимательных упражнений, создании увлекательных для детей, ситуаций.
Одним из важных приемов обучения математике является сравнение, так как большинство математических представлений и понятий носит взаимообратный характер. Их усвоение возможно только при условии овладения способами нахождения сходства и различия, выделения существенных признаков и отвлечения от несущественных, использовании приемов классификации и дифференциации, установлении причинно-следственных связей между понятиями. Не менее важный прием - материализация, Т. е. умение конкретизировать любое отвлеченное понятие, использовать его в жизненных ситуациях. Наряду с вышеназванными ведущими методами обучения используются и другие: демонстрация, наблюдение, упражнения, беседа, работа с учебником, экскурсия, самостоятельная работа и др.
Обучение математике невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию и развитию речи учащихся. Поэтому на уроках математики в младших классах учитель учит детей повторять собственную речь, которая является образцом для учащихся, вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно- практической деятельности и действий с числами.
4. МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Во 2 классе на изучение математики отводится 5 ч в неделю. Курс рассчитан на 170 ч за учебный год (34 учебные недели)

5. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности математики:
- понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и обществе (хронология событий, протяжённость по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера)
- математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства, объекты природы);
- Владение математическим языком , алгоритмами, логикой позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, логически рассуждать, опровергать или подтверждать истинность предположения).
6.РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
      Учащиеся должны знать:      - количественные, порядковые числительные в пределах 20;      - состав однозначных чисел и числа 10 из двух слагаемых;      - десятичный состав двузначных чисел, место единиц и десятков в двузначном числе;      - линии  прямую, кривую, отрезок;      - единицы (меры) стоимости, длины, массы, емкости: 1 к., 1 р., 1 см, 1 кг, 1 л;      - название, порядок дней недели, количество суток в неделе.       Учащиеся должны уметь:       -читать, записывать, откладывать на счетах, сравнивать числа в пределах 20, присчитывать, отсчитывать по 1, 2, 3, 4, 5;      - выполнять сложение, вычитание чисел в пределах 10, 20, опираясь на знание их состава из двух слагаемых, использовать переместительное свойство сложения: 5 + 3, 3 + 5, 10 + 4, 4 + 10;       -решать задачи на нахождение суммы, остатка, иллюстрировать содержание задачи с помощью предметов, их заместителей, рисунков, составлять задачи по образцу, готовому решению, краткой записи, предложенному сюжету, на заданное арифметическое действие;       -узнавать монеты, заменять одни монеты другими;      - чертить прямую линию, отрезок заданной длины, измерять отрезок;      -чертить прямоугольник, квадрат, треугольник по заданным вершинам.       Примечания.       1. Присчитывание и отсчитывание в пределах 20 только по 12 единице.       2. Сумма и остаток вычисляются с помощью предметов приемом пересчитывания или присчитывания, отсчитывания.       3. Замена одних монет другими производится в пределах 10 к., 5 р.       4. Черчение и измерение отрезков выполняются с помощью учителя.       5. Прямоугольник, квадрат, треугольник вычерчиваются по точкам, изображенным учителем.
7.ОСНОВЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
    ЧИСЛА. ВЕЛИЧИНЫ
      Названия, обозначение чисел от 1 до 9. Счет по 1 и равными группами по 2, 3 (счет предметов и отвлеченный счет). Количественные, порядковые числительные. Число и цифра 0. Соответствие количества, числительного, цифры. Место каждого числа в числовом ряду (09). Сравнение чисел. Установление отношения больше, меньше, равно.       Число 10. Число и цифра. Десять единиц  1 десяток.       Состав чисел первого десятка из двух слагаемых. Приемы сложения и вычитания. Таблицы состава чисел в пределах 10, ее использование при выполнении действия вычитания. Название компонентов и результатов сложения и вычитания (в речи учителя). Переместительное свойство сложения (практическое использование).       Название, обозначение, десятичный состав чисел 1120 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Числа однозначные, двузначные. Сопоставление чисел 110 с рядом чисел 1120. Числовой ряд 120, сравнение чисел (больше, меньше, равно, лишние, недостающие единицы, десяток). Счет от заданного числа до заданного, присчитывание, отсчитывание по 1, 2, 3, 4, 5. Сложение десятка и единиц, соответствующие случаи вычитания.       Единицы (меры) стоимости  копейка, рубль. Обозначение: 1 к., 1 р. Монеты: 1 к., 5 к., 10 к, 1 р., 2 р., 5 р. Размен и замена.       Простые арифметические задачи на нахождение суммы и остатка.       Точка. Прямая и кривая линии. Вычерчивание прямой линии с помощью линейки в различном положении по отношению к краю листа бумаги. Прямая, отрезок. Длина отрезка. Черчение прямых, проходящих через 12 точки.       Единицы (меры) длины  сантиметр. Обозначение: 1 см. Измерение отрезка, вычерчивание отрезка заданной длины.       Единицы (меры) массы, емкости  килограмм, литр. Обозначение: 1 кг, 1 л.       Единица времени  сутки. Обозначение: 1 сут. Неделя  семь суток, порядок дней недели.     Вычерчивание прямоугольника, квадрата, треугольника по заданным вершин
8.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


№урока п/п

Наименование раздела


Тема урока

Кол-во часов

Дом.задан.


Дата проведения






план
факт

1

Знакомства с математикой. Выявление подготовленности ученика.
1

02.09.

2
Свойства предметов
Свойства предметов. Предметы,
обладающие основными цветами.
1
С11№10
03.09.

3

Сравнение предметов по величине:
большой - маленький.
1
С15№7
04.09.

4

Сравнение предметов по величине:
больше- меньше, одинаково.
1
С16№11
05.09.

5

Сравнение предметов по расположению:
В середине, между.
1
С21№6
07.09.

6
Величинные понятия
Величинные понятия:
Длинный, короткий, равные.
1
С23№7
08.09.

7

Величинные понятия:
широкий, узкий, равные
1
С25№5
09.09.

8

Величинные понятия: высокий,
низкий, равные.
1

10.09.

9
Сравнение предметов
Сравнение предметов по глубине:
глубокий, мелкий
1

11.09.

10

Сравнение предметов по толщине
1
С30№3
14.09.

11

Тяжелый, легкий, одинаковые по тяжести
1
С31№4
15.09.

12

Далеко – близко, дальше – ближе, к, от.
1
С31№7
16.09.

13
Геометрические фигуры
Круг.
1
С32№4
17.09.

14

Треугольник.
1

18.09.

15
Понятие вперед – назад и др
Первый – последний, крайний, после, следом,
следующий за
1
С35№2
21.09.

16

Сегодня, завтра, вчера, на следующий день
1
С36№3
22.09.

17

Быстро - медленно
1
С36№4
23.09.

18

Количественные понятия: много, мало.
1

24.09.

19

Много – мало, несколько.
1
С40№7
25.09.

20

Количественные понятия:
много – мало, поровну – одинаково.
1
С41№5
28.09.

21

Один – много, ни одного
1
С42№2
29.09.

22

Давно - недавно
1
С43№3
30.09.

23

Молодой - старый
1

01.10.

24
Сравнение объемов
Сравнение объемов жидкостей,
в одинаковых емкостей: больше,
меньше и тд.
1
С47№6
02.10.

25

Сравнение объемов жидкостей,
сыпучих веществ.
1
повторить
05.10.

26
Сравнение сыпучих веществ
Сравнение сыпучих веществ в
одинаковых емкостях: больше,
меньше, столько же
1
повторить
06.10.

27

Понятие вперед – назад.
1
повторить
07.10.

28
Сравнение пространственных
понятий:
Сравнение пространственного
расположения предметов: справа, слева
1
повторить
08.10.

29

Сравнение пространственных
понятий: вверху- внизу; выше-ниже
1
повторить
09.10.

30

Пространственные понятия: впереди-
позади. рядом, около, внутри ,перед.
1
повторить
12.10.

31

Квадрат.
1
Начертить квадрат
13.10.

32
Временные понятия
Временные понятия: утро, день, вечер,
ночь. Сутки-1сут.
1
повторить
14.10.

33
Геометрические фигуры
Прямоугольник.
1
Начертить прамоуг.
15.10.

34

Повторение пройденного материала.
1
повторить
16.10.

35-38

Повторение
4
повторить
19.10.

39
Числа от 1-3
Число и цифра 1
1
С49№9
20.10.

40

Соотношение количества предметов и цифры
1
повторить
21.10.

41

Число и цифра 2. Образование числа 2.
1
С52№4
22.10.

42

Состав числа 2.
1
С53№11
23.10.

43

Числовой ряд 1.2. Прямой счет.
1
С53№15
26.10.

44

Знаки =, +. -
1
повторить
27.10.

45

Соотношение количества предметов и цифры.
1
повторить
28.10.

46

Точка. Линии..
1
С55№21
29.10.

47

Геометрические фигуры. Вычерчивание прямых с помощью линейки..
1
С55№22
30.10.

48

Число и цифра 3. Образование числа 3.
1
С57№30
09.11.

49

Состав числа 3.
1
С58№33
10.11.

50

Состав числа 3.
1
С58№35
11.11.

51

Числовой ряд 1.2.3. Прямой счет.
1
С58№39
12.11.

52

Сравнение предметных множеств чисел 1.2.3.
1
С59№40
13.11.

53

Меры стоимости: 1 копейка.
1
С59№41
16.11.

54-56
Знакомство с задачей
Знакомство с задачей. (Условие, вопрос, решение, ответ)
3
С59№42
17.11.18.11.19.11.

57-59

Знакомство с задачей. (Условие, вопрос, решение, ответ)
3
С60№43
20.11.23.11.24.11.

60
Число и цифра 0.
Число и цифра 0.
1
С60№45
25.11.

61

Соотношение 0 с другими числами.
1
С61№46
26.11.

62
Число и цифра 4
Число и цифра 4. Образование числа 4.
1
С62№48
27.11.

63

Состав числа 4.
1
С64№3
30.11.

64

Состав числа 4.
1
С64№6
01.12.

65

Числовой ряд 1,2.3.4. Прямой счет..
1
С65№7
02.12.

66

Сложение в пределах 4.
1
С65№10
03.12.

67

Сложение в пределах 4.
1
С66№16
04.12.

68

Вычитание в пределах 4
1
С68№27
07.12.

69

Вычитание в пределах 4
1
С69№29
08.12.

70
Число и цифра5
Число и цифра5. Образование числа5.
1
С77№60
09.12.

71

Состав числа 5.
1
С77№66
10.12.

72

Состав числа 5.
1
С79№71
11.12.

73

Числовой ряд 1, 2, 3, 4.,5 Прямой счет.
1
С81№75
14.12.

74

Сложение в пределах 5.
1
С83№84
15.12.

75

Сложение в пределах 5.
1
С84№87.88
16.12.

76

Вычитание в пределах 5.
1
С87№11
17.12.

77

Вычитание в пределах 5.
1
С90№24
18.12.

78-80
Простые задачи на нахождение остатка.
Простые задачи на нахождение остатка.
3
С91№27.28
21.12.22.12.23.12.

81-83

Простые задачи на нахождение остатка
3
С93№37
24.12.25.12.28.12.

84

Соотношение количества предметов и числа.
1
С94№40
13.01.

85

Проверочная работа №1 по теме «Сложение и вычитание чисел
в пределах 5»
1

14.01.

86

Повторение. Геометрические фигуры.
1
Начертить геом. Фигур.
15.01.

87-90

Составление и решение простых задач с мерами стоимости.
4
С97№54.55.
18.01.19.01.20.01.21.01.

91
Число и цифра 6.
Число и цифра 6.
1
С99№63
22.01.

92

Образование числа 6.
1
С101№74
25.01.

93

Состав числа 6.
1
С103№81.84
26.01.

94

Состав числа 6.
1
С104№87
27.01.

95

Числовой ряд от 1-6. Прямой счет.
1
С105№92
28.01.

96

Соотношение количества предметов и числа.
1
С109№10
29.01.

97
Сравнение предметных множеств чисел от1-6.
Сравнение предметных множеств чисел от1-6.
1
С111№20
01.02.

98

Предшествующие числа.
1
С113№31
02.02.

99

Предшествующие числа.
1
С115№39
03.02.

100

Последующие числа.
1
С116№42
04.02.

101

Последующие числа.
1
С117№45
05.02.

102

Сложение в пределах 6.
1
С120№57
08.02.

103

Сложение в пределах 6.
1
С124№72
09.02.

104

Вычитание в пределах 6.
1
С127№86.88
10.02.

105

Вычитание в пределах 6.
1
С9№16
11.02.

106-109
Решение задач
Решение задач на нахождение суммы.
4
С14№17
12.02.15.02.16.02.17.02.

110-113

Решение задач с мерами стоимости.
4
С15№21
18.02.19.02.22.02.24.02.

114
Число и цифра 7.
Число и цифра 7.
1
С17№35
25.02.

115

Образование числа 7.
1
С20№44
26.02.

116

Состав числа 7.
1
С22№52
29.02.

117

Состав числа 7.
1
С25№65
01.03.

118

Числовой ряд от 1-7. Прямой счет.
1
С32№10
02.03.

119

Сравнение предметных множеств от 1-7.
1
С33№21
03.03.

120

Единица стоимости - копейка. 1к.
1
С35№28
04.03.

121

Построение прямой линии проходящей через одну, две точки.
1
С36№33
07.03.

122
Число и цифра 8.
Число и цифра 8.
1
С38№41
09.03.

123

Образование числа 8.
1
С41№57
10.03.

124

Сравнение чисел в пределах 8.
1
С43№62
11.03.

125

Состав числа 8.
1
С45№73
14.03.

126

Состав числа 8.
1
С51№9
15.03.

127

Числовой ряд от 1-8. Прямой счет.
1
С52№14
16.03.

128

Сложение и вычитание в пределах 8.
1
С53№18
17.03.

129

Сложение и вычитание в пределах 8.
1
С55№30
18.03.

130
Решение задач
Решение задач на нахождение суммы и остатка.
1
С56№33
30.03.

131

Решение задач на нахождение суммы и остатка.
1
С57№40
31.03.

132

Построение треугольника, квадрата, прямоугольника.
1
С58№45
01.04.

133
Число и цифра 9
Число и цифра 9.Образование числа 9.
1
С59№50
04.04.

134

Число и цифра 9.Образование числа 9.
1
С61№56
05.04.

135

Состав числа 9
1
С63№68
06.04.

136

Состав числа 9
1
С65№76
07.04.

137

Числовой ряд от 1-9. Прямой счет.
1
С65№78
08.04.

138

Соотношение количества предметов и числа.
1
С65№79
11.04.

139

Сравнение предметных множеств чисел от 1-9.
1
С67№99
12.04.

140

Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 9.
1
С72№15
13.04.

141

Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 9.
1
С73№22
14.04.

142

Решение задач на нахождение остатка.
1
С75№29
15.04.

143

Меры длины - сантиметр. 1см.
1
С77№41
18.04.

144
Число и цифра 10.
Число и цифра 10.
1
С79№49
19.04.

145

Образование числа 10.
1
С81№58
20.04.

146

Состав числа 10.
1
С86№8
21.04.

147

Состав числа 10.
1
С89№21
22.04.

148

Числовой ряд от 1-10. Прямой счет.
1
С89№24
25.04.

149

Соотношение количества предметов и числа.
1
С91№31
26.04.

150

Сложение и вычитание в пределах 10.
1
С92№35
27.04.

151

Сложение и вычитание в пределах 10.
1
С93№37
28.04.

152

Составление и решение простых задач.
1
С94№41
29.04.

153-154
Таблица сложения.
Таблица сложения.
2
С95№45
30.04.04.05.

155-156

Таблица сложения.
2
С96№52
05.05.06.05.

157-158
Таблица вычитания.
Таблица вычитания.
2
С97№57
10.05.11.05.

159-160

Таблица вычитания.
2
С98№6
12.05.13.05.

161
Меры стоимости
Меры стоимости: копейка, рубль.
1
С 101№5
16.05.

162
Меры массы
Меры массы: килограмм. 1кг.
1
С103№9
17.05.

163
Меры емкости
Меры емкости. Литр.
1
С105№9
18.05.

164

Контрольная работа №1
по теме «Числа от 1 -10»
1

19.05.

165
Повторение
Повторение. Геометрические фигуры.
1
С109№9
20.05.

166

Повторение. Сложение и вычитание в пределах 20.
1
С111№9
21.05.

167

Составление и решение задач на нахождение суммы и остатка.
1
С123№14
23.05.

168-170

Обобщение по теме «Числа от1-20».
3
С125№10
24.05.25.05.26.05.


9.МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы / ред. В.В. Воронкова. - М.: Просвещение, 2011.
Алышева Т.В. Математика для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 1,2 части. М.: Просвещение, 2013.









13 PAGE \* MERGEFORMAT 141515