Статья по химии:Системно — деятельностный подход при обучении химии


Системно - деятельностный подход при обучении химии
«Основная задача учителя – взрастить в ребенке
желание и стремление учиться и познавать.»
М.Твен
Основной результат системно - деятельностного подхода- это развитие личности на основе учебной деятельности и основная задача педагога это создание и организация условий, которые способствуют тому, что толкают учащегося к действию.
Исходя из ФГОС необходимо уделять внимание при учебной деятельности следующим акцептам:
Учить чему - улучшению содержания.
Для чего учить - понимания необходимости и важности образования.
Как учить - необходимо обновление всех средств обучения.
И все это должно привести к сформированию новых, индивидуальных, универсальных способов деятельности, а деятельность –это решение новых задач(знание есть –а как применить эти знания на практике и где применять –нет) и таким образом приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и деятельности учащегося. Наравне с освоением деятельности ученик формирует индивидуальную систему ценностей и из пассивного потребителя знаний учащийся становится активным субъектом образовательной деятельности.
Основоположником « учения через деятельность»является американский ученый Д.Дьюи. Основные принципы его системы:
-учение через обучение мысли и действии
-учет интересов учащегося
-знание-следствие преодоления трудностей
-свободная творческая работа и сотрудничество
Деятельностный подход к обучению ломает многие привычные способы подготовки и проведении уроков, меняет саму систему отношений «учитель-ученик»
-Как добиться на уроке того, чтобы дети включились в деятельность, а не ждали, пока учитель «разжует и положит в рот»?
-Как подготовить такой урок?
Используя основные принципы, на уроке нужно выделить следующие стадии:
1.Актуализация знаний (мотивация учебной деятельности учащегося ).
2.Работа с новым материалом, закрепление изученного материала.
3.Рефлексия (связано с самооценками и суждениями учащихся о работе класса, мнение об уроке и их пожелания).
Применение деятельностного подхода наряду с ИКТ (и демонстрация опытов- самое главное) способствует повышению интереса к изучению химии и помогает добиться лучших результатов.
Чтобы привлечь внимание и заинтересовать учеников, желательно тему урока не сообщать, а используя разные методы и приемы добиться формулировки темы и цели урока, т.е. смотивировать учебную деятельность.
Например: при изучении темы «Кислоты» в 8-ом классе на столе у учащихся (или педагога) лежат дольки лимона, таблетки аскорбиновой кислоты ( а можно воспользоваться ИКТ).
Вопрос:Лимон какого вкуса? Ответ - Кислый
Почему кислый? Ответ –в лимоне содержится кислота
Продолжите -Аскорбиновая ……(кислота).
Вопрос:Что общего в лимоне и аскорбинке? Ответ-кислота.
Вопрос:Назовите тему урока? Ответ-Кислоты.
Дать определение кислотам, что между ними сходного и чем они отличаются?
Формула Кислотный остаток
H2SO 4 SO 42-
HNO3 NO3-
H3PO 4 PO 43-
H2S S2-
Кислоты сложные вещества, состоящие из атомов водорода (катиона водорода) и кислотного остатка.
Очень важным моментом на уроке химии является эксперимент (проектная деятельность).
Как изменяет окраску лакмус?
H2SO 4 HNO3 HCl
-В трех пробирках лакмус одинаково меняют цвет, т.к. во всех пробирках находятся кислоты, содержащие катионы водорода, которые изменяют цвет индикатора .

9 Класс.Изучение темы-Щелочные металлы.Натрий .Вставить слова(ИКТ)
-элемент 3 периода; I группы главной подгруппы
-элемент называется……..(натрий)
-в атоме………(натрия) -11 электронов,11протонов, атомная масса=11,на внешнем уровне 1 электрон.
-исходя из …………..(строения атома) ,Na- активный металл
-серебристо-белый металл,мягкий это-………….(физические) свойства натрия
-натрий активно взаимодействует с водой-это……..(химические )свойства
-хлорид натрия ………(применяют,используют) ,как физ.раствор в медицине.
Из пропущенных слов написать тему урока- НАТРИЙ,СТРОЕНИЕ АТОМА,ФИЗ.И ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА.ПРИМЕНЕНИЕ.
« Вызов» учеников по данному методу можно использовать в 9 классе при изучении металлов и неметаллов. Очень удобно.
Можно показать демонстрацию опыта с привлечением учащихся:
Fe + CuSO4 = Что наблюдаете? Что взаимодействует?
Cu + AgNO3 = (металл+ соль)
Zn + CuSO4 =
Вывод: Тема урока: Взаимодействие металлов с солями.
Завершает урок – рефлексия Сегодня на уроке я: -научился……
-узнал………...
-я понял,что…….
Своей работой на уроке я: -доволен
-не доволен, потому что……
- не очень доволен….
Таким образом ,деятельностный подход к обучению, лежащий в основе Стандарта нового поколения, имеет явные преимущества с точки зрения усвоения знаний.
Бозрова Ф.Х. учитель химии МБОУ СОШ №22 г.Владикавказ