«Компетентностный подход в формировании культуры здоровья учащихся»







ДОКЛАД
«Компетентностный подход в формировании культуры здоровья учащихся»





Выполнил: учитель высшей категории Данькова С.Б.





В настоящее время идет активное внедрение компетентностного подхода в общее образование. Эта инновация, заимствованная из западно-европейской практики, отражает общемировую тенденцию перехода к новой парадигме непрерывного образования. Компетентностный подход является системным, междисциплинарным, в нем присутствует деятельная и гуманистическая направленность. Компетентностный подход усиливает практическую ориентированность образования, его предметно-профессиональный аспект, подчеркивает роль опыта, умений практически реализовать полученные знания. Эти характеристики следует учитывать при разработке педагогических технологий реализации идеи компетентностного образования в области культуры здоровья. Компетенция это готовность человека к реализации полученных знаний, умений и навыков для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации. В федеральном государственном образовательном стандарте общего образования важное место отводится компетентности в области безопасной жизнедеятельности знаниям, умениям и навыкам, позволяющим ученику вести здоровый образ жизни. Выделение данных компетенций в качестве результата общего образования связано с возрастанием роли социальных факторов, необходимостью формирования культуры здоровья учащихся. Деятельностный характер компетентного образования определяет наличие в структуре компетенции не только знаний, умений и навыков, но и мотивации определенного состояния готовности мобилизовать себя. Мотивация, зависящая от ценностной ориентации личности, является определенным признаком компетентности. Именно это позволяет отнести процесс формирования компетенций к воспитательной, а не только  к учебной деятельности. К примеру, процесс изучения дисциплины «Основы здорового образа жизни» направлен на формирование следующих компетенций: · готовность использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья; · осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности; · способность нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности; · готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности; · решение задач воспитания средствами учебного предмета; · способность выявлять отклонения от функционального состояния и нормальной жизнедеятельности обучающихся; · владение методиками сохранения и укрепления здоровья обучающихся, формирования идеологии здорового образа жизни; готовность формировать культуру безопасного поведения и применять её методики для обеспечения безопасности детей и подростков. Компетентностное образование направлено на практику, на применение знаний в жизни. В связи с этим педагогу необходимо по новому подходить к отбору и планированию учебного материала, совмещая логику развития научных понятий с логикой формирования различных компетенций. В основе реализации модели компетентностного подхода в формировании культуры здоровья учащихся лежат интерактивные формы и методы организации учебной деятельности, которые развивают у ученика самостоятельность и творчество. К ним можно отнести:
·        информационно-коммуникационные методы (использование интернет-ресурсов);
·        эвристические методы (создание проектов, пресс-конференции, презентации);
·        научно-исследовательские методы (лабораторные и практические методы, экспериментальная деятельность). В настоящее время в практику работы школ широко внедряются различные оздоровительные программы, для выполнения которых нужны валеологически грамотные педагоги. Это актуализирует проблему подготовки будущих учителей, владеющих культурой здоровья и готовых к ее формированию у учащихся.
Валеологическое образование будущего учителя нужно начинать с самого главного – с формирования знаний и умений сохранения и укрепления здоровья своих воспитанников. В школе нужно проводить «Уроки здоровья» в форме уроков-игр, уроков-сказок, театрализованных уроков и т. д. Такие формы оздоровительной работы позволяют шире вводить элементы занимательности. В процессе игры создаются условия для всестороннего развития личности детей. Игры заставляют активнее мыслить, способствуют расширению кругозора, формируют представление об окружающем мире. Учителя ведут с детьми разговор о том, как правильно относиться к себе и к окружающим, как общаться и взаимодействовать с другими людьми. При этом дети учатся понимать при каких условиях среда обитания (школа, улица, жилище) безопасны для жизни и здоровья. Школьники рассматривают свои внешние данные, свое развитие как естественный процесс, который зависит от разумного поведения. Социально-позитивное творчество формирует определенные социальные компетенции, что способствует повышению компетентности в сфере здоровьесберегающего стиля жизни учащихся. Таков подход к решению задач воспитания будущего учителя, как носителя ценностей здоровья. Мы убеждены, что сегодня данное направление, а именно воспитание культуры здоровья учащейся заслуживает особого внимания в школах страны.

15