Статья Формирование самооценки детей с интеллектуальной недостаточностью


Статья «Формирование самооценки детей с интеллектуальной недостаточностью»
В настоящее время в нашей стране делается очень много в вопросах обучения, развития и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Усилия всех специалистов при работе с данной категорией детей направлены на то, чтобы ребенок был включен в общество.
Сейчас, ведется очень серьезная работа в масштабах всей страны по инклюзивному образованию на различных ступенях обучения.
В последнее время все больше внимания уделяется развитию, обучению и воспитанию детей дошкольного и школьного возраста с нарушением интеллекта.
Современный этап развития общества характеризуется высокой динамикой, качественными сдвигами во всех областях общественной жизни. Социальный прогресс, возрастание роли знаний, умений и навыков требует усиления творческой активности личности, организованности, дисциплины, повышения требовательности к себе и своей деятельности. Одной из существенных тенденций развития личности в современных условиях становится развитие самооценки, совершенствование саморегулирования своей деятельности.
Самооценка представляет собой сложный по психологической природе феномен. Она относится к центральным образованиям личности и входит в состав связей и отношений со всеми психическими образованиями и процессами, а также выступает в качестве важной детерминанты всех форм и видов деятельности и общения, определяет социальную адаптацию человека, и является регулятором его поведения и деятельности.
Проблеме самооценки посвящено много исследований, как у нас, так и за рубежом. Вопросы ее онтогенеза, структуры, функций, возможностей направленного формирования обсуждаются в работах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, И.С. Кона, Ч. Кули, А.И. Липкиной, М.И. Лисиной, Э. Эриксона, и других психологов.
В исследованиях российских психологов обсуждаются, с одной стороны, проблемы связи личности и самооценки, с другой – соотношение самосознания и самооценки. Эти подходы к пониманию сущности самооценки не противоречат друг другу, а лишь вскрывают сложность и многогранность ее как психического феномена.
Самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения к собственной личности, умение определить свое место среди других людей.
Структура самооценки представлена двумя компонентами – когнитивным и эмоциональным. В процессе оценивания себе эти компоненты функционируют в неразрывном единстве: ни тот, ни другой не может быть представлен в чистом виде.
Самооценка умственно отсталого человека подвержена контрастным изменениям. Завышенная самооценка умственно отсталых детей связана с их общим интеллектуальным недоразвитием, общей незрелостью личности, Л. С. Выготский указывает, что возможен и иной механизм образования симптома завышенной самооценки. Она может возникнуть как псевдокомпенсаторное характерологическое образование в ответ на низкую оценку со стороны окружающих.
Специальное исследование Б. И. Пинского о влиянии оценочной ситуации (опроса, контроля, оценочного суждения) на выполнение простого «двигательного» задания показало, что некоторое ухудшение результативности демонстрируют все категории испытуемых (нормально развивающиеся дети, психически здоровые взрослые люди и умственно отсталые дети). Однако если испытуемые с нормальным уровнем психического развития при этом демонстрировали увеличение темпа выполняемой деятельности, связанное с желанием улучшить результаты своей деятельности, то у умственно отсталых не наблюдалось подобной заинтересованности и темп работы оставался прежним.
Таким образом, можно говорить о меньшей зависимости людей с интеллектуальной недостаточностью от оценочной ситуации, чем это наблюдается у нормально развивающихся.
Однако наблюдаемая тенденция не должна исключать дифференцированного подхода к использованию оценки при выполнении деятельности людей данной категории, так как у некоторых из них обнаруживается пониженная и очень хрупкая самооценка, полностью зависящая от внешней оценки. У других, особенно со средней и глубокой степенями психического недоразвития, оценка завышена: они мало реагируют на внешнюю оценку. Следует учесть феномен кажущейся независимости от внешней оценки. Это явление может возникнуть у ранимых и низко оценивающих себя, но привыкших к неудачам и создавших себе своего рода защитный барьер от внешней оценки.
Дети с интеллектуальной недостаточностью не умеют и не могут интегрировать свои ощущения - одновременно концентрировать внимание, слушать, смотреть и реагировать и, следовательно, не имеют возможности в отдельно взятый момент времени обработать сигналы более чем от одного раздражителя.
Из-за сложности выражать свои мысли и желания, эти дети часто переживают и чувствуют себя несчастными.
Самооценка - сложное динамическое личностное образование, один из параметров умственной деятельности. Она выполняет, прежде всего, регулятивную функцию.
С самооценкой тесно связано такое личностное образование, как уровень притязаний, который рассматривается как устойчивая потребность в определенной положительной оценке. Одних вполне удовлетворяет, когда им говорят, что их работа не хуже остальных. Другие претендуют на более высокую оценку. Третьи стремятся быть лучше всех. Индивид оценивает себя двумя способами: сопоставляя уровень своих притязаний с объективными результатами своей деятельности; сравнивая себя с другими людьми.