Урок по биологии на тему Условия жизни на Земле. Среды жизни и экологические факторы.

Урок в 9 классе по теме «Условия жизни на Земле. Среды жизни и экологические факторы». Учитель биологии МОУ Ундоровский лицей: Воронец Николай Вячеславович

Предметные результаты:
– формировать умение характеризовать особенности четырех сред жизни на Земле;
– формировать умение объяснять закономерности действия экологических факторов;
– формировать умение понимать смысл биологических терминов: среда обитания, экологические факторы, абиотические факторы, биотические факторы, антропогенные факторы, среды жизни: наземно-воздушная, водная, почвенная, организменная, гидробионты, аэробионты, эдафобионты, эндобионты, паразиты, симбионты.

Метапредметные и личностные результаты:
Регулятивные УУД
Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
Сформировать умение совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Познавательные УУД
Сформировать умение владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию.
Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.
Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Сформировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.; работа со схемой).
Коммуникативные УУД
Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.
Сформировать умение слушать и понимать речь других людей.
Сформировать умение в дискуссии выдвинуть контраргументы.
Личностные результаты
Сформировать умение выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе, особенно живой, избегая противоположных поступков, постепенно учась и осваивая стратегию рационального природопользования.
Сформировать умение учиться убеждать других людей в необходимости овладения стратегией рационального природопользования.
Сформировать умение использовать экологическое мышление для выбора стратегии собственного поведения в качестве одной из ценностных установок.

Оборудование: Компьютер, мультимедиапроектор, презентация, раздаточный материал на группы и индивидуально на учащихся.



Ход урока

Этап
Содержание этапа
Субъекты деятельности


I. Проблемная ситуация и актуализация знаний.








Проверка готовности учащихся к уроку.


На ваших столах расположены белые конверты откройте их и достаньте содержимое, подумайте, по какому принципу в них расположены живые организмы?

С чем будет связана тема нашего урока? (Среды жизни)


Проанализируйте представленные факты:

Факт 1: Водоросли живут только до глубины 200 метров.
Факт 2: Даже в самые суровые морозы семена растений не замерзают в почве.
Факт 3: Человеческая аскарида живет в условиях практически неограниченного запаса пищи.

Сформулируйте цель и главный вопрос нашего урока?

(Цель - изучить особенности условий среды обитания живых организмов)
(Как влияют условия на жизнь живых организмов? или От чего зависит жизнь живых организмов?)

Соотнесите организм и его место обитания:

Сельдь
Каспийское море

Тушканчик
Смешанный лес

Осетр
Пустыня Сахара

Лось
Степь

Сурок
Атлантический океан






Сформулируйте понятие среда обитания

Среда обитания – это__________________________________________________________
_____________________________________________________________________________


От каких факторов зависит жизнь живых организмов? Составление кластера.


Ученики проверяют свою готовность к уроку, учитель контролирует.



Версии учеников. Выбор лучшей формулировки.
Учитель фиксирует на доске.






Ученики формируют цель урока и главный вопрос?




Соотносят организм и его место обитания.










Учащиеся формируют понятие среды обитания.




Совместно с учителем учащиеся составляют кластер.


II. Совместное открытие знаний.



Сформулируйте понятие экологические факторы используя раздел «Экологические факторы» стр. 207-208.

Экологические факторы – это___________________________________________________
______________________________________________________________________________

Работа с кластером и учебником используя раздел «Экологические факторы», на какие группы подразделяются экологические факторы?

Абиотические факторы – это___________________________________________________
Биотические факторы – это_____________________________________________________
Антропогенные факторы – это__________________________________________________

Выполнение заданий по группам:

1 группа – Наземно - воздушная среда
2 группа – Водная среда
3 группа – Почвенная
4 группа – Организменная

Физминутка
(когда учитель называет антропогенный фактор – ученики приседают, когда абиотический – встают, когда биотический – хлопают в ладоши)

Вырубка леса
Изменение температуры
Нашествие саранчи
Распашка земель
Охота лисиц на мышей
Недостаток света
Поедание листьев гусеницами
Добыча полезных ископаемых
Дефицит влаги

У вас на столах имеются еще одни конверты, в них представлены условия обитания в средах жизни, вам необходимо выбрать условия вашей среды обитания и представить свою работу в виде ментальной карты.

– Сделайте вывод по заданию (сформулируйте главную мысль урока).


Ученики работают с учебником.




Ученики работают с кластером и учебником, формируют понятия и приводят примеры.



Работа учащихся в группах.




















Представление результата работы групп.


Обмен мнениями по заданиям.



III. Самостоятельное применение знаний.


В обобщенном плане вариантах КИМов для ГИА выпускников 9 класса по биологии 18 вопрос посвящен «Влиянию экологических факторов на организмы», который сегодня вы проработаете самостоятельно.

Тестирование в формате ОГЭ (ГИА).

Самооценивание по алгоритму:

Шесть правильно выполненных заданий – оценка «5»
Пять - четыре правильно выполненных заданий – оценка «4»
Три правильно выполненных заданий – оценка «3»
Два или одно правильно выполненное задания – оценка «2»






Ученики решают подготовленные варианты.


IV. Итог урока.

Выставление оценок

Домашнее задание.
§ 49 читать, ответить устно на вопросы 2,3 на стр. 211.
Дополнительное задание: В научной фантастике рисуют картины построения подводных городов для человека. С решением каких основных проблем столкнуться проектировщики таких городов?








Задание для групп:
1 группа – Наземно-воздушная среда обитания
Почему наземно-воздушную среду обитания называют средой контрастов?
Как называют организмы обитающие в наземно-воздушной среде? Почему?
Почему организмам, живущим в наземно-воздушной среде необходима хорошая скелетная опора?
Чем отличается наземно-воздушная среда?
2 группа – Водная среда обитания
Какие географические объекты включает в себя водная среда обитания?
Как называют организмы обитающие в водной среде? Почему?
Чем определяются условия жизни в водной среде?
В чем состоит сложность жизни в водоемах?
3 группа – Почвенная среда обитания
Как называют организмы обитающие в почвенной среде? Почему?
Что собой представляет почвенная среда?
Почему почвенная среда населенна множеством видов бактерий, грибов, водорослей и животных?
Почему обитателям почвы не грозит высыхание, перегрев летом и переохлаждение зимой?
4 группа – Организменная среда обитания
Чем представлена организменная среда обитания?
Как называют организмы обитающие в других живых организмах? Почему?
Кто такие паразиты, как они используют тело хозяина? Приведите примеры паразитов.
В чем состоит сложность жизни паразитов?
Кто такие симбионты? Приведите примеры? В чем их значение для животных?























1 вариант
Установите соответствие между организмом и средой, в которой он обитает: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.


  
ОРГАНИЗМ
 
СРЕДА

А) 
личинка майского жука

Б) 
личинка комара

В) 
дождевой червь

Г) 
крот

Д) 
дельфин

Е) 
гидра


   
1) 
водная

2) 
почвенная





Для какой среды жизни в наибольшей степени характерно относительное постоянство температуры?

  
 1) 
организменная

  
 2) 
почвенная

  
 3) 
наземно-воздушная

  
 4) 
водная



Для белки обыкновенной абиотическим фактором является

  
 1) 
урожай семян ели

  
 2) 
численность куниц

  
 3) 
наличие в лесу старых деревьев с дуплами

  
 4) 
высота снежного покрова



К каким факторам относят деятельность человека в природе?

  
 1) 
антропогенным

  
 2) 
биотическим

  
 3) 
абиотическим

  
 4) 
ограничивающим



С каким из перечисленных организмов у дуба могут сложиться симбиотические отношения?

  
 1) 
кабан

  
 2) 
белый гриб

  
 3) 
дубовый долгоносик

  
 4) 
бабочка дубовый шелкопряд




Установите соответствие между примером и фактором среды, который этот пример иллюстрирует: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.


  
ПРИМЕР
 
ФАКТОР СРЕДЫ

А) 
химический состав воды

Б) 
разнообразие растительного планктона

В) 
влажность воздуха

Г) 
клубеньковые бактерии на корнях гороха

Д) 
скорость течения воды в реке

Е) 
феромоны, выделяемые насекомыми


   
1) 
абиотический

2) 
биотический























2 вариант

Как называют факторы неживой природы, влияющие на организмы?

  
 1) 
биотические

  
 2) 
абиотические

  
 3) 
антропогенные

  
 4) 
ограничивающие



Установите соответствие между характеристикой и средой,
к которой её относят: к каждому элементу первого столбца
подберите соответствующий элемент из второго столбца.


  
ХАРАКТЕРИСТИКА
 
СРЕДА

А) 
богата питательными веществами, находящимися в доступной форме и не требующими сложного пищеварения

Б) 
условия среды подвержены частым колебаниям

В) 
в среде обитают многочисленные растения

Г) 
имеются сложные пищевые сети

Д) 
условия среды постоянны


   
1) 
организменная

2) 
наземно-воздушная






Какие организмы являются паразитами? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  
 1) 
росянка

  
 2) 
божья коровка

  
 3) 
майский жук

  
 4) 
клещ

  
 5) 
бычий цепень

  
 6) 
малярийный плазмодий



Какие факторы относят к абиотическим? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  
 1) 
свет

  
 2) 
осушение болот

  
 3) 
вечная мерзлота

  
 4) 
состав растительности

  
 5) 
ловля рыбы

  
 6) 
атмосферное давление



Присоски и крючки свиного цепня служат приспособлением к жизни

  
 1) 
во внутренней среде другого организма

  
 2) 
в водной среде

  
 3) 
в наземно-воздушной среде

  
 4) 
в почвенной среде



Примером действия какого фактора является вытаптывание животными растений на тропинках, ведущих к водопою?

  
 1) 
биотического

  
 2) 
антропогенного

  
 3) 
абиотического

  
 4) 
сезонного













3 вариант

Какие факторы относят к биотическим? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  
 1) 
температура воздуха

  
 2) 
незаконный отстрел животных

  
 3) 
проточная вода в лесном ручье

  
 4) 
долбление деревьев дятлом в поисках личинок короеда

  
 5) 
охота лисиц на мышей

  
 6) 
нашествие саранчи



Установите соответствие между характеристикой и средой
обитания, которой она соответствует: к каждому элементу
первого столбца подберите соответствующий элемент из
второго столбца.


  
ХАРАКТЕРИСТИКА
 
СРЕДА ОБИТАНИЯ

А) 
много света

Б) 
частый дефицит влаги

В) 
разная концентрация кислорода

Г) 
резкие колебания температур

Д) 
недостаток света

Е) 
высокая плотность


   
1) 
водная

2) 
наземно-воздушная






Какой из перечисленных экологических факторов относят к абиотическим?

  
 1) 
падение метеорита в тайге

  
 2) 
распашка степи с помощью плуга

  
 3) 
развитие дизентерийной амёбы в кишечнике

  
 4) 
сбор грибов в лесу




С каким из перечисленных организмов у берёзы могут сложиться симбиотические отношения?

  
 1) 
гриб трутовик

  
 2) 
подберёзовик

  
 3) 
белка

  
 4) 
бабочка берёзовая пяденица



Факторы среды, воздействующие на организм, называют

  
 1) 
социальными

  
 2) 
биологическими

  
 3) 
экологическими

  
 4) 
ограничивающими



Примером отношений паразит –  хозяин служат отношения между

  
 1) 
лишайником и берёзой

  
 2) 
лягушкой и комаром

  
 3) 
раком-отшельником и актинией

  
 4) 
аскаридой и человеком



















4 вариант

Установите соответствие между примером и фактором среды, который этот пример иллюстрирует: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.


  
ПРИМЕР
 
ФАКТОР СРЕДЫ

А) 
химический состав воды

Б) 
разнообразие растительного планктона

В) 
влажность воздуха

Г) 
клубеньковые бактерии на корнях гороха

Д) 
скорость течения воды в реке

Е) 
феромоны, выделяемые насекомыми


   
1) 
биотический

2) 
абиотический






Примером действия какого фактора является вылов рыбы, идущей на нерест?

  
 1) 
абиотического

  
 2) 
антропогенного

  
 3) 
сезонного

  
 4) 
биотического




К биотическим факторам среды относят влияние

  
 1) 
структуры почвы на сохранение в ней влаги

  
 2) 
состава воздуха на рост и развитие корней растений

  
 3) 
органических веществ почвы на жизнедеятельность растений

  
 4) 
личинок колорадских жуков на рост и развитие паслёновых растений




Какой из перечисленных факторов относят к абиотическому?

  
 1) 
выборочную вырубку леса

  
 2) 
прозрачность грунтовых вод

  
 3) 
многообразие птиц на лугу

  
 4) 
образование торфяного болота



Установите соответствие между организмом и средой, в которой он обитает: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.


  
ОРГАНИЗМ
 
СРЕДА

А) 
личинка майского жука

Б) 
личинка комара

В) 
дождевой червь

Г) 
крот

Д) 
дельфин

Е) 
гидра


   
1) 
почвенная

2) 
водная






Все формы взаимоотношений живых организмов в экосистеме относят к фактору

  
 1) 
антропогенному

  
 2) 
абиотическому

  
 3) 
ограничивающему

  
 4) 
биотическому















15