Статья по психологии на тему: ОПЫТ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ


ОПЫТ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Авдеева Татьяна Ивановна
Тульский государственный педагогический университет им.
Л.Н. Толстого
студентка, г. Тула
E-mail: tanja.avdeeva.2016@mail.ruTHE EXPERIMENTAL STUDY OF INTERPERSONAL RELATIONS OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN WITH MENTAL RETARDATION
Avdeeva Tat'yana IvanovnaTula state pedagogical University. L. N. Tolstoy
student, Tula
АННОТАЦИЯ
Цель: изучение основных особенностей развития и коррекции межличностных отношений у младших школьников с задержкой психического развития.
Методы: теоретические и эмпирические.
Результат: проведены пять методик.
Выводы: проводимое исследование показало, что необходимо начинать коррекционно-развивающую программу.
ABSTRACT
Objective: to study the main features of the development and correction of interpersonal relations of Junior schoolchildren with mental retardation.
Methods: theoretical and empirical.
Result: there were five methods.
Conclusions: the conducted study showed that it is necessary to begin correctional-developing program.
Ключевые слова: межличностные отношения, задержка психического развития.
Key words: interpersonal relations, mental retardation.
Изучение и исследование развития и коррекции межличностных отношений у младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР) является весьма актуальной в наше время.
В силу экологических, социальных и экономических причин в современном обществе дети с ЗПР составляют почти четвертую часть детской популяции. Безболезненное включение таких детей в широкую социальную жизнь возможно только при активной работе с ними разных специалистов, в том числе психологов и дефектологов.
Изучением детей с ЗПР занимались такие ученые как: Т.В. Егорова, Л.В. Кузнецова, В.И. Лубовский, Н.А. Менчинская, У.В. Ульенкова, В.Л. Подобед, П.Б. Шошин и другие. Они указывали на то, что у детей с ЗПР отмечается значительное замедление темпа психического развития и его качественное своеобразие по сравнению с нормой. В связи с этим «страдает» межличностное общение.
Поэтому целью данного исследования явилось изучение основных особенностей развития и коррекции межличностных отношений у младших школьников с задержкой психического развития.
Наше исследование проходило на базе ГОУ ТО «Новомосковский центр образования». В исследовании приняло участие 10 учащихся 3А класса.
У детей с задержкой психического развития наблюдается некоторое недоразвитие сложных форм поведения, чаще всего при наличии признаков незрелости эмоционально-личностных компонентов, повышенной утомляемости и быстрой истощаемости, несформированности целенаправленной деятельности, а также интеллектуальных операций, основных понятий и представлений.
Начальным этапом в нашем исследовании было проведение диагностического исследования направленного на изучение межличностных отношений младших школьников с ЗПР. С этой целью потребовалось составить диагностическую программу. В нее вошли следующие методики:
1. Анкета для оценки привлекательности классного коллектива
2. Проективная методика «Что мне нравится в людях»
3. Методика «Диагностика уровня групповой сплоченности»
4. «Шкала доброжелательности» Кэмпбелла5. «Шкала доверия» Розенберга
Проведенные диагностические исследования межличностных отношений у младших школьников с ЗПР выявили следующие результаты:
1. С помощью методики анкета для оценки привлекательности классного коллектива были выявлены важные диагностические показатели. В группу, где дети хорошо адаптированы в классном коллективе вошли 30% учащихся (3 человека); в группу с нейтральным отношением к коллективу 40% (4 человека); группа с негативным отношением составила 30% (3 человека); в группу с очень привлекательной атмосферой внутри коллектива 0% (0 человек).
Таким образом, мы можем заключить, что дети с задержкой психического развития с положением в коллективе сверстников имеют сложности. Нужно привлечь внимание детей и повысить оценку привлекательности для классного коллектива.
2. Результаты, полученные с помощью проективной методики «Что мне нравится в школе» показали, что в группе у детей с ЗПР: 20% детей (2 человека) опосредованно ассоциируют себя со школой и одноклассниками. И видят в школе не только учебный процесс, но и возможность для общения. Одним из критериев исследования является игровая комната, в которой имеют место и межличностные отношения. Этот критерий был отмечен 20% детей с ЗПР. 20% детей (2 человека) проявили детский негативизм и отказались рисовать. 60% детей нарисовали рисунки, которые не соответствовали теме задания. Из этого мы сделали вывод о том, что межличностные отношения для младших школьников с ЗПР имеет слабое значение, так как никто из детей не нарисовал себя и одноклассников.
3. По данным, полученным с помощью методики «Уровень групповой сплоченности», установлено, что у школьников с ЗПР: высокая степень сплочённости выявлена не была, средняя степень обнаружена у 20% детей (2 чел.), низкая степень – у 80% (8 чел.).
Из проведения данной диагностической методики мы сделали вывод о том, что групповая сплоченность - это очень важный параметр, который показывает степень интеграции группы, ее сплоченность в единое целое.
На основании полученного результата выявлена необходимость повышения степени групповой сплоченности в группе младших школьников с ЗПР.
4. Благодаря методике «Шкала доброжелательности» Кэмпбелла было выявлено, что у 60% (6 детей) низкий уровень доброжелательности, средний уровень доброжелательности у 40% (4 детей), высокий уровень доброжелательности не был выявлен. В данном случае можно судить о достаточно низкой доброжелательности в коллективе младших школьников с ЗПР.
5. Методика «Шкала доверия» Розенберга показала следующие особенности межличностных отношений у младших школьников с ЗПР: 40% детей (4 человека) имеют средний уровень доверия; 60% детей (6 человек) низкий уровень. Высокий уровень доверия не выявлен.
Таким образом, мы можем заключить, что младшие школьники с ЗПР нуждаются в специальной коррекционной работе, на улучшение отношений учащихся друг к другу и развитие межличностных отношений.
Диагностическое исследование выявило следующие проблемы:
1. Дети с ЗПР испытывают сложности в оценке привлекательности классного коллектива. Исследование показало, что большая группа детей имеет негативное отношение к коллективу, а так же имеются дети с нейтральным отношением к коллективу.
2. Межличностные отношения для младших школьников с ЗПР имеют слабое значение. Так как в предлагаемой методике одним из важнейших критериев была игровая комната, которую никто не изобразил, так же как и своих одноклассников.
3. У младших школьников с ЗПР низкая степень групповой сплоченности, соответственно и межличностные отношения в таком коллективе страдают.
4. Доброжелательность так же находится на низком уровне в коллективе младших школьников с ЗПР, что так же негативно влияет на межличностные отношения.
5. По результатам, полученным во время исследования межличностных отношений у младших школьников с ЗПР можно судить, что доверие в данном коллективе находится на низком уровне.
Таким образом, в дальнейшей коррекционно-развивающей работе основанной на результатах диагностического исследования необходимо будет реализовать следующие направления:
- формирование положительного восприятия группы в целом; чувство «МЫ»;
- формирование понимания другого человека, его эмоционального состояния, оценка других людей;
- воспитание доброжелательности и доверия к людям;
- развитие навыков сотрудничества.
Проводимое нами исследование показало, что необходимо начинать коррекционно-развивающую работу по развитию и коррекции межличностных отношений у младших школьников с ЗПР с проведения диагностического исследования, которое позволило выявить конкретные проблемы в их развитии и сделать работу более целенаправленной.