Методики изучения межличностных отношений


МБОУ Телейская средняя общеобразовательная школа
Чурапчинского улуса РС(Я)
Методики изучения межличностных отношений в условиях школьного коллектива
Кононова Алена Семеновна
учитель начальных классов

Человек, как и все живое в природе развивается, усваивая опыт, который человечество накопило на всем протяжении своего существования. Развитие человека – это сложный и противоречивый процесс, инициированный совокупностью многих сил: биологических и культурных; внутренних побуждений и внешних воздействий. Этот процесс начинается с момента рождения и длится до конца жизни, характер его протекания определяется во многом окружающей средой, но вместе с тем зависит от личностных характеристик и свойств человека. Первоначальное развитие человека рассматривается в психологии как переход от простого, нераздельного тождества индивида и рода к выделению единичности. Развитие человека осуществляется в общении с другими людьми.
Все социальные институты действуют на развитие личности не непосредственно, а через малые группы, членом которых ребенок является, через общение с людьми, которые окружают ребенка в этих группах. Это – члены семьи, товарищи по классу, друзья по дому, отдельные люди, с которыми ребенок вступает в контакты. Не только общение, сколько отношения с этими людьми определяют развитие личности.
Это развитие может идти нормально лишь при достаточно благоприятных взаимоотношениях, в которых создается и действует система взаимной поддержки, доверия, открытости, обнаруживается искреннее стремление общающихся друг с другом людей бескорыстно помогать друг другу, способствовать развитию друг друга как личностей. При плохих взаимоотношениях, напротив, возникают препятствия на пути личностного совершенствования человека, так как люди перестают доверять друг другу, проявляют себя по отношению друг к другу в основном с отрицательной стороны, не обнаруживают желания помогать друг другу. В общении возникают более и менее устойчивые представления ребенка о самом себе. Они выступают как непосредственное отражение в его сознании того, что о нем думают окружающие люди. Общение играет весьма существенную роль
Цель: исследование межличностных отношений в коллективе младших школьников, как этапа становления целостной личности.Задачи:
- изучить и проанализировать литературу по данной теме;
- провести диагностику младших школьников с целью выявления их поведений и представлений о себе;
Межличностные отношения детей в классном коллективе – это форма реализации социальной сущности каждого ребенка, психологическая основа для сплочения детей. В коллективе у младшего школьника реализуется потребность в социальном соответствии: желание соответствовать социальным требованиям, выполнять правила общественной жизни, быть общественно полноценным. Это побуждает ребенка проявлять интерес к сверстникам, искать друзей.
Младший школьный возраст, представляет себе большие возможности для формирования нравственных качеств и положительных черт личности. Податливость, внушаемость, склонность к подражанию, авторитет учителя и взрослых создает благоприятные предпосылки для формирования личности.
Детский коллектив активно формирует межличностные отношения. Общаясь со сверстниками, младший школьник приобретает личный опыт отношений в социуме, социально-психологические качества (умение понимать одноклассников, тактичность, вежливость, способность к взаимодействию). Именно межличностные отношения дают основу чувствам, переживаниям, позволяют проявить эмоциональный отклик, помогают развивать самоконтроль. Духовное влияние коллектива и личности взаимно.
Важна и социально-психологическая атмосфера коллектива. Она должна создавать оптимальные условия для развития младшего школьника: порождать чувство психологической защищенности, удовлетворять потребность ребенка в эмоциональном контакте, быть значимым для других людей.
Положительный психологический и педагогический потенциал детского коллектива не может сложиться сам, стихийно. Нужна “окружающая ребенка атмосфера” социальной мысли, внешнее педагогическое влияние и руководство.
При изучении межличностных отношений в классах начальной школы можно применить следующие методики:
- Поздравь товарища ( по методике И.Л. Коломинского)
- Анкета для родителей, воспитателей и учителей
- Анкета для оценки привлекательности классного коллектива
- Фрактальный рисунок
- Диагностика нравственного климата в коллективе
- Исследование сферы межличностных отношений ребенка
(по методике Рене Жиля) и др.
В своем классе я использовала следующие методики: поздравь товарища, анкету для оценки привлекательности классного коллектива, методику Рене Жиля, фрактальный рисунок и получила следующие результаты:
– «Поздравь товарища» по методике И.Л. Коломинского
Цель методики состоит в изучении динамики развития взаимоотношений. На каждого ученика раздается поздравительная открытка с картинками. Дети по одному заходят в класс и раскладывают свои открытки на парты тех кого хотели бы поздравить.
После того как все дети положили открытки, учитель фиксирует выборы и приглашает ознакомиться с результатами. В запасе следует иметь несколько лишних открыток, чтобы положить по 1- 2 открыток тем детям, которые не получили их от сверстников. Это делается втайне от детей, до прихода в класс.
Оценка результатов производится по следующим критериям:
- от 2 и более открыток – относят к категории «принятых»;
- 0 открыток – относят к категории «изолированных»;
Фамилия, имя ученика 01 02 03 04 05 06 07 08 Результат
Аржаков Миша 01 + + + прин.
Андреева Света 02 + + + прин.
Барашкова Вика 03 + + + прин.
Борисов Денис 04 + + + прин.
Местникова Диана 05 + + + прин.
Сорокоумова Снежана06 + + + прин.
Чохова Диана 07 + + + прин.
Горохова Саина08 + + + прин.
- Анкета для оценки привлекательности классного коллектива
Методика предназначена для оценки привлекательности для ученика классного коллектива. Представляет собой анкету, в которой к каждому вопросу предлагается определенным количеством баллов. Анкетирование может проводиться в группе и индивидуально.
Ответ :“а” - 5 баллов, “б” - 4 балла, “в” - 3 балла, “г” - 2 балла, “д” - 1 балл,
“е” - 0 баллов.
Максимальное количество баллов, которые может набрать ребенок после заполнения анкеты, составляет 25 баллов.
Вопросы:
1. Как вы оценили бы свою принадлежность к классу?
а) Чувствую себя членом класса, частью коллектива;
б) Участвую в большинстве видов деятельности;
в) Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других;
г) Не чувствую что являюсь членом коллектива;
д) Учусь, не общаясь с другими детьми класса;
е) Не знаю, затрудняюсь ответить.
2. Перешли бы вы учиться в другой класс, если бы представилась такая возможность?
а) Да, очень хотел бы перейти;
б) Скорее всего, перешел бы, чем остался;
в) Не вижу никакой разницы;
г) Скорее всего, остался бы в своем классе;
д) Очень хотел бы остаться в своем классе;
е) Не знаю, трудно сказать.
3. Каковы взаимоотношения между учениками в вашем классе?
а) Лучше, чем в любом другом классе;
б) Лучше, чем в большинстве классов;
в) Примерно такие же, как и в большинстве классов;
г) Хуже, чем в большинстве классов;
д) Хуже, чем в любом классе;
е) Не знаю.
4. Каковы взаимоотношения учеников с классным руководителем?
а) Лучше, чем в любом другом классе;
б) Лучше, чем в большинстве классов;
в) Примерно такие же, как большинстве классов;
г) Хуже, чем в большинстве классов;
д) Хуже, чем в любом классе;
е) Не знаю.
5. Какого отношение учеников к учебе в классе?
а) Лучше, чем любом другом классе;
б) Лучше, чем в большинстве классов;
в) Примерно такие же, как и в большинстве классов;
г) Хуже ,чем в большинстве классов;
д) Хуже, чем в любом классе;
е) Не знаю.
Обработка результатов.
Все баллы, полученные ребёнком за каждый ответ, суммируются и интерпретируются следующим образом:
25-18 баллов – классный коллектив является для ребенка очень привлекательным. Атмосфера внутри класса полностью удовлетворяет ребенка. Он дорожит взаимоотношениями с остальными детьми коллектива.
17-12 баллов – ребенок хорошо адаптирован в классном коллективе. Атмосфера взаимоотношений является для него комфортной и благоприятной. Классный коллектив представляет ценность для ребенка.
11-6 баллов – нейтральное отношение ребенка к коллективу свидетельствует о наличии определенных благоприятных зон взаимоотношений, которые дискомфортно влияют на ощущение собственного положения ученика в классе. Имеется явное желание либо отдалиться от коллектива, либо изменить свое отношение в нем.
5 и менее баллов – негативное отношение к классу. Неудовлетворенность своим положением и ролью в нем. Возможна дезадаптация в его структуре.
Сопоставление полученных данных по анкете и методике позволит сделать вывод о соответствии собственных впечатлений ребенка об учебном коллективе, его месте в структуре класса и отношении школьников к ребенку.
№ Фамилия, имя ученика Вопросы Баллы
1 2 3 4 5 1. Аржаков Миша а да а в 19
2. Андреева Света б в а а в 20
3. Барашкова Вика б в б а б 20
4. Борисов Денис а е в б в 17
5. Местникова Диана а дб а б 19
6. Сорокоумова Снежанаа да а б 20
7. Чохова Диана б дв б е 12
8. Горохова Саинаа а б б в 21
Исследование сферы межличностных отношений ребенка
(по методике Рене Жиля)
Цель теста - исследование социальной приспособленности ребенка младшего школьного возраста, сферы его межличностных отношений и их особенностей. Методика позволяет выявить конфликтные зоны в системе межличностных отношений ребенка, давая тем самым возможность, воздействуя на эти отношения, влиять на дальнейшее развитие личности ребенка.
Ребенок, рассматривая рисунки, отвечает на поставленные к ним вопросы, показывает выбранное им для себя место на изображенной картинке.
Тестовый материал:
1. Вот твои товарищи идут на прогулку. Обозначь крестиком, где находишься ты.
2. Это площадка для игр. Обозначь, где находишься ты.
3. Ты и твои товарищи на прогулке, одна женщина вам что-то объясняет. Обозначь крестиком, где ты.
По проведенной методике Рене Жиля были выявлены следующие межличностные отношении ребенка в коллективе:
Благоприятные взаимоотношения в коллективе – 8
Неблагоприятные отношения в коллективе - 0
Отгороженность от коллектива - 0
Заключение
Проблема межличностных отношений в младшем школьном возрасте требует от учителей и родителей пристального внимания и изучения, поскольку младший школьный возраст является периодом, когда у ребёнка возрастает потребность в расширении и углублении взаимоотношений с окружающими. В связи с поступлением в школу у ребёнка происходит существенная перестройка структуры взаимоотношений: позиция ребёнка по отношению к окружению становится важной
В ходе исследования было определено понятие межличностных отношений как сочетание следующих его параметров: статус ученика и психологический климат в классе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Бодалёв А.А. Личность и общение. М.,1983.
Выготский, Л.С. Детская психология. М.,Педагогика – Пресс,1996.
Коломинский,Я. Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. М., Академия,1969.
Методика Рене Жиля. Исследование сферы межличностных отношений ребенка: (пед. диагностика) – М., Психология, 2005.
Мухина В.С. Возрастная психология М., 1997
Немов, Р.С. Психология. М., ВЛАДОС, 2003.
Особенности психического развития детей 6 – 7 летнего возраста. Под ред.Д. Б. Эльконина. – М.,Психология,1981.