Формирование ключевых компетенций младших школьников.


Формирование ключевых компетенций младших школьников


Школа – это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать её в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее.
Анри Барбюс


Социально-экономические перемены, происходящие в настоящее время в нашем обществе, затронули и всю систему образования. Сегодня, в условиях изменившегося социального заказа к образованию (от человека, знающего – к человеку, умеющему), изменились и представления о выпускнике средней школы. Современному обществу с его глобальными проблемами нужен человек не столько информированный, сколько умеющий учиться, пользоваться информацией, познающий социум, людей и себя в этом быстро изменяющемся мире, сохраняющий то ценное, что есть в культуре, осмысливающий результаты своей деятельности. Вместе с тем сегодняшний школьник ещё внутренне не готов к жизни в условиях самоопределения, активности и достоинства. Нередко мы сталкиваемся с повторяющимися фактами:
хорошо успевающий ученик, окончив школу, оказывается в жизни неуспешным человеком;
в критический момент выясняется, что полученные в школе знания и умения не походят к жизненной ситуации, которую нужно срочно разрешить;
подавляющее большинство знаний и умений, полученных в школе, оказываются вообще не востребованными в жизни.
Все перечисленные факты свидетельствуют о некомпетентностном подходе в обучении. Выпускник некомпетентностного обучения – некомпетентный человек. Он не готов к тому, чему его не учили – действовать в ситуациях неопределённости, постоянно повторяющихся в жизни.
В связи со сменой образовательной парадигмы, произошли изменения и в моём сознании учителя.
Современная начальная школа не может оставаться в стороне от процессов
модернизации образования, происходящих сегодня в России. В период значимых перемен в социально-культурном облике страны особенно остро встаёт вопрос повышения качества образования как направляющей силы осуществления преобразований. Из-за стремительного усложнения всех аспектов общественной и профессиональной деятельности возникает необходимость в овладении большим объёмом разноплановых знаний. От человека требуются владение умениями ориентироваться в информационных потоках, осваивать новые технологии, самообучаться, искать и использовать недостающие знания. Востребованы такие качества личности, как универсальность мышления, динамизм, мобильность.
Качественное образование, ориентированное на компетенцию человека, позволяет целенаправленно использовать имеющиеся ресурсы, обеспечить учение на разных уровнях и с использованием различных способов, опираться на способности и склонности учащихся, удовлетворить образовательные потребности учеников и дать им возможность выбрать свою траекторию развития и более глубоко изучить учебный материал по избранному направлению. Это будет работать на повышение качества и поможет получить необходимые знания.
На сегодняшний день в России уже появились теоретические и научно-методические работы, в которых анализируются сущность компетентностного подхода и
проблемы формирования ключевых компетенций (Л.Ф. Иванова, А.Г. Каспржак, А.В. Хуторской). Разработкой данной проблемы занимаются российские исследователи П.П.
Борисов, Н.С. Веселовская, А.Н. Дахин, И.А. Зимняя, Н.А. Переломова, Т.Б. Табарданова,
И.Д. Фрумин, Г.А. Цукерман, А.В. Баранников и др., а также зарубежные ученые: Р. Барнетт, Дж. Равен (Великобритания), В. Вестера (Голландия).
Чей опыт я могу использовать для формирования ключевых компетенций младших школьников? Мои педагогические ценности прекрасно согласуются с идеями Образовательной системы «Школа 2100», которая еще в 1996 году провозгласила новую цель образования. Вместо господствующей в те времена идеи приобретения системы прочных фундаментальных знаний, образовательная программа провозгласила идею функционально грамотной личности, «которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Я глубоко убеждена, что учить необходимо способам деятельности. Знания должны подчиняться умениям. Знание – сила, но знание – и средство. Иметь знания и уметь их использовать – разные вещи.
Основным для компетентностного подхода является понятие «компетенция».
Компетенция – готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации.
Основных ключевых компетенций – четыре:
информационная компетенция – готовность к работе с информацией;
коммуникативная компетенция – готовность к общению с другими людьми;
кооперативная компетенция – готовность к сотрудничеству с другими людьми;
проблемная компетенция – готовность к решению проблем.
Компетенция имеет важную особенность: в отличие от знаний, умений и навыков, которые всегда «хранятся» в готовом к использованию виде, компетенция «собирается» лишь в момент её реализации, т.е. в ответ на ситуацию. Схематически это может быть представлено следующим образом.
Компетенция






Внутренние ресурсы – это ЗУНы – знания, умения, навыки. Внешние ресурсы – это всё, что может привлечь человек для решения проблемы: информационные ресурсы, человеческие, финансовые, материально-технические. Самоуправление – целенаправленное управление ресурсным пакетом, которое формируется в процессе обучения, на основе опыта разрешения множества проблемных ситуаций. Мобилизация – «запуск» компетенции в ответ на проблемную ситуацию.
Нередко учителя считают, что общеучебные умения и навыки и ключевые компетенции - это одно и то же. Однако, формируя общеучебные умения и навыки, школа выполняет ведомственный заказ системы образования на подготовку удобного ей человека, умеющего учиться, тогда как, формируя ключевые компетенции, школа выполняет общественный заказ на подготовку человека, умеющего жить.
Общеучебные умения и навыки очень близко подходят к понятию образовательная ключевая компетенция. При этом из четырёх элементарных ключевых компетенций, составляющих общеучебные умения и навыки, две (информационная и коммуникативная) представлены относительно полно; две других (кооперативная и проблемная), напротив, присутствуют очень слабо.
«Строительство» ключевых компетенций «закладывается» в образовательный процесс посредством технологий (проблемно-диалогического обучения, технологии продуктивного чтения, технологии оценки учебных достижений), метод проектов, исследовательская деятельность, обучение в сотрудничестве и др., путём реализации личностно-деятельностного подхода при отборе содержания материала, систематического интегрирования предметного содержания при решении значимых для учащихся и востребованных жизнью практических задач.
Ключевыми компетенциями в той или иной степени должен овладеть каждый человек, так как они позволяют достигать результатов в неопределенных, проблемных ситуациях; позволяют самостоятельно и в сотрудничестве с другими решать проблемы, т.е. справляться с ситуациями, для разрешения которых никогда нет комплекса наработанных средств. При этом важно помнить, что компетенции проявляются и приобретаются человеком в деятельности, имеющей для него ценность.
Компетентностный подход не отрицает, а изменяет роль знаний. Знания полностью подчиняются умениям. В содержание обучения включаются только те знания, которые необходимы для формирования умений. Все остальные знания рассматриваются как справочные. В то же время, учащийся должен при необходимости уметь быстро и безошибочно воспользоваться всеми этими источниками информации для разрешения тех или иных проблем.
Поэтому, если я буду формировать ключевые компетенции у обучающихся, то:
повысится качество образования;
повысится степень мотивации учения, прежде всего, за счёт осознания его пользы для сегодняшней и последующей жизни учащихся;
повысится степень самостоятельности и ответственности учащихся в учении;
повысится уровень подготовленности учащихся к успеху в основной школе и в жизни.
Формирование ключевых компетенций предполагает:
- изменение подходов к организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе, роли ученика в учебном процессе,
переход от установки на запоминание информации к освоению новых видов деятельности,
создание условий для расширения спектра индивидуальных образовательных возможностей,
развитие независимого творческого мышления,
создание благоприятных педагогических условий для творческой самореализации ребёнка и его самообразования.
Ключевыми словами в характеристике компетенций являются слова – искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться.
Отсюда можно вывести некомпетентностные виды деятельности на уроке:
фронтально-индивидуальный опрос;
информирующая беседа;
самостоятельная индивидуальная работа учащихся с учебником (или другими пособиями) по заданиям, указанным учителем;
демонстрация видеофильма;
экскурсия;
проверочная или контрольная работа, проводимая в традиционной форме, и др.
Всем известна учительская присказка, которую мы часто произносим, говоря об учениках: “Уже и разжевали и в рот положили, проглотить только осталось”. Компетентностный подход раскрывает другое высказывание – древняя китайская мудрость: “Расскажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я научусь”.
С целью формирования информационной компетенции я применяю следующие методы: задания на поиск информации в справочной литературе, сети Интернет, путём опросов, интервьюирования, работы с литературными первоисточниками; задачи с избытком информации (требуется отделить значимую); задачи с недостатком информации (требуется определить, каких именно данных недостаёт); задания на упорядочение информации (выстраивание логических, причинно-следственных связей); составление планов к тексту; подготовка вопросов к тексту; составление диаграмм, схем, графиков, таблиц; задания, связанные с интерпретацией, анализом и обобщением информации; задания по обобщению материалов состоявшейся дискуссии; подготовка сообщений; подготовка презентаций, плакатов; подготовка учебных пособий по теме; подготовка стендов, стенгазет, объявлений, программ мероприятий.
Коммуникативная компетенция – сложное по структуре образование, что определяется сложной структурой коммуникации. Все методы формирования коммуникативной компетенции являются комплексными, так как невозможно изолировано обучать отдельным этапам или умениям коммуникации. Считаю наиболее эффективными следующие: все формы учебного диалога; доклады и сообщения; ролевые и деловые игры; учебные исследования и учебные проекты; обсуждения, дискуссии; выступления на защитах учебных исследовательских работ; выступление в качестве ведущих на мероприятиях; вовлечение учащихся в работу театральной студии.

Например:
Характеристика задания
Компетентность: Коммуникационная Аспект: Письменная коммуникация Уровень:  I
Структура задания
Стимул: У тебя пропала собака. Ты решил написать объявление. Задачная формулировка: Составь текст объявления. В объявлении напиши название породы собаки, цвет, 2 дополнительные приметы. В тексте не должно быть ошибок. Бланк:
                                                                                                

 

 

 

Источник: – Инструмент проверки (модельный ответ): В объявлении написано название породы собаки – 1 балл. В объявлении указан цвет собаки – 1 балл.  В объявлении указаны 2 дополнительные приметы собаки – 2 балла, указана 1 примета – 1 балл. В тексте нет ошибок – 1 балл.
Максимальное количество баллов – 5 баллов.
Проблемная компетенция выражается в умениях самостоятельно: выявлять проблему в ситуациях избыточной информации, формулировать цель, делить цель на ряд последовательных задач, находить пути и средства решения задач, публично представлять результаты, оценивать степень разрешённости проблемы.
Использую следующие методы формирования проблемной компетенции: коллективное целеполагание в начале урока или перед решением учебной задачи; коллективное подведение итогов и оценивание; проблемно-ориентированная дискуссия; проблемный вопрос, проблемная задача, проблемная ситуация; учебные задачи с избыточным условием; учебные задачи с недостаточным условием; практические работы поискового и исследовательского характера, имеющие жизненный контекст; любые виды проектной деятельности; задания с ограничением по времени.
Кооперативная компетенция заключается в умении сотрудничать в группе, осуществлять коллективное целеполагание и планирование, распределять задачи и роли между участниками группы, действовать в роли ситуативного лидера и в роли исполнителя, координировать свои действия с действиями других членов группы.
В компетентностном обучении учебным заданиям отводится важная роль, т.к. каждое из них должно развивать одно или несколько ключевых умений, без которых  невозможно получить результат.
Задание
 Вова наблюдал за жизнью муравьев. Помоги ему ответить на вопросы, которые у него появились.
Два муравья выбежали из муравейника в противоположных направлениях. Через некоторое время расстояние между ними было 14 дм. На каком расстоянии от муравейника в это время находился первый муравей, если второй отбежал от муравейника на 8 дм?
 2. Первый муравей принёс в муравейник 12 травинок. Это на 5 травинок больше, чем принёс второй. Сколько травинок принёс второй муравей?
Анализ задания
Задание комплексное, так как состоит из двух простых задач, их решение - это многооперационная деятельность.
Задание продуктивное, т.к. наличие сюжета создаёт новую ситуацию для учащихся.
Предметные компетенции: а) развитие умений решать текстовые задачи; в) усвоение приёма вычитания из чисел с переходом через разряд в пределах 20; в) вычисления с именованными числами; г) работа со вспомогательной моделью (схематический чертёж) текстовой задачи.
Межпредметная компетентность - связь сюжета задач с предметной областью «Окружающий мир». Ключевые компетентности: а) интеллектуальная (преобразование текста условия задачи в схему и её дополнение; аналитико-синтетические умения, необходимые для поиска решения); б) коммуникативная (анализ условий задач в устной форме; обоснование своего мнения); в) оценочная (самооценка выполненной деятельности выражается в проверке решения).
Задание на развитие оценочных умений. Ученикам выдаётся 3 листа с верно и неверно решенными математическими выражениями. В равенствах специально сделано пять ошибок, часто встречающихся у младших школьников. Например, для первоклассников могут быть такие ошибки: на замену знака действия, на замену действия вычитания действием сложения при вычитании «второй» части вычитаемого в случаях вычитания с переходом через разряд. К каждому листу последовательно даются следующие инструкции:
1 лист:
-Найди и исправь ошибки.
2 лист:
-В решенных выражениях допущено 5 ошибок, найди и исправь их.
3 лист:
-В решенных выражениях допущено 10 ошибок. Найди и исправь их.
В данном задании проявляется формирование контролирующих и оценочных умений в выявлении и исправлении ошибок, а также в выявлении нарушения инструкции и её переоценке.
Наиболее эффективными для формирования компетенции по работе в сотрудничестве являются групповые формы работы, но это не значит, что фронтальные и индивидуальные формы не подходят для этой цели. Главное в данном случае – общая установка на обучение учащегося умениям работать над выполнением учебных заданий не только самостоятельно, но и в сотрудничестве с товарищами.
Методы и приёмы в рамках фронтально-индивидуальной работы: фронтальный опрос с предварительным обсуждением (в паре, в группе); индивидуальные задания для самостоятельной работы проблемного характера (головоломка, шарада). Методы и приёмы в рамках групповой работы – практически все. В их числе: самостоятельная работа в парах и в группах по изучению и закреплению нового материала; лабораторные и практические работы, проводящиеся в парах и группах; групповые мини-проекты (презентуются на уроке); групповые исследовательские проекты; ролевые и деловые игры.
С целью более эффективного формирования компетенций я применяю следующие технологии: проблемно-диалогического обучения, продуктивного чтения, оценивания, проектной деятельности, здоровьесберегающие, работы в малых группах, информационно-коммуникационные.
Реализация технологии проблемно-диалогического обучения позволяет формировать проблемную, информационную, коммуникативную компетенции, учит учащихся самостоятельному решению проблем.
Проблемно-диалогические методы обучения универсальны, но, в тоже время, имеют определенную предметную специфику, наиболее ярко выраженную у побуждающего диалога. Главное отличие проблемного диалога – участие детей в открытии знаний и соответствие структуры урока алгоритму решения проблем в жизни.
Вот данная ситуация на уроке русского языка, когда дети удивились и столкнулись с затруднением. После этого поставили проблему и стали искать путь к ее решению.
Пример: Учитель предлагает ученикам на доске и в тетради записать слова:




- Посмотрите на запись. Вас что-то удивляет? (Осознание затруднения)
- Какие вопросы у вас возникают?
УЧЕБНАЯ ПРОБЛЕМА: Как называется орфограмма и как правильно писать слова в этом случае?
РЕШЕНИЕ: Это слова с чередующимися гласными, правило написания слов с чередованием гласных а–о в корне
Проблемный диалог способствует развитию всех ключевых компетенций. Для оценки информации или ее отбора надо вспоминать, что известно по той или иной проблеме, о том или ином понятии, а это, прежде всего, – информационная компетенция. Доказывая свою точку зрения, принимая или отвергая другую, ученики учатся договариваться, сотрудничать, а это – коммуникативная и кооперативная компетенции. В случае если приходится разбираться в системе нравственных ценностей – это развитие информационной, коммуникативной и проблемной компетенций.
Технология продуктивного чтения способствует развитию элементов языковой, лингвистической компетенций, а также информационной и коммуникативной. Такие приемы работы с текстом, как диалог с автором и комментированное чтение позволяют прочитать скрытый авторский смысл. Ученики на каждом уроке встречаются с различными видами информации, которые помогают им проникнуть в ту или иную науку, сферу окружающего мира. Прежде необходимо вычитать текст, найти важное, раскодировать и добиться точности понимания текста. Традиционный анализ текста, прежде всего, предполагал вопросы, вскрывающие фактуальную информацию. А домашнее задание, которое получали дети на уроке, – это пересказ текста. А вот жизнь требует от читателя выбор только той части информации, которая требуется в конкретной ситуации. Для обсуждения с друзьями или на работе приходится анализировать, делать выводы и приводить аргументы, используя слова, предложения данного текста, а вот целый пересказ, как таковой, жизнь не требует.
Каждый текст содержит три вида информации: фактуальную, подтекстовую и концептуальную. Все три вида информации в тексте между собой тесно взаимосвязаны. И зрелый читатель способен выделить, вычитать все три вида информации, а вот начинающего читателя этому надо учить, задавая для этого вопросы: фактуального, подтекстового и концептуального характера.
На каждом уроке текст имеет свое предназначение: на уроке русского языка, литературного чтения, математики и т.д. Но место для чтения текста есть на уроке в каждом предмете. Сам алгоритм работы с текстом дети присваивают уже с первых школьных дней. И дома, открывая любой учебник, читают так сами – это организует деятельность каждого ученика. Задавая вопросы автору и самому себе во время чтения, читатель учится общаться, развивая коммуникативные навыки. Извлекая любую информацию, человек становится богаче интеллектуально. А оценивая поступки литературных героев с точки зрения нравственных норм и правил, учится оценивать ситуации и характеры людей с подобными качествами в жизни.
Технология оценки учебных достижений предлагает проводить оценку на уроке так, как это происходит в жизни, создает условия для формирования всех видов ключевых компетенций, так как включает каждого ученика в процесс оценки собственной деятельности (самооценка). Данная технология помогает ребятам анализировать результат своей работы, оценивать, что получается хорошо, что требует особого внимания. Важнейшую роль в технологии оценки учебных успехов играет правило самооценки. Его применение позволяет научить каждого ученика алгоритму своей самооценки. Учеба становится комфортной, когда ученик четко понимает, что надо делать, и сам ставит себе отметку.
По мнению некоторых учёных, изменения в системе оценивания учебных результатов – главное отличие компетентностного подхода от традиционного.
Работая в режиме развивающего обучения, я пришла к выводу, что проектная деятельность как никакая другая готовит учащихся к успеху в жизни, разгружает учащихся не за счёт механического сокращения содержания, а за счёт повышения доли индивидуального самообразования, самостоятельности, переноса внимания к способам работы с информацией, групповому распределению нагрузок и изменению мотивации. Данная технология не в теории, а на практике обеспечивает единство учебно-воспитательного процессов, когда одни и те же задачи разносторонней подготовки к жизни решаются различными средствами урочной и внеурочной деятельности. Основные признаки отличия проектной деятельности от других видов деятельности: направленность на достижение конкретных целей; координированное выполнение взаимосвязанных действий; ограниченная протяженность во времени с определенным началом и концом; в определенной степени неповторимость и уникальность.
Средством оценивания учебных достижений учащихся, наиболее соответствующим компетентностному подходу, является портфолио (учебный портфель). Портфолио папка-накопитель учебных достижений учащегося, наглядно характеризующая его продвижение в развитии ключевых компетенций.
Портфолио выступает в компетентностном подходе не просто как особая форма оценивания, но как форма, соединяющая в себе все возможные варианты оценивания. Это возможно, поскольку:
-учащийся использует свое портфолио для самооценивания результатов и для оценки темпов своего продвижения в той или иной компетенции;
-портфолио, его содержание и ведение могут быть оценены учителем;
-портфолио может быть презентовано перед классом, педагогами, родителями;
-может быть создано групповое портфолио учащихся класса, которое используется для групповой самооценки.
Формирование ключевых образовательных компетенций предполагает процессуально-результативный подход, так как об эффективности работы можно судить только по результату.
Результативность моей деятельности прослеживается как по качественным характеристикам образовательного процесса, так и по уровню сформированности ключевых компетенций, уровню мотивации и самостоятельности обучающихся
Для оценки результативности работы по формирования ключевых образовательных компетенций использую качественно-количественные характеристики эффективности решения поставленных задач. Результаты показывают положительную динамику уровня сформированности ключевых компетенций.

13 EMBED Excel.Chart.8 1415 13 EMBED Excel.Chart.8 1415



13 EMBED Excel.Chart.8 1415 13 EMBED Excel.Chart.8 1415

Результаты проведённого мониторинга показывают положительную динамику уровня мотивации и самостоятельности обучающихся.

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 141513 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415

Формирование ключевых образовательных компетенций положительно влияет на повышение качество обучения.

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415 Показатели качества знаний учащихся по предметам подтверждают результативность используемых, методов, форм и приемов формирования ключевых образовательных компетенций учащихся класса.
Ученики класса являются не только постоянными участниками школьных олимпиад по русскому языку, математике и литературному чтению, но и активными участниками городских, всероссийских, международных конкурсов, проектов, марафонов.
2010-2011 учебный год
Новицкий Савелий (4 класс) – 1 место в олимпиаде по математике
Канева Дарья (4 класс) – благодарственное письмо Управления образования по русскому языку
Лукьянов Иван (4 класс) – «Огненная стрела» - 3 место в школьной научно-практической конференции «Будущее в твоих руках»
Улыбина Татьяна (4 класс) – «Самое удивительное вещество на планете» - участница научно-практической конференции «Будущее в твоих руках».
2011-2012 учебный год
Меладзе Тамуна (4 класс) – «Все мы разные – все мы равные!» - 2 место в научно-исследовательской конференции «Ступень в будущее. Юниор»
Бабий Виктор (7 класс) – «Патриотами рождаются или становятся?» - работа отмечена особым мнением жюри научно-исследовательской конференции «Ступень в будущее. Юниор»
Обучающиеся 1 класса приняли участие в трёх раундах всероссийского «Эрудит-марафона учащихся» (процент выполнения работы от 83,3% до 100%), 5 обучающихся заняли 1-е места в региональном рейтинге.

Компетентностный подход в обучении позволяет:
согласовывать свои цели обучения с собственными целями учащихся. С каждым новым поколением учеников значение этого момента возрастает, ибо каждое новое поколение школьников становится всё более самостоятельным, более независимым от взглядов и суждений взрослых, способным ставить собственные цели в жизни;
облегчить свой труд за счёт постепенного повышения самостоятельности и ответственности учащихся в учении. По словам Л.С. Выготского, «учитель – рикша», который тянет весь учебный процесс на себе, должен превратиться в «учителя - вагоновожатого», который только управляет процессом учения;
подготовить учащихся к жизни, развивающейся по непредсказуемым законам, то есть успешно формировать все ключевые компетенции.









13PAGE \* MERGEFORMAT141015



Ситуация

Мобилизация

Самоуправление

Внешние ресурсы

Внутренние ресурсы

Ресурсный пакет

з [ а/о] ря

зарево
зорька



Диаграмма 1Root EntryTimes New RomanО/15
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·#,##0"р.";[Red]\-#,##0"р."О;

·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·#,##0.00"р.";[Red]\-#,##0.00"р."Оk*3
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-а14 °20% - Акцент2
·

·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·20% - Акцент4
·14

·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·20% - Акцент6
·

·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·40% - Акцент2
·

·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·40% - Акцент4
·

·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·40% - Акцент6
·

·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·60% - Акцент2
·

·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·60% - Акцент4
·

·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·60% - Акцент6
·13"

·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Акцент2
·13$

·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Акцент4
·13&

·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Акцент6
·