Агрессивность как фактор блокирующий социальную адаптацию ребенка в школе.

Агрессивность как фактор блокирующий социальную адаптацию ребенка в школе.
Ладыкова О.В., Ситникова Л.А.
Нижегородский государственный педагогический университет

В современном российском обществе проблеме образования уделяется все больше внимания. Известно, что 2010 год объявлен годом учителя.
Образование человека (в процессуальном плане) - это общественно организуемый и нормируемый процесс (и его результат) постоянной передачи предшествующими поколениям последующим социально значимого опыта, представляющий собой в онтогенетическом плане становление личности в соответствии в генетической программой и социализацией личности. [6,3]
Школа – важнейший институт социализации. Изучение практической психологии может помочь учителю в организации эффективного образовательного процесса.
В современных условиях возрастают требования к профессиональным качествам учителя. На сегодняшний день учитель выступает не только как источник передачи знаний, личность, формирующая нравственное развитие детей, но и как профессионал, который решает сложные психолого-педагогические проблемы. Одной из таких проблем, с которыми сталкивается каждый педагог в школе, является повышение проявления агрессивного поведения среди учащихся. Педагоги порой недостаточно хорошо знают о причине возникновения и возможности влияния на агрессивное поведение учащихся.
Агрессивные проявления у детей являются одной из наиболее острых проблем не только для работников сферы образования, но и для общества в целом. Рост детской преступности, увеличение числа детей, проявляющих агрессию в повседневной жизни, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Особенно важным изучение агрессивности является в младшем возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда еще можно предпринять своевременные корректирующие меры. У ряда детей агрессивное поведение становится устойчивой характеристикой личности. В итоге у ребенка возникают сложности с самореализацией, личностным развитием, общением с окружающими людьми. Ребенок с агрессивным поведением создает массу проблем не только окружающим, но и самому себе. Незрелая детская психика не в состоянии совладать с фрустрирующими влияниями без грамотной помощи взрослого. Учителю, психологу и родителям мало знать и учитывать особенности проявления агрессии у детей, нужно быть осведомленным о комплексе факторов, порождающих агрессию.
Агрессия может проявляться у отдельных индивидов или в группе в разных формах: ярко выраженной – драчливость, грубость, задиристость; в скрытой форме – недоброжелательность, озлобленность и др.
Существует мнение, что когда человек не чувствует себя обиженным, ущемленным, то он не злится. Злость ослепляет – она опасная вещь, которой можно нанести вред другому живому существу. Качества агрессии носят явную и скрытую форму:
Ярость, вспышка гнева;
Гнев;
Полная пассивность, страх;
Сознательный уход от деятельности;
Скука;
Депрессия – длительно подавленный гнев;
Сарказм, грубые шутки, унижение другого;
Эгоцентризм, гордыня. [4. 9 - 11]
Таким образом, агрессия, в какой форме она не проявлялась, представляет такой способ поведения, направленный на причинение вреда другому живому существу, не желающему с собой такого обращения.
В младшем школьном возрасте инициаторами агрессии являются уже не отдельные личности, а группировки ребят, агрессивное поведение становится все менее спорадическим и все более организованным. По мере приобретения навыков конструктивного общения меняется соотношение между инструментальной и враждебной агрессиями в пользу последней. Это происходит потому, что инструментальная агрессия постепенно сменяется конструктивными способами достижения цели, а враждебная деструктивность – желание причинить оппонентам вред и получить от этого удовольствие – останется неизменной.
Кроме того, в этом возрасте дети все чаще стараются решать проблемы в своем кругу, не прибегая к помощи и заступничеству взрослых. Формирование группировок вообще заметно меняет агрессивное поведение школьников. Пребывание в группе дает им возможность испытывать чувство комфорта и защищенности, повышения своих возможностей. Следствием этого бывают исчезновение страха наказания за проявление агрессии, обостренное желание утвердиться в роли полноправного участника событий, занять в группе достойное место. Поэтому жестокость, разрушительность и другие проявления враждебной деструктивности резко возрастают уже среди учащихся начальной школы.
Особо следует отметить, что для целого ряда детей с коммуникативными нарушениями (шизоидных, сензитивных, тревожных) группа может быть фантазийной. Не имея возможностей и навыков общения для того чтобы влиться в реальную группу, они придумывают себе воображаемых товарищей. Это могут быть герои книг, мультипликационных и игровых фильмов. Ребята с помощью идентификации стараются подражать поведению любимых героев. Это нередко диктует их агрессивное поведение, которое кажется окружающим не вполне адекватным, тем более что обычно такие дети замкнуты и своими фантазиями ни с кем не делятся.
Нами было проведено исследование с целью анализа агрессивности как личностного образования в школьном возрасте.
Для исследования агрессивности и агрессивного поведения детей были использованы следующие методики:
Методика изучения агрессии. Опросник А.Басса и А.Дарки: модификация Г.А.Цуке
·рман, с изменениями.
Проективная методика «Рисунок несуществующег животного» (РНЖ)
Методика «Агрессивное поведение» Авторы Е.П.Ильин и П.А.Ковалев.
Шкала реактивной и проактивной агрессии. Э.Роланд и Т.Идсье.
Тест для родителей «Агрессивен ли Вш ребенок?»
Карта наблюдения поведением ребенка в школе.
В нашем исследовании приняли учащиеся 3, 5, 8 классов Октябрьской средней школы Нижегородской области Борского района.
В результате исследования были получены следующие результаты:
У 1011-летних подростков преобладают проявления физической агрессии, то по мере взросления у подростков 1415 лет на первый план выходит вербальная агрессия. Это, однако, не связано со снижением проявления физической агрессии с возрастом. Максимальные показатели проявления всех форм агрессии (как физической, так и вербальной) обнаруживаются именно в 1415 лет. Но динамика роста физической и вербальной агрессии по мере взросления неодинакова: проявления физической агрессии хотя и увеличиваются, но незначительно. А вот проявления вербальной агрессии растут существенно более быстрыми темпами.
Можно отметить также, что в более младшем возрасте (1011 лет) между разными формами агрессии существует достаточно слабая дифференциация. То есть, хотя они и выражены неодинаково, но различия между ними по частоте встречаемости невелики. В возрасте же 1415 лет между различными формами агрессии обнаруживаются более четкие и явные различия по частоте встречаемости. Структура проявления различных форм агрессии обусловлена одновременно как возрастными, так и половыми особенностями. В раннем подростковом возрасте у мальчиков доминирует физическая агрессия, а у девочек она выражена незначительно они отдают предпочтение вербальной форме проявления агрессии.
Однако, как показывают исследования в младшем и старшем подростковом возрасте, как у мальчиков, так и у девочек наиболее выраженной оказывается такая форма проявления агрессии, как негативизм. Второе место по частоте встречаемости в указанные возрастные периоды у мальчиков занимает физическая агрессия, а у девочек вербальная. Следует отметить также, что, независимо от возраста, у мальчиков все формы агрессивного поведения выражены больше, чем у девочек.
Исследования связи агрессивного поведения с социальным статусом подростка в группе сверстников (Ковалев П., 1996) показали, что более агрессивными являются подростки с высоким социальным статусом. Относительно выраженности различных типов агрессивного поведения наиболее склонны к прямой и косвенной физической агрессии являются эмоциональные лидеры.
Структура проявления различных форм агрессии обусловлена одновременно как возрастными, так и половыми особенностями. В раннем подростковом возрасте у мальчиков доминирует физическая агрессия, а у девочек она выражена незначительно они отдают предпочтение вербальной форме проявления агрессии.
Полученные результаты позволяют организовать работу с педагогами, родителями, администрацией проведение специальных семинаров-тренингов необходимо для готовности учителя к работе с агрессивными детьми, что позволит учителям в ответ на возникающую агрессию отвечать конструктивными способами, позволяющими снижать уровень агрессии или избавляться от нее не нанося вред другим.
Также следует помнить о том, что эффективность коррекционной работы с агрессивным ребенком во многом зависит от сотрудничества с родителями. Зачастую это наиболее сложный этап в работе учителя с агрессивным ребенком, т.к. родители с неохотой признают различные недостатки у своих детей. Также не следует забывать, что часто у агрессивных детей семьи бывают неблагополучные и сами родители являются агрессивными. Поэтому учитель должен очень осторожно, деликатно, но в то же время эффективно проводить беседы с родителями, чтобы взаимодействовать и сотрудничать вместе. Эффективности в работе с родителями учитель должен добиваться не только с помощью своей интуиции и опыта, но и с помощью специальных психологических техник, которые необходимо включать в семинар-тренинг.
Работа со сказками как одно из направлений работы с агрессивными детьми.
Детская агрессия: причины возникновения и пути решения проблемы.
Коррекция детско-родительских отношений через ролевые игры.
Детские страхи и неврозы как следствие нарушения механизмов адаптации. Профилактика и помощь детям и родителям.
Список литературы.
Абрамова Г.С.Возрастная психология. – Екатеринбург. 1999. – с.86
А.Г.Долгова Агрессия в младшем школьном возрасте. Диагностика и коррекция. – Генезис Москва 2009 с.9 -17
Михайлина М.Ю. Профилактика детской агрессивности Издательство «Учитель», 2008 с.3, с.75-78
С.Ю.Чижова, О.В.Калинина Детская агрессивность. Ярославль «Академия развития», 2005
Г.А.Шалимова Психодиагностика эмоциональной сферы личности: Практическое пособие. – М.:АРКТИ, 2006. – 232 с
Чубарян О.М. «Основы профессионального образования в контексте современной культуры»









15