Компетентностный подход в начальной школе

"Компетентностный подход в начальной школе"

Екименко Светлана Юрьевна, учитель начальных классов МКОУ «Омская СОШ», Омская область, п. Омский, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Современное образование претерпевает изменения. Изменился и характер педагогической деятельности учителя. Это обусловлено расширением информационного пространства, появлением инновационных подходов. Речь идет о компетентностном подходе учителя к процессу образования. Педагоги понимают, что одних знаний, умений, навыков недостаточно, нужно осваивать деятельностные технологии, изменять содержание уроков.
Цель компетентностей – помочь ребёнку адаптироваться в социальном мире. Так как обучение идёт не только в школе, а под воздействием семьи, друзей, работы, культуры. Как помочь ребёнку стать компетентным? Этого можно добиться при использовании новых технологий, которые направлены на необходимость мыслительной деятельности и коммуникативность, где учитель выступает как учитель-сценарист, режиссер, партнёр. Наиболее удачными, на мой взгляд, являются технологии, связанные с различными формами интерактивного обучения, проектной деятельностью, нестандартными уроками
Уже 5 лет я работаю по программе «Школа России». В качестве задачи системы образования была отмечена необходимость формирования целостной системы универсальных умений, способности учащихся к самостоятельной деятельности и ответственности, т.е. ключевых компетенций. Работая по этой программе, я как учитель стараюсь развивать у своих учеников основные ключевые компетенции, такие как учебно-организационную, интеллектуальную, информационную.
Большое влияние на развитие ключевых компетенций у учащихся оказывает игра. Игра – ведущий вид деятельности для дошкольного возраста, все следующие периоды со своими ведущими видами деятельности не вытесняют игру, а продолжают включать её в процесс развития.
Игровая деятельность в учебном процессе позволяет реализовать дидактические, воспитывающие, развивающие и социализирующие цели.

-ДИДАКТИЧЕСКИЕ цели: расширение кругозора, познавательная деятельность, применение знаний в практике, формирование определённых умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие универсальных учебных действий, развитие трудовых навыков;

-ВОСПИТЫВАЮЩИЕ: воспитание самостоятельности, воли, сотрудничества, коллективизма, коммуникативности.

-РАЗВИВАЮЩИЕ: развитие, внимания, памяти, речи, мышления (умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии), творческие способности, умение находить оптимальные решения, развитие мотивации;

- СОЦИАЛИЗИРУЮЩИЕ: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, стрессовый контроль, саморегуляция, обучение общению.

В своей работе я широко использую дидактические игры. В процессе изучения и использования на практике дидактических игр у меня сложилась классификация дидактических игр по уровню деятельности учащихся:[1]
Игры, требующие от детей исполнительской деятельности.
С помощью этой группы игр дети выполняют действия по образцу или указанию. В процессе таких игр ученики знакомятся с простейшими понятиями, овладевают счётом, чтением, письмом. В этой группе игр можно использовать такие задания: придумать слова, числовые выражения, выложить узор, начертить фигуру подобную данной.
Игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность.
К этой группе относятся игры, способствующие формированию вычислительных навыков, навыков правописания.
Игры, в которых запрограммирована контролирующая деятельность.
К ним можно отнести: игры, в которых ученики выполняют проверку чьей-то работы.
Игры, требующие от детей преобразующей деятельности.
В этих играх нужно преобразовать слова, числа, задачи в другие, логически связанные с ними.
Игры, включающие элементы поисковой деятельности.
Дети должны выявить закономерность, которая является ключом к данному заданию. Ученики очень любят игры данной группы. Им нравится сравнивать, анализировать. Находить общее и различия, интересен поиск недостающего.
Интеллектуальная игра направлена на развитие у детей познавательных интересов, тесно связывается с учебным процессом. В каждом классе есть группа учеников, которая относится к разряду "незаметных и тихих”. Коллективный командный дух, желание одержать победу очень часто преображает этих робких детей и дает им возможность показать себя с неожиданной стороны, раскрыть дремлющие способности. Особенную пользу игра приносит слабоуспевающим детям, так как в процессе подготовки у ребенка появляется повышенная учебная мотивация. Дальнейшего изучения предмета и первым шагом к началу следующей игры. Высокую эффективность приносят интеллектуальные игры, если они проводятся не от случая к случаю, а в системе. Содержание образования в современной школе должно быть ориентировано на создание условий для саморазвития, самореализации и успешной социализации детей в обществе, что является главной целью деятельности педагога начальной школы. Одним из примеров работы по применению игровых технологий в рамках развития личности младших школьников является использование социализирующих проектов, раскрывающих становление творческой личности.
Использование метода проекта помогает проверить эффективность работы по формированию самостоятельности.
Игровой проект как никакой другой дает возможность детям делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяет проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; эта деятельность, направлена на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися.
Вместе с ребятами мы решили реализовать проект «Синий платочек», цель которого: создать условия для наиболее полной самореализации личности и раскрытия творческого потенциала ребенка, формирования здорового микроклимата в детском коллективе и положительных межличностных отношений.
Участники проекта - учащиеся, делились на микрогруппы для сбора информации об участниках ВОВ. Каждая фамилия участника не осталась без внимания, была увековечена на лоскутке, которые далее были собраны в триколор поселка к митингу на 9 мая. Такая форма организации творческой деятельности позволяет сделать жизнь детей разнообразной, творческой и познавательной. Дети с удовольствием и большой ответственностью продолжают выполнять свои «должностные» обязанности, работают над созданием продукта совместной деятельности. Родители, глубоко заинтересованные в качественном образовании и воспитании своих детей, с удовольствием откликаются на любое дело, готовые к сотрудничеству и партнерству, поддержали идею проекта. Можно отметить, что отношения в классе доброжелательные, царит атмосфера сотрудничества и взаимоподдержки.
Игровые упражнения являются не только формой усвоения знаний, но и способствуют общему развитию ребенка, его познавательных процессов и коммуникативных способностей. По мере того, как менялось общество, менялись и игры. В наш век, век компьютерных технологий, дети больше играют в интерактивные игры, поэтому педагоги, идущие в ногу со временем, всё чаще применяют на своих уроках игры компьютерные. С помощью интерактивных игр я организовываю как индивидуальную, так и групповую работу, повторяю пройденный материал и закрепляю ранее изученный, проверяю знания учащихся.
На основе содержания изучаемых дисциплин, я включаю учащихся в поиск информации, учу выделять главное.
Учащиеся моего класса активно участвуют в различных конкурсах: Международная математическая олимпиада «Кенгуру», Эрудит – Марафон учащихся, Всероссийских олимпиадах для начальной школы.
Мои ученики в течение трех лет активно принимают участие в районных, межрегиональных, Всероссийских, Международных конкурсах. Они награждены Дипломами победителей.
В своей работе я стараюсь, обеспечить становление самостоятельной творческой учебной деятельности учащегося, направленной на решение реальных жизненных задач. «Умение учиться» для моих детей выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащихся предметных знаний, умений и формирования компетенций.

Библиографический список:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


Комментарии (4)

Зюзина Наталья Олеговна - 24 Мар 10:22
В статье Светлана Юрьевна рассматривает технологии интерактивного обучения, которые автор использует в своей практике. Данные технологии позволяют Светлане Юрьевне реализовывать компетентностный подход в учебном процессе.
Работа посвящена актуальной теме: включение учителем обучающегося в продуктивные и игровые виды деятельности на уроке, в процессе которых школьник осваивает необходимые для его дальнейшей жизни компетенции.
В статье обоснованно на первый план выдвигается вопрос об изменении позиции педагога и технологий преподавания в условиях реализации компетентностного подхода.
Можно согласиться с автором статьи в том, что педагог в условиях реализации компетентностного подхода должен стать сценаристом и режиссером урока, партнером в реализации сюжетного замысла урока. Изменение позиции педагога приведет к изменению позиции школьника. Можно полагать, что при таком подходе можно ожидать проявление активности, самостоятельности, самоорганизации, заинтересованности у школьника на уроке. Также можно согласиться со Светланой Юрьевной в том, что реализация компетентностного подхода связана с изменением технологии преподавания, содержания урока и форм обучения. Учитывая возрастные и психологические особенности младших школьников, использование проектного метода обучения и игровых технологий, на наш взгляд, является наиболее целесообразным.
Оценивая работу в целом, хотелось бы отметить, что автор хорошо разбирается в терминологии, связанной с реализацией компетентностного подхода в образовании, в технологиях его реализации в урочной деятельности с учетом возрастных особенностей школьников. Безусловной заслугой автора является предложенная классификация игр, которая позволила Светлане Юрьевне обобщить и систематизировать накопленный опыт использования дидактических игр на уроках. Автор, безусловно, углубляет наше представление о роли интерактивных методов обучения в обучении младших школьников, показывает возможности их использования в учебном процессе.
К недочетам работы следует отнести некоторую нелогичность и непоследовательность изложения: хотелось бы, чтобы автор более четко формулировал тему статьи, ее актуальность, проблему, цель и задачи. Также хотелось бы увидеть результаты предложенной технологии: качественные изменения в личностном, интеллектуальном развитии школьников. Какие достоинства и недостатки представленного опыта видит сам автор статьи: что получилось особенно хорошо, над чем необходимо еще поработать? Отмеченные недочеты не снижают высокого уровня статьи и значимости проблемы, которая в ней затронута, их скорее можно считать пожеланиями к дальнейшей работе автора над обобщением и систематизацией собственного опыта реализации компетентностного подхода.
Представляется, что в целом статья Екименко Светланы Юрьевны «Компетентностный подход в начальной школе» имеет важное прикладное значение, т. к. в ней раскрываются в доступной форме возможные способы реализации компетентностного подхода в начальной школе.

Екименко Светлана Юрьевна (МОУ "Омская СОШ") - 24 Мар 19:18

Наталья Олеговна, огромное спасибо за комментарий. Я согласна, что в статье есть недочеты, я еще не "волшебник", а только учусь... Вы меня, надеюсь понимаете... Результаты, надеюсь, увидеть в конце следующего года, т.к. будет выпускной 4 класс. Вот тогда можно пронаблюдать все изменения в личности выпускников начальной школы, выявить все "-" и "+". Еще раз спасибо!!!

Екименко Светлана Юрьевна (МОУ "Омская СОШ") - 25 Мар 21:02

Спасибо огромное и Вам того же самого, творчество - это часть нашей работы. Не будет творчества, не будет и высоких результатов!!!

Полякова Ольга Владимировна - 26 Мар 21:41
Светлане Юрьевне в своей статье, на мой взгляд, удалось обобщить опыт собственной работы по развитию у обучающихся ключевых компетенций в логичной форме с привлечением примеров из опыта работы (многие коллеги согласятся, что в их педагогической копилке найдутся подобные проекты и технологии). Светлана Юрьевна, привела много примеров современных педагогических технологий, что соответствует заявленной теме в секции №3, а формулировка темы автором, расплывчата. Но тем не менее статья понятна.
15