Планирование работы Программа Опытно-экспериментальной работы

Утверждаю:
Директор средней школы
№23
Александрова Н.И.
1 сентября 2014г
Согласовано:
Зам. директора по УВР Киричкова Л.Н.
1 сентября 2014г
Составлено:
Учителем информатики
Орловой А.В.
1 сентября 2014г













«Формирование навыков проектной деятельности на уроках информатики как средство развития субъектной позиции учащихся».













Программа составлена
учителем информатики
КГУ «Средняя школа №23»
Орловой А.В
Пояснительная записка
Задача образования состоит в создании условий для получения качественного, конкурентно - способного образования, ориентированного на результат. Обучающиеся должны не просто овладеть суммой знаний, умений и навыков, но и уметь самостоятельно добывать, анализировать, эффективно использовать их для максимальной самореализации. Необходимо развитие осмысленной самостоятельной деятельности учащихся. Одним из решений этой задачи является формирование у учащихся навыков проектной деятельности.
При изучении информатики активизируется познавательная деятельность учащихся, они учатся самостоятельно работать, добывать и применять добытые сведения на практике, анализировать, грамотно фиксировать результаты работы с применением компьютерной техники.
Творческий проект - это самостоятельная творческая итоговая работа, выполненная под руководством учителя. Такая работа должна обладать новизной, оригинальностью, сопровождаться глубокими исследованиями, быть научно обоснованной, иметь значимые результаты.
Выполнение проекта способствует развитию творческих способностей, эстетического вкуса, инициативы, логического мышления, способствует формированию адекватной самооценки, поднятию имиджа ученика. Метод проектов:
Обеспечивает поэтапное обучение.
Позволяет работать с разными источниками информации.
Реализует внутрипредметные и межпредметные связи.
Выявляет творческие способности.
Позволяет оцепить уровень полученных знаний самим учеником и учителем.
Развивает мотивационную сферу.
Дает возможность профориентации.
Позволяет организовать индивидуальную работу.
Создать условия для развития всех учащихся, но и каждого ученика в отдельности.
10.Сохранить и развить интерес к предмету, так как дает возможность ребенку себя реализовать.
Критериями оценивания выполненных проектов являются:
Обоснование выбора темы, потребности, практической направленности проекта и значимость выполненной работы.
Объем и полнота разработок, выполнения принятых этапов проектирования, самостоятельность, законченность, материальное воплощение проекта.
Уровень творчества, оригинальность темы, подходов, используемых материалов.
Качество оформления сопроводительной документации: эскизов, схем, рисунков, фотографий, диаграмм.
Соответствие установленным требованиям, оригинальность.
Качество доклада при защите: полнота представления работы, результатов, объём и глубина знаний по теме /или предмету/, полные и убедительные ответы на вопросы.





Цель работы: разработать и апробировать условия успешного овладения учащимися навыками проектной деятельности как средства улучшения результативности обучения, изменения мотивации к познанию и формирования субъектной позиции учащегося.
Задачи:
изучить уровень проектной деятельности учащихся;
выявить и апробировать условия успешного формирования навыков проектной деятельности учащихся как средства улучшения результативности обучения и изменения мотивации школьников;
отобрать и апробировать систему современных методов, технологий обучения навыкам проектной деятельности;
обучить учащихся теоретическим основам деятельности и алгоритму работы;
разработать практические рекомендации по формированию у учащихся умений и навыков проектной деятельности;
6. воспитание у учащихся комплекса качеств творческой личности.
Объект исследования: деятельность учащихся по овладению приемов проектной работы.
Предмет исследования: процесс формирования у учащихся приемов проектной деятельности.
Гипотеза: Если создать условия для успешного формирования навыков проектной деятельности учащихся, то можно обеспечить формирование разносторонней творческой личности, умеющей самостоятельно планировать свою деятельность, прогнозировать результат работы, самостоятельно добывать и применять знания на практике, выбирать рациональный способ достижения цели, что в свою очередь обеспечит оптимальные условия для перевода учащихся в позицию активного субъекта процесса обучения.
Методы исследования:
а) анализ опубликованных источников по теме;
б) анализ уровня сформированности умений и навыков у учащихся,
в) анализ уровня сформированности положительной мотивации и познавательного интереса у учащихся;
в) наблюдение, эксперимент;
г) опрос, анкетирование, тестирование;
д) оценка и самооценка результатов деятельности школьников, уровня сформированности компетенций на основе мониторинга.
Возможные трудности состоят в следующем:
Разная подготовка учащихся, тип мышления;
Разная скорость усвоения учебного материала.
Разная мотивация.
Пути преодоления трудностей:
обучение учащихся на теоретическом уровне, помощь в подборе дополнительного материала;
в учебном процессе использовать эффективные технологии;
осуществлять индивидуально-дифференцированный подход;
4. создать и апробировать карты для самостоятельной работы с постепенным усложнением уровня предлагаемых заданий и выходом на создание проекта.
Этапы работы:
Прогностический 2014-2015 уч.год.
Задачи этапа:
формулирование темы;
изучение теоретических аспектов;
разработка программы;
выбор диагностик;
отбор и изучение педагогических технологий;
разработка критериев оценки результатов.
II. Экспериментальный 2015-2016 уч. год
Цель: формирование умений и навыков проектной деятельности через работу по инструктивным картам.
Задачи этапа:
обучение учащихся умению ставить цель, составлять план её достижения, фиксировать и анализировать полученные результаты;
обучение учащихся выполнению работ на основе инструктивных карт;
проведение промежуточных контрольных срезов;
изучение мотивации;
соотнесение полученных результатов с заявленной целью;
обобщение промежуточных результатов в виде выступлений на IIIMO, проведение открытых уроков;
внедрение системы, методов, технологий обучения;
посещение уроков смежных предметов.
2016-2017 год
Цель: формирование умений и навыков проектной деятельности при выполнении творческих проектов.
Задачи этапа:
1. обучение учащихся:
а) полному самостоятельному и творческому подходу при выполнении проекта;
б) умению добывать нужную информацию пользуясь научной и научно-популярной литературой, Интернетом, выдвигать гипотезу, задачи, составлять план работы, т.е. вести осмысленную деятельность, обрабатывать полученные результаты и докладывать их, проявлять творческую активность;
проведение контрольных срезов;
изучение мотивации;
соотнесение полученных результатов с заявленными целями.
III. Заключительный этап 2017-2018год
Задачи этапа:
формулировка обобщающих выводов;
корректировка результатов;
разработка практических рекомендаций по формированию умений
и навыков проектной деятельности учащихся.
Критерии сформированности практических умений.
Высокий уровень
Правильно поставлена цель;
Выдвинута гипотеза;
Составлен план выполнения работы;
Оформлены результаты;
Сделан вывод;
Работа выполнена полно, правильно, без ошибок.
Достаточный уровень
1. Правильно поставлена цель, выдвинута гипотеза, составлен план решения задачи, сделан вывод.
2. Допустима неполнота проведения или оформления работы (1 -2 несущественные ошибки).
Средний уровень
При постановке цели, выдвижении гипотезы, составлении плана работы, формулировке вывода прибегают к помощи учителя.
Допустимы 1-2 существенные ошибки при проведении или оформлении работы, которые исправляются с помощью учителя.
Низкий уровень
Постановка цели, выдвижение гипотезы, составление плана работы, формулировка вывода осуществляются под руководством учителя.
Допущены существенные ошибки при проведении или оформлении работы, которые не исправляются даже по указанию учителя.
Форма предоставления результатов.
Разработать методические материалы по организации и проведению проектной деятельности учащихся на уроках ИВТ.
Принять участие в работе ШМУ информатики.
Принять участие в работе городской НПК с целью обмена опытом.
15