Трудовое обучение. Изготовление птицы счастья.

Предмет: Трудовое обучение. 1 класс.
Тема: Изготовление птицы счастья.
Цели:1.познакомить учащихся с образом птицы счастья, научить детей изготавливать из бумаги птицу счастья;
2.Развитие навыка работы с бумагой, ножницами,
клеем, шаблонами, развитие памяти, мышления,
фантазии; глазомера, моторики рук, развивать эмоциональную отзывчивость;
3. Воспитывать любовь к труду, к окружающему миру; привить эстетическое развитие чувства вкуса, ритма, соразмерности;
Оборудование: шаблоны, птица счастья, песня «Птица счастья», аудиозапись «Голоса птиц».

Ход урока:
1.Организационный момент.
(Психологический настрой на урок.)
-Ребята! В это солнечное утро я шла на работу и наблюдала за облаками, зелеными листочками, слушала пение птиц. Я думаю, что вы тоже любовались красивой природой и у вас хорошее настроение. Давайте улыбнемся друг другу. И от этих улыбок мы будем добрее, счастливее, веселее. И с удовольствием будем работать на уроке.
- Что сегодня приготовили для урока труда?
-Бумагу, клей, ножницы, карандаши.
2.Знакомство с темой урока.
А) Беседа о счастье.
- Сегодня на уроке труда мы поговорим о счастье. Какие ассоциации у вас возникают когда произносим слово «счастье» ?
- Как вы думаете что такое счастье?

улыбки Счастье добро

благополучие здоровье радость удача успех
Счастье- чувство и состояние полного высшего удовлетворения, успех и удача во всём. Счастливым считается тот человек, которому благоприятствует удача, успех. У каждого человека счастье может быть разным.
Каждый раз мы тоже желаем счастье, когда говорим:
« Счастливого пути!», «Счастливо оставаться», а иногда,
говорим « Счастливо»
-Как вы думаете в чём заключается счастье, для всех людей живущих на планете Земля?
- А вы хотите, чтобы счастье поселилось в вашем доме?
- Сегодня мы будем изготавливать то, что приносит людям счастье. А кого мы будем изготавливать, вы сейчас отгадаете.
Б) Загадка.
Я весь день ловлю жуков
Ем букашек, червяков
Я летаю и пою.
В тёплом гнёздышке живу. (Птица.)
-Кого мы будем сегодня изготавливать? ( Птицу счастья.)
« Птица счастья »- вы когда- нибудь слышали это выражение?
. В) Легенда о птице счастье.
- Сейчас я вам расскажу легенду о птице счастье.
На далёком севере в архангельской губернии жил – был охотник. Зима на севере долгая, холодная: то вьюга, то метель, то сильная стужа. А в этот год зима задержалась надолго; выстудила человеческое жильё, и заболел у охотника младший сынишка. Болел долго, исхудал, побледнел; ни врач не помог, ни знахарь. Горе охотнику. Жалко сынишку. Спросил охотник у сына: “Что же ты хочешь?”
Тихо-тихо прошептал мальчик: “Хочу увидеть солнышко”. А где его возьмёшь на севере? Задумался охотник, истопил очаг, чтоб теплее стало. Но огонь не солнышко.
Обратил внимание охотник на лучину, которая светилась в отблеске огня. Озарилось улыбкой его лицо; и понял он, как можно помочь сыну. Я сделаю для сына весну - подумал его отец. Он что-то строгал, сидя у очага, а на другой день повесил над очагом ажурную деревянную птицу. Она плавала и крутилась в восходящих над огнём потоках воздуха и отбрасывала на потолок красивую резную тень. Вот и весна, сынок, уже и птицы прилетели.
Больной мальчик обрадовался и потянулся к птице. С этого момента он пошёл на поправку и скоро выздоровел совсем. Соседи приходили и спрашивали, чем вылечили мальчика и потом тоже стали делать таких же птиц. Вот так эта птица стала символом света весны и жизни, хранительницей домашнего очага, птицей счастья.
3. Физкультминутка.
- А вы хотите, чтобы птица счастья прилетела к нам на урок?
- Есть такая песня « Птица счастья». Под неё мы выполним музыкальную разминку и позовём птицу счастья на урок.

Птица счастья завтрашнего дня
Прилетела, крыльями звеня...
Выбери меня, Выбери меня,
Птица счастья завтрашнего дня.

Сколько в звёздном небе серебра!
Завтра будет лучше, чем вчера.
Лучше, чем вчера, Лучше, чем вчера.
Завтра будет лучше, чем вчера,

Где-то гитара звенит...
Надёжное сердце любовь сохранит.
Сердце любовь сохранит.
А птица удачи опять улетит...
( Дети выполняют танцевальные движения.)
4.Работа над темой урока.
А) - Вот и птица счастья прилетела к нам на урок. Посмотрите какая она красивая! Что она нам принесёт? Птицу счастья можно изготавливать из глины, дерева, солёного теста. А мы будем изготавливать её из бумаги.(Ученики рассматривают птицу)
- Из каких геометрических фигур состоит наша птица?
( Круг, треугольник, полукруг.)
- Что такое круг, треугольник ? (Ответы детей)
- Какие геометрические фигуры вы ещё знаете ?
( Квадрат, прямоугольник.)
Б)Работа по учебнику. стр 72.
( рассматривание иллюстрации)
В)Работа с шаблонами.
- Мы будем изготавливать птицу счастья по шаблонам?
- Что такое шаблон?
( Шаблон- это готовый образец, по которому выполняют изделие.)
- У вас на партах лежат шаблоны. Найдите и покажите шаблон самого большого круга, среднего круга, маленького
круга.
Г) Объяснение последовательности работы.
- Для чего нужны ножницы на уроках труда?
Давайте вспомним технику безопасности при работе с ножницами, клеем. ( Дети вспоминают технику безопасности при работе с ножницами и клеем.)
Правила обращения с ножницами:
1. Пользуйся ножницами с закругленными концами.
2. Храни ножницы в указанном месте в определенном положении.
3. При работе внимательно следи за направлением реза.
4. Не держи ножницы лезвиями вверх.
5. Не оставляй ножницы с открытыми лезвиями.
6. Не режь ножницами на ходу.
7. Не подходи к товарищу во время работы.
8. Передавай товарищу закрытые ножницы кольцами вперед
Правила обращения с клеем:
1. Клей выдавливать маленькими порциями.
2. Пользоваться салфеткой и кисточкой.
3. При попадании в глаза или на одежду смыть большим количеством воды.
Последовательности работы.
1.Вырежем кружочки по шаблонам.
2.Сложим пополам большой и средний круг.
3.Подрежем средний круг по краям. Это крылья с пёрышками.
4.В большом круге наметим точку прикрепления головы.К этой точке приклеим средний кружок.
5.Изготовим глаза, клюв.
6. К готовой птице приклеим ниточку.
5. Пальчиковая гимнастика.
- Разомнём наши пальчики, чтобы они работали хорошо.
«Капуста» Мы капусту рубим, рубим, (Дети двигают прямыми ладонями вверх-вниз.) Мы морковку трем, трем, ((Потирают кулак о кулак.) Мы капусту солим, солим, (Имитируют посыпание солью.) Мы капусту жмем, жмем. (Интенсивно сжимают и разжимают кулаки.)
«Замок» На двери висит замок. (Дети сжимают пальцы в замочек.) Кто его открыть не смог? (Пожимают плечами.) Мы замочек потянули, (Тянут в стороны сцепленные кисти.) Мы замочек покрутили, (Крутят сцепленные кисти.) Мы замочком постучали (Стучат основанием кистей друг о друга.) И открыли! (Разводят кисти в стороны.)

6. Самостоятельная работа.
( Дети изготавливают птицу счастья. Звучит аудиозапись «Голоса птиц».)
7.Выставка работ.
8.Итог урока.
- Вот и готова у вас птица счастья. Напишите что вы хотите, чтобы ваша птица счастья принесла в ваш дом. Напишите любое желание. А птичка возьмёт на себя роль нести это желание.
А я скажу своё пожелание: «Пусть вам сопутствует удача, пусть у вас вырастут и расправятся крылья, как у нашей птички, и чтоб вы стали надёжной опорой для ваших родителей». Счастья, здоровья, любви! И чтобы в каждый дом прилетела птица счастья!
А мы под её крыльями будем ощущать добро, тепло и любовь.
Сегодня мы сотворили чудо! Мы делали одинаковые птички, но у всех они получились разные.
Заканчивая урок, я думаю, что сегодня вы стали:
«Добрее сердцем, Теплее душой, Возвышеннее духом». /Н.К.Рерих/
- Давайте согреем её в своих руках, вдохнём в неё жизнь.
И птица счастья нам всем принесёт успех и удачу.











15