Доклад «Компетентностный подход в социализации младших школьников»


Доклад
«Компетентностный подход в социализации младших школьников»
Общее развитие любого человека происходит на стыке трёх направлений: социальном, психологическом, педагогическом. Только в совокупности они дают возможность успешной организации учебной деятельности учащихся, дальнейшее её развитие и эффективный результат. Проблема социально – психологического развития личности младшего школьника всегда рассматривается на фоне его учебно–познавательной деятельности. К этой проблеме одним из первых обратился К.Д. Ушинский. Изучая психологические и логические основы обучения, он рассмотрел процессы детского внимания, памяти, воображения, мышления и установил успешность их развития от условий социальной среды, в которой воспитывается и обучается ребёнок . Значительный вклад в изучение данного вопроса внесли отечественные психологи и педагоги Л.С.Выготский (Избранные психологические исследования), С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Д.Б.Эльконин (Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте), А.В. Петровский (Проблема развития личности с позиции социальной психологии). Социально – психологическое развитие личности младшего школьника главным образом включает в себя формирование таких качеств, благодаря которым ребёнок мог бы общаться с другими людьми – детьми, учителями. Ребёнку необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с окружающими, умениями уступать и защищаться, регулировать свое поведение, интересы, желания согласно общественной ситуации школьного обучения. Большую часть своего детства человек проводит в школе, где проходят наиболее сложные возрастные периоды его развития. Для младшего школьника – это адаптация к школьному обучению (сюда включается «кризис 7-и лет») и переход в среднее звено. Л.С Выготский придавал огромное значение этим периодам детского развития, рассматривал динамику переходов от одного периода к другому, характеризуя изменения детской психики и новообразования в развитии личности. Психические особенности личности, её духовный облик и нравственные качества формируются под определённым воздействием социальной среды; под её же воздействием претерпевают определённые изменения и биологические особенности индивидуума.
Итак, в основе опыта лежат исследования по возрастной психологии развития Л.С.Выготского, С.Л. Рубинштейна, дидактическая система развивающего обучения Л.В. Занкова, Д.Б.Эльконина – В.В. Давыдова, концепции по проблемам социальной психологии и педагогики А.В. Петровского, И. А.Зимней.
К социальным факторам, которые в основном определяют развитие личности относятся:
• природно-климатическая среда, в которой живёт и воспитывается ребёнок;
• род занятий родителей;
• тип семьи, ближайшее окружение ребёнка;
• условия жизнедеятельности и средства коммуникации;
• социальный опыт и социальные роли ребёнка в семье.
• индивидуальная ситуация развития, возникающая потому, что ребёнок не только объект, но и субъект обучения и воспитания.
Школа для ребёнка – это микромодель общества, где ребёнок осваивает разнообразные социальные роли, готовит себя для взрослой жизни. В определённой степени успех, удовлетворение своей жизнью, счастье будет определяться у него в будущем тем, как он прошёл процесс социализации в начале школьной жизни, какие знания сумел приобрести. Учителю начальных классов неслучайно отводится главная роль в социальном развитии младшего школьника. 6 – 10 летние дети очень ранимы, зачастую эмоционально неуправляемы, они только начинают приобретать социальный опыт – отсюда их неадекватная реакция на многие социальные ситуации. Важно отметить, что социально- психологическое развитие младшего школьника проходит на основе его деятельностной сущности и предопределяет его социальную активность, которая характеризуется способностью ребёнка включаться в специфические для данного возраста виды деятельности с целью решения общественных задач, проявлять такой уровень психической активности, который бы способствовал получению результатов, значимых для других и для себя. В качестве предпосылки социальной активности выступает потребность школьника в общении, которая к 7 годам достигает пика. Общение – одна из главных ценностей человеческой жизни. Основу общения составляет взаимопонимание, которое невозможно без ориентировки на другого человека. Неумение ребёнка правильно общаться с незнакомыми людьми (при поступлении в школу дети часто сталкиваются с такой проблемой) приводит к психологическому напряжению. Отсутствие настоящего эмоционального общения делает ребёнка неуверенным в себе, формирует у него чувство ущербности, порой даже озлобленности. Лишь при доверительном общении с участниками учебно–познавательного процесса, а это сверстники и учитель, ребёнок с первых дней обучения сможет почувствовать себя раскрепощено, сможет проявить своё социальное «Я». Социальная «зажатость» ребёнка во многом «тормозит» его успехи в учебно–познавательной деятельности.
Знание психологических особенностей младших школьников позволяют проанализировать закономерности психического развития, без которых невозможна организация учебно–познавательной деятельности учащихся. Психическое развитие – чрезвычайно сложный процесс количественных и качественных изменений всей личности ребёнка. Каждый возраст характеризуется следующими показателями (по Д.Б.Эльконину) :
1) определённая социальная ситуация развития или та конкретная форма отношений, в которые вступает ребёнок в данный период;
2) ведущий тип деятельности (в нашем случае – учебно-познавательная);
3) основные психические новообразования (от отдельных психических процессов до свойств личности)
Все эти показатели находятся в сложном отношении взаимодействия и взаимовлияния.
Начало обучения ребёнка в школе характеризуется наличием необходимого и достаточного уровня психического развития для освоения учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Учебно-познавательная деятельность будет осуществляться успешно, если ребёнок к ней подготовлен. Учителю, набирающему дошкольников в первый класс, необходимо владеть информацией об уровне развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности. А для этого обязательны сведения о том, как формируются познавательные процессы у младших школьников, на что особенно обратить внимание. Согласно Л.С.Выготскому, именно младший школьный возраст является периодом интенсивного развития познавательных психических процессов, Рассмотрим важные особенности некоторых познавательных психических процессов, чтобы в дальнейшем их учитывать в организации учебно-познавательной деятельности с целью развития социально-психологических качеств личности.
Так, в начальной школе основная задача учителя – развивать учебно-познавательную деятельность каждого ребёнка. А для этого надо заинтересовать ребёнка, создать ряд условий для оптимального социально-психологического развития растущей личности. Американский учёный-психолог Блюм пишет, что именно в 7 – 9 лет в человеке складываются и проявляются до 75% его социально-психологических качеств личности, т.е. в период начального обучения складывается ядро личности. Невнимание учителя к развитию этих качеств порождает педагогические просчёты, которые ярко обнаруживаются на следующих ступенях образования, что приводит к конфликтам в школе и дома.
Правильно организованная учебно-познавательная деятельность обязательно должна быть взаимосвязана с социально-психологическим развитием личности.
Считаю, что главными и необходимыми условиями для оптимального социально-психологического развития младшего школьника в учебно-познавательной деятельности являются следующие:
• Социально-психологическая подготовка детей к учебно-познавательной деятельности.
• Технологии обучения, направленные на социально- психологическое развитие младших школьников.
• Подбор заданий и упражнений, развивающих познавательные психические процессы ребёнка и активную социальную позицию ученика.
• Психологическое видение учителем ситуации урока.
Современная система образования характеризуется гуманистической направленностью на развитие личности. Меняются ценностные ориентации, и в качестве самой большой ценности признаётся свободная, развитая и образованная личность, способная к участию в межкультурной коммуникации, к взаимопониманию людей разных сообществ, к самореализации и социальной адаптации.
Новая гуманистическая парадигма находит нормативно-правовое подтверждение в «Законе об образовании», «Национальной доктрине образования», «Концепции модернизации образования на период до 2016 года».
В документах по модернизации школы чётко выделены приоритетные направления образования в современном обществе, одно из которых - обучение иностранным языкам. Признание важности овладения иностранными языками является следствием интернационализации всех сфер жизни нашего общества, вхождения его в мировое сообщество. Это обусловлено комплексом причин, к которым относятся и необходимость изучения законов и принципов развития мировой экономики, и значительное расширение международных контактов, и межкультурный диалог, и коммуникативные отношения с гражданами иностранных государств.
В современном мире во многом по-новому решаются социально-экономические и политические проблемы, что максимально актуализирует роль и значение человека, человеческого фактора во всех сферах жизнедеятельности общества. Человеческий фактор, усиление его действенности выступают как главная тенденция социального прогресса. Поэтому задачи изучения особенностей и возможностей человека, условий целенаправленного воздействия на развитие его личности стали центром анализа многих отраслей - философии, социологии, психологии, педагогики и др. Стержневой является проблема определения места человека, его позиции в системе общественных связей, т.е. речь идет о раскрытии процесса развития личности, закономерностей ее становления, условий и механизмов формирования.
Современное образовательное учреждение должно стать местом, где ребенок получит возможность широкого социально-практического самостоятельного контакта с наиболее значимыми и близкими для его развития сферами жизни. Накопление ребенком под руководством взрослого ценного социального опыта — вот путь, который способствует, во-первых, раскрытию возрастного потенциала ребенка и, во-вторых, успешному вступлению во взрослую жизнь. Из чего следует, что возрастной потенциал не может быть реализован при отсутствии социальной зрелости (компетентности) человека на определенной ступени его развития.
Социальная компетентность личности существует как явление, которое может быть изучено. Понятие социальной компетентности не сводимо к понятиям коммуникативной, социально-психологической компетентности, социального интеллекта. Социальная компетентность имеет большое значение в поведении человека. Она позволяет не допустить ошибок в жизнедеятельности, оптимизировать эмоциональное состояние, отношения с социумом.
В самом общем виде социальная компетентность может быть представлена как понимание отношений «я-общество», умение выбрать правильные социальные ориентиры и организовать свою деятельность в соответствии с этими ориентирами или как социальные навыки, позволяющие человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе.