Тезис доклада Притча — кладовая мудрости


Тезис доклада
Разрешите представить мое исследование «Сказка-притча – кладовая мудрости».
Мы обратились данной теме, чтобы раскрыть значение жанра сказки-притчи, так как мудрость, накопленная веками и поданная в простой и ясной форме в виде сказки, и их нравственные заветы являются сильным средством положительного воздействия на юные, неокрепшие души и никогда не теряют своей актуальности.
Цели работы: изучить особенности жанра сказки-притчи, предназначенные для младших школьников, и исследовать его нравственный смысл на примере текста «Спор ветра с солнцем».
Гипотеза: Читая сказки-притчи, школьники раскроют для себя сокровищницу человеческой мудрости, накопленную веками, расширят свой кругозор, приобщатся к чтению.
Новизна заключается в том, что впервые исследуются особенности сказки-притчи.
Притча является одновременно самой древней и самой вечной формой искусства слова, она никогда не теряет своего культурного и гуманистического значения. Она учит нравственным законам мира равно детей и взрослых.
Притча не имеет четких жанровых границ. В роли притчи могут выступить рассказы, сказки, пословицы, легенды, афоризмы.
Форма притчи присуща и сказкам. Это делает его доступным и интересным для любого школьника.
Переплетаясь со сказкой, она образует вымышленный рассказ, который несет в себе поучение.
Притчи-сказки являются поучительными произведениями на какую-либо нравственную тему. Они используются как один из способов воспитания детей, поскольку понятны каждому, легко запоминаются и максимально приближены к реальности.
Обращенные детям сказки-притчи заставляют думать, понимать свои чувства и поступки, учат анализировать, помогают находить решения проблем, развивают воображение и интуицию.
Они рассказывают о дружбе, любви, семейных ценностях, о добре и зле, о щедрости и скупости, правде и лжи, милосердии и равнодушии, о Боге и многом другом. Многие притчи–сказки рассказывают о тех или иных поступках детей, чувствах, которые одолевают в сложных ситуациях, они могут подсказать, как поступать в тех или иных ситуациях, напомнят о необходимости развить в себе такие духовные качества, как милосердие, щедрость, доброта, скромность, умение прощать.
К жанру сказки-притчи не раз обращались известные писатели и сюжеты некоторых вводились в художественную ткань литературных произведений. Среди них можно назвать такие авторские сказки-притчи, например, «Новый наряд короля» Ганса Христиана Андерсена, «Пень» Валентина Петровича Катаева, «Лев и мышь» Льва Николаевича Толстого, «Сказка о жабе и розе» Всеволода Михайловича Гаршина, «Маленький принц» Антуана де Сент - Экзюпери, сказка-притча о Блудовом Болоте из «Кладовой солнца» Михаила Михайловича Пришвина.
К основным жанровым чертам сказки-притчи относятся: безымянность и схематичность характеров и персонажей, конкретность времени и места действия, отсутствие показа событий в развитии, отсутствие прямого поучения, сказовая форма повествования, простота языка, близость речи к разговорному, малый объем, употребление глаголов преобладает над использованием имен прилагательных, большую роль играет диалог, сказка-притча не изображает, а сообщает. Особенности жанра мы раскрыли на примере сказки-притчи «Спор ветра с солнцем».
Данный материал мы использовали для проведения внеклассного мероприятия «Нравственные уроки сказки-притчи» в 5 классе. До начала мероприятия школьники познакомились со сказками-притчами, которые мы для них подобрали.
Целями мероприятия стали: познакомить младших школьников с понятием «сказка-притча» и выявить ее нравственные уроки на примере нескольких текстов.
Результаты проведенного мероприятия отразились в анкетировании обучающихся. Анкетирование показало, что пятиклассники усвоили понятие «сказка-притча» на 100%. Девять учащихся указали, что детям необходимо читать такие произведения, так как они дают ответ на актуальные вопросы, которые их волнуют. Многим понравилось, что сказки-притчи очень короткие и доступные для понимания.
Все сказанное выше позволяет сделать вывод о том, что сказки-притчи очень сильное средство воспитания, чтение их может расширить кругозор школьников, поможет приобщиться к чтению книг, научит правильно оценивать окружающий мир, формируя устойчивые нравственные качества личности.