Компетентностный подход в обучении информатики


Компетентностный подход в обучении информатики
Парфентьева Инга Юрьевна
Заместитель директора по учебной работе,
преподаватель информатики первой квалификационной категории
ГОУ СПО «Рыбницкий политехнический техникум»
г. Рыбница
E-mail: inga250883@mail.ruКонкурентоспособность выпускника организаций профессионального образования сегодня требует от него умение осваивать новые технологии и способность быстро подстраиваться к постоянно меняющимся требованиям рынка рабочей силы. Сегодня в профессиональном образовании и не только, берет своё начало компетентностный подход, который позволяет:
облегчить работу преподавателя за счет постепенного повышения самостоятельности обучающихся;
приравнять цели обучения, стоящие перед преподавателями, с целями обучающихся;
освободить время обучающихся за счет увеличения процента самостоятельных работ;
во время практического и производственного обучения состыковать обучающую, развивающую и воспитательную цели;
подготовить обучающихся к самообразованию.
Формирование компетентности – длительное становление, которое продолжается на протяжении всей жизни человека.
Данный подход основывается на двух первоочередных понятиях: «компетенция» и «компетентность».
Компетенция – совокупность знаний, умений, навыков, способов деятельности, необходимых для качественной продуктивной деятельности.
Компетентность – обладание человеком соответствующей компетенцией.
Компетентность – это готовность к выполнению определенных функций, а компетентностный подход в образовании есть не что иное, как целевая ориентация учебного процесса на формирование определенных компетенций [6].
Компетентностный подход возможен тогда, когда обучающийся освоит знания, умения, навыки и компетенции одновременно. Главное здесь отводится информатике как науке и учебной дисциплине, так как компетентности, получаемые на уроках информатики, преломляются обучающимися на различные дисциплины образовательной программы для формирования общего понимания получаемой профессии или специальности [1]. Важным результатом изучения данной дисциплины является формирование информационной и коммуникационной компетентности обучающихся.
Информационно-коммуникационную компетентность можно представить как способность индивидуально находить, выбирать репрезентативные данные, обрабатывать, хранить, накапливать их; создавать модели и проекты объектов и процессов, реализовывать проекты, в том числе самостоятельно или в составе группы.
Преподавание дисциплины может быть осуществлено с использованием компетентностного подхода. Стоит ли пересмотреть в корне структуру дисциплины информатики, выпустить модернизированные учебные и методические комплексы? Здорово, если бы разработчики учебных пособий могли пополнить содержание изучения данной дисциплины соответствующими заданиями. Вопросов очень много. Но если преподаватели хотят перейти к компетентностному подходу в обучении информатике, начинать надо с изучения стандарта профессионального образования третьего поколения.
В рамках разработанных стандартов уже можно использовать компетентностный подход в преподавании. Изменить наполнение обучения может преподаватель, используя задания предлагаемых направлений [2]:
задания с информацией, представленной в графическом виде;
задания, содержащие сверхинформацию;
задания с разными направлениями, требующие нескольких моделей решения;
задания поиска оптимальных показателей.
Используя в обучении уже имеющиеся задания, преподаватель может обратить внимание и на другие виды деятельности [3]:
использование мультимедиа;
работа с транслаторами;
разработка презентаций, сайтов, публикаций;
внедрение различных видов внеаудиторной работы [5].
Итак, чем в корне урок информатики отличен от остальных дисциплин основной профессиональной образовательной программы? Тем, что он оборудован компьютером и иной оргтехникой. А так же каждый обучающийся имеет индивидуальное рабочее место, а так же возможность пользоваться общими ресурсами; обучающиеся реже выходят к доске, зато выше оцениваются ответы с места. Это и есть условия для развития коммуникативных компетентностей [4].  Именно на уроках информатики активная индивидуальная деятельность обучающихся, создание собственного, личностно-значимого продукта могут быть на должном уровне организованы преподавателем. Наконец, учебную дисциплину информатика отличает индивидуальная заинтересованность обучающихся.
Следовательно, компетентностный подход делает упор только на обучающегося, с его саморазвитиемя. Это позволит нацелить преподавателя на вовлечение обучающихся в активную, осознанную образовательную среду, на развитие информационных, коммуникативных, учебно-познавательных компетенций и развитие личностного потенциала обучающегося, формирование самооценки, самоконтроля обучающегося и обратной связи преподавателя, что даст возможность показать высокие показатели успеваемости.
Обучающиеся нашего учебного заведения активно участвуют в различных видах общетехникумовских внеаудиторных мероприятий по предмету. В этом году планируется проведение зональных конференций с привлечением обучающихся организаций профессионального образования г. Дубоссары и г. Каменка.
В конечном счете можно подвести итог:
1. Переход к компетентностному обучению не наступит в один “назначенный Министерством Просвещения ПМР” момент. Мы должны работать в этом направлении.
3. Для достижения лучших результатов необходимо полноценно осуществлять внутренний контроль за процессом обучения.
4. Следует изменить методики преподавания информатики.
Библиографический список:
Гафурова Н.В. О развитии ключевых компетентностей средствами информатики http://www.ito.su/2003/I/1/I-1-2317.html
Скрипкина Ю. В. Уроки информатики как среда формирования ключевых компетенций. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 30 сентября. http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-14.htm
Тришина С.В., Хуторской А.В. Информационная компетентность специалиста в системе дополнительного профессионального образования // Интернет-журнал "Эйдос". - 2004. - 22 июня. http://www.eidos.ru/journal/2004/0622-09.htm.
Фалина И.Н. Компетентностный подход в обучении и стандарт образования по информатике // Информатика.2006.№7.
Райхана и Рамиль Хамадеевы "Компетентностный подход в изучении информатики". Районная газета "Игенче", 2007 год. (статья);
Солодовник Л.П., Обеспечение компетентностного подхода через обновление содержания образования и использование современных педтехнологий в обучении информатики (информационная подборка) [электронный ресурс]