Урок на тему «Проблема внедрения инноваций в учебный процесс и возможные пути ее преодоления»


Статья для публикации
Тема: «Проблема внедрения инноваций в учебный процесс и возможные пути ее преодоления».
Задачи: показать суть проблемы, обосновать вероятность ее разрешения, найти компромиссное решение
Содержание выступления:
Вступление.
Общая характеристика понятия «инновации».
Изложение сути проблемы.
Возможные пути ее решения.
Выводы.
Добрый день, господа. В условиях реформирования образования, которое происходит в контексте демократических изменений в обществе, и применения новых образовательных технологий наблюдается возрастание требований к профессионально-научному уровню учителя, к технике ведения современного урока. Не потеряло своего значения и творчество. А творчество нынче невозможно без привлечения ИКТ и других инновационных методов. Уже несколько лет я работаю над темой «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы», теперь, с возникновением новых методов и форм обучения, работа стала интереснее, но в то же время и сложнее. Развитие творческих способностей учащихся и воспитание активной личности – первостепенная задача современной школы.
В настоящее время внимание к проблеме развития творческих способностей школьников усиливается во многих странах мира. Казахстан не является исключением. Сейчас педагогам важно не просто научить ребенка, но именно заставить его научиться самостоятельно. То есть способствовать самомотивации учащегося. Именно этот фактор и порождает возможность, или даже , скорее, необходимость творить. Итак, инновации.
Инновация (нововведение) - это процесс внедрения новых преобразований в различные сферы деятельности, а также в производство и промышленность. Результатом таких преобразований является новшество. Любые нововведения неизбежны, они порождены изменениями в обществе и логикой развития НТР, которые предполагают существенные преобразования в трудовом процессе всех предприятий и организаций каждые 5-10 лет.
Инновационный процесс затрагивает, как правило, цели, структуру, задачи, технологию и человеческие ресурсы организации. Эти внутренние переменные связаны друг с другом, например, внедрение компьютеров в трудовой процесс повлечет за собой изменения и в профессионально-квалификационной структуре коллектива, и в уровне решаемых задач, и в системе контроля, и даже в самом характере работы. Сущность нововведений составляет работа по достижению новых результатов, средств и способов их получения, по преодолению отсталых или рутинных элементов традиционной деятельности. При внедрении инноваций на предприятиях и в организациях возникают и разрешаются три группы противоречий:
между новым и старым;
противоречия, связанные с глубиной преобразований (происходит ли радикальное изменение, т.е. имеет место инновация-модернизация, или совершенствуются традиционные методы, формы и принципы работы, т.е. имеет место инновация-трансформация);противоречия, связанные с перестройкой сознания работников, поскольку инновации изменяют их интересы и ценностные ориентации.
Не является исключением и школа. Начну с того, что самое простое препятствие на пути развития и внедрения инновационных технологий – отсутствие необходимого оборудования. Не во всех учебных заведениях есть мультимедийные кабинеты, да и даже если есть, то их малокомплектность не позволяет в полной мере использовать все те возможности, которые обещает нам понятие «инновации». Кроме того, часто при внедрении образовательных инноваций в учебных заведениях на первый план выдвигают не только технические , но и организационные вопросы, а подготовка технолога-преподавателя и студента-потребителя образовательных услуг уходит на периферию внимания руководителей. А между тем непроработанность этих двух ключевых вопросов (неприятие перемен педагогом и неподготовленность к ним школьников ) является главным тормозом широкого внедрения инноваций в учебный процесс. Педагогическая инновация - это теоретически обоснованное, целенаправленное и практико-ориентированное новшество, которое осуществляется на трех уровнях: макроуровне, мезоуровне и микроуровне.
На макроуровне инновации затрагивают изменения во всей системе образования и приводят к изменению ее парадигмы. Намезоуровне инновации направлены на изменения в образовательной среде региона, в конкретных учебных заведениях. На мезоуровне речь в основном идет о создании новых учебных заведений на базе новых концептуальных подходов. Сегодня в России можно выделить четыре типа учебных заведений: элитарные, конъюнктурные, экспериментальные и традиционные [5]. На микроуровне инновации направлены на создание нового содержания как отдельного курса, так и блока курсов (например, гуманитарных); либо на отработку новых способов структурирования образовательного процесса; либо на разработку новых технологий, новых форм и методов обучения.
 Внедрение может быть пробным, а затем и полным. Успех на этом этапе зависит от трех факторов:
от материально-технической базы того учебного заведения (или образовательной среды), где осуществляется новшество;
от квалификации преподавателей и руководителей, от их отношения к инновациям вообще, от их творческой активности;
от морально-психологического климата в организации (степени конфликтности, степени сплоченности сотрудников, текучести кадров, общественной оценки их труда и др.).
Элементы инновационных педагогических технологий Факторы современного социального заказа системе высшего образования
1. Формирование в учебных процессах целостной позиции: <ученик - субъект образования: индивид - личность - человек>. Целостное восприятие окружающего мира как <био-социо-дух> и ощущение единства с ним, формирование в современном специалисте гуманистической позиции и экологической культуры.
2. Овладение учащимися технологией самоопределения в учебном процессе. Овладение технологией принятия решений, свободой выбора, умением адаптироваться в условиях перемен. Овладение технологией прогнозирования ситуаций, предупреждения чрезвычайных событий (вместо преодоления последствий).
3. Использование при составлении программ технологии структурирования содержания по модульной системе. Овладение культурой системного подхода в социальной деятельности, овладение мировоззренческим принципомдополнительности вместо борьбы противоположностей, овладение моделью устойчивых систем; овладение позицией <человек свободный> в условиях выбора; преодоление линейного догматического мышления, овладение культурой планетарного мышления.
4. Использование технологии разрешения проблем как методологической основы методов в учебном процессе. Преодоление потребительской позиции в жизнедеятельности; преодоление расхождения слова и дела, их несоответствия здравому смыслу; толерантность в суждениях, общении, действиях.
5. Использование приемов самооценки результативности педагогического взаимодействия как овладение рефлексивной культурой. Целостное восприятие процесса и результата деятельности, повышение уровня развития, дозированное стремление к лучшему качеству жизни.
6. Использование работ в малых группах как наиболее эффективной модели образования. Овладение технологией формирования команды в соответствии с социокультурными нормами, овладение технологией демократического общения как технологией <горизонтальных> коммуникаций.
Своеобразие педагогического творчества заключается в том, что воплощение замыслов учителя связано с общением с людьми. Это выдвигает на первый план этический аспект педагогического творчества, тесно связанный с мотивационным.
Из всего сказанного следует , что сначала необходимо подготовить педагогические кадры к работе в условиях инновационного процесса, а только после этого требовать результаты. Инновационный тип обучения - это прежде всего открытость, проницаемость для иного, отличного от собственного мнения. Речь идет о готовности и умении отнестись к своей позиции не как к единственно возможной и единственно истинной. Умение координировать свою точку зрения с другими и не рассматривать ее как единственно существующую - есть основа диалогизма общения. Преподаватели должны усвоить не некий монолит готового и бесспорного знания, а приобщаться к конструктивному общению, иметь установку на признание рационального момента в иной позиции. В связи с этим, хотелось бы призвать педагогов к диалогу, в ходе которого с наибольшей вероятностью будет сформировано общее решение.
Спасибо.