Экологический проект Елочка — колкая иголочка


Экологический проект «Ёлочка – колкая иголочка»
Сроки реализации: краткосрочныйУчастники проекта: воспитанники подготовительной группы, воспитатели, педагоги дополнительного образования (ДДТ, СЮТ), родители
Актуальность темы проекта:
Новый год – праздник чудес, но главным украшением этого праздника является, конечно же, ёлка. Её с особым удовольствием и восхищением украшают дети в каждом доме: новогодними игрушками, гирляндами и мишурой. О новогодней красавице написано множество рассказов, сказок и стихов. Этот объект растительного мира является и символом праздника, и предметом массового уничтожения. Мы должны понимать, что природа сильно страдает от того, что много хвойных деревьев (ели, сосны) незаконно вырубается, а ведь так долго растению приходится расти и набирать жизненных сил. Данный проект нацелен на то, чтобы помочь детям усвоить представления о хвойных деревьях, сформировать основы бережного отношения к природе.
Цель проекта: расширять представления у детей о хвойном дереве и формировать бережное отношение к природе.
Задачи проекта:
1. Познакомить детей с хвойным деревом, его строением;
2. Формировать умение находить сходства и различия ели и сосны;
3. Воспитывать бережное отношение к деревьям;
4. Развивать любознательность и повышать интерес к окружающим нас деревьям.
5. Побуждать к созданию рукодельных елочек, которые бы заменили натуральное дерево в праздники.
6. Знакомить с произведениями искусства, литературы, музыки, посвященными ели.
Планируемые результаты:
- Усвоение детьми знаний и представлений о хвойных деревьях – ели и сосны; проведение сравнительных наблюдений за деревьями в естественных условиях;
- Формирование чувства ответственности и бережного отношения к природе;
- Повышение уровня у детей активности, самостоятельности, самосознания;
- Повышение мотивации к различным видам непосредственно-образовательной деятельности;
- Привлечение родителей к активному участию в проекте, в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада;
-Взаимосвязь с социумом (педагогами дополнительного образования), участие в конкурсах и акциях, посвященных новогодней красавице елочке.
Этапы работы над проектом:
- Подготовительный;
- Основной;
- Заключительный.
 
I этап. Подготовительный
Подбор литературы по данной теме.
2. Рассматривание иллюстраций с изображением ёлки и её элементов;
3. Сравнение иллюстраций между собой с изображением других деревьев;
4. Целевая прогулка к городской елке (в районе 12 квартала д.6)
5. Чтение художественных произведений, стихотворений, сказок, рассказов о ёлке;
6. Загадывание загадок.
 
II этап. Основной
Цель: познакомить детей с хвойным деревом, создавать образ ёлочки различными способами.
Познавательное развитие
1. Просмотр электронных презентаций:
- «Ёлочка-красавица»; «С кем дружит ель?»; «Ель-символ нового года», «Традиции встречи Нового года в разных странах мира»
2. Беседы «История новогодней елочки» или «Откуда пошла традиция наряжать ель в Новый год»
3. Рассматривание картин: И.И. Шишкин «На севере диком» «Лесные дали», И.Э. Грабарь «Зимний пейзаж».
4. Проведение экспериментов «Тепло ли деревьям под снегом», «Глубина снежного покрова», «Как образуется иней», «Защитные свойства снега»
5. Сравнительное наблюдение ели и сосны.
6. Д/и «Опасные предметы», «Сравни две похожие картинки», «Найди 10 отличий», «Сравни елки по высоте»
7. Опыты со свечами
8. Целевая прогулка «Ёлка на нашей улице»
9. Проведение акции среди жителей города «Сохраним жизнь елочки под Новый год»
10. Проведение акции «Нарядим елочку на территории детского сада самодельными игрушками»
Речевое развитие
Знакомство со сказками «Снегурочка», «Морозко», «Мороз Иванович»
Сравнительное описание «Ель и сосна»
Составление сказок про елочку с опорой на мнемотаблицыЛитературная гостиная «Зимние приключения елочки»
Заучивание стихотворения К.И.Чуковского «Были бы у елочки ножки…», Некрасова Л. «Горит огнями ёлочка», Вышеславцева С. «Возле ёлки»
Д/и «Скажи наоборот»
Чтение художественной литературы Александрова З. «Птичья ёлка», Андерсен Г.Х. «Ёлка», Воронкова Л. «Таня выбирает ёлку», Демьянов И. «Ель», Кайгородов Д. «Красавица ёлка», Михалков С. «Ёлочка», «Стояла ёлочка», Носов Н. «Бенгальские огни», Рыжова Н. «Не новогодняя ёлка», Скрабцова М. «Колючая упрямица», «Звёздная ёлочка», «Почему у ёлки белые лапки», «Ёлкины шубки», Трутнева Е. «Ёлка», Телегина Н. «Сказка о маленькой ёлочке», «Сказка о ёлочке, которую не срубили», загадывание загадки.
Социально-коммуникативное развитие
1. Сюжетно – ролевые игры: «В лесу», «Прогулка в лес», «Отдых в лесу», «Новогоднее кафе», «Елка для кукол»
2. Дидактические игры: «Собери ёлочку (пазлы)», «Укрась ёлочку», «Какая ёлка» (активизация словарного запаса), настольно – печатные игры, домино с изображением елки.
3. Театрализованная деятельность: драматизация сказки «Зимовье»; кукольный театр: сказка «Дед Мороз».
4. ОБЖ «Правила поведения у елки», «Не играй у новогодней елки с бенгальскими огнями», «Опасные новогодние забавы»
Художественно-эстетическое развитие
1. Лепка «Ёлочка-красавица, ты нам очень нравишься!» «Новогодняя ёлка».
2. Рисование «Наша ёлочка», «Очарован лес стоит», «Наша нарядная ёлка» (оттиск поролоном) «Еловые веточки».
3. Аппликация «Ручная ёлочка», «Ёлочки-красавицы» с элементами конструирования.
4. «Еловый лес» - коллективная работа (техника оригами).
5. Изготовление новогодней ёлки из природного материала (шишки).
6. Изготовление украшений для елки из бисера
7. Прослушивание детских песен песни «В лесу родилась ёлочка» (слова Р.А. Кудашевой музыка Л.К. Бекланом); «Новогодняя сказка - песня про ёлочку»; «Ёлка-модница» (слова и музыка О. Титаренко); «Новогодний хоровод «Раз, два, три!» (слова и музыка В Савинского).
Работа с родителями
Познакомить родителей с темой проекта, привлечь их внимание;
Участие в конкурсе, организованным ДДТ «Вместо елочки зимний букет»
3. Изготовление своими руками новогодних открыток и ёлок с использованием различного материала;
4. Рисование рисунков родителями совместно с детьми для создания выставки «Новый год».
5. Оформление информационного стенда для родителей «Скоро новый год»;
6.Разработка методических рекомендаций для родителей в виде буклетов «Как провести новогодние праздники вместе с детьми».
 
III этап. Заключительный
1. Выставка елочек в группе, сделанных совместно с родителями.
2. Участие детей в акции «Спасем елочку от вырубки», проведенную среди жителей города
3. Акция «Нарядим елочку на территории детского сада самодельными игрушками»
4. Выставка новогодних открыток в раздевалке
5. Новогодний утренник «Путешествие сказки».
Благодаря экологическому проекту дети были ознакомлены с хвойным деревом - «ель». Узнали его строение и отличительные особенности. Научились выполнять некоторые поделки своими руками, используя при этом различные материалы. Могут смело применять свои знания и умения в свободной деятельности.
Во время работы над проектом дети проявляли повышенный интерес и любознательность. Испытывали яркие и положительные эмоции, что способствовало формированию чувства ответственности и бережному отношению к природе.
Родители так же активно принимали участие в работе, что помогло взаимодействию с детьми и воспитателями.
Итоги проекта
Творческие работы детей



Участие в акции «Спасем елочку от вырубки» среди жителей города



Акция «Нарядим елочку на территории детского сада»



Участие в конкурсе ДДТ «Вместо елочки зимний букет»


Сочинение сказок о елочке с опорой на мнемотаблицы«Гномики и елочка»
Жили-были три гномика. Один носил красный колпачок, второй – зеленый, а третий – синий. Однажды под Новый год пошли они в лес за елочкой. Хотели они найти самую пушистую, самую красивую, самую высокую елку, чтобы срубить ее и принести в свою пещеру.
Шли они, шли и пришли на лесную опушку. Стояла там такая красивая елка, что гномики подумали: «А жалко такую красавицу рубить». И тут на поляну вышел человек с топором. Он замахнулся своим топором и хотел срубить елочку. Но гномики повисли у человека на руке и не дали ему совершить страшный удар топором по стволу елочки.
Человек удивился. Он спросил гномиков: «Почему вы не даете мне срубить эту ель? Я хочу принести ее домой и украсить игрушками» Гномики сказали: «Но ведь елочка после этого уже не будет расти на этой полянке и радовать нас своей красотой. Давайте лучше нарядим ее прямо тут и будем праздновать Новый год». Человек подумал и ответил: «А что, вы здорово придумали! Пусть елочка живет, а нарядить мы ее сможем не рубив ее».
Так гномики спасли елочку и научили человека беречь природу.
«Сказка о Маше, Ване, елочке и Дедушке Морозе»
Эта история случилась под Новый год. Маша и Ваня ранним зимним утром оделись потеплее и спросили родителей: «Можно мы пойдем в лес посмотреть на самую красивую елочку?» Папа с мамой им разрешили, и дети отправились в путь.
Долго шли они по лесу и заблудились. Елочки нигде не было видно. И тут на поляну вышли мишка и зайка. Маша спросила: «Добрые зверюшки, мы ищем самую красивую елочку в вашем лесу и не можем найти. Помогите нам, пожалуйста». Мишка говорит: «А мы не знаем, где растет самая красивая елочка». А зайка добавил: «А вы спросите у умного паучка, который живет в нашем лесу. Он точно знает, где растет самая красивая елочка».
Дети отправились к умному паучку. «Паучок, паучок, помоги нам найти самую красивую елочку в лесу. Скоро Новый год, и мы хотим ее поздравить с праздником». Паучок говорит Маше и Ване: «Хорошо, ребята, я вам помогу. Возьмите это волшебное яблоко. Куда оно покатится, туда и вы ступайте. Оно приведет вас к самой красивой елочке в нашем лесу». Дети взяли яблочко, поблагодарили паучка и пустили яблочко по тропинке. Катилось оно, катилось и прикатилось к высокой и пушистой елочке.
Маша и Ваня любовались елочкой, и вдруг около елочки появился умный паучок. Он сказал: «Я поздравляю вас с праздником, ребятки!» И тут он обернулся Дедом Морозом, а в руках у него был мешок с подарками. Дедушка Мороз подарил Маше куклу, а Ване машинку. К елочке пришли и мишка с зайкой. Все вместе они встали в хоровод, пели для елочки песни и веселились. Елочка была очень рада.
Потом Дедушка Мороз проводил ребят домой и пожелал детям радости в Новом году.