Обобщение педагогического опыта учителя начальных классов Славиной Ирины Васильевны


Обобщение педагогического опыта
учителя начальных классов
Славиной Ирины Васильевны
Октябрь 2015 года.

«Активизация познавательной деятельности учащихся
на уроках и во внеурочное время
в начальной школе »

«Убеждение не может существовать без того, чтобы не проявляться в активной деятельности
Школа становится очагом духовной жизни, если учителя дают интересные и по содержанию, и по форме уроки. Но замечательные, блестящие уроки есть там, где имеется еще что – то замечательное, кроме уроков, где имеются и успешно применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков»
В. А. Сухомлинский

1.Актуальность и перспективность опыта.
Педагогическая проблема, над которой я работаю – «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время в начальной школе».
Наше время время перемен. России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие мыслить творчески. В обществе возник новый социальный заказ: вместо послушных исполнителей, востребованы люди, быстро ориентирующиеся в различных ситуациях, творчески решающие возникшие проблемы, понимающие и принимающие всю меру ответственности за свои решения. Человек, способный творчески мыслить, обладает гибкостью ума, изобретательностью, чувством нового, возможностью осуществлять выбор. Способность к творчеству появляется, когда человек начинает осознавать свою особенность и, таким образом, становится личностью. Образование должно побуждать к творчеству.
Актуальность данной проблемы обусловлена современными требованиями развития педагогической теории и практики – новыми требованиями стандарта второго поколения (ФГОС), а также она созвучна с проблемой нашей школы.
На практике необходимо научить учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить и применять их в учебной деятельности.

2. Концептуальность.
Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребёнка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи требует новый подход к обучению и воспитанию детей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребёнка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы.    Так как процесс познания у младших школьников в основном неустойчив, эпизодичен, поэтому необходимо развивать познавательный интерес и активность младшего школьника в различных видах его деятельности. Необходимость активизации познавательной деятельности диктуется возросшими требованиями к воспитанию и образованию.

3. Наличие теоретической базы опыта.
Теоретическую основу моего опыта составляют:
1. Идея активизации обучения имеет большую историю.
Философские взгляды лежат в основе побуждения интеллектуальной активности. Постановка проблемных вопросов были характерны для дискуссий Сократа и Пифагора. 2. Один из первых сторонников активного учения был знаменитый чешский ученый Я.А.Коменский. Его «Великая дидактика» содержит указания на необходимость «воспламенять в мальчике жажду знаний и пылкое усердие к учению», она направлена против словесно-догматического обучения, которое учит детей «мыслить чужим умом». 3. И. Г. Песталоцци в начале 19 века развивал идею активизации обучения с помощью наглядности, путем наблюдения, обобщения и самостоятельных выводов.
4. А Ж.Ж.Руссо вел борьбу за развитие умственных способностей ребенка и внедрение в обучение исследовательского подхода. «Сделайте вашего ребенка, писал он, внимательным к явлениям природы. Ставьте доступные его пониманию вопросы и предоставьте ему решать их. Пусть он узнает не потому, что вы сказали, а что сам понял».
5. «Ученикам следует – писал К.Д.Ушинский - передавать «не только те или иные знания, но и способствовать самостоятельно без учителя приобретать новые познания».
На это опирались прогрессивные русские методисты, боровшиеся против догматических и схоластических методов обучения, которые переждали формализм в знаниях учащихся и не развивали умственные способности. 6. Идеи Г.И. Щукиной: идея развития познавательного интереса - ценный мотив учения, идея активизации познавательной деятельности учащихся - необходимое условие для воспитания их познавательного отношения к миру.
7. Концепция УМК «Школа России» авторского коллектива учёных (А.А.Плешаков, М.И.Моро и др.), которая в полной мере отражает идеологические, методологические и методические основы ФГОС;
8.Планируемые результаты начального общего образования Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой, которые представляют собой систему обобщённых личностно – ориентированных целей образования;
9. «Духовно – нравственное развитие и воспитание младших школьников» под редакцией А.Я.Данилюка, органически входит в учебно – воспитательный процесс и составляет его стержневую основу.
4. Ведущая педагогическая идея учебно – воспитательного процесса заключается в совершенствовании учебной деятельности школьников в процессе внеклассной работы для развития познавательного интереса, логического мышления, формирования творческой активности учащихся.

5. Оптимальность и эффективность средств.
Эффективными средствами активизации познавательной деятельности на уроке являются:
- учебно - игровая деятельность;
- дидактические игры;
- создание положительных эмоциональных ситуаций;
- работа в парах;
- групповая работа;
- проблемное обучение;
- использование ИКТ,
- использование современных образовательных технологий.
Повысить у учащихся интерес к самостоятельному «творчеству» позволяют нетрадиционные (нестандартные) уроки: урок-сказка, урок-путешествие, урок-экскурсия, уроки-проекты и интегрированные уроки. На таких уроках воплощаются творческие замыслы учителя и творчество учащихся, что дает возможность развивать тягу к знаниям, к образованию вообще. Практика показывает, что учебный материал со стандартных уроков забывается быстрее, чем тот, что разбирается, либо обобщается на уроках нестандартных. Это видно из уроков, подготовленных и проведенных мною. 
Приложение 1 (урок – сказка «Про мягкий знак») http://nachachkola.ucoz.ru/ Первый школьный сайт/ Персоналии/ Славина Ирина Васильевна/
Проблемные ситуации. Цель и назначение проблемного обучения - преодолеть элементы механического усвоения заданий в обучении, активизировать мыслительную деятельность учащихся и ознакомить их с методами научного исследования. Толчком к продуктивному мышлению, направленному на поиски выхода из состояния затруднения, которые испытывает ученик в момент столкновения с чем-то, служит проблемная ситуация. Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе являются: проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос. Я не мыслю педагогический урок без проблемной ситуации по ФГОС. Ведь дети сами находят ответ на поставленный вопрос. Если ответ найден правильно, значит - урок удался.

Интеграция учебных занятий. На результативность процесса обучения оказывают межпредметные связи: знания приобретают качества системности, умения становятся обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся, более эффективно формируется их убежденность и достигается всестороннее развитие личности. Приложение 2. (интегрированный урок с презентацией)
http://nachachkola.ucoz.ru/ Первый школьный сайт/ Персоналии/ Славина Ирина Васильевна/

Дифференцированное обучение.
Работая по образовательной модели «Школа России», я решаю проблему всестороннего развития личности путем применения технологии уровневой дифференциации, которая предполагает, что любое новое знание должно опираться на субъективный опыт ученика, его склонности, интересы, ценности. Использование данной технологии вызывает интерес к изучению предметов, развивает способности учащихся, формирует необходимые навыки и умения, активизирует речемыслительную деятельность.
Дифференцированный подход осуществляю и при определении домашнего задания для учащихся.
Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является дидактическая игра, в ходе которой ребенок сравнивает, наблюдает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения. В игре формируется активность и нравственные качества личности, развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитываются дисциплина, воля.       Важнейшей предпосылкой в процессе активной познавательной деятельности является интерес, с помощью которого учащиеся приобретают прочные знания, умения, навыки. Как известно, стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоций и рациональности в обучении. Ещё К.Д. Ушинский подчёркивал: « Как важно серьёзное занятие сделать для детей занимательным». С этой целью я использую в своей практике различные дидактические игры, которые не только увлекают, заставляют задуматься, но и развивают самостоятельность, инициативу и волю ребёнка, приучают считаться с интересами товарищей.    
   В дидактических играх ребёнок учится подчинять своё поведение правилам, формирующим его движение, внимание, умение сосредоточиться, т.е. развиваются способности, которые особенно важны для успешного обучения в школе.
    Игра и учёба - это две разные деятельности, между которыми имеются значительные, качественные различия. По словам Н.К. Крупской « переход от игры к серьёзным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получается ничем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы».
     Моя задача - сделать переход детей от игровой деятельности к учебе плавным и адекватным, и в этом мне помогают дидактические игры.
   Структурные составляющие дидактической игры:
1) дидактическая задача;
 2) игровая задача;
3) игровые действия;
4) правила игры;
5) результат (подведение итогов).
       При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи.    
     Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе. Отсюда и стремление быть первым, быстрым, ловким, находчивым.
    Большинство дидактических игр заключают в себе вопрос, задание, призыв к действию, например: « Кто верней?», « Кто быстрей?» « Отвечай сразу».
Мне помогают в выборе дидактических игр такие книги:
Занимательные материалы к урокам обучения грамоте и русского языка в начальной школе/ Сост. Н. А. Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2003г.
Сухин И. Г. Занимательные материалы: Начальная школа – М.: Вако, 2004г.

Использование наглядного и дидактического материала содействует выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения к соблюдаемым знаниям. В ходе опытов ученики могут убедиться в истинности приобретаемых знаний, в реальности тех явлений и процессов, о которых им рассказывает учитель. Средства наглядности повышают интерес к знаниям, делают более легким процесс их усвоения, поддерживают внимание ребёнка.
Использование информационно - коммуникационных технологий
Современное информационное общество предъявляет новые требования к педагогическим работникам в вопросах применения информационно-коммуникационных технологий в процессе самостоятельного извлечения и предоставления знаний.
На уроках я использую следующие программы: Microsoft Word, Microsoft Excel Microsoft PowerPoint, Windows Movie Maker. Спектр применения данных программ в учебном процессе достаточно велик. Они используются для создания наглядности (презентаций), контролирующих тестов, творческих образовательных продуктов для учащихся и самими учащимися. Примером служат презентации из Приложения 3 (Презентации учителя и учеников) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 5875 личный мини-сайт: Проект «Устное народное творчество»,
« Творчество учащихся МБОУ СОШ на уроках технологии», публикации учеников: «Народные праздники»

Текстовый редактор Word используется мной для создания простых дидактических материалов, которые предлагаются учащимся для самостоятельной работы на уроке в классе. Такой материал готовится в виде текста с пояснениями, иллюстрациями, гиперссылками и контрольными вопросами. Учащиеся могут создать с помощью редактора Word собственный интеллектуальный продукт, например небольшое сообщение на заданную тему.
На сегодняшний день существуют десятки разнообразных программ учебного назначения, размещенных на ПК, CD или в Интернете. Из этих программ мной используются: «Окружающий мир», «Математика», «Русский язык», «Технология» «Изобразительное искусство» по ФГОС.
Школа подключена к сети Интернет, что позволяет использовать образовательные ресурсы Интернета для поиска источников, текстов, разнообразных методических материалов, газетных и журнальных статей, разработок. К окончанию начальной школы дети свободно владеют интернетом.
При подготовке к урокам и на уроках используются возможности Интернета, который можно рассматривать как часть информационно-коммуникационной предметной среды, содержащей богатейший информационный потенциал.
Я имею свою личную страничку на сайте по адресу :
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Беседы для родителей. «Работа с текстом», «Развивающее обучение: сотрудничество учителя и ученика»
http://nachachkola.ucoz.ru/ Первый школьный сайт/ Персоналии/ Славина Ирина Васильевна/ «Эффективность урока - стимул к успеху учителя и ученика», « Использование информационно – коммуникативных технологий в образовательном процессе», « Обозначение мягкости согласного звука на конце», « Человек и его имя», « Мой класс», « Про мягкий знак», «Тундра. Тесты», «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть» и др.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
«Работа с интеллектуально одарёнными детьми»
http://nsportal.ru/user/15«Об учителе», Проект «Устное народное творчество», 5875 личный мини-сайт: «Личное электронное портфолио», «Рыцарский турнир вежливости», « Творчество учащихся МБОУ СОШ на уроках технологии», «Обобщение опыта по внеклассной работе 2010-2015», публикации учеников: «Народные праздники»
Имею публикацию в районной газете «Призыв» Статья «Добрая традиция»

Содержание предметов обогащаю на уроках использованием дополнительного материала. Своих воспитанников обучаю работе со словарями, энциклопедиями, справочниками и другой дополнительной литературой. ( Различные словари, Детская энциклопедия в 3 томах. Что такое? Кто такой? М., «Педагогика»1975г.; Энциклопедия для детей «Праздники, традиции, обычаи» М., «Махаон», 2007г., «Атлас – определитель» А.А.Плешаков, « Великан на поляне» А.А.Плешаков)
Со второго класса учащиеся заводят портфолио. Оно позволяют судить об успехах каждого ученика и стимулируют его познавательную активность.

6. Результативность опыта .
Урок я строю таким образом, чтобы один вид деятельности сменялся другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной, менее утомляемой.
Благодаря систематическому использованию такого подхода за последние годы, по моим наблюдениям, удалось достичь появления у большинства учащихся положительной мотивации к изучению предметов школьного цикла, повышению мотивации успешной деятельности, формированию личной ответственности за результат своей деятельности.
Главным считаю не заставлять, а заинтересовывать, приглашать ребенка к учебному сотрудничеству. Все мои дети посещают школу с охотой.
Показатели качества знаний учащихся за последние три года подтверждает результативность используемых технологий, методов и приемов обучения. По завершении первой ступени обучения мои ребята получили следующие результаты:

Успеваемость класса 4б, 2014/2015 учебный год
Общий средний балл класса: 4,22
Общий % кач. зн. по предметам: 82,64
Общий СОУ по предметам (%): 73,39
Общий % успеваемости класса: 100
Общий % кач. зн. класса: 50





ИЗО
Лит. чтение
Математика
Окруж. мир
Рус. язык
Технология
Физ-ра

Средний балл по предмету
4,12
4,38
3,81
4,31
3,62
4,69
4,56



% кач. зн. по предмету
93,75
87,5
62,5
87,5
50
100
100



СОУ (%) по предмету
69
78,5
60,25
76,25
54,5
88,75
84,25





Результатом деятельности учителя следует считать: высокий уровень объективности оценки качества знаний обучающихся, что можно увидеть на основе анализа таблиц с годовыми оценками обучающихся и результатами мониторинговых исследований в начальной школе.
В апреле 2014-15 уч. года был проведен мониторинг в 4 классе по предметам со следующими результатами:

№ п/п
Фамилия
Имя
Отчество
оценка за тест
предполагаемая годовая отметка за 4 класс


Русский язык



1

Анисимов

Никита

Романович
3
4

2
Бойкул
Эльнара
Аслановна
4
4

3
Кузнецова
Виктория
Константиновна
3
3

4
Ревина
Кристина
Александровна
4
5

5
Трофимов
Кирилл
Анатольевич
3
4

6
Филоненко
Мария
Сергеевна
3
3



№ п/п
Фамилия
Имя
Отчество
оценка за
тест
предполагаемая годовая отметка

за 4 класс


Окружающий мир



7
Апанель-Мотев
Кирилл
Андреевич
4
4

8
Бабришова
Татьяна
Ивановна
4
4

9
Матросов
Егор
Алексеевич
4
4

10
Миронова
Мария
Александровна
5
5

11
Пономарев
Артём
Александрович
4
4

















№ п/п
Фамилия
Имя
Отчество
оценка за
тест
предполагаемая годовая отметка за 4 класс


Математика



12
Каширин
Алексей
Васильевич
4
4

13
Лаврик
Николай
Викторович
3
3

14
Макшаков
Роман
Юрьевич
5
5

15
Муштренко
Данил
Александрович
3
3

16
Пушнов
Богдан
Владиславович
4
4




Мои ученики были активными участниками предметных олимпиад

Главное для педагога - дать возможность детям поверить в свои силы, получить удовлетворение и радость от своего труда. Оценкой результатов деятельности ученика является полнота знаний, умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях, наличие познавательного интереса.



Инфоурок 10.10.2014 год



ФИ
предмет
Призёр
Победитель

1
Макшаков Роман
математика

1

2
Макшаков Роман
Русский язык

1

3
Ревина Кристина
Русский язык

1

4
Бабришова Татьяна
Русский язык

1

5
Матросов Егор
Окружающий мир

1

6
Анисимов Никита
Литературное чтение

1

7
Трофимов Кирилл
математика
2место


8
Пушков Богдан
математика
2 место


Районная предметная олимпиада 18.04.2015

1
Макшаков Роман
математика
2


2
Ревина Кристина
Русский язык
3


3
Матросов Егор
Окружающий мир
3


4
Анисимов Никита
Литературное чтение






В условиях обучения познавательный интерес выражен расположенностью школьника к изучению учебных предметов.
Большую роль для формирования интереса к учёбе играет личность учителя. Поэтому учитель стремится увлечь детей, и предметом, и преподаванием, и верой в возможности ученика. На уроках стремится быть сдержанной и терпеливой, использует благотворное влияние на формирование интереса.
Проводимая работа позволяет мне получать результаты качественной
подготовки учащихся, развивать их творческие и познавательные способности, которые подтверждаются результатами участия детей в предметных олимпиадах и различных конкурсах: «Инфоурок» , «Русский медвежонок», «Человек и природа».
Дополнительная внеурочная работа по предметам помогает мне подготовить учащихся к конкурсам. Из книги Пупышева О. Н. Олимпиадные задания по математике, русскому языку и курсу «Окружающий мир»: 1-4 классы. – М., Вако, 2008г.задания развивают ребенка, стимулируют интерес к различным наукам, дают возможность утвердиться в собственных глазах и среди окружающих.
Также учащиеся принимали активное участие в различных конкурсах:

Участие учащихся 4 Б класса в различных мероприятиях за 2014-2015 уч. года



п/п
Срок проведения
Наименование мероприятия
Организатор
Кол-во участников
Кол-во призеров

1.
Сентябрь
2014 г.
День Знаний
«Моя малая родина.
Моя семья»
МБОУ СОШ №1
15


2.
Сентябрь
2014 г.
Осенняя спартакиада
МБОУ СОШ №1
8
2 место

3.
Сентябрь
2014
День пожилых людей

ЦСОН и МБОУ СОШ №1
16


4.
Октябрь
2014 г.
Социальная акция
«Спешите творить добро»
ЦСОН и МБОУ СОШ №1
16
Сертификат участия

5.
Октябрь
2014 г
предметная
олимпиада
Инфоурок
Всероссий ская предметная олимпиада
7
8
(1 уч. по двум предметам)

6.
Октябрь
2014 г
Фестиваль национальных культур
МБОУ СОШ №1
16
Почётная грамота

7.
Октябрь
2014 г
Конкурс « Подарок учителю»
МБОУ ЦДО
1
участие

8.
Ноябрь
2014 г.
Конкурс листовок
«Никто не забыт, ничто не забыто»
МБОУ СОШ №1
3
3

9.
Ноябрь
2014 г.
пионербол
МБОУ СОШ №1
8
2 место

10.
декабрь
2014
Конкурс новогодней гирлянды

МБОУ СОШ №1
16
1 место

11.
Ноябрь
2014
Спортивно-интеллектуальный конкурс «Мама, папа, я - спортивная семья»
ЦСОН и МБОУ СОШ №1
1
3 место

12.
Февраль.
2015
Проект «Страшное слово война»
МБОУ СОШ №1
7
грамота

13.
Февраль.
2015
Конкурс патриотической песни
МБОУ СОШ №1
16
Грамота классу

14
Апрель 2015
Конкурс «Путешествие в Космос»
МБОУ ЦДО
3
участие

15.
Апрель 2015
Конкурс « минута славы»
МБОУ СОШ №1
1
1 место

16.
Апрель 2015
Районная социально-значимая акция «Мы против табака»»
ЦСОН и МБОУ СОШ №1
16
благодарность

17.
Май 2015
Конкурс стенгазет «Мой любимый класс»
МБОУ СОШ №1
16
Грамота классу

18.
Май 2015
«Мы наследники Победы»
(награждение лучших учащихся по итогам года)
Муниципальный отдел народного образования р.п. Лысые Горы
1
Грамота

Участие учащихся 1 Б класса в различных мероприятиях за 2015-2016 уч. года


19.
Октябрь 2015
Фестиваль национальных культур «Окно в Европу»
МБОУ СОШ №1
16
Грамота

20
Октябрь 2015
Проект «80 лет Саратовской области»
МБОУ СОШ №1
14
Грамота



С результатами своей педагогической деятельности делюсь с коллегами, выступаю:
1) на педагогическом совете школы:
1.«Создание условий для развития и поддержки высокой мотивации учебной деятельности при организации внеурочных мероприятий» 2013 год.
2.Сообщение «Как добиться успехов и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя» Ноябрь2014-2015 год
3.«Организация духовно-нравственного воспитания в рамках внеурочной деятельности в условиях ФГОС на ГПД» Февраль 2014 года.
4.Проектная деятельность в начальной школе Мастер-класс. «Квиллинг», 2015г.

2) на заседаниях РМО:
1. «Развитие личности младших школьников на основе усвоения универсальных учебных действий», 2012 г.
2. «Педагогические технологии и активные методы организации образовательного процесса в условиях введения ФГОС начальной школы», 2013г.
3. «Положительная мотивация в преподавании технологии как средство повышения качества знаний.» РМО Лысогорского района Саратовской области Март .2014 г.

3) ШМО учителей начальных классов:
1. «Приёмы работы с текстом», 2011 г.
2. «Суть изменения современного урока с введение ФГОС», 2013г.
3) интернет - сообщества учителей- предметников

Информация о презентации профессионального мастерства учителя
за 2010 – 2016 г.г.


Мероприятие.
Уровень.
Вид
деятельности.
Результат.

1
Конкурс презентаций «Доброе имя учителя»
Май 2010 г.

Федеральный
Презентация
участие

2
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
2009-2010г
Федеральный
Урок с
презентацией
«Золотое
кольцо
России»
Диплом


Мероприятие.
Уровень.
Вид
деятельности.
Результат.

3
Одарённые дети.
Декабрь 2010г.
Муниципаль-
ный
Семинар
Благодарность

4
Олимпиада по литературному чтению «Сказки»
Ноябрь 2012 г.
Федеральный
Олимпиада
1 место
Диплом, педагога, подготовившего победителя .

5
Внеурочная деятельность
август
2013
Муниципаль-
ный
Семинар
Благодарность

6
Инфоурок
10.10.2014 г.

Федеральный
Всероссий ская предметная олимпиада
Благодарность учителю, подготовившему победителей

7
Дистанционный конкурс «Львёнок»
Апрель 2014г.
Всероссийский

Сертификат организатора

8
Конкурс для педагогов
май 2014 г.
Дистанционный
пятый Общероссийский
Разработка мероприятия – «Семья и семейные ценности»


Грамота за 1 место


7. Возможность тиражирования.
Тема « Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время в начальной школе»
Материал размещён на сайте:
1. Личный сайт: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2. Школьный сайт: http://nachachkola.ucoz.ru/ Первый школьный сайт/ Персоналии/ Славина Ирина Васильевна/
3. Районный сайт: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4. Личная страница: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
 8. Тема самообразования. «Использование информационно коммуникативных технологий в работе учителя начальных классов». Начата работа над темой в 2010 г. Предполагается продолжить в 2015-2016 г. Работу начала с изучения нормативных документов: 1.Закон Российской Федерации «Об образовании». 2.Федеральный Стандарт государственного образования. 3.Концепция модернизации российского образования.
При изучении нормативных документов мною была выбрана программа обучения «Школа России». Разработала собственные рабочие программы на новый учебный год. В 2013 прошла аттестацию. В четвёртый раз присвоена высшая квалификационная категория.

9. Наличие обоснованного числа приложений, наглядно иллюстрирующих основные формы и приёмы работы с учащимися

Результатом работы по данной теме стало распространение и обобщение опыта работы на школьном, районном, федеральном уровнях, создание тематических занятий в электронном варианте, создание презентаций, участие в школьных проектах («Устное народное творчество», «Лес - наше богатство», «Это страш ное слово- война», « 80 лет Саратовской области»), создание личного сайта в декабре 2013 года: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] . Краткое содержание ресурсов сайта: «Об учителе», Проект «Устное народное творчество», «Личное электронное портфолио», «Рыцарский турнир вежливости. Внеклассное мероприятие. Работа с родителями», Публикации учеников: «Народные праздники», «Русские на Волге». Также разместила некоторые материалы на сайте ПроШколу: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] «Беседы для родителей», «Работа с текстом», « Развивающее обучение: сотрудничество учителя и ученика», «Работа с текстом».

В мае 2014 года приняла участие дистанционно в пятом Общероссийском конкурсе для педагогов «Классный час – Семья и семейные ценности» Информационно-компьютерные технологии значительно расширяют возможности работы учителя, значительно облегчают ее, повышают её эффективность и качество.
Я использую следующие способы реализации компьютерных технологий в преподавании:
1.Разработка комплекта электронных уроков. 2. Разработка пакета тестового материала в электронном виде.
3. Разработка пакета стандартного поурочного планирования по теме или группе тем. 4. Комплект дидактики по предмету (самостоятельные, практические и контрольные работы). 5. Разработка комплекта раздаточного материала по предмету (карточки, задания и вопросы по предмету). 6. Разработка комплекта тематических классных часов, родительских собраний или внеклассных предметных мероприятий (познавательные игры, конкурсы, представления).
7. Разработка пакета олимпиадного материала для подготовки учащегося.
8. Пакет административной документации классного руководителя.
9.Пакет сценариев уроков с применением информационных технологий. 10.Ведение электронного журнала.

Возможно, мой опыт будет полезен для педагогической работы учителям начальной школы.