Урок литературы 4 класс С. Бегалин — Ёж Есена


Тема: Сапаргали Бегалин «Ёж Есена». Цель: через разные виды контроля проверить глубину и степень осознанности восприятия художественного произведения
Задачи: Познакомить с содержанием рассказа «Ёж Есена», работать над художественными особенностями рассказа; 
Учить анализировать и выделять главное в тексте, составлять композицию произведения;
Развивать логическое мышление, творческое воображение, умения делать выводы, выражать свои мысли; 
Воспитывать бережное отношение и любовь к природе, к животным и заботу о них. 
Ход урока:
Психологический настрой.
Повторение. Викторина.
- Мы изучили многие произведениям казахских писателей и поэтов, чтобы освежить наши знания проведём литературную викторину. Я читаю отрывки из произведений, а называете автора и название произведения. Внимание: 1) « Атымтай Щедрый, будучи сам очень богатым человеком ежедневно, один раз в день, одевал на себя ветхую одежду, возил сено, рубил дрова. » ( Ыбрай Атынсарин.Притча.Атымтай Щедрый.) 2) Так высока в степи трава, Что спины коней видны едва. Вволю насытившись, кобылицы Не в силах, кажется пошевелиться. ( Абай Кунанбаев.Лето. ) 3) Домбра моя! Крик души! Ты – лучшее, чем я жил, Ты – грусть, ты – радость моя, Источник надежд и сил. (Сакен Сейфуллин. Домбра.) 4) « Аульные ребята тоже не дружили с сиротой. Касым видя, что в ауле все забыли о нём, никто не принимал участия в его судьбе, замкнулся.» (М.Ауэзов. Сирота.) 5) Я не хвалюсь – поймите! Мне нужен яркий свет!
Добыть сиянье солнца я твердый дал обет.
Смогу ль помочь я людям, когда звездою тусклой
Мелькну и вновь исчезну за гранью этих лет?
(Султанмахмут Торайгыров – Я стану человеком)
6) Был великим и мудрым твой безвестный творец.
Он создал тебя смело, будто песню сложил.
Купол неба примером для работы сложил.
( Музофар Алимбаев – Юрта)
7) Люди услышали, как богач, оставив их во дворе, сильно ругал работника…
(Ы.Алтынсарин- Бережливость и скупость)
8) На внесеньем кочевье аулы сошлись,
В общей радости родственники обнялись,
А знакомые просто, шутя и смеясь
Обо всем по душам говорить собрались.
(Абай – Весна)
Молодцы ребята.
Актуализация ЗУН
Реклама произведения.
- У известного казахского писателя С. Бегалина есть рассказ «Ёж Есена»(слайд)
- Рассмотрите иллюстрацию на слайде и скажите о чём пойдёт речь в рассказе?
(О еже, о дружбе мальчика и ежика)
Биография писателя.
- А что такое дружба и кого мы называем настоящим другом?
- А могут ли по-настоящему дружить человек и животное?
- На этот вопрос мы ответим сегодня на уроке.
4. Постановка темы и цели урока.
- Какова тема нашего урока?
- Какие цели перед собой поставим?
1. Знакомство с биографией писателя и его произведением.
2. Учиться выразительному, осознанному чтению.
3. Работать в группах, помогать друг другу.
4. Учиться мыслить, делать выводы. Оценивать себя и товарищей.
5. Первичное чтение
- Послушайте рассказ (аудиозапись чтения актёром)
- Понравился рассказ?
- Подумайте, какие чувства испытали, слушая рассказ? (слайд)
6. Словарная работа
( на слайде слова, их лексическое значение и иллюстрации: крынка, вьюн, увита вьюном, утрамбованная земля, завязь)
7. Анализ перечитывания, деление на части.
1группа-Чтение учеником 1 части до слов: «…Но постепенно зверёк…»
-Добавим ремарку: как предложил, с каким чувством? (с нежностью, заботливо)
2 группа Чтение «цепочкой» 2 части до слов: «…Наступило лето…»
- Прочитайте слова бабушки, которые удивили Есена.
(Ах, озорник, - …-Всё бы тебе играть да играть. А ведь ты уже совсем большой. Иди, мышей полови лучше или змей…)- А какие истории знаете вы о жизни ежа в природе? (ответы детей)
1.Колючки и сворачивание в клубок - это природная защита ежиков от хищников. Однако она не всегда помогает - некоторым животным удается развернуть скрученного в клубок ежика. А лиса, говорят, даже откатывает ежика в воду, чтобы он развернулся.
2. Под кожей, покрытой сверху и с боков игольчатым панцирем, почти сплошным слоем расположены продольные и кольцевые мышцы, при сокращении которых еж скручиваются, приобретая форму колючего шара.
3.У ежей  плохое зрение. Правда, считается, что ежи могут различать цвета как человек (в отличие от всех других животных, у которых зрение - "черно-белое"). Кроме того, у ежей очень хорошие слух и обоняние.
4.У всех ежей 36 зубов.     Длина хвоста ежа обыкновенного - около 3 см
5.Ежи рождаются слепыми, с ярко-розовой кожей, без иголок. Иглы (сначала мягкие) начинают появляться через несколько часов после рождения.
6.Колючки некоторых видов ежей могут оказаться ядовитыми. Однако этот яд вырабатывается не ежом. Еж смазывает иглы ядом, "конфискованным" у жаб.
7.Не стоит брать ежей домой. В неволе они практически не живут. Кроме того ежи - разносчики опаснейших для человека инфекций.
- Есен наблюдал за ежом, спрашивал друга, но ничего не увидел, другу не поверил. А что бы вы посоветовали Есену в данной ситуации?
(Смотреть документальные фильмы, читать книги, энциклопедии о животных).
3 группа - А как в художественном произведении называется описание природы?
- Прочтите следующую часть до диалога и найдите пейзаж.
(-Наступило лето. На яблонях появилась завязь. Вишнёвые деревья стояли увешанные аппетитными тёмно-красными ягодами.)- Зачем в этом рассказе автор даёт описание природы? Может быть это лишнее?
(Показать какая была вокруг природа, что мальчики не захотели оставаться в доме и они не чувствовали опасности).
4 группа - Диалог прочитаем по ролям до слов:
«- Ладно. Не забыть бы налить в консервную банку воды для ежа.»- На что обратил наше внимание автор в этой строчке?
-Есен заботится о ёжике, не забывает о нём. Как это его характеризует?
Чтение половины 4 части учеником до слов: «И вдруг Каби испуганно вытаращил глаза …»
-Автор написал «вытаращил глаза», а почему не просто – Каби увидел?
-Показать страх мальчика.
-А кто может показать, как он «вытаращил глаза»? (дети показывают) а ещё раз и ещё 5 раз - вот мы и сделали физминутку для глаз!
- До конца прочитаем по ролям
- Изменилось ли мнение Есена о еже?
-Вначале ёж – животное, за которым надо ухаживать, домашний питомец, сейчас герой, способный защитить Есена.
- Можно ли назвать его настоящим другом?
8. Вторичный синтез.
а) Работа в группах.
- Составить композицию рассказа. Повторим, что такое композиция и из чего состоит (слайд)
Составление композиции рассказа (1 группа - словами, 2- словосочетаниями,3 – предложениями, 4 – цитатами)
Проверка (все четверо представителей выходят и по очереди называют части композиции, я показываю соответствующие слайды и мы сравниваем)
- А ведь мы с вами в этом году уже читали подобное произведение другого автора, который затрагивает эту же тему. Кто вспомнил?
(Р. Киплинг «Рикки-Тикки-Тави»)
Работа в группах.
- Чем же похожи эти произведения и много ли в них отличий?
- На листах у вас нарисованы круги Эйлера-Венна.
Задание: внутри первого круга записать слова из произведения «Ёж Есена», а во втором - слова из сказки Киплинга. Слова вы должны использовать все.
(Индия, мальчик, ёж, Казахстан, лес, мангуст, джунгли, дружба, защитник, змея, семья)Сверка (слайд)
- Какое же ключевое слово получилось в центре пересечения (дружба).
- Дружат не только люди, но люди и животные.
Создание коллажа.
Проиллюстрируйте ту часть рассказа, которую вы прочитали.
- Зачем С. Бегалин написал этот рассказ?
б) - Чтобы ответить на этот вопрос я предлагаю ответить на вопросы теста, где вы и определите тему и идею рассказа «Ёж Есена».
Тест:
1. К какому жанру относится произведение?
а) легенда б) рассказ в) сказка
2. Тема рассказа:
а) Дружба человека с животным
б) Как ёж спас Есена от змеи
в) Два друга – Есен и Каби
3. Идея произведения:
а) «Змея от своего яда не погибает»
б) «Люби родину и гордись ею»
в) «Вот и отблагодарил тебя ёж за заботу о нём»
4. «…Есена удивили слова бабушки…» – это фраза из:
а) кульминации б) развязки в) завязки
5. Какой чертой характера наделяет автор героев рассказа?
а) любознательность б) равнодушие в) обидчивость
Сверка (слайд)
9. Итог урока. На примере рассказа мы увидели как маленькое живое существо может помочь человеку. Чему учит произведение? А  в чем человек может помочь животным? (высказывания детей)
Вернемся к вопросам, которые перед нами стояли в начале урока.
- А что такое дружба и кого мы называем настоящим другом?
- А могут ли по-настоящему дружить человек и животное?
10. Домашнее задание.
- Домашним заданием будет на выбор: а) вспомнить или найти произведение о помощи животного человеку в трудную минуту, или человека животному (фильмы, мультфильмы, сказки, рассказы и т.д.) и рассказать о нём,
б) самим сочинить и записать рассказ о дружбе животных и человека, можно стихотворение
11. Рефлексия.
На оценочных листах поставьте себе оценку за урок.
Если вам сегодня было все понятно, интересно работать и вы не испытывали затруднений в ходе урока. (зеленое яблоко)
Если вам было интересно работать, но у вас остались вопросы (желтое яблоко)
Если вам было не интересно на уроке, допускали ошибки. (красное яблоко)
1 группа.
Прочитать произведение до слов: «…Но постепенно зверёк…»
С каким чувством Есен относится к ёжику?
2 группа.
Прочитать произведение до слов: «…Наступило лето…»
Прочитай слова бабушки, которые удивили Есена. Почему?
Какие истории знаете вы о жизни ежа в природе?
3 группа.
Прочитать произведение до слов: «…Признайся, ты нарочно сочинил …»
Как в художественном произведении называется описание природы?
Найди и прочитай описание природы в тексте.
Зачем в этом рассказе автор даёт описание природы? Может быть это лишнее?
4 группа.
Прочитать диалог по ролям.
На что обращает внимание автор в строчке «Ладно. Не забыть бы налить в консервную банку воды для ежа».
Изменилось ли мнение Есена о еже, в начале произведения и в конце?
1. К какому жанру относится произведение?
а) легенда б) рассказ в) сказка
2. Тема рассказа:
а) Дружба человека с животным
б) Как ёж спас Есена от змеи
в) Два друга – Есен и Каби
3. Идея произведения:
а) «Змея от своего яда не погибает»
б) «Люби родину и гордись ею»
в) «Вот и отблагодарил тебя ёж за заботу о нём»
4. «…Есена удивили слова бабушки…» – это фраза из:
а) кульминации б) развязки в) завязки
5. Какой чертой характера наделяет автор героев рассказа?
а) любознательность б) равнодушие в) обидчивость
1. К какому жанру относится произведение?
а) легенда б) рассказ в) сказка
2. Тема рассказа:
а) Дружба человека с животным
б) Как ёж спас Есена от змеи
в) Два друга – Есен и Каби
3. Идея произведения:
а) «Змея от своего яда не погибает»
б) «Люби родину и гордись ею»
в) «Вот и отблагодарил тебя ёж за заботу о нём»
4. «…Есена удивили слова бабушки…» – это фраза из:
а) кульминации б) развязки в) завязки
5. Какой чертой характера наделяет автор героев рассказа?
а) любознательность б) равнодушие в) обидчивость