Рабочая программа по математике для 1 класса. УМК Школа России (М.И.Моро)


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа с. Тяглое Озеро муниципального района Пестравский Самарской области
(ГБОУ ООШ с. Тяглое Озеро)
«Согласовано»
Руководитель МО
_____/Боброва Е.В./
ФИО
Протокол № 1от
«__» _______ 20__г.
«Согласовано»
Заместитель руководителя по УВР ГБОУ ООШ с. Тяглое Озеро
_____/Бочарова В.В./
ФИО
«___» _________20__г.
«Утверждено»
Директор ГБОУ ООШ с. Тяглое Озеро
_____/Федюнина Н.В./
ФИО
Приказ №______ от
«___» _________20__г.
Рабочая программа
Предмет: математика
Класс: 1
Кол-во часов в неделю: 4
Общее кол-во часов: 132
Учитель: Артемьева Т.А.
Учебный год: 2016 – 2017
Программа:
Программы начального общего образования «Школа России» Авторская программа М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степанова. Москва «Просвещение» 2011 г.
Учебник:
Моро М.И. Математика: учебник для 1 класса: в 2 частях / М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова – М.: Просвещение, 2016 г.
Тяглое Озеро, 2016 г.
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по математике и на основе авторской программы М.И.Моро, Ю.М.Колягиной, М.А.Бантовой «Математика».
Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- математическое развитие младшего школьника — формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаково-символического мышления), пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.);
- освоение начальных математических знаний — понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;
- воспитание интереса к математике, осознание возможностей и роли математики в познании окружающего мира, понимание математики как части общечеловеческой культуры, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Исходя из общих положений концепции математического образования, начальный курс математики призван решать следующие задачи:
- создать условия для формирования логического и абстрактного мышления у младших школьников на входе в основную школу как основы их дальнейшего эффективного обучения;
- сформировать набор необходимых для дальнейшего обучения предметных и общеучебных умений на основе решения как предметных, так и интегрированных жизненных задач;
- обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
- сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;
- сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;
- сформировать устойчивый интерес к математике на основе дифференцированного подхода к учащимся;
- выявить и развить математические и творческие способности на основе заданий, носящих нестандартный, занимательный характер.
Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.
Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.
Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.
  
Общая характеристика учебного предмета
Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.
Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией».
Арифметическим ядром программы является учебный материал, который, с одной стороны, представляет основы математической науки, а с другой — содержание, отобранное и проверенное многолетней педагогической практикой, подтвердившей необходимость его изучения в начальной школе для успешного продолжения образования.
Основа арифметического содержания — представления о натуральном числе и нуле, арифметических действиях (сложение, вычитание, умножение и деление). На уроках математики у младших школьников будут сформированы представления о числе как результате счёта, о принципах образования, записи и сравнения целых неотрицательных чисел. Учащиеся научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с целыми неотрицательными числами в пределах миллиона; узнают, как связаны между собой компоненты и результаты арифметических действий; научатся находить неизвестный компонент арифметического действия по известному компоненту и результату действия; усвоят связи между сложением и вычитанием, умножением и делением; освоят различные приёмы проверки выполненных вычислений. Младшие школьники познакомятся с калькулятором и научатся пользоваться им при выполнении некоторых вычислений, в частности при проверке результатов арифметических действий с многозначными числами.
Программа предусматривает ознакомление с величинами (длина, площадь, масса, вместимость, время) и их измерением, с единицами измерения однородных величин и соотношениями между ними.
Важной особенностью программы является включение в неё элементов алгебраической пропедевтики (выражения с буквой, уравнения и их решение). Как показывает многолетняя школьная практика, такой материал в начальном курсе математики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует более глубокому осознанию взаимосвязей между компонентами и результатом арифметических действий, расширяет основу для восприятия функциональной зависимости между величинами, обеспечивает готовность выпускников начальных классов к дальнейшему освоению алгебраического содержания школьного курса математики.
Особое место в содержании начального математического образования занимают текстовые задачи. Работа с ними в данном курсе имеет свою специфику и требует более детального рассмотрения.
Система подбора задач, определение времени и последовательности введения задач того или иного вида обеспечивают благоприятные условия для сопоставления, сравнения, противопоставления задач, сходных в том или ином отношении, а также для рассмотрения взаимообратных задач. При таком подходе дети с самого начала приучаются проводить анализ задачи, устанавливая связь между данными и искомым, и осознанно выбирать правильное действие для её решения. Решение некоторых задач основано на моделировании описанных в них взаимосвязей между данными и искомым.
Решение текстовых задач связано с формированием целого ряда умений: осознанно читать и анализировать содержание задачи (что известно и что неизвестно, что можно узнать по данному условию и что нужно знать для ответа на вопрос задачи); моделировать представленную в тексте ситуацию; видеть различные способы решения задачи и сознательно выбирать наиболее рациональные; составлять план решения, обосновывая выбор каждого арифметического действия; записывать решение (сначала по действиям, а в дальнейшем составляя выражение); производить необходимые вычисления; устно давать полный ответ на вопрос задачи и проверять правильность её решения; самостоятельно составлять задачи.
Работа с текстовыми задачами оказывает большое влияние на развитие у детей воображения, логического мышления, речи. Решение задач укрепляет связь обучения с жизнью, углубляет понимание практического значения математических знаний, пробуждает у учащихся интерес к математике и усиливает мотивацию к её изучению. Сюжетное содержание текстовых задач, связанное, как правило, с жизнью семьи, класса, школы, событиями в стране, городе или селе, знакомит детей с разными сторонами окружающей действительности; способствует их духовно-нравственному развитию и воспитанию: формирует чувство гордости за свою Родину, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру, природе, духовным ценностям; развивает интерес к занятиям в различных кружках и спортивных секциях; формирует установку на здоровый образ жизни.
При решении текстовых задач используется и совершенствуется знание основных математических понятий, отношений, взаимосвязей и закономерностей. Работа с текстовыми задачами способствует осознанию смысла арифметических действий и математических отношений, пониманию взаимосвязи между компонентами и результатами действий, осознанному использованию действий.
Программа включает рассмотрение пространственных отношений между объектами, ознакомление с различными геометрическими фигурами и геометрическими величинами. Учащиеся научатся распознавать и изображать точку, прямую и кривую линии, отрезок, луч, угол, ломаную, многоугольник, различать окружность и круг. Они овладеют навыками работы с измерительными и чертёжными инструментами (линейка, чертёжный угольник, циркуль). В содержание включено знакомство с простейшими геометрическими телами: шаром, кубом, пирамидой. Изучение геометрического содержания создаёт условия для развития пространственного воображения детей и закладывает фундамент успешного изучения систематического курса геометрии в основной школе.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Эти умения формируются как на уроках, так и во внеурочной деятельности — на факультативных и кружковых занятиях. Освоение содержания курса связано не только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и с созданием информационных объектов: стенгазет, книг, справочников. Новые информационные объекты создаются в основном в рамках проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.
Большое внимание в программе уделяется формированию умений сравнивать математические объекты (числа, числовые выражения, различные величины, геометрические фигуры и т. д.), выделять их существенные признаки и свойства, проводить на этой основе классификацию, анализировать различные задачи, моделировать процессы и ситуации, отражающие смысл арифметических действий, а также отношения и взаимосвязи между величинами, формулировать выводы, делать обобщения, переносить освоенные способы действий в изменённые условия.
Знание и понимание математических отношений и взаимозависимостей между различными объектами (соотношение целого и части, пропорциональные зависимости величин, взаимное расположение объектов в пространстве и др.), их обобщение и распространение на расширенную область приложений выступают как средство познания закономерностей, происходящих в природе и в обществе. Это стимулирует развитие познавательного интереса школьников, стремление к постоянному расширению знаний, совершенствованию освоенных способов действий.
Описание места предмета в учебном плане
На изучение математики в каждом классе начальной школы отводится по 4 ч в неделю. Курс рассчитан в 1 классе  — 132 ч (33 учебные недели)
Учебно-тематический план

п/п Тема (раздел) программы Количество часов Форма контроля
Проверочная работа Контрольная работа Проект
1 Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления .
8 1 2 Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация. 28 1 1
3 Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание.
56 1 4 Числа от 11 до 20. Нумерация 12 5 Табличное сложение и вычитание) 22 1 6 Повторение пройденного за год 6 1   ВСЕГО: 132 4 1 1
Содержание учебного предмета
Счёт предметов. Образование, название и запись чисел от 0 до 1 000 000. Десятичные единицы счёта. Разряды и классы. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.
Измерение величин. Единицы измерения величин: массы (грамм, килограмм, центнер, тонна); вместимости (литр), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).
Арифметические действия
Сложение, вычитание, умножение и деление. Знаки действий. Названия компонентов и результатов арифметических действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Взаимосвязь арифметических действий (сложения и вычитания, сложения и умножения, умножения и деления). Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком. Свойства сложения, вычитания и умножения: переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания. Числовые выражения. Порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий и правил о порядке выполнения действий в числовых выражениях. Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел, умножения и деления многозначных чисел на однозначное, двузначное и трёхзначное число. Способы проверки правильности вычислений (обратные действия, взаимосвязь компонентов и результатов действий, прикидка результата, проверка вычислений на калькуляторе).
Элементы алгебраической пропедевтики. Выражения с одной переменной вида a ± 28, 8 ∙ b, c : 2; с двумя переменными вида: a + b, а – b, a ∙ b, c : d (d ≠ 0), вычисление их значений при заданных значениях входящих в них букв. Использование буквенных выражений при формировании обобщений, при рассмотрении умножения 1 и 0 (1 ∙ а = а, 0 ∙ с = 0 и др.). Уравнение. Решение уравнений (подбором значения неизвестного, на основе соотношений между целым и частью, на основе взаимосвязей между компонентами и результатами арифметических действий).
Работа с текстовыми задачами
Задача. Структура задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задач.
Текстовые задачи, раскрывающие смысл арифметических действий (сложение, вычитание, умножение и деление). Текстовые задачи, содержащие отношения «больше на (в) …», «меньше на (в) …». Текстовые задачи, содержащие зависимости, характеризующие процесс движения (скорость, время, пройденный путь), расчёт стоимости товара (цена, количество, общая стоимость товара), расход материала при изготовлении предметов (расход на один предмет, количество предметов, общий расход) и др. Задачи на определение начала, конца и продолжительности события. Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.
Решение задач разными способами.
Представление текста задачи в виде рисунка, схематического рисунка, схематического чертежа, краткой записи, в таблице, на диаграмме.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше — ниже, слева — справа, за — перед, между, вверху — внизу, ближе — дальше и др.).
Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, угол, ломаная; многоугольник (треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат, пятиугольник и т. д.).
Свойства сторон прямоугольника.
Виды треугольников по углам: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Виды треугольников по соотношению длин сторон: разносторонний, равнобедренный (равносторонний).
Окружность (круг). Центр, радиус окружности (круга).
Использование чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль) для выполнения построений.
Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние геометрических тел: куб, пирамида, шар.
Геометрические величины
Геометрические величины и их измерение. Длина. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр). Соотношения между единицами длины. Перевод одних единиц длины в другие. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины. Периметр. Вычисление периметра многоугольника, в том числе периметра прямоугольника (квадрата).
Площадь. Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр). Точное и приближённое (с помощью палетки) измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника (квадрата).
Работа с информацией
Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; анализ и представление информации в разных формах: таблицы, столбчатой диаграммы. Чтение и заполнение таблиц, чтение и построение столбчатых диаграмм.
Интерпретация данных таблицы и столбчатой диаграммы.
Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, числовых выражений, геометрических фигур и др. по заданному правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма (плана) поиска информации.
Построение простейших логических высказываний с помощью логических связок и слов («верно/неверно, что …», «если …, то …», «все», «каждый» и др.).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ У учащегося будут сформированы:
начальные (элементарные) представления о самостоятельности и личной ответственности в процессе обучения математике;
начальные представления о математических способах познания мира;
начальные представления о целостности окружающего мира;
понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности (начальный этап) и того, что успех в учебной деятельности в значительной мере зависит от него самого;
проявление мотивации учебно-познавательной деятельности и личностного смысла учения, которые базируются на необходимости постоянного расширения знаний для решения новых учебных задач и на интересе к учебному предмету математика;
осваивать положительный и позитивный стиль общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома;
Учащийся получит возможность для формирования:
основ внутренней позиции школьника с положительным отношением к школе, к учебной деятельности (проявлять положительное отношение к учебному предмету «Математика», отвечать на вопросы учителя (учебника), участвовать в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности, осознавать суть новой социальной роли ученика, принимать нормы и правила школьной жизни, ответственно относиться к урокам математики (ежедневно быть готовым к уроку), бережно относиться к учебнику и рабочей тетради);
учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новых учебных и практических задач;
способности к самооценке результатов своей учебной деятельности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫРегулятивные
Учащийся научится:
понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем, на разных этапах обучения;
понимать и применять предложенные учителем способы решения учебной задачи;
принимать план действий для решения несложных учебных задач и следовать ему;
выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме;
осознавать результат учебных действий, описывать результаты действий, используя математическую терминологию;
осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя.
Учащийся получит возможность научиться:
понимать, принимать и сохранять различные учебно-познавательные задачи; составлять план действий для решения несложных учебных задач, проговаривая последовательность выполнения действий;
выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;
фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворенность/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью смайликов, разноцветных фишек и прочих средств, предложенных учителем), адекватно относиться к своим успехам и неуспехам, стремиться к улучшению результата на основе познавательной и личностной рефлексии.
Познавательные
Учащийся научится:
понимать и строить простые модели (в форме схематических рисунков) математических понятий и использовать их при решении текстовых задач;
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
проводить сравнение объектов с целью выделения их различных, различать существенные и несущественные признаки;
определять закономерность следования объектов и использовать ее для выполнения задания;
выбирать основания классификации объектов и проводить их классификацию (разбиение объектов на группы) по заданному или установленному признаку;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
иметь начальное представление о базовых межпредметных понятиях: число, величина, геометрическая фигура;
находить и читать информацию, представленную разными способами (учебник, справочник, аудио и видео материалы и др.);
выделять из предложенного текста (рисунка) информацию по заданному условию, дополнять ею текст задачи с недостающими данными, составлять по ней текстовые задачи с разными вопросами и решать их;
находить и отбирать из разных источников информацию по заданной теме.
Учащийся получит возможность научиться:
понимать и выполнять несложные обобщения и использовать их для получения новых знаний;
устанавливать математические отношения между объектами и группами объектов (практически и мысленно), фиксировать это в устной форме, используя особенности математической речи (точность и краткость) и на построенных моделях;
применять полученные знания в измененных условиях;
объяснять найденные способы действий при решении новых учебных задач и находить способы их решения (в простейших случаях);
выделять из предложенного текста информацию по заданному условию;
систематизировать собранную в результате расширенного поиска Информацию и представлять ее в предложенной форме.
Коммуникативные Учащийся научится:
задавать вопросы и отвечать на вопросы партнера;
воспринимать и обсуждать различные точки зрения и подходы к выполнению задания, оценивать их;
уважительно вести диалог с товарищами;
принимать участие в работе в паре и в группе с одноклассниками: определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы под руководством учителя;
понимать и принимать элементарные правила работы в группе: проявлять доброжелательное отношение к сверстникам, стремиться прислушиваться к мнению одноклассников и пр.;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную помощь.
Учащийся получит возможность научиться:
применять математические знания и математическую терминологию при изложении своего мнения и предлагаемых способов действий;
включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активности, в стремлении высказываться;
слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
аргументировано выражать свое мнение;
совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, проекта;
оказывать помощь товарищу в случаях затруднений;
признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫЧИСЛА И ВЕЛИЧИНЫ
Учащийся научится:
считать различные объекты (предметы, группы предметов, звуки, движения, слоги, слова и т.п.) и устанавливать порядковый номер того или иного предмета при указанном порядке счета;
читать, записывать, сравнивать (используя знаки сравнения «>», « <», « =», термины «равенство» и «неравенство») и упорядочивать числа в пределах 20;
объяснять, как образуются числа в числовом ряду, знать место числа 0; объяснять, как образуются числа второго десятка из одного десятка и нескольких единиц, и что обозначает каждая цифра в их записи;
выполнять действия нумерационного характера: 15 + 1, 18 – 1, 10 + 6, 12 – 10, 14 – 4;
распознавать последовательность чисел, составленную по заданному правилу; устанавливать правило, по которому составлена заданная последовательность чисел (увеличение или уменьшение числа на несколько единиц в пределах 20) и продолжать ее;
выполнять классификацию чисел по заданному или самостоятельно установленному признаку;
читать и записывать значения величины длины, используя изученные единицы измерения этой величины (сантиметр, дециметр)и соотношение между ними: 1 дм = 10 см.
Учащийся получит возможность научиться:
вести счет десятками;
обобщать и распространять свойства натурального ряда чисел на числа, большие двадцати.
АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ
Учащийся научится:
понимать смысл арифметических действий сложение и вычитание, отражать это на схемах и в математических записях с использованием знаков действий и знака равенства;
выполнять сложение и вычитание, используя общий прием прибавления (вычитания) по частям; выполнять сложение с применением переместительного свойства сложения;
выполнять вычитание с использованием знания состава чисел из двух слагаемых и взаимосвязи между сложением и вычитанием (в пределах 10);
объяснять прием сложения (вычитания) с переходом через разряд в пределах 20.
Учащийся получит возможность научиться:
выполнять сложение и вычитание с переходом через десяток в пределах 20;
называть числа и результат при сложении и вычитании, находить в записи сложения и вычитания значение неизвестного компонента;
проверять и исправлять выполненные действия.
РАБОТА С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИУчащийся научится:
решать задачи (в 1 действие), в том числе и задачи практического содержания;
составлять по серии рисунков рассказ с использованием математических терминов;
отличать текстовую задачу от рассказа; дополнять текст до задачи, вносить нужные изменения;
устанавливать зависимость между данными, представленными в задаче, и искомым, отражать ее на моделях, выбирать и объяснять арифметическое действие для решения задачи;
составлять задачу по рисунку, по схеме, по решению;
Учащийся получит возможность научиться:
составлять различные задачи по предлагаемым схемам и записям решения;
находить несколько способов решения одной и той же задачи и объяснять их;
отмечать изменения в решении при изменении вопроса задачи или ее условия и отмечать изменения в задаче при изменении ее решения;
решать задачи в 2 действия;
проверять и исправлять неверное решение задачи.
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫУчащийся научится:
понимать смысл слов (слева, справа, вверху, внизу и др.), описывающих положение предмета на плоскости и в пространстве, следовать инструкции, описывающей положение предмета на плоскости;
описывать взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве: слева, справа (левее – правее), вверху, внизу (выше – ниже), перед, за, между и др.;
находить в окружающем мире предметы (части предметов), имеющие форму многоугольника (треугольника, четырехугольника и т.д., круга);
распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, линии, прямая, отрезок, луч, ломаная, многоугольник, круг);
находить сходство и различие геометрических фигур (прямая, отрезок, луч).
Учащийся получит возможность научиться:
выделять изученные фигуры в более сложных фигурах (количество отрезков, которые образуются, если на отрезке поставить одну точку (две точки), не совпадающие с его концами.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ
Учащийся научится:
измерять (с помощью линейки) и записывать длину (предмета, отрезка), используя изученные единицы длины сантиметр и дециметр и соотношения между ними;
чертить отрезки заданной длины с помощью оцифрованной линейки;
выбирать единицу длины, соответствующую измеряемому предмету.
Учащийся получит возможность научиться:
соотносить и сравнивать величины (например, расположить в порядке убывания (возрастания) длины: 1 д, 8 см, 13 см).
РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙУчащийся научится:
читать небольшие готовые таблицы;
строить несложные цепочки логических рассуждений;
определять верные логические высказывания по отношению к конкретному рисунку.
Учащийся получит возможность научиться:
определять правило составления несложных таблиц и дополнять их недостающими элементами;
проводить логические рассуждения, устанавливая отношения между объектами и формулируя выводы.
Норма домашнего задания
Домашнее задание в 1 классе не задаётся.
Тематическое планирование
№ п/п
Раздел Наименование раздела/Тема урока
Элементы содержания Коды элементов содержания (КЭС) Виды учебной деятельности Вид/форма контроля
I четверть-36 ч. Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления – 8ч 1 Предмет «Математика». Счет предметов. Один, два, три… Порядковые числительные «первый, второй, третий…» Знакомство с учебным предметом, учебником, тетрадью. Счет предметов (реальных объектов, их изображений, моделей геометрических фигур и т.д.)
1.1, Называть числа в порядке их следования присчёте.
Отсчитывать из множества предметов заданное количество (8 – 10 отдельных предметов).
Сравнивать предметы по различным признакам. Текущий
2 Пространственные отношения «вверху», «внизу», «слева», «справа». Развитие пространственных представлений. 1.1, Местоположение предметов, взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве:
выше-ниже, слева-справа, левее-правее, сверху-снизу, между, за. Текущий
3 Временные отношения «раньше», «позже», «сначала», «потом». Упорядочивать события, располагая их в порядке следования (раньше, позже, еще позднее) 1.1, Исследовать предметы окружающего мира.
Характеризовать явления и события с использованием чисел и величин Текущий
4 Отношения «столько же», «больше», «меньше» Упорядочивать события, располагая их в порядке следования (раньше, позже, еще позднее) 1.1, Исследовать предметы окружающего мира.
Характеризовать явления и события с использованием чисел и величин Текущий
5 Сравнение групп предметов (на сколько больше? на сколько меньше») Сравнивать две группы предметов: объединяя предметы в пары и опираясь на сравнение чисел в порядке их следования при счете; делать вывод, в каких группах предметов поровну (столько же), в какой группе предметов больше (меньше) 1.1, Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному правилу.
Исследовать ситуации, требующие сравнения чисел
Текущий
6 Уравнивание предметов и групп предметов. Сравнивать две группы предметов: объединяя предметы в пары и опираясь на сравнение чисел в порядке их следования при счете. 1.1, Исследовать предметы окружающего мира.
Исследовать ситуации, требующие сравнения чисел Текущий
7 Закрепление знаний по теме «Сравнение предметов и групп предметов.» Местоположение предметов, взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве.
Упорядочивать события. 1.1, Исследовать ситуации, требующие сравнения чисел. Текущий
8 Закрепление знаний по теме «Сравнение предметов и групп предметов» Проверочная работа. Повторение способов сравнения и уравнения предметов. 1.1, Сравнивать две группы предметов: объединяя предметы в пары и опираясь на сравнение чисел в порядке их следования при счете Текущий
Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация – 28ч 9 Много. Один. Цифра 1 Создать условие для ознакомления с числом 1 и его графич. записью, сравнивать «один» и «много». 1.1, Уметь считать предметы по одному, парами, устанавливать порядковый номер объекта Текущий
10 Числа 1, 2. Цифра 2 Создать условие для ознакомления с числом 2 и его графич. записью 2. научить писать цифру 2. 1.1, Составлять модель числа.
Наблюдать: устанавливать закономерности в числовой последовательности
Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному правилу Текущий
11 Числа 1, 2, 3. Цифра 3 Создать условие для ознакомления с числом 3 и его графич. записью 3. научить писать цифру 3. 1.1, Составлять модель числа.
Наблюдать: устанавливать закономерности в числовой последовательности Текущий
12 Знаки «плюс» (+), «минус» (-), «равно» (=). Составление и чтение равенств. Совершенствование знаний о числовом ряде,
знакомство со знаками +, -, =.
введение понятий прибавить, вычесть, получится 1.1, Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному правилу.
Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия сложения, вычитания Текущий
13 Числа 1, 2, 3, 4. Цифра 4 Расширение числового ряда: знакомство с натуральным числом 4 и запись его цифрой. 1.1, Составлять модель числа.
Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному правилу. Текущий
14 Отношения «длиннее», «короче». Упорядочивать объекты по длине (на глаз, наложением, с использованием мерок). 1.1, Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия сложения, вычитания Текущий
15 Числа 1, 2, 3, 4, 5. Цифра 5 Расширение числового ряда: знакомство с натуральным числом 5 и запись его цифрой. 1.1, Составлять модель числа.
Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному правилу. Составлять модель числа. Текущий
16 Состав числа 5. Обобщение знаний о числовом ряде:
1 2 3 4 5,
отработка навыка письма соответствующих цифр,
обучение представлению числа в виде двух частей. 1.1, Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному правилу.
Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия сложения, вычитания Текущий
17 Закрепление и обобщение знаний по теме «Числа 1-5. Состав чисел 2-5» Проверить знания состава чисел, навык прямого и обратного счета (от1 до 5 и то5 до1), учить чертить многоугольники по линейке 1.1, Уметь чертить многоугольники по линейке, пользоваться линейкой. Текущий
18 Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Знакомство с новыми геометрическими объектами: точкой, прямой, кривой 7.1.3, Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов в пространстве и на плоскости Текущий
19 Ломаная линия. Звено ломаной. Знакомство с ломаной линией, её элементами: звено ломаной, вершины;
составление математического рассказа по схеме, математическая запись 7.1.3 Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов в пространстве и на плоскости. Текущий
20 Состав чисел 2-5. Проверить знания состава чисел, навык прямого и обратного счета (от 1 до 5 и то5 до1), закрепить знания об отрезке. 1.1, Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному правилу.
Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия сложения, вычитания Текущий
21 Знаки сравнения «больше», «меньше», «равно». Введение новых знаков:
«=», «<», «>» 1.1, Исследовать ситуации, требующие сравнения чисел Текущий
22 «Равенство», «неравенство». Введение понятий: равенство и неравенство,
соответствующих знаков. 3.2.1, Исследовать ситуации, требующие сравнения чисел Текущий
23 Многоугольники. Введение нового геометрического объекта - многоугольник 7.3.5, Изготавливать (конструировать) модели геометрических фигур Текущий
24 Числа 1, 2, 3, 4, 5, 6. Цифра 6. Расширение числового ряда: знакомство с натуральным числом 6 и запись его цифрой. 1.1, Составлять модель числа.
Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному правилу. Составлять модель числа. Текущий
25 Числа 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7. Цифра 7. Последовательность натуральных чисел от 1 до 7. 1.1, Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия сложения, вычитания. Текущий
26 Числа 8-9. Цифра 8 Название и запись цифрой натуральных чисел от 1 до 8. 1.1, Составлять модель числа. Текущий
27 Числа 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Цифра 9. Состав числа 9. Письмо цифры 9 1.1, Составлять модель числа. Текущий
28 Число 10 Названия, последовательность и запись цифрами натуральных чисел от 0 до 10. 1.1, Сравнивать числа по разрядам Текущий
29 Число 1-10 Обобщить знания о числах 1-10 формирование умения составлять равенства и неравенства, проверка знаний состава чисел. 1.1, Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия сложения, вычитания. Текущий
30 Наши проекты. Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках. Последовательность натуральных чисел от 1 до 10
Числа в загадках, пословицах и поговорках. 1.1, Сравнивать числа по разрядам.
Составлять модель числа
Собирать и классифицировать информацию по разделам (загадки, пословицы и поговорки)
Работать в группе: планировать работу, распределять работу между членами группы. Совместно оценивать результат работы. Текущий
31 Сантиметр – единица измерения длины. Единица измерения длины: сантиметр. Получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу. 1.5.1 Анализировать житейские ситуации, требующие умения находить геометрические величины (планировка, разметка).
Классифицировать (объединять в группы) геометрические фигуры Текущий
32 Увеличение и уменьшение чисел. Измерение длины отрезков с помощью линейки. Получение числа вычитанием 1 из числа, непосредственно следующего за ним при счете, развивать навык измерения длинны отрезков, увеличивать и уменьшать на 1. 1.1, 1.5.1 Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения.
Устанавливать закономерности в числовой последовательности. Текущий
33 Число 0. Цифра 0 Развитие навыков сложения и вычитания с числом 0, закрепление знаний состава чисел. 1.1.2, Характеризовать явления и события с использованием чисел и величин. Текущий
34 Сложение с нулём. Вычитание нуля. Познакомить с выражением вида □ +0, □ –0, закрепить, что при вычитании из числа его самого получается нуль. 1.1.2, Сравнивать числа по разрядам.
Составлять модель числа, при вычитании из числа его самого получается нуль. Текущий
35 Закрепление знаний по теме «Числа 1-10 и число)». Знать состав чисел, формировать умение сравнивать числа и число с числовым выражением. 1.1.2 Сравнивать числа по разрядам.
Составлять модель числа. Текущий
36 Проверочная работа по теме «Числа 1-10 и число 0» Проверить, как учащиеся усвоили тему теме «Числа 1-10 и число 0»; прививать навык самостоятельной работы. 1.1.2 Уметь самостоятельно выполнять задания. Текущий
II четверть – 28 ч. Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание (56 ч) 37 Прибавить и вычесть число 1. Арифметические действия с числами Приёмы вычислений: □ +1, □ –1. 1.1.2 Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения Текущий
38 Прибавить число 2. Создать условие для изучения случаев вида □ +2; формовать умения измерять и сравнивать отрезки заданной длинны. 1.1.2 Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения Текущий
39 Вычесть число 2. Создать условие для изучения случаев вида □ -2; формирование умения сравнивать число и числовое выражение. 1.1.2 Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия (сложения, вычитания) Текущий
40 Прибавить и вычесть число 2. Создать условия для ознакомления с примерами вида □ +2, □ -2, закрепление навыков счета. 1.1.2 Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения Текущий
41 Слагаемые. Сумма. Слагаемые. Сумма. Использование терминов при чтении записей 1.1.2 Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия (сложения, вычитания) Текущий
42 Задача. Решение текстовых задач арифметическим способом. 1.1, Объяснять выбор арифметических действий для решения.
Текущий
43 Составление и решение задач. Выделять составные части задачи, развитие навыка счета. 1.1, 3.3 Объяснять выбор арифметических действий для решения.
Текущий
44 Прибавить и вычесть число 2. Составление и решение задач. Арифметические действия с числами. Решение текстовых задач 1.1, 3.3.1 Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный
Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения Текущий
45 Закрепление знаний по теме «прибавить и вычесть число 2». Решение текстовых задач. 1.1.2 Объяснять выбор арифметических действий для решения.
Текущий
46 Решение задач и числовых выражений. Текст задачи и выбирать знак действия в зависимости от вопроса, составлять задачи по данной схеме. 3.3.1 Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный
Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения Текущий
47 Решение задач и числовых выражений. Решение текстовых задач арифметическим способом. Счет предметов. Таблица сложения однозначных чисел.
1.1.2, 3.3.1 Объяснять выбор арифметических действий для решения.
Текущий
48 Обобщение и закрепление знаний по теме «Прибавить и вычесть число 2». Решение текстовых задач арифметическим способом. Счет предметов. Таблица сложения однозначных чисел. Отношение «больше на», «меньше на» 1.1.2, 3.3.1 Выполнять задания творческого и поискового характера, применяя знания и способы действия в измененных условиях Текущий
49 Обобщение и закрепление знаний по теме «Прибавить и вычесть число 2». Решение текстовых задач арифметическим способом. Счет предметов. Таблица сложения однозначных чисел. Отношение «больше на», «меньше на». 1.1.2, 3.3.1 Выполнять задания творческого и поискового характера, применяя знания и способы действия в измененных условиях Текущий
50 Прибавить и вычесть число 3. Приёмы вычислений: □ +3, □- 3 (при сложении – прибавление числа по частям, перестановка чисел). 1.1.2, Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный
Текущий
51 Прибавить и вычесть число 3. Закрепление изученного материала. Решение текстовых задач в одно действие на сложение (на примере краеведческого материала). 1.1.2, Объяснять выбор арифметических действий для решения.
Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный
Текущий
52 Прибавить и вычесть число 3. Приёмы вычислений: □ +3, □- 3 (при сложении – прибавление числа по частям, перестановка чисел). Уметь сравнивать длину отрезков и чертить отрезки заданной длинны. 1.1.2, Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный
Текущий
53 Прибавить и вычесть число 3. Закрепление изученного материала. Решение текстовых задач в одно действие на сложение (на примере краеведческого материала). 1.1.2, Объяснять выбор арифметических действий для решения.
Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный
Текущий
54 Состав чисел 7, 8, 9, 10. Связь чисел при сложении и вычитании. Решение задач арифметическим способом. Арифметические действия с числами. Решение задач в одно действие на сложение и вычитание. 1.1.2, Объяснять выбор арифметических действий для решения.
Контролировать: обнаруживать и устранять ошибки логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислении) характера Текущий
55 Прибавить и вычесть число 3. Приёмы вычислений: □ +3, □- 3 (при сложении – прибавление числа по частям, перестановка чисел). Уметь сравнивать длину отрезков и чертить отрезки заданной длины. 1.1.2, Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный
Текущий
56 Прибавить и вычесть число 3. Решение задач. Решение задач арифметическим способом. Арифметические действия с числами. 1.1.2, Объяснять выбор арифметических действий для решения.
Контролировать: обнаруживать и устранять ошибки логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислении) характера. Текущий
57 Закрепление и обобщение знаний по теме: «Прибавить и вычесть число 3». Сложение и вычитание чисел, использование соответствующих терминов.
Задания творческого и поискового характера. 1.1.2, Выполнять задания творческого и поискового характера, применяя знания и способы действия в измененных условиях.
Контролировать: обнаруживать и устранять ошибки логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислении) характера Текущий
58 Обобщение и закрепление знаний по теме «Сложение и вычитание вида □+-1,□+-2, □+-3» Создать условие для обобщения знаний по теме. Сложение и вычитание вида □+-1,□+-2, □+-3, развитие навыка счета.
1.1.2 Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия (сложения, вычитания).
Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный. Текущий
59 Решение задач изученных видов. Проверочная работа. Решение задач арифметическим способом. Арифметические действия с числами. 1.1.2 Объяснять выбор арифметических действий для решения.
Контролировать: обнаруживать и устранять ошибки логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислении) характера Текущий
60 Обобщение и закрепление знаний по теме «Сложение и вычитание вида □+-1,□+-2, □+-3» Создать условие для обобщения знаний по теме. Сложение и вычитание вида □+-1,□+-2, □+-3, развитие навыка счета.
1.1.2 Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия (сложения, вычитания).
Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный. Текущий
61 Сложение и вычитание чисел первого десятка. Состав чисел 5, 6, 7, 8, 9, 10. Закрепить состав изученных чисел, развитие умения решать задачи изученных видов. 1.1.2 Использовать геометрические образы для решения задачи.
Выполнять краткую запись разными способами, в том числе с помощью геометрических образов (отрезок, прямоугольник и др.).
Объяснять выбор арифметических действий для решения Текущий
62 Решение задач на увеличение числа на несколько единиц. Развитие навыка счета. Приёмы вычислений: прибавление (вычитание) числа по частям, вычитание на основе знания соответствующего случая сложения. Арифметические действия с числами. 3.3.1 Объяснять выбор арифметических действий для решения.
Контролировать: обнаруживать и устранять ошибки логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислении) характера Текущий
63 Решение числовых выражений. Закрепить состав изученных чисел, развивать навык счета.
1.1.2 Сложение и вычитание чисел, использование соответствующих терминов. Текущий
64 Прибавить и вычесть число 4. Приёмы вычислений: □ + 4 (при вычитании: вычитание числа по частям и вычитание на основе знания соответствующего сложения). 1.1.2 Приёмы вычислений: прибавление (вычитание) числа по частям, вычитание на основе знания соответствующего случая сложения. Текущий
65 Решение задач и выражений. Уметь прибавлять и вычитать 4, закрепить знания состава чисел первого десятка, решать задачи изученных видов. 3.3.1, 1.1.2 Наблюдать: устанавливать закономерности в числовой последовательности, составлять числовую последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу. Текущий
III четверть – 36 ч. 66 Сравнение чисел. Задачи на сравнение. Познакомить с задачами на сравнение, развивать умение находить, на сколько одно число больше или меньше другого. 3.3.1 Моделировать изученные арифметические зависимости Текущий
67 Сравнение чисел. Решение задач на сравнение. Решать задачи на сравнение, развивать умение находить, на сколько одно число больше или меньше другого. 3.3.1, 1.1.2 Моделировать изученные арифметические зависимости Текущий
68 Прибавить и вычесть число 4. Решение задач. Составление таблицы: □ + 4 (соответствующие случаи вычитания). 1.1.2 Знать таблицу сложения однозначных чисел,
составлять числовую последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу. Текущий
69 Прибавить и вычесть числа 1, 2, 3, 4. Решение задач. Закрепить умения прибавлять и вычитать 1, 2, 3, 4 разными способами. 1.1.2, Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия (сложения, вычитания)
Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения Текущий
70 Перестановка слагаемых. Ввести правило перестановки слагаемы. 1.1.2, Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный.
Прогнозировать результат вычислений Текущий
71 Перестановка слагаемых. Прибавить числа 5, 6, 7, 8, 9. Переместительное свойство сложения и его применение для случаев: □ + 5, 6, 7, 8, 9. 1.1.2, Уметь пользоваться переместительным свойством сложения. Текущий
72 Перестановка слагаемых. Прибавить числа 5, 6, 7, 8, 9. Составление таблицы сложения. Научить составлять таблицы: □ + 5, 6, 7, 8, 9. Приемы вычислений: прибавление числа по частям. 1.1.2 Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения.
Уметь пользоваться переместительным свойством сложения. Текущий
73 Состав чисел первого десятка. Последовательность натуральных чисел от 1 до 10.
Сложение и вычитание чисел, использование соответствующих терминов. 1.1.2 Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный.
Прогнозировать результат вычислений Текущий
74 Состав числа 10. Решение задач. Закрепить состав числа 10. Таблица сложения однозначных чисел. Сложение и вычитание чисел, использование соответствующих терминов. Отношения «больше на…», «меньше на…». 1.1.2 Контролировать и осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия.
Текущий
75 Решение задач и выражений. Название компонентов и результата действия сложения. Вычитание на основе знания соответствующих случаев сложения. 3.3.1 Использовать различные приемы проверки правильности нахождения значения числового выражения (с опорой на правило установления порядка действий, алгоритмы выполнения арифметических действий, прикидку результата). Прогнозировать результат вычислений Текущий
76 Обобщение и закрепление знаний по теме «Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание». Построение геометрических фигур по заданным условиям,
выполнять задания творческого и поискового характера. 1.1.2, 3.3.1 Объяснять выбор арифметических действий для решения.
Наблюдать за изменением решения задачи при изменении её условия.
Контролировать: обнаруживать и устранять ошибки логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислении) характера Текущий
77 Обобщение и закрепление знаний по теме «Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание». Закрепить состав числа 10. Таблица сложения однозначных чисел. Сложение и вычитание чисел, использование соответствующих терминов. 1.1.2 Контролировать и осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия.
Текущий
78 Связь между суммой и слагаемыми. Название компонентов и результата действия сложения. Вычитание на основе знания соответствующих случаев сложения. 1.1.2 Моделировать изученные арифметические зависимости.
Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия (сложения, вычитании). Текущий
79 Связь между суммой и слагаемыми. Название компонентов и результата действия сложения. Вычитание на основе знания соответствующих случаев сложения. 1.1.2, 3.3.1 Моделировать изученные арифметические зависимости.
Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия (сложения, вычитании). Текущий
80 Решение задач и выражений. Название компонентов и результата действия сложения. Вычитание на основе знания соответствующих случаев сложения. 1.1.2, 3.3.1 Использовать различные приемы проверки правильности нахождения значения числового выражения (с опорой на правило установления порядка действий, алгоритмы выполнения арифметических действий, прикидку результата). Прогнозировать результат вычислений Текущий
81 Название чисел при вычитании. Название компонентов и результатов вычитания. Их использование при чтении и записи числовых выражений. 1.1.2, 3.3.1 Моделировать изученные арифметические зависимости.
Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия (сложения, вычитания) Текущий
82 Вычитание из чисел 6, 7. Приёмы вычислений: 6 -□, 7 -□ Состав чисел 6, 7.
1.1.2, 3.3.1 Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения. Текущий
83 Вычитание из чисел 6, 7. Связь между суммой и слагаемыми. Таблица сложения однозначных чисел. Приёмы вычислений: вычитание по частям. 1.1.2, 3.3.1 Выполнять краткую запись разными способами, в том числе с помощью геометрических образов (отрезок, прямоугольник и др.).
Презентовать различные способы рассуждения (по вопросам, с комментированием). Текущий
84 Вычитание из чисел 8, 9. Познакомить с вычитанием вида:
8 - □, 9 – □. 1.1.2, 3.3.1 Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения.
Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия (сложения, вычитания) Текущий
85 Вычитание из чисел 8, 9. Решение задач. Приёмы вычислений: вычитание по частям Решение текстовых задач арифметическим способом. 1.1.2, 3.3.1 Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный.
Прогнозировать результат вычислений Текущий
86 Вычитание из числа 10 Вычитание вида:
10 – □. 1.1.2, 3.3.1 Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный.
Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия (сложения, вычитания). Текущий
87 Вычитание из чисел 8, 9, 10. Связь сложения и вычитания. Вычитание на основе знания соответствующих случаев сложения. Приёмы вычислений: вычитание по частям 1.1.2, 3.3.1 Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный.
Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия (сложения, вычитания). Текущий
88 Единицы массы - килограмм. Единица измерения массы: килограмм. Установление зависимости между величинами. 1.1.2, 1.5.1 Исследовать ситуации, требующие сравнения чисел и величин, их упорядочения. Текущий
89 Единица вместимости -литр. Единица измерения вместимости: литр. Установление зависимости между величинами. 1.1.2, 1.5.1 Исследовать ситуации, требующие сравнения чисел и величин, их упорядочения. Текущий
90 Закрепление знаний по теме «сложение и вычитание чисел первого порядка». Название компонентов и результата действия сложения. Вычитание на основе знания соответствующих случаев сложения. 1.1.2, 3.3.1 Моделировать изученные арифметические зависимости.
Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия (сложения, вычитании). Текущий
91 Закрепление знаний по теме «сложение и вычитание чисел первого порядка». Название компонентов и результата действия сложения. Вычитание на основе знания соответствующих случаев сложения. Решение задач на нахождение числа, которое на несколько единиц больше (или меньше) данного (на примере краеведческого материала. 1.1.2, 3.3.1 Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения. Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия. Текущий
92 Проверочная работа по теме «сложение и вычитание чисел первого порядка». Сложение и вычитание чисел, использование соответствующих терминов. 1.1.2, 3.3.1 Контролировать и оценивать свою работу и ее результат. Текущий
Числа от 11 до 20. Нумерация (12ч) 93 Устная нумерации в пределах 20. Создать условия для ознакомления с десятком как с новой единицей счета; как образуются числа второго десятка. 1.1,
1.1.2 Характеризовать явления и события с использованием чисел и величин.
Объяснять выбор арифметических действий для решения. Текущий
94 Устная нумерации в пределах 20. Создать условия для ознакомления с десятком как с новой единицей счета; как образуются числа второго десятка. 1.1,
1.1.2 Характеризовать явления и события с использованием чисел и величин.
Объяснять выбор арифметических действий для решения. Текущий
95 Письменная нумерация чисел от 11 до 20. Названия и последовательность натуральных чисел от 10 до 20 в десятичной системе счисления. Разряды двузначных чисел. Десятичный состав чисел от 11 до 20. 1.1,
1.1.2 Составлять модель числа.
Сравнивать числа по классам.
Текущий
96 Единица длины - дециметр. Единица измерения длины – дециметр. Построение отрезков заданной длины. 1.1,
1.1.2 Характеризовать свойства геометрических фигур Текущий
97 Сложение и вычитание в пределах 20. Без перехода через десяток. Сложение и вычитание чисел, основанное на знании разрядного состава чисел. 1.1,
1.1.2 Сравнивать числа по разрядам.
Наблюдать: устанавливать закономерности в числовой последовательности, составлять числовую последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу. Текущий
98 Сложение и вычитание в пределах 20. Названия и последовательность натуральных чисел от 10 до 20 в десятичной системе счисления. Разряды двузначных чисел. Сложение и вычитание чисел, основанное на знании разрядного состава чисел. 1.1,
1.1.2 Сравнивать числа по разрядам.
Наблюдать: устанавливать закономерности в числовой последовательности, составлять числовую последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу. Текущий
99 Закрепление знаний по теме « Сложение и вычитание в пределах 20.». Решение задач на нахождение остатка; сравнение чисел. Сложение и вычитание чисел, основанное на знании разрядного состава чисел. 1.1,
1.1.2 Сравнивать числа по разрядам.
Наблюдать: устанавливать закономерности в числовой последовательности, составлять числовую последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу. Текущий
100 Закрепление знаний по теме « Сложение и вычитание в пределах 20.» Работа на вычислительной машине, выполняющей вычисление значения числового выражения в два действия; цепочка. 1.1,
1.1.2 Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в измененных условиях. Текущий
IV четверть – 32 ч. 101 Решение задач и выражений. Сравнение именованных чисел. Решение задач в одно действия на сложение и вычитание. 1.1,
1.1.2 Планировать решение задачи. Выбирать наиболее целесообразный способ решения текстовой задачи.
Объяснять выбор арифметических действий для решения задачи Текущий
102 Решение задач и выражений. Сложение однозначных чисел, сумма которых больше, чем 10, с использованием изученных приемов вычислений. 1.1,
1.1.2
3.3.1 Составлять модель числа.Сравнивать числа по классам.
Текущий
103 Знакомство с составными задачами. Ознакомление с задачами в два действия. Решение задач в одно-два действия на сложение и вычитание. 1.1,
1.1.2
3.3.1 Сравнивать числа по разрядам.
Наблюдать: устанавливать закономерности в числовой последовательности, составлять числовую последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу. Текущий
104 Составные задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом с опорой на краткую запись. 1.1,
1.1.2
3.3.1 Объяснять выбор арифметических действий для решения.
Текущий
Табличное сложение и вычитание (22ч) 105 Сложение однозначных чисел с переходом через десяток. Сложение однозначных чисел, сумма которых больше, чем 10, с использованием изученных приемов вычислений. 1.1,
1.1.2
3.3.1 Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный.
Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия Текущий
106 Случаи сложения: □ +2, □ +3. Сложение вида: □ +2, □ +3. 1.1,
1.1.2
3.3.1 Моделировать ситуации, иллюстрирующие математическое действие и ход его выполнения.
Контролировать и осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения арифметического действия. Текущий
107 Случаи сложения: □ +4. Таблица сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания, сложения: □ +4. 1.1,
1.1.2
3.3.1 Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный.
Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия. Текущий
108 Случаи сложения: □ +5. Решение примеров вида: □ +5, 1.1,
1.1.2
3.3.1 Моделировать ситуации, иллюстрирующие математическое действие и ход его выполнения.
Контролировать и осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения арифметического действия Текущий
109 Случаи сложения: □ +6. Случаи сложения: □ +6.Таблица сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания 1.1,
1.1.2
3.3.1 Объяснять выбор арифметических действий для решения.
Текущий
110 Случаи сложения: □ +7. Приём сложения вида: □ +7.Сложение однозначных чисел, сумма которых больше, чем 10, с использованием изученных приемов вычислений 1.1,
1.1.2
3.3.1 Объяснять выбор арифметических действий для решения.
Текущий
111 Случаи сложения: □ +8, □ +9. Сложение вида: □ + 8, □ + 9. 1.1,
1.1.2
3.3.1 Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный.
Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия. Текущий
112 Таблица сложения. Таблица сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания. 1.1,
1.1.2
3.3.1 Моделировать ситуации, иллюстрирующие математическое действие и ход его выполнения.
Контролировать и осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения арифметического действия. Текущий
113 Решение задач и выражений. Решение задач в одно – два действия на сложение и вычитание. Общие приёмы вычитания с переходом через десяток. Характеризовать явления и события с использованием чисел и величин.
Объяснять выбор арифметических действий для решения. Текущий
114 Закрепление знаний по теме «Табличное сложение». Работа на вычислительной машине, выполняющей вычисление значения числового выражения в два действия; цепочка. 1.1,
1.1.2
3.3.1 Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия.
Контролировать и осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения арифметического действия. Текущий
115 Приём вычитания с переходом через десяток. Познакомить с общим приёмом вычитания однозначного числа из двузначного с переходом через десяток; закрепление умений решать задачи и выражения изученных видов. 1.1,
1.1.2
3.3.1 Объяснять выбор арифметических действий для решения.
Текущий
116 Случаи вычитания:
11-□. Таблица сложения однозначных чисел. Разряды двузначных чисел. Прием вычитания числа по частям. Случаи вычитания:
11-□. 1.1,
1.1.2
3.3.1 Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный.
Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия. Текущий
117 Случаи вычитания:
12-□. Таблица сложения однозначных чисел. Разряды двузначных чисел. Прием вычитания числа по частям. Случаи вычитания: 12-□, закрепление умений решать задачи и выражения изученных видов. 1.1,
1.1.2
3.3.1 Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия.
Контролировать и осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения арифметического действия. Текущий
118 Случаи вычитания:
13-□. Решение текстовых задач арифметическим способом с опорой на краткую запись. 1.1,
1.1.2
3.3.1 Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия.
Текущий
119 Случаи вычитания: 14-□. Таблица сложения однозначных чисел. Разряды двузначных чисел. Прием вычитания числа по частям. Случаи вычитания: 14-□, закрепление умений решать задачи и выражения изученных видов. 1.1,
1.1.2
3.3.1 Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный.
Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия. Текущий
120 Случаи вычитания: 15-□. Решение текстовых задач арифметическим способом с опорой на краткую запись. 1.1,
1.1.2
3.3.1 Прогнозировать результат вычислений.
Использовать различные приемы проверки правильности нахождения значения арифметического действия. Текущий
121 Случаи вычитания: 16-□. Таблица сложения однозначных чисел. Разряды двузначных чисел. Прием вычитания числа по частям. Случаи вычитания: 16-□, закрепление умений решать задачи и выражения изученных видов. 1.1,
1.1.2
3.3.1 Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия.
Текущий
122 Случаи вычитания: 17-□, 18-□. Таблица сложения однозначных чисел. Разряды двузначных чисел. Прием вычитания числа по частям. Знать Случаи вычитания: 17-□, 18-□. 1.1,
1.1.2
3.3.1 Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный.
Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия. Текущий
123 Случаи вычитания: 17-□, 18-□. Знать Случаи вычитания: 17-□, 18-□.
Таблица сложения однозначных чисел. Разряды двузначных чисел. Прием вычитания числа по частям. Объяснять выбор арифметических действий для решения.
Текущий
124 Закрепление знаний по теме «Табличное сложение и вычитание». Знать общий приём вычитания однозначного числа из двузначного с переходом через десяток; закрепление умений решать задачи и выражения изученных видов. 1.1,
1.1.2
3.3.1 Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный.
Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия. Текущий
125 Закрепление и обобщение знаний по теме «Табличное сложение и вычитание». Решение текстовых задач арифметическим способом. Знать общий приём вычитания однозначного числа из двузначного с переходом через десяток 1.1,
1.1.2
3.3.1 Моделировать ситуации, иллюстрирующие математическое действие и ход его выполнения.
Контролировать и осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения арифметического действия. Текущий
126 Проверочная работа «Табличное сложение и вычитание». Уметь решать задачи изученных типов, сравнивать величины, натуральный ряд чисел до 20. 1.1,
1.1.2
3.3.1 Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в измененных условиях. Текущий
Повторение пройденного за год (6ч) 127 Обобщение знаний по теме «Задачи на нахождение суммы и разности» . Повторение. Задачи на нахождение суммы и разности, увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. 1.1,
1.1.2
3.3.1 Характеризовать явления и события с использованием чисел и величин.
Объяснять выбор арифметических действий для решения. Текущий
128 Контрольная работа по теме «Таблица сложения однозначных чисел» Таблица сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания. Установка зависимости между величинами. Решение текстовых задач арифметическим способом 1.1,
1.1.2
3.3.1 Планировать решение задачи, выбирать наиболее целесообразный способ решения текстовой задачи.
Использовать геометрические способы решения задачи. Текущий
129 Закрепление по теме «Приёмы сложения и вычитания с переходом через десяток». Работа над ошибками. 1.1,
1.1.2
3.3.1 Исследовать ситуации, требующие сравнения чисел и величин, их упорядочения. Текущий
130 Закрепление по теме «Приёмы сложения и вычитания с переходом через десяток». Повторение. Приёмы сложения и вычитания с переходом через десяток. 1.1,
1.1.2
3.3.1 Самостоятельно выбирать способ решения задачи.
Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный. Текущий
131 Обобщение знаний по темам, изученным в первом классе. Таблица сложения однозначных чисел. Разряды двузначных чисел. Прием вычитания числа по частям. 1.1,
1.1.2
3.3.1 Планировать решение задачи, выбирать наиболее целесообразный способ решения текстовой задачи.
Использовать геометрические способы решения задачи. Текущий
132 Обобщение знаний по темам, изученным в первом классе. Таблица сложения однозначных чисел. Разряды двузначных чисел. Прием вычитания числа по частям. 1.1,1.1.2,3.3.1 Исследовать ситуации, требующие сравнения чисел и величин, их упорядочения. Итоговый
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Литература
Математика. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: 2 ч., М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова.- М.: Просвещение, 2011.
Рабочая тетрадь к учебнику «Математика» для 1 класса авт. М. И. Моро, С.И. Волкова.- М.:«Просвещение», 2011.
Сборник рабочих программ по программе «Школа России» 1-4 классы: пособия для учителей общеобразовательных учреждений/ С.В. Анащенкова (и др.), Математика М.И. Моро (и др.), М.: «Просвещение», 2011.
Рабочие программы по системе учебников «Школа России», Математика М.И.Моро, С.И.Волковой, С.В. Степанова, 1 класс, авт. Э.Н. Золотухина, В.А.Попова, Л.Ф. Костюмина, А.В.Коровина, издательство «Учитель», 2012.
Поурочные разработки по «Математике» для 1 класса, авт. Е.П. Сефилова, Е.А. Поторочина, издательство «Вако» Москва, 2003.
Информационно- коммуникативные средства.
Математика: электронное приложение к учебнику М.И. Моро, С.И. Волковой, С.В. Степановой (CD).
Наглядные пособия.
Объекты, предназначенные для демонстрации счёта: от 1 до 10; от 1 до 20; от 1 до 100
Наглядные пособия для изучения состава чисел (в том числе числовые карточки и знаки отношений).
Демонстрационные измерительные инструменты и приспособления (размеченные и неразмеченные линейки, циркули, наборы угольников, мерки).
Демонстрационные пособия для изучения геометрических фигур: модели геометрических фигур и тел, развёртки геометрических тел.
Учебно-практическое оборудование
Объекты (предметы для счёта).
Пособия для изучения состава чисел.
Пособия для изучения геометрических величин, фигур, тел.
Материально – технические средства.
Компьютерная техника, эспозиционный экран, аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором крепления приспособлений для крепления пособий.
Электронные ресурсы
http://pedsovet.su/ http://interaktiveboard.ruwww.openclass.ru www.videouroki.netwww. multiurok.ru www. Infourok.ru
www.metodisty.ru www .Конспекты- уроков.рф
http://www.proshkolu.ru/